Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа
Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧТЕЖДЕНИЕМ
Выполнил(а) работу:
Новикова
Ирина Николаевна
Руководитель работы:
д.п.н., профессор
Уварина Н.В.
Челябинск 2012
Оглавление
Актуальность исследования. Современная социокультурная ситуация требует подъема общеобразовательных учреждений, связанного с необходимостью их целостного развития по мере перехода из одного качественного состояния в другое. Развитие образовательных учреждений обусловлено процессом информатизации общества, который в последние годы приобрел глобальный характер. Информатизация образования выступает одним из направлений его фундаментализации. Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией и технологией разработки и использования, современных информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), ориентированных на реализацию целей обучения, воспитания и развития, используемых в комфортных, здоровье сберегающих условиях. Одним из направлений информатизации образования является разработка модели управления образовательного учреждения на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий (другими словами создание единой информационно-образовательной среды – ЕИОС) [17,с.34].
В настоящее время в компьютеризации управленческой деятельности доминирует культура, базирующаяся на естественнонаучном и техноцентрическом подходах, основанных на традиционных подходах поддержки принятия решений, а именно: подготавливаемое решение должно иметь ретроспективные аналоги, прецеденты. Недостаточно учитывается роль субъектных факторов в управлении, что приводит к широкому использованию обобщенной технологии решения управленческих проблем, которая была сформулирована под влиянием информационного подхода и адекватна технологии информационных процессов [13,с.45]. Они оставляют вне поля зрения все, что связано собственно с взаимодействиями и взаимодополнениями различных видов деятельности.
Информатизация управления образованием способствует моделированию высокоорганизованной информационной среды, оказывающей влияние на все стороны жизнедеятельности современного общества. [13,с.45]
Такие ученые, как Ю.К. Бабанский, П.И. Конаржевский, П.В. Худоминский и другие в своих трудах разработали известную модель управления, основными компонентами которой стали: изучение дел в образовании; постановка задач; планирование и выбор средств по достижению плана; организация выполнения намеченных дел; корректировка деятельности; анализ результатов и постановка новых задач.
Методологические ориентиры новых подходов к управлению в переходный период стали предметом исследований ученых, сочетающих теоретико-прогностическую работу с концепцией развития управления современными образовательными учреждениями (Т.А. Орлова, М.М. Поташник, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.). В исследованиях Б.С. Гершунского, и др. рассматривается круг проблем управления, связанные с информатизацией общества и образования.
Однако на практике реализация информационных технологий управления школой выявляет ряд противоречии:
- между потребностями в
- между насущной потребностью
педагогической науки и
Объект исследования — информатизация управления образовательными системами.
Предмет исследования – система управления образовательным учреждением на основе использования средств информационно-коммуникативных технологий.
Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «
2. Определить особенности
3. Проанализировать существующее информационное обеспечение управления гимназией.
4. Описать ЕИОС с использованием комплексной программной информационной системы «Сетевой Город. Образование».
Гипотеза исследования — управление образовательным учреждением, как вид социального управления будет более эффективным, если:
- будет создана соответствующая материально-техническая база;
- уровень подготовки
- управление будет основываться на использовании современных технологий.
Теоретико-методологическую базу исследования составляют: общие методологические и теоретические основы управления в образовании, рассмотренные Ю.К. Бабанским, П.И. Конаржевским, П.В. Худоминским и другими. Поддержка образовательных инициатив и нововведений, создание условий, обеспечивающих выживание и развитие образовательных учреждений, изложенных В.А. Сластениным и Т.И. Шамовой, целеполагание и регуляция социального управления в образовании, рассмотренные М.М. Поташником, П.И. Третьяковым и Т.И. Шамовой. Рассмотрение круга проблем управления, связанных с информатизацией общества и образования в трудах Б.С. Гершунского и других.
Методы исследования. В ходе исследования использовался комплекс различных методов: объект исследования изучен методом системного анализа, методами исключенного и включенного наблюдения, изучения документов, регламентирующих управление школой, экспертных оценок, проведения социологических опросов. Широко использован метод вторичного анализа результатов исследований, ранее проведенных в этой области. Опытно-экспериментальная работа по организации управления гимназией на основе использования автоматизированных рабочих мест. Анализ и обобщение опыта экспериментальной работы по проверке эффективности использования АРМ.
Нормативно-правовая база составляет: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.); Закон РФ «Об образовании» от 19 мая 1992 года № 3266-1 (В ред. Федеральных законов от 01.04.2012); Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред. от 26.06.2007) "Об утверждении Федеральной программы развития образования"; Федеральный закон РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ; Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». 28 августа 2001; национальная обрaзовaтельная инициaтива "Нaшa новaя школa"; Федеральная национальная программа «Обрaзовaние»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 № 1897-ФЗ; Информaционное письмо Министерствa обрaзовaния и нaуки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/3 «Об оснaщении общеобрaзовaтельных учреждений учебным и учебно-лaборaторным оборудовaнием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся").
Эмпирическая база исследования – нормативно-правовые документы и материально-техническая база МОУ «Гимназия № 18» города Магнитогорска, описание системы «Сетевой Город. Образование».
Практическая значимость исследования заключается во внедрении модели управления учебным заведением на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Данная модель управления может быть использована в практике управления другими образовательными учреждениями.
Одним из основных факторов влияния научно-технического прогресса на все сферы деятельности человека является широкое использование новых информационных технологий. Среди наиболее важных и массовых сфер, в которых информационные технологии играют решающую роль, особое место занимает сфера управления. Под влиянием новых информационных технологий происходят коренные изменения в технологии управления (автоматизируются процессы обоснования и принятия решений, организация их выполнения), повышается квалификация и профессионализм специалистов, занятых управленческой деятельностью.
Сфера применения новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и развитых средств коммуникации весьма обширна. Она включает различные аспекты — от обеспечения простейших функций служебной переписки до системного анализа и поддержки сложных задач принятия решений. Персональные компьютеры, лазерная и оптическая техника, средства массовой информации и различного вида коммуникации (включая спутниковую связь) позволяют учреждениям, предприятиям, фирмам, организациям, трудовым коллективам и отдельным специалистам получать в нужное время и в полном объеме необходимую информацию для реализации профессиональных, образовательных, культурных и тому подобных целей.
Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации. Объектами управления могут быть биологические, технические, социальные системы. Одной из разновидностей социальных систем является система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой образования в данном случае выступают Министерство образования Российской Федерации, управления образования края, области или города, а также районные отделы образования [14, с. 4].
Общеобразовательная школа как сложная динамическая социальная система выступает объектом внутришкольного управления. Следовательно, мы можем говорить об управлении школой и ее отдельными компонентами или частями, выступающими подсистемами более общей системы — общеобразовательной школы. Такими подсистемами являются целостный педагогический процесс, классно-урочная система, система воспитательной работы школы, система эстетического воспитания учащихся, система профориентационной работы и др. [37, с. 242].
Управление школой, неразрывно связано с развитием общеуправленческих идей. Отсюда выделялись и различные предметы исследований науки управления. Так классическая теория представляла процесс управления как реализацию определенного набора управленческих функций. Качество реализации этих функций связывалось, прежде всего, с характером организационной структуры управления. Основным предметом изучения в данном случае была связь между характеристиками организационной структуры и результатами реализации функций управления [34, с. 102].
Теория «человеческих отношений» во главу угла ставила неформальную структуру, т.е. отношения между людьми в процессе совместной деятельности. Она стремилась выяснить, что необходимо делать для создания оптимальной неформальной структуры [19, с. 12].
Изучение внутришкольного управления также может строиться на основе идей различных общеуправленческих подходов. Поэтому различными могут быть и предметы исследования. Но, хотя существуют особенности определения предмета исследований в различных подходах, все они так или иначе исходят из понимания управления как особой функции в организации, реализация которой обеспечивает целенаправленность и организованность ее жизнедеятельности, и ориентированы на изучение связей между строением и свойствами компонентов управляющей системы, внешними и внутренними условиями деятельности организации и ее результатами.
Как нет общепринятого понятия вообще, так и нет общепринятого понятия внутришкольного управления. Это понятие будет постоянно обогащаться по мере развития научного знания.
Исходя из этого, управление школой можно определить как особую деятельность, в которой ее субъект, посредством решения управленческих задач, обеспечивает организованность совместной деятельности учащихся, педагогов, родителей, обслуживающего персонала и ее направленность на достижение образовательных целей и целей развития школы [19, с. 242].
Наука должна отвечать на вопросы, какие задачи и как должна решать управляющая система школы, как она должна быть устроена, чтобы при различных внутренних и внешних условиях обеспечивалась эффективность управления. Поэтому общим предметом внутришкольного управления, как особой научной дисциплины, являются закономерные связи между свойствами управляющей системы школы, характеристиками процесса управления и результатами функционирования и развития школы в различных внешних и внутренних условиях [19, с. 14].