Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 21:16, курсовая работа
Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала на предпринимательских организациях.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Изучить источники привлечения персонала;
Проанализировать особенности профессионального отбора и набора персонала;
Рассмотреть основные этапы построения системы отбора кадров.
показать необходимость научного подхода к отбору и набору кадров на предприятии;
выявить все негативные последствия от необдуманного найма сотрудников;
показать те преимущества, которые дает продуманная и взвешенная политика по отбору и набору кадров и т.д.
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
1.1Источники привлечения персонала
Методы набора кадров
2 ОТБ0Р ПЕРСОНАЛА..
2.1Принципы и критерии отбора
2.2 Процесс отбора персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА
1.1Источники привлечения персонала
2 ОТБ0Р ПЕРСОНАЛА..
2.1Принципы и критерии отбора
2.2 Процесс отбора персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..
На протяжении долгих лет при назначении на должность профессионализм и компетентность уступали идеологическим мотивам.
На современном этапе набор и отбор персонала является приоритетной задачей. В настоящее время разработано много надежных и эффективных систем набора и отбора кадров.
Новая система набора и отбора кадров должна идеально соответствовать модели организации, для которой необходимо сформировать адаптированный к ней, эффективно действующий корпус специалистов. Необходима серьезная работа по составлению научно - обоснованных профессионально - квалифицированных требовании к должностям. Набор и отбор персонала на предпринимательских организациях признается одной из наиболее важных сфер жизни предприятия, способного многократно повысить ее эффективность, а само понятие «отбор персонала» рассматривается в достаточно широком диапазоне: от экономико-статистического, до философско-психологического.
Система
управления персоналом обеспечивает непрерывное
совершенствование методов
Отбор персонала занимает ведущее место в системе управления предприятием. Методологически эта сфера управления обладает специфическим понятийным аппаратом, имеет отличительные характеристики и показатели деятельности, специальные процедуры и методы – аттестация, эксперимент и другие; методы изучения и направления анализа содержания труда различных категорий персонала.
Набор персонала - это система механизмов и технологий кадровой деятельности в целях достижения определенных результатов. Это и организация взаимодействия отдельных подсистем кадрового обеспечения (обучения, профессионального развития кадров, их профессионально - квалификационного продвижения, нормативно - правового, научно - методического, информационного и финансового обеспечения).
Управление персоналом - очень молодая отрасль знаний, ей всего несколько десятков лет. Впервые серьезно вопросы теории управления персоналом были изучены в 40-х годах в работах Мэйо, Драккера, Макгрегора. Они - основоположники теории управления персоналом.
Вообще, в последние десятилетия в менеджменте можно наблюдать радикальное изменение представлений о роли персонала в деятельности предприятия. Теперь все понимают, что человек - важнейший фактор производства, а значит отбор персонала не менее важен, чем снижение издержек или маркетинг. Прибыль организации, прежде всего, приносит высококвалифицированный персонал и подход к нему, просто как к средству для функционирования организации, по меньшей мере, не эффективен.
Актуальность данной темы в том, что в связи с развитием рыночной системы в Казахстане большую значимость приобретает рынок трудовых ресурсов. Поэтому политика предприятия по отбору и набору кадров является главенствующей и играет важную роль для достижения миссии и целей организации.
Целью данной работы является изучение процесса профессионального набора и отбора персонала на предпринимательских организациях.
Для реализации поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
Предметом исследования являются приемы и методы, которые применяются в организации для удовлетворения спроса при наборе и отборе квалифицированных кадров, способных выполнить задачи, поставленные перед организацией, и решение которых будет способствовать осуществлению намеченных целей.
1 ПРИВЛЕЧЕНИЕ
ПЕРСОНАЛА
1.1Источники привлечения персонала
Набор кадров заключается в создании необходимого резерва кандидатов на все должности и специальности, из которого организация отбирает наиболее подходящих для нее работников. Эта работа проводиться буквально по всем специальностям — конторским, техническим, административным, работников торговых точек. Необходимый объем работы по набору в значительной мере определяется разницей между наличной рабочей силой и будущей потребностью в ней. При этом учитываются такие факторы, как выход на пенсию, текучесть, увольнения в связи с истечением срока договора найма, расширение сферы деятельности организации. Набор на предпринимательских организациях обычно ведут из внешних и внутренних источников.
К средствам внешнего набора относятся:
1.
Объявление в средствах
Основное преимущество данного метода подбора кандидатов - широкий охват населения при относительно низких первоначальных издержках.
Для привлечения специалистов объявления помещают в специальной литературе, например, финансовых или бухгалтерских изданиях, если, к примеру, компания нуждается в финансовом директоре.
2. Самопроявившиеся кандидаты.
Организация получает письма, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поиском работы. Для того, чтобы самопроявившихся кандидатов было больше некоторые организации проводят “дни открытых дверей“, приглашая всех желающих познакомиться с организацией, условиями труда и т.д.
3. Выезд в институты и другие учебные заведения.
4.
Клиенты и поставщики, они часто
предлагают для
5. Рекламное объявление.
Цель - получить эффективный результат с минимально возможными затратами. Оно содержит информацию о: ключевых элементах работы; требуемой квалификации; местонахождение; предполагаемом жаловании т.д. В основном печатается в бесплатных рекламных газетах, приложениях.
6. Лизинг персонала.
Лизинг является одной из форм временного привлечения персонала извне. В таких случаях заключается договор о предоставлении наемных работников на некоторое время.
7.
Государственные агентства
Правительства
большинства современных
8. Рекрутинговые агентства.
Рекруитмент - это платные услуги по подбору персонала для компании - работодателя осуществляемые по заказу последней.
Главное преимущество сотрудничества с рекрутинговыми агентствами по сравнению с агентствами по трудоустройству состоит в том, что они подбирают не просто квалифицированных, но и психологически совместимых, интеллектуально развитых кандидатов, т.е. специалистов соответствующих всем требованиям заказчика. Оплата услуг производится, как правило, в случае успешного отбора кандидатов и представляет собой определенный процент от его годовой оплаты труда.
Внутренний набор.
На предпринимательских организациях развитых стран предпочитают проводить набор в основном внутри своей организации. Продвижение по службе своих работников обходится дешевле. Кроме того, это повышает их заинтересованность, улучшает моральный климат и на этом этапе при управлении планированием кадров руководство отбирает наиболее подходящих кандидатов из резерва, созданного в ходе набора.
В большинстве случаев выбирать следует человека, имеющего наилучшую квалификацию для выполнения фактической работы на занимаемой должности, а не кандидата, который представляется наиболее подходящим для продвижения по службе. Объективное решение о выборе, в зависимости от обстоятельств, основывается на образовании кандидата, уровне его профессиональных навыков, опыте предшествующей работы, личных качествах. Если должность относится к разряду таких, где определяющим фактором являются технические знания (например, работник в технический отдел), то наиболее важное значение, имеет образование и предшествующая научная деятельность. Для руководящих должностей, особенно более высокого уровня, главное значение имеют навыки налаживания межрегиональных отношений, а также совместимость кандидата с вышестоящими начальниками и с его подчиненными.
Преимущества внутреннего набора перед внешним.
При заполнении вакансий за счет людей, уже работающих в фирме, предприниматель имеет дело с работниками, которые хорошо знают организацию и тех, кто в ней работает, что повышает вероятность их успешной работы в новой должности за счет более легкой адаптации к условиям работы или к новой должности.
Такая политика повышает
Внутренний отбор обходится
Анализ представленных выше методов подбора кандидатов позволяют сделать простой, но исключительно важный вывод - не существует одного оптимального метода, поэтому отдел кадров на предпринимательских организациях старается владеть всем набором приемов для привлечения кандидатов на должность.
Поэтому, в повседневной работе отдел кадров руководствуется двумя основными правилами:
1.2 Методы набора кадров
Методы набора кадров могут быть активными и пассивными.
Активные методы - к ним обычно прибегаю в случае, когда на рынке труда спрос на рабочую силу, особенно квалифицированную, превышает ее предложение. Прежде всего - это вербовка персонала, т. е. иначе говоря, налаживание организацией контактов с теми, кто представляет для нее интерес в качестве потенциальных сотрудников. Ее обычно проводят непосредственно в учебных заведениях, и это является преимуществом, так как кандидаты «неиспорченные» и их не нужно «ломать». Вербуют сотрудников у конкурентов, через государственные центры занятости и через частные посреднические фирмы. Сравнительно дешевле обходится привлечение сотрудников с помощью личных связей работающего персонала. Путем проведения презентаций и участия в ярмарках вакансий, праздниках, фестивалях и формируя свой имидж, организация может также осуществить набор (вербовку) кадров.
Презентации позволяют привлечь случайных прохожих или живущих неподалеку лиц, и кто ищет дополнительные заработки.
Ярмарка вакансий в основном предназначена для людей, желающих поменять работу.
Праздники и фестивали привлекают квалифицированных специалистов, интересующихся именно данной организацией.
Выше перечисленные методы привлечения кадров в основном применимы к работникам массовых специальностей, имеющих средний и низкий уровень квалификации. Для привлечения высококвалифицированных специалистов, с узкой специальностью следует использовать иные способы привлечения.