Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧТЕЖДЕНИЕМ.doc

— 367.50 Кб (Скачать)
  • ссоздание единого информационно-образовательного пространства в гимназии
  • ииспользование информационных технологий для непрерывного профессионального образования педагогов и оптимизации учебного процесса, за счет увеличение числа учителей, применяющих информационно - коммуникационные технологии в учебном процессе, а также качества применения ИКТ-технологий
  • развитие информационной культуры обучающихся, повышение их уровня общеобразовательной подготовки в области современных информационных технологий
  • повышение компетентности всех участников образовательного процесса в области ИКТ
  • интеграция компьютерных и Интернет-технологий в учебно-воспитательный процесс и в процесс управления гимназией
  • пополнение банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе
  • ссоздание условий для взаимодействия с внешней средой через единое информационное пространство гимназии, с помощью сайта гимназии, участия в федеральных проектах «Комплексный проект модернизации образования» и «Электронный журнал»
  • модернизация и замена компьютерного оборудования.

ЕИОС гимназии - это система, которая:

  • включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
  • обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
  • предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Информационная среда гимназии едина, выполняет как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.).

Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.

Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без непрерывно развивающейся информационно – образовательной среды (ИОС), которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально

 

Рассмотрим информационно – образовательную среду Муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 18» города Магнитогорска (далее гимназии).

Основными пользователями ЕИОС гимназии являются:

    • директор;
    • заместители директора по учебно-воспитательной работе;
    • заместитель директора по воспитательной работе;
    • заместитель директора по безопасности;
    • заместитель директора по по АХЧ;
    • педагог-организатор;
    • социальный педагог;
    • педагог-психолог;
    • секретарь;
    • зав. библиотекой;
    • классные руководители;
    • учителя-предметники;
    • ученики;
    • родители.

Одним словом, все субъекты образовательного процесса являются активными пользователями ИОС данного образовательного учреждения.

Организационная структура информационно – образовательной среды гимназии:

1. Гимназия – городской ресурсный центр по работе с одаренными людьми:

    • городская творческая группа учителей иностранных языков - руководитель Филиппова Е.С.
    • площадка для проведения городской олимпиады по иностранному языку;

2. Информационно-комуникационный центр для организации исследовательской, проектной, творческой деятельности учащихся и педагогов, включающий:

    • библиотеку с выход в Интернет
    • медиатеку
    • сайт гимназии (http://gimnazia18.school-sites.ru/ ),
    • газета гимназии

3. Управление ОУ на основе электронного документооборота

    • использование программных комплексов («1С:ХроноГраф. Школа», программа «Электронная картотека», Система «Сетевой Город. Образование» и т. п.)
    • мониторинг управления качеством образовательного процесса и изучения общественного мнения

4. Научно-методическая и проектная деятельность:

    • НОУ учащихся, под руководством педагогов гимназии
    • развитие ИКТ-компетентности педагогов гимназии
    • создание ЭУМК и ЦОР
    • создание сборников и каталогов выставок творческих работ учащихся

5. Техническое обеспечение гимназии

    • модернизация и замена ПК и периферийного оборудования
    • пополнение базы интерактивного оборудования
    • использование локальной сети с выходом в Интернет

Также имеется:

- центральный выделенный сервер  для хранения единой базы данных образовательного учреждения и иных информационных ресурсов общего доступа;

- компьютерные классы для преподавания  курса информатики с соответствующим  программным обеспечением (2 класса);

- автоматизированные рабочие места  для административных работников, для сотрудников социально-психологической службы, для библиотеки, для методической работы, в учебных предметных кабинетах и сотрудников информационно-аналитического центра.

Техническую инфраструктуру ЕИОС гимназии составляют:

- компьютерная техника (компьютерные классы, отдельные компьютеры, выделенный сервер);

- периферийное и проекционное оборудование (принтеры, сканеры, проекторы и др.);

- телекоммуникационное оборудование (модемы, маршрутизаторы и др.);

- локальная вычислительная сеть;

- системное программное обеспечение.

Информационная инфраструктура ЕИОС гимназии складывается из:

- программного обеспечения общего назначения (текстовые и графические редакторы, электронные таблицы и др.);

- программного обеспечения для автоматизации деятельности различных служб (для учета учащихся и родителей, для кадрового учета, для составления расписания, для анализа успеваемости, для автоматизации библиотеки и др.);

- программно-методического обеспечения для организации учебно-воспитательного процесса (обучающие и развивающие компьютерные программы, электронные справочники, мультимедийные энциклопедии и др.);

- информационных ресурсов образовательного учреждения (единая база данных, учебно-методические банки данных, мультимедийные учебные разработки, хранилище документов, Wеb-сайт).

Нормативно-организационное обеспечение ЕИОС гимназии включает:

- программу информатизации образовательного учреждения, в которой описываются основные цели, задачи и этапы информатизации, приводится план мероприятий и план развития технической инфраструктуры на текущий учебный год;

- планы реализации тех образовательных проектов, которые образовательное учреждение осуществляет в данный момент;

- распределение функций между сотрудниками образовательного учреждения, в том числе по управлению процессами информатизации, по техническому и методическому сопровождению, по обучению и консультированию, по внедрению информационных технологий в образовательную практику;

- регламентирующие документы, в том числе права и обязанности пользователей ЕИОС, графики работы компьютерного оборудования.

Информационная среда гимназии едина, выполняет как образовательные, так и управленческие функции. Это связано с тем, что большая часть информации, используемой в управленческой деятельности, носит открытый характер (расписание, образовательные программы и т. п.).

 

 

Необходимость создания единого информационного пространства в системе образования связана с тем, что информация в современных условиях является основой, обеспечивающей оперативность и эффективность управленческих решений, способствующих развитию системы образования. Отсутствие информации о жизнедеятельности образовательных учреждений приводит к возникновению информационного вакуума и нарушению открытости, целостности системы образования.

Невозможно себе представить современное образовательное учреждение без непрерывно развивающейся информационно – образовательной среды (ИОС), которая необходима для формирования и самореализации интеллектуально развитой личности.

 

Заключение

В ходе теоретического анализа информационных технологий управления в учреждениях социальной сферы можно сделать следующие выводы: общеобразовательная школа это сложная динамическая социальная система, поэтому управление образовательным учреждением имеет свои специфические особенности, школа, как и всякая организация, существует не изолировано, а в определенной социальной среде. Необходимо учитывать, как зависят результаты управления от того, в каких условиях оно осуществляется.

Управление образовательным учреждением основывается на принципах: демократизация и гуманизации управления педагогическими системами, системности и целостности в управлении; рационального сочетания централизации и децентрализации, единства единоначалия и коллегиальности, объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами.

Исследование показало: на современном этапе, информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и в образовательном учреждении. Информатизация управления образовательным учреждением связана с принятием более обоснованных управленческих решений на основе автоматизированной обработки социально-экономической, психолого-педагогической и иной информации.

В ходе экспериментальной работы с информационным обеспечением управления МОУ «Гимназия № 18» города Магнитогорска, были сделаны следующие выводы: информатизация образования позволила значительно улучшить материально-техническую базу учебных заведений, заставила весь педагогический коллектив обучаться на курсах по повышению компьютерной грамотности. Это в свою очередь, позволило внедрить и в процесс управления образовательным учреждением компьютерные технологии. Компьютеры помогают быстро обрабатывать информацию. А для принятия управленческого решения часто как раз не хватает своевременной, полной и достоверной информации. Поэтому, для повышения эффективности управления необходимо использование информационно - коммуникационных технологий.

Исследование показало, что использование автоматизированной информационной системы «Сетевой Город. Образование» в управлении гимназией способствует:

  • повышению эффективности процесса принятия решений и планирования на основе получения в реальном масштабе времени достоверной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса;
  • освобождению администрации гимназии от малопродуктивного рутинного труда по сбору и обработке информации и увеличению времени на осуществление непосредственно аналитической функции управления гимназией;
  • существенному сокращению времени реакции управления (принятие решения, постановка задачи, контроля исполнения);

Практическая значимость внедрения ИС «Сетевой Город. Образование»:

• замена рутинной, ручной работы по сбору, хранению и обработке информации на работу «умных» машин, что приводит к экономии времени

• создание долгосрочных, систематизированных банков данных

• значительное повышение эффективности при обработке больших объемов информации

• представление информации в удобном виде

• быстрое осуществление поиска необходимых данных

Созданная и развернутая модель информационно — аналитической системы позволяет:

Администрации:

- вести управление по результатам деятельности

- принимать эффективные управленческие решения

- четко видеть динамику происходящих в гимназии изменений.

Педагогическим работникам:

- управлять познавательной деятельностью обучаемых

- отслеживать результаты обучения и воспитания учащихся

- получить доступ к педагогической информации школы.

Информация о работе Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением