Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:16, реферат
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов.
Глава 1 Научно-методические принципы подбора персонала.
1. Системный подход к организации подбора персонала.
2. Профессиография в подборе персонала.
Глава 2 Подбор и приём на работу.
1. Планирование кадров.
2. Подбор кандидатов.
3. Методы подбора персонала на вакантные должности.
4. Отбор персонала в организацию.
Глава 3 Как пройти интервью. Практические рекомендации.
Заключение
Литература
С о д е р ж а н и е:
Введение.
Глава 1 Научно-методические принципы
подбора персонала.
1. Системный подход к
2. Профессиография в подборе персонала.
Глава 2 Подбор и приём на работу.
1. Планирование кадров.
2. Подбор кандидатов.
3. Методы подбора персонала на вакантные должности.
4. Отбор персонала в организацию.
Глава 3 Как пройти интервью. Практические
рекомендации.
Заключение
Литература
В в е д е н и е
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей, обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов. С развитием научно-технического прогресса и усложнением организаций во второй половине ХХ века расширились функции этих отделов – администрирование льгот и поддержание отношений с профсоюзами, дополнилось подбором, обучением и развитием персонала, созданием систем компенсации, развития карьеры, коммуникации, и значительно выросло их значение для организации.
По оценкам ведущих
Подбор персонала – наиболее
ответственный этап в управлении
персоналом.
Поэтому в своей работе я хочу уделить
особое внимание рассмотрению научно-
методических принципов и организационных
мероприятий подбора персонала, позволяющих
успешно решать кадровые проблемы.
Г л а в а 1
Научно-методические принципы подбора персонала.
Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом, так как ошибка обходится слишком дорого. Умение нанимать на работу наиболее подходящих людей является большим и довольно редким талантом, которым может владеть управляющий персоналом. Хорошие люди, преданные фирме, и работают хорошо, а скверные – плохо работают и дурно влияют на окружающих.
Подбор кадров – многоэтажная,
кропотливая и непрерывная
Высокая квалификация консультанта
по кадрам предполагает знания в области
права, экономики, социологии и психологии.
Чем большее значение в успехе фирмы приобретают
личные качества сотрудников, тем больше
потребность в психологических знаниях.
Строгие требования к подбору кадров позволяют не только отобрать лучших специалистов, но и напомнить тем, кто уже работает, какие высокие требования предъявляются к персоналу.
Подбор наилучших кадров – сложный
и многоэтапный процесс, включающий
научно-обоснованные принципы и методы
работы. Главные задачи кадровых
служб могут быть представлены в виде
следующих этапов работы с персоналом:
1.Планирование кадров.
2.Вербовка кадров.
3.Отбор кадров.
4.Определение зарплаты и льгот.
5.Профессиональная адаптация.
6.Обучение персонала.
7.Аттестация кадров.
8.Перестановка кадров.
9.Подготовка руководящих кадров.
10.Социальная защита персонала.
11.Юридические и дисциплинарные аспекты.
Для успешного решения указанных
задач кадровые службы должны работать
в тесном контакте с руководителями
всех уровней и узкими специалистами
«человековедческих» наук. Руководители
лучше всех осведомлены о требованиях,
предъявляемых конкретной деятельностью
к людям, занимающимся ею, о потребностях
в кадрах, о профессиональном мастерстве.
В большинстве случаев именно руководители
делают запрос кадровым службам о подборе
требуемых специалистов. Хорошо, когда
руководители понимают при этом круг задач
кадровых служб, а специалисты-кадровики
обладают коммерческим опытом и хорошо
разбираются в каждодневных проблемах
своей фирмы. В решении кадровых задач
на всех этапах работы необходимы знания
в области юриспруденции, экономики, социологии
и психологии.
Эта курсовая работа посвящена рассмотрению первых 3-х задач кадровых служб: планирование, вербовка и отбор кадров.
1. Системный подход к организации и подбору персонала
Подбор кадров представляет собой
единый комплекс 5-ти форм его обеспечения:
- научно-методической,
- организационной,
- кадровой,
- материально-технической,
- программной.
Научно-методическое обеспечение
определяет общую методологию отбора,
научные принципы, методы, критерии, и
применяемый математический аппарат.
Большое значение имеют оценка и проверка
эффективности подбора, анализ и обобщение
данных, разработка рекомендаций по совершенствованию
работы кадровых служб.
Организационное обеспечение подбора кадров – это комплекс научно- обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно на разных этапах работы с целью сокращения сроков и повышения качества отбора.
Кадровое обеспечение подбора – это привлечение всех необходимых специалистов на разных этапах работы: руководителей высшего звена, руководителей соответствующих подразделений, специалистов-мастеров, психологов, юристов, экономистов, внешних экспертов.
Материально-техническое
Программное обеспечение предусматривает автоматизацию отдельных этапов подбора кадров с использованием соответствующих компьютерных программ.
Научно-методические принципы подбора кадров следующие:
Комплектность – всестороннее исследование
и оценка личности кандидата
(изучение биографических данных, профессиональной
карьеры, уровня профессиональных знаний
и умений, деловых и личных качеств, состояния
здоровья, мнение коллег о нём);
Объективность – повторяемость
результатов оценки указанных качеств
кандидата при повторных
Непрерывность – постоянная работа по вербовке и отбору лучших специалистов, формирование кадрового резерва для руководящих должностей;
Научность – использование в процессе подготовки и проведения подбора последних научных достижений и новейших технологий.
Научно методически
1.2 Профессиография в подборе персонала.
Научно обоснованный подбор кадров начинается с составления профессиограммы – перечня требований, предъявляемых данной профессией, специальностью и должностью к человеку. Другими словами, прежде чем подбирать людей, необходимо детально и точно представлять, какими они должны быть. Перечень требуемых характеристик составляется по результатам специального научного исследования профессиографии.
Профессиография – это технология изучения требований профессии к личностным качествам, психофизиологическим характеристикам, социально- психологическим показателям, природным задаткам и способностям, деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья человека.
Профессиография используется в целях
разработки информационных, диагностических,
коррекционных и формирующих
практических рекомендаций в целях
повышения эффективности профес
. социальные,
. социально-экономические,
. исторические,
. технические,
. технологические,
. правовые,
. гигиенические,
. психологические,
. психофизиологические,
. социально-психологические.
Объём, глубина, и детальность их изучения
зависят от заказа руководства фирмы.
Профессиографические
Успех любой организации в
Глава 2
Подбор и прием на работу
Управление людьми для всех организаций – больших и малых, коммерческих и некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг имеет очень важное значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не сможет достичь своих целей и выжить.
В любой профессии хороший
2.1. Планирование кадров.
Процесс планирования кадров включает
в себя три этапа:
. оценка наличных ресурсов;
. оценка будущих потребностей;
. разработка программы удовлетворения
будущих потребностей.
На этапе оценки наличных ресурсов необходимо с помощью руководителей определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся для реализации конкретной цели.
Следующим этапом планирования является
прогнозирование численности
Определив будущие потребности, руководство с участием кадровых служб должно разработать программу их удовлетворения. Программа должна включать конкретный график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению работников, требующихся для реализации целей организации.
2.2.Подбор кандидатов.
Объем работ на этом этапе определяется
разницей между имеющимися кадрами
и настоящей или будущей
На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью персонала, уже работающего в организации, отдел человеческих ресурсов определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из нескольких стадий – детализации требований к вакантному рабочему месту и к кандидату на его занятие, подборка кандидатов, отбора кандидатов и, собственно, приема на работу (см. Рис. 1).
Нет
Да
Рис. 1 Процесс приёма на работу
Требования к кандидату на
занятие вакантного рабочего места.. Прием
на работу начинается с детального определения
того, кто нужен организации.
Традиционно в основе этого процесса лежит
подготовка должностной инструкции, т.е.
документа описывающего основные функции
сотрудника, занимающего данное рабочее
место. Как правило, должностная инструкция
подготавливается отделом человеческих
ресурсов совместно с руководителем подразделения,
в котором существует вакантная должность:
специалисты по человеческим ресурсам
привносят свое знание процесса создания
должностной инструкции, руководитель
– требования к конкретному рабочему
месту.
Должностная инструкция является описание
основных функций, которые должен выполнять
работник, занимающий данную должность.
Поэтому при использовании должностной
инструкции для оценки кандидатов на замещения
вакантной должности специалист должен
определить, насколько данный кандидат
способен выполнять эти функции. Сделать
это довольно сложно, в особенности для
человека, незнакомого со спецификой работы
на вакантной должности. Чтобы облегчить
процесс подбора кандидатов, многие организации
стали создавать документы, описывающие
основные характеристики, которыми должен
обладать сотрудник для успешной работы
в данной должности – квалификационные
карты и карты компетенции (портреты или
профили идеальных сотрудников).
Квалификационная карта, подготавливаемая
совместно руководителем
Информация о работе Научно-методические принципы подбора персонала