Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа
Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.
ЕИОС гимназии - это система, которая:
Информационная среда гимназии едина, выполняет как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.).
Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.
Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без непрерывно развивающейся информационно – образовательной среды (ИОС), которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально
Рассмотрим информационно – образовательную среду Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 18» города Магнитогорска (далее гимназии).
Основными пользователями ЕИОС гимназии являются:
Одним словом, все субъекты образовательного процесса являются активными пользователями ИОС данного образовательного учреждения.
Организационная структура информационно – образовательной среды гимназии:
1. Гимназия – городской ресурсный центр по работе с одаренными людьми:
2. Информационно-комуникационный центр для организации исследовательской, проектной, творческой деятельности учащихся и педагогов, включающий:
3. Управление ОУ на основе электронного документооборота
4. Научно-методическая и проектная деятельность:
5. Техническое обеспечение гимназии
Также имеется:
- центральный выделенный сервер для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;
- компьютерные классы для
- автоматизированные рабочие
Техническую инфраструктуру ЕИОС гимназии составляют:
- компьютерная техника (компьютерные классы, отдельные компьютеры, выделенный сервер);
- периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);
- телекоммуникационное оборудование (модемы, маршрутизаторы и др.);
- локальная вычислительная сеть;
- системное программное обеспечение.
Информационная инфраструктура ЕИОС гимназии складывается из:
- программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);
- программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);
- программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);
- информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Wеb-сайт).
Нормативно-организационное обеспечение ЕИОС гимназии включает:
- программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;
- планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;
- распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;
- регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ЕИОС, графики работы компьютерного оборудования.
Информационная среда гимназии едина, выполняет как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.).
Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.
Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без непрерывно развивающейся информационно – образовательной среды (ИОС), которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально развитой личности.
В ходе теоретического анализа информационных технологий управления в учреждениях социальной сферы можно сделать следующие выводы: общеобразовательная школа это сложная динамическая социальная система, поэтому управление образовательным учреждением имеет свои специфические особенности, школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенной социальной среде. Необходимо учитывать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.
Управление образовательным учреждением основывается на принципах: демократизация и гуманизации управления педагогическими системами, системности и целостности в управлении; рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами.
Исследование показало: на современном этапе, информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и в образовательном учреждении. Информатизация управления образовательным учреждением связана с принятием более обоснованных управленческих решений на основе автоматизированной обработки социально-экономической, психолого-педагогической и иной информации.
В ходе экспериментальной работы с информационным обеспечением управления МОУ «Гимназия № 18» города Магнитогорска, были сделаны следующие выводы: информатизация образования позволила значительно улучшить материально-техническую базу учебных заведений, заставила весь педагогический коллектив обучаться на курсах по повышению компьютерной грамотности. Это в свою очередь, позволило внедрить и в процесс управления образовательным учреждением компьютерные технологии. Компьютеры помогают быстро обрабатывать информацию. А для принятия управленческого решения часто как раз не хватает своевременной, полной и достоверной информации. Поэтому, для повышения эффективности управления необходимо использование информационно - коммуникационных технологий.
Исследование показало, что использование автоматизированной информационной системы «Сетевой Город. Образование» в управлении гимназией способствует:
Практическая значимость внедрения ИС «Сетевой Город. Образование»:
• замена рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени
• создание долгосрочных, систематизированных банков данных
• значительное повышение эффективности при обработке больших объемов информации
• представление информации в удобном виде
• быстрое осуществление поиска необходимых данных
Созданная и развернутая модель информационно — аналитической системы позволяет:
Администрации:
- вести управление по результатам деятельности
- принимать эффективные управленческие решения
- четко видеть динамику происходящих в гимназии изменений.
Педагогическим работникам:
- управлять познавательной деятельностью обучаемых
- отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся
- получить доступ к педагогической информации школы.