Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 17:41, курсовая работа
Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом, так как ошибка обходится слишком дорого. Умение нанимать на работу наиболее подходящих людей является большим и довольно редким талантом, которым может
владеть управляющий персоналом. Хорошие люди, преданные фирме, и работают хорошо, а скверные – плохо работают и дурно влияют на окружающих.
Введение.
Глава 1 Научно-методические принципы подбора персонала.
1.1 Системный подход к организации подбора персонала.
1.2 Профессиография в подборе персонала.
Глава 2 Подбор и приём на работу.
2.1 Планирование кадров.
2.2 Подбор кандидатов.
2.3 Методы подбора персонала на вакантные должности.
2.4 Отбор персонала в организацию.
Глава 3 Как пройти интервью. Практические рекомендации.
Заключение
Литература
Курсовая: Подбор персонала
С о д е р ж а н и е:
Введение.
Глава 1 Научно-методические принципы подбора персонала.
1.1 Системный подход к организации подбора персонала.
1.2 Профессиография в подборе персонала.
Глава 2 Подбор и приём на работу.
2.1 Планирование кадров.
2.2 Подбор кандидатов.
2.3 Методы подбора персонала на вакантные должности.
2.4 Отбор персонала в организацию.
Глава 3 Как пройти интервью. Практические рекомендации.
Заключение
Литература
В в е д е н и е
Управление людьми имеет практически такую же древнюю историю как
человечество, поскольку оно появилось одновременно с возникновением первых
форм человеческих организаций-племён, общин, кланов. По мере экономического
развития и появления крупных организаций, управление персоналом превратилось
в особую функцию управления, требующую специальных знаний и навыков. В
организациях были созданы специальные подразделения, состоящие из людей,
обладающих такими знаниями и навыками – отделы человеческих ресурсов. С
развитием научно-технического прогресса и усложнением организаций во второй
половине ХХ века расширились функции этих отделов – администрирование льгот и
поддержание отношений с профсоюзами, дополнилось подбором, обучением и
развитием персонала, созданием систем компенсации, развития карьеры,
коммуникации, и значительно выросло их значение для организации.
По оценкам ведущих
подбор персонала находится пока на начальной стадии. Но интерес к вопросам
управления человеческими
большее число людей разделяют мнение о том, что способность организации
эффективно управлять своими сотрудниками является главным источником её
долговременного процветания.
Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом.
Поэтому в своей работе я хочу уделить особое внимание рассмотрению научно-
методических принципов и
позволяющих успешно решать кадровые проблемы.
Г л а в а 1
Научно-методические принципы подбора персонала.
Подбор персонала – наиболее ответственный этап в управлении персоналом, так
как ошибка обходится слишком дорого. Умение нанимать на работу наиболее
подходящих людей является большим и довольно редким талантом, которым может
владеть управляющий персоналом. Хорошие люди, преданные фирме, и работают
хорошо, а скверные – плохо работают и дурно влияют на окружающих.
Подбор кадров – многоэтажная,
кропотливая и непрерывная
специальных способностей, черт характера , знаний и умений. Высокая
квалификация консультанта по кадрам предполагает знания в области права,
экономики, социологии и психологии. Чем большее значение в успехе фирмы
приобретают личные качества сотрудников, тем больше потребность в
психологических знаниях.
Строгие требования к подбору кадров позволяют не только отобрать лучших
специалистов, но и напомнить тем, кто уже работает, какие высокие требования
предъявляются к персоналу.
Подбор наилучших кадров – сложный и многоэтапный процесс, включающий научно-
обоснованные принципы и методы работы. Главные задачи кадровых служб могут
быть представлены в виде следующих этапов работы с персоналом:
1.Планирование кадров.
2.Вербовка кадров.
3.Отбор кадров.
4.Определение зарплаты и
5.Профессиональная адаптация.
6.Обучение персонала.
7.Аттестация кадров.
8.Перестановка кадров.
9.Подготовка руководящих
10.Социальная защита
11.Юридические и
Для успешного решения указанных задач кадровые службы должны работать в
тесном контакте с руководителями всех уровней и узкими специалистами
«человековедческих» наук. Руководители лучше всех осведомлены о требованиях,
предъявляемых конкретной деятельностью к людям, занимающимся ею, о
потребностях в кадрах, о профессиональном мастерстве. В большинстве случаев
именно руководители делают запрос кадровым службам о подборе требуемых
специалистов. Хорошо, когда руководители понимают при этом круг задач
кадровых служб, а специалисты-кадровики обладают коммерческим опытом и хорошо
разбираются в каждодневных проблемах своей фирмы. В решении кадровых задач на
всех этапах работы необходимы знания в области юриспруденции, экономики,
социологии и психологии.
Эта курсовая работа посвящена рассмотрению первых 3-х задач кадровых служб:
планирование, вербовка и отбор кадров.
1.1. Системный подход к организации и подбору персонала
Подбор кадров представляет собой единый комплекс 5-ти форм его обеспечения:
- научно-методической,
- организационной,
- кадровой,
- материально-технической,
- программной.
Научно-методическое обеспечение определяет общую методологию отбора,
научные принципы, методы, критерии, и применяемый математический аппарат.
Большое значение имеют оценка и проверка эффективности подбора, анализ и
обобщение данных, разработка рекомендаций по совершенствованию работы кадровых
служб.
Организационное обеспечение подбора кадров – это комплекс
научно-обоснованных мероприятий, проводимых одновременно или последовательно на
разных этапах работы с целью сокращения сроков и повышения качества отбора.
Кадровое обеспечение подбора – это привлечение всех необходимых
специалистов на разных этапах работы: руководителей высшего звена,
руководителей соответствующих подразделений, специалистов-мастеров, психологов,
юристов, экономистов, внешних экспертов.
Материально-техническое обеспечение отбора – необходимое финансирование
проводимых мероприятий и
Программное обеспечение предусматривает автоматизацию отдельных этапов
подбора кадров с использованием соответствующих компьютерных программ.
Научно-методические принципы подбора кадров следующие:
Комплектность – всестороннее исследование и оценка личности кандидата
(изучение биографических
профессиональных знаний и умений, деловых и личных качеств, состояния здоровья,
мнение коллег о нём);
Объективность – повторяемость результатов оценки указанных качеств
кандидата при повторных отборах, а также сведение к минимуму влияние
субъективного мнения консультанта, принимающего окончательное решение;
Непрерывность – постоянная работа по вербовке и отбору лучших
специалистов, формирование кадрового
резерва для руководящих
Научность – использование в процессе подготовки и проведения подбора
последних научных достижений и новейших технологий.
Научно методически
широко распространенной ошибки – субъективности оценки кандидата, сильного
влияния первого впечатления о человеке на последующее решение о его приёме на
работу. Чтобы быть в своих оценках более точным, необходимо более внимательно
анализировать различные детали, привлекать больше информации и быть готовым в
любой момент скорректировать свою оценку.
1.2 Профессиография в подборе персонала.
Научно обоснованный подбор кадров начинается с составления профессиограммы –
перечня требований, предъявляемых данной профессией, специальностью и
должностью к человеку. Другими словами, прежде чем подбирать людей,
необходимо детально и точно представлять, какими они должны быть. Перечень
требуемых характеристик составляется по результатам специального научного
исследования профессиографии.
Профессиография – это технология изучения требований профессии к
личностным качествам, психофизиологическим характеристикам,
социально-психологическим
деловым качествам, профессиональным знаниям и умениям, состоянию здоровья
человека.
Профессиография используется в целях разработки информационных,
диагностических, коррекционных и формирующих практических рекомендаций в
целях повышения эффективности профессионального труда. Профессиография
охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности:
· социальные,
· социально-экономические,
· исторические,
· технические,
· технологические,
· правовые,
· гигиенические,
· психологические,
· психофизиологические,
· социально-психологические.
Объём, глубина, и детальность их изучения зависят от заказа руководства фирмы.
Профессиографические исследования проводят специалисты по заказу
руководителей кадровых служб. Управляющий персоналом получает готовый
результат в виде профессиограммы.
Успех любой организации в
технического процесса и усиливающейся конкуренции зависит, в первую очередь,
от её способности максимально эффективно отбирать персонал и использовать уже
имеющиеся в её распоряжении ресурсы для достижения стоящих перед ней целей. В
свою очередь эта способность во многом зависит от компетентности
руководителей и специалистов по управлению персоналом, владения современными
методами управления персоналом. Подбор наилучших кадров – сложный и
многоэтажный процесс, включающий научно-обоснованные принципы и методы
работы, без которых невозможно осуществлять подбор наилучших кадров. Только
системный, научно методически разработанный подход, позволяет быстро и
качественно решать проблему подбора персонала.
Подбор и прием на работу
Управление людьми для всех организаций – больших и малых, коммерческих и
некоммерческих, промышленных и действующих в сфере услуг имеет очень важное
значение. Без людей нет организации. Без нужных людей ни одна организация не
сможет достичь своих целей и выжить.
В любой профессии хороший
трудолюбия и образованности, - явление редкое. Поэтому для поиска и
привлечения таких людей необходимо правильно организовать конкурсный отбор.
2.1. Планирование кадров.
Процесс планирования кадров включает в себя три этапа:
· оценка наличных ресурсов;
· оценка будущих потребностей;
· разработка программы удовлетворения будущих потребностей.
На этапе оценки наличных ресурсов необходимо с помощью руководителей
определить, сколько человек занято выполнением каждой операции, требующейся
для реализации конкретной цели.
Следующим этапом планирования является
прогнозирование численности
необходимого для реализации краткосрочных и перспективных целей.
Определив будущие потребности, руководство с участием кадровых служб должно
разработать программу их удовлетворения. Программа должна включать конкретный
график и мероприятия по привлечению, найму, подготовке и продвижению
работников, требующихся для реализации целей организации.
2.2.Подбор кандидатов.
Объем работ на этом этапе определяется разницей между имеющимися кадрами и
настоящей или будущей потребностью в них. При этом необходимо учитывать такие
факторы как выгода на пенсию, текучесть кадров, увольнения в связи с
истечением срока трудового соглашения о найме, расширение сферы деятельности
организации. Набор обычно ведется из внешних и внутренних источников рабочей
силы.
На основании сравнения плана по человеческим ресурсам с численностью
персонала, уже работающего в организации, отдел человеческих ресурсов
определяет вакантные рабочие места, которые необходимо заполнить. Если такие
места существуют, начинается процесс приема на работу, состоящий из
нескольких стадий – детализации требований к вакантному рабочему месту и к
кандидату на его занятие, подборка кандидатов, отбора кандидатов и,
собственно, приема на работу (см. Рис. 1).
|
|
|