Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа
Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.
Главные особенности СГО состоят в том, что эта система, во-первых, гармонично объединяет в единое информационное пространство всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации ОУ, специалистов управления образования), во-вторых, позволяет комплексно решать управленческие, образовательные, информационные и коммуникационные задачи. Особенностью, которая позволяет говорить об уникальности АИС, является открытость и гибкость системы, многие из параметров которой можно настроить в соответствии со спецификой конкретного образовательного учреждения.
Важным достоинством системы является то, что она имеет так называемый «веб-интерфейс», который позволяет работать с программой с любого компьютера, подключенного к сети Интернет. Это означает, что родители, ученики, педагоги и управленческие работники имеют возможность использовать информационное пространство, созданное с помощью АИС, не только находясь в школе, но также и дома, в офисе, библиотеке и т.д.
Основной целью использования СГО является автоматизация труда учителя и администрации ОУ. Среди основных возможностей, способствующих повышению эффективности и оперативности деятельности работников системы образования, можно выделить следующие:
Мониторинг качества образования
Успешное внедрение АИС «Сетевой Город. Образование» может значительно улучшить качество учебно-воспитательного процесса и иметь системный эффект на работу ОУ и системы образования в целом во многом благодаря широким возможностям организации мониторинга качества образования.
Если при традиционном мониторинге результаты анализа учебно-воспитательного процесса доступны в основном только администрации ОУ и педагогам на совещаниях и педагогических советах один раз в четверть, то АИС «Сетевой город» делает результаты мониторинга доступными всем участникам образовательного процесса через сеть Интернет или посредством SMS-рассылки.
Учитель и учащиеся могут регулярно и оперативно производить мониторинг собственной профессиональной и учебной деятельности.
При использовании возможностей мониторинга в программе «Сетевой город» существенно экономится время, затрачиваемое учителями и заместителями директора на подсчёт значений успеваемости, качества знаний и среднего уровня обученности, построение диаграмм и графиков, подготовки общей отчётности по ОУ.
Разнообразие отчётов позволяет охватить различные сферы учебной и организационной деятельности учреждений и органов управления образованием. В СГО можно автоматически сформировать более 30 различных отчётов по отдельным ученикам, по классам, параллелям, ступеням обучения и в целом по школе.
Инструментом мониторинга являются автоматизированные отчёты, которые на уровне ОУ подразделяются на административные, итоговые и текущие. Дополнительные отчёты бывают внутришкольные, обеспечивающие внутришкольный мониторинг, и общесистемные, реализующие мониторинг на уровне муниципального образования и региона.
С помощью административных отчётов заместитель директора ОУ в основном проводит анализ контингента учащихся, включая различные личные данные, движение и наполняемость классов. Для формирования административных отчётов необходимо наличие базы данных учащихся и классов, регулярное заполнение электронной книги движения учащихся.
Для получения итоговых отчётов по учебной деятельности необходимо наличие оценок и количества пропусков за учебные периоды в классных журналах.
Для получения текущих отчётов необходимо наличие текущих оценок и отметок о посещаемости учащихся в классных журналах. Регулярное выставление текущих оценок в классный журнал «Сетевого города» - достаточно трудоёмкий процесс, требующий временных и трудовых затрат. Однако наличие текущих оценок в системе может произвести значительный системный эффект на повышение качества образования в школе, например, на успеваемость и посещаемость учащихся. Среди основных возможностей, реализация которых может повысить качество образования в ОУ, можно выделить следующие:
Вовлечение родителей и учащихся
Важным условием повышения качества образования в ОУ за счёт эффективной организации мониторинга учебной и организационной работы в ОУ является активное использование «Сетевого города» учащимися и родителями.
Привлечение родителей возможно посредством активизации деятельности администрации и классных руководителей по разъяснению и демонстрации возможностей системы. Одной из форм повышения интереса родителей может служить родительское собрание, на котором родители получают сформированные в «Сетевом городе» отчёты по успеваемости своих детей и графики, наглядно показывающие уровень успеваемости и качества знаний ребёнка по сравнению со средними показателями по классу и школе, а также диаграммы, демонстрирующие динамику учебных успехов ученика.
Ещё одной формой работы с родителями может являться регулярная раздача так называемого «Информационного письма для родителей», которое содержит информацию о текущих оценках и средний балл ученика, а также поля для росписи родителей. Ещё один полезный для родителей отчёт – это «Отчёт об успеваемости и посещаемости ученика», который включает не только средний балл и оценки, но и пропуски за определённые дни. «Отчёт об успеваемости ученика» удобен не только для работы классного руководителя, но и учителя-предметника с родителями ученика, и, конечно, для самих родителей и учащихся, так как он содержит информацию о теме урока и типе заданий, за выполнение которого получена отметка.
Родители и администрация школы имеют возможность проводить анализ работы учителя благодаря такому отчёту, как «Средний балл учителя», который позволяет сравнить средние баллы, которые получают классы у данного учителя со средними баллами классов по всем предметам.
Важным фактором вовлечения учеников и родителей в реализацию проекта автоматизации системы образования на основе АИС «Сетевой город» является обеспечение доступа родителей и детей к компьютеру и сети Интернет с целью просмотра отчётов, дневника заданий или дистанционного общения. Так, одним из способов решения этой задачи может быть планирование времени доступа в компьютерный класс родителей в вечернее время или работа на компьютерах непосредственно на родительском собрании.
Организация внутришкольного мониторинга
Одним из основных достоинств системы «Сетевой город», в полной мере проявляющихся на уровне муниципального образования и региона, является всесторонний учёт движения учащихся. В отчёте «Движение учащихся по школе» можно получить информацию о количество выбывших/прибывших по классам или параллелям за учебные и летние периоды, при этом есть возможность вывести фамилии этих учеников. Доступны списки прибывших и выбывших учеников за отчётный период с указанием фамилии и класса ученика, № приказа и школы, откуда прибыл ученик.
Отчёт «Наполняемость классов» содержит количество учащихся по классам и параллелям, а также среднюю наполняемость по параллелям, старшей ступени и ОУ в целом на определённую дату.
Отчёт «Итоговые данные по учащимся» содержит информацию о количестве учащихся по классу или по школе на учебный период с указанием классов, параллелей и общешкольных данных: мальчиков, девочек, изучающих иностранный язык, относящихся и определённым физкультурным группам, находящихся на учёте, а также по составу семьи.
Мониторинг качества образования по итогам учебных периодов
Первой стадией организации мониторинга является выставление учителями-предметниками итоговых оценок за учебный период. Наличие итоговых оценок обеспечивает автоматическое формирование ряда отчётов, например:
Для сведения информации по классам в отчёт по ОУ предназначен «Сводный отчет классного руководителя», который позволяет получить информацию об учащихся по всей параллели, по младшей, средней, старшей ступени отдельно и по всей школе в целом, в заданном учебном периоде (или за весь учебный год) по группам: отличники, хорошисты, учащиеся с одной тройкой, с двумя и более тройками, неуспевающие, неаттестованные. В отчёте предоставлена информация об абсолютной и качественной успеваемости по школе.
На первоначальном этапе внедрения АИС «Сетевой город – Образование» целесообразно ограничиться итоговым мониторингом учебной деятельности, параллельно проводя повышение квалификации педагогов, работу с родителями и учениками, заполнение баз данных, а также экспериментальную работу по внедрению автоматизированного текущего мониторинга силами творческой группы. Этот этап может занять от полугода до 2 лет в зависимости от особенностей ОУ.
Текущая успеваемость
Условием реализации мониторинга текущей учебной деятельности учащихся является регулярное выставление оценок и пропусков в электронный классный журнал «Сетевого города», поэтому важно организовать системную работу коллектива с электронным журналом. Существует несколько способов организации такой работы:
На наш взгляд, оба подхода должны разумно сочетаться и дополняться внимательным отношением к повышению квалификации педагогов в области использования «Сетевого города» и обязательным вовлечением родителей и учеников, потому что оценки ставятся, прежде всего, для них.
Приведём примеры некоторых отчётов, реализующих мониторинг текущей учебной деятельности учеников и профессиональной деятельности педагогов: