Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧТЕЖДЕНИЕМ.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

Принцип единства единоначалия и коллегиальности в управлении направляет на преодоление субъективности, авторитаризма в управлении целостным педагогическим процессом. В управленческой деятельности важно опереться на опыт и знания коллег, организовать их на разработку и обсуждение решений, сопоставить разные точки зрения, провести их обсуждение и принять оптимальное решение. Коллегиальность вместе с тем не исключает личной ответственности каждого члена коллектива за порученное дело.

Единоначалие в управлении обеспечивает дисциплину и порядок, четкое разграничение и соблюдение полномочий участников педагогического процесса. Если коллегиальность приоритетна на этапе обсуждения и принятия решений, то единоначалие необходимо прежде всего на этапе реализации принятых решений. Единоначалие руководителя педагогической системы не означает авторитарность и администрирование, оно основывается на глубоком знании педагогики и психологии личности, социальной психологии, учете индивидуально-психологических особенностей учителей, учащихся, родителей [37, с. 238].

Принцип объективности и полноты информации в управлении педагогическими системами предполагает, что эффективность управления педагогическими системами в значительной мере определяется наличием достоверной и необходимой информации. Объективность и полнота информации противопоставлены неконкретности, поверхностности в отборе, анализе и обработке информации. В социально-педагогических науках информацию рассматривают либо как средство коммуникации между педагогами и воспитанниками, либо как совокупность сведений о состоянии системы и окружающей среды [19, с. 65].

Трудности с использованием информации в управлении часто связываются с информационным избытком или, наоборот, с ее недостатком. Роль информации во внутришкольном управлении нельзя понимать односторонне, т.е. как увеличение информации, так и ее отсутствие затрудняют процесс принятия решений, оперативное регулирование их выполнения.

В педагогических системах недостаток информации чаще ощущается в области воспитательной деятельности. В ходе учебно-воспитательного процесса мы чаще получаем информацию об успеваемости учащихся, качестве знания, но значительно меньше располагаем данными об особенностях направленности личности, ее становления в учебной и внеучебной деятельности, характера, способностей и др. Для человека, имеющего дело с внутришкольной информацией, важно знать методы ее сбора, обработки, хранения и использования [22, с. 34].

Школьный руководитель в своей деятельности активно использует наблюдение, анкетирование, тестирование, работу с инструктивными и методическими материалами [30, с. 76].

С внедрением технических средств и компьютеризации существенно сократились сроки сбора и обработки материалов. Усилия школьной администрации должны быть сосредоточены на разработке и внедрении внутришкольной информационной технологии управления, использовать которую могли бы как руководители школы, так и учителя. В управлении педагогической системой важна любая информация, но прежде всего управленческая информация, которая необходима для оптимального функционирования управляемой подсистемы [13, с. 87].

Управленческая информация может быть распределена по различным признакам: по времени — ежедневная, ежемесячная, четвертная, годичная; по функциям управления — аналитическая, оценочная, конструктивная, организационная; по источникам поступления — внутришкольная, ведомственная, вневедомственная; по целевому назначению — директивная, ознакомительная, рекомендательная и др. Формирование информационных банков данных, технологий их оперативного использования повышает научную организацию управленческого труда [28, с. 265].

Анализ современной литературы позволил сделать выводы:

- управление образовательным учреждением  имеет свои специфические особенности;

- управление образовательным учреждением  – разновидность управления социальными системами;

- важным фактором, влияющим на  принятие правильного управленческого  решения, является скорость в  обработке поступающей информации. Эту проблему поможет решить  использование в управлении новых  информационных технологий.

 

 

1.2. Информатизация управления как современная социальная технология

 

Современное общество переживает важный исторический этап перехода от индустриальной эпохи к новому постиндустриальному обществу, которое принято называть информационным. В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности, в том числе и педагогическую. Современное общество называют информационным в силу того, что роль и количество информации, циркулирующей в нем, стремительно возрастает, есть все необходимые средства для ее хранения, распространения и использования [21, с. 55].

В последние годы информация становится одним из важнейших производственных факторов и одним из главных рычагов управления любой организации, в том числе и образовательного учреждения.

Увеличивается число задач школьного образования, вовлекаемых в процессы информатизации. В России этот процесс развивается в рамках четырех последовательных этапов:

• освоение информационно-компьютерных технологий как новой составляющей содержания общего образования;

• использование информационно-компьютерных технологий как учебного средства при изучении существующих учебных предметов;

• разработка новых учебных предметов, ориентированных на обновленное содержание, цели и методы общеобразовательной подготовки школьников в условиях становления информационного общества и органически использующих информационно-компьютерные технологии для достижения этих целей;

• преобразование не только содержания и методов, но и всей организации обучения за счет широкого использования информационно-компьютерных технологий в управлении школьным образованием [17, с. 23].

Информатизация образования — это процесс изменения его содержания, методов и организационных форм, направленный на достижение нового качества образования на основе применения информационных технологий. Она должна помочь решению двух основных задач школы: образование — для всех, и новое качество образования — каждому [49, с. 19].

Информатизация управления образовательным учреждением связана с принятием более обоснованных управленческих решений на основе автоматизированной обработки социально-экономической, психолого-педагогической и иной информации.

В настоящее время информатизация управления школьным образованием рассматривается на нескольких уровнях:

• частном — информатизация охватывает управление отдельными учебными заведениями;

• общем — охватывает несколько учебных заведений одного района или региона, предполагается частичный информационный обмен между учебными заведениями и органами управления образованием;

• системном — поэтапно охватывает все образовательные учреждения данной территории с организацией полного информационного обмена на основании единых информационных стандартов, что ведет к формированию единого информационного пространства общего образования [33, с. 68].

Информационные технологии делятся на две группы: с избирательной и полной интерактивностью:

1 группа – технологии, обеспечивающие  хранение информации в структурированном виде, облегчающие доступ к ней и ее использование (банки данных, базы данных, телетекст и т.д.). Пользователь находит нужную информацию с помощью различных процедур поиска (по ключевым словам, комбинации дескрипторов и т.д.) Технология функционирует в избирательном режиме, пользователь не может видоизменить полученную информацию.

2 группа – все формы коммуникации  с помощью компьютеров: электронная  почта, телеконференцсвязь, табулятор  голосования и пр. Эти технологии  служат средствам передачи, обмена сообщениями, адресованными одному или нескольким пользователям одновременно (очень удобно при дистанционном обучении).

Безбумажная информатика – технология сбора, накопления, переработки и обмена или распространения информации на основе компьютера и машинных носителей информации: магнитных дисков и т.п. Это понятие ввел академик В.М. Глушков [28, с. 254].

Выделяют несколько направлений применения информационных технологий в управлении образовательными учреждениями:

- мониторинг качества образовательных услуг на основе автоматизации сбора статистических данных,

- внедрение электронного документооборота,

- автоматизация хранения сведений о кадрах и обучаемых,

- автоматизированный учет состояния зданий, оборудования и материалов,

- автоматизация бухгалтерского учета [14, с. 43].

Для реализации указанных выше направлений формируется информационная система управления (ИСУ) образовательным учреждением, представляющая собой взаимосвязанную совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной управленческой цели. Для того чтобы обеспечить ее функционирование на всех уровнях управления и их взаимодействие между собой, необходимо определить такие информационные системы, которые охватывали бы весь управленческий процесс в целом [14, с. 45].

На рубеже XX-XXI веков на уровне правительства России были приняты такие важные документы, как «Национальная доктрина образования», Федеральный Закон «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральная целевая программа «Развитие информатизации в России на период до 2010 года». Одной из приоритетных задач, реализуемых каждой из перечисленных Федеральных программ, является гармоничное развитие жизнеспособной личности, ее творческих способностей и самоидентификации на основе мотивации необходимости непрерывного образования.

В целях формирования соглaсовaнной политики в области развития и использования ИКТ в сфере обрaзовaния, для реaлизaции мероприятий информaтизaции обрaзовaния в рaмкaх нaционaльной обрaзовaтельной инициативы "Нaшa новая школа", ФНП «Обрaзовaние», ФЦПРО (Федеральная целевая программа развития образования 2011-2015) госудaрством в качестве приоритетных нaпрaвлении рaссмaтривaются вопросы совершенствовaния обрaзовaния нa основе современных ИКТ. В связи с переходом нa ФГОС aктуaльным стaновится aктивное использовaние ИКТ (в том числе дистaнционных обрaзовaтельных технологий) [7, с.6]. ФГОС ООО предъявляет требовaния к нaличию информaционно-обрaзовaтельной среды, обеспечивaющей плaнировaние и фиксaцию обрaзовaтельного процессa, рaзмещение рaбот учителей и учaщихся, взaимодействие учaстников обрaзовaтельного процессa [7, с.9].

В информaционном письме Министерствa обрaзовaния и нaуки РФ «Об оснaщении общеобрaзовaтельных учреждений учебным и учебно-лaборaторным оборудовaнием» говорится, что «при оргaнизaции деятельности обучaющихся должны использовaться новые информaционные технологии: мультимедийные прогрaммы, электронные спрaвочники и энциклопедии, обучaющие компьютерные прогрaммы, электронные библиотеки, которые включaют комплекс информaционно-спрaвочных мaтериaлов, объединенных единой системой нaвигaции и ориентировaнных нa рaзличные формы познaвaтельной деятельности, в том числе исследовaтельскую и проектную рaботу» [7, с.17].

Современный руководитель образовательного учреждения должен в совершенстве обладать коммуникативными умениями, корректно и доказательно отстаивать свою точку зрения, устранять при этом компромиссы на высоком уровне культуры общения с подчиненными. При этом он должен принимать оптимальные решения, учитывая коллизии своих коллег. От того, насколько профессионально учитывает директор образовательного учреждения стремления, интересы и взгляды альтернативных (или противоположных) групп взрослых людей своего коллектива зависит успех принятого им решения. Однако, во избежание конфликтных ситуаций, важно учитывать и психологические особенности каждого работника учреждения, обучающихся и их родителей. Следовательно, руководитель должен обладать психолого-педагогической и производственной компетентностью. Можно выделить еще одну проблему. Социально-экономическая нестабильность в обществе и дефицит средств, требуют от руководителя не только знаний в таких областях, как социология и экономика, но и позитивного опыта работы по использованию возможностей дополнительного финансирования со стороны местных органов власти, а также привлечение спонсоров [34, с. 112].

Для работы в рамках такой системы управлением возникает потребность в профессиональных руководящих кадрах, которые не просто развивают в себе умение управлять путем самообразования, что считалось достаточным до настоящего времени. Учреждению требуется не просто должность «директор школы» или «руководитель», а сложная профессиональная деятельность, к которой руководителя необходимо готовить как компетентного профессионала-управленца, способного реализовать образовательные стратегии, заложенные в основу образовательной политики.

В работе не делается акцент на управленческие качества руководителя образовательного учреждения. Здесь задача несколько иная. Необходимо исследовать такое качество руководителя школы, как профессиональная и продуктивная работа с коллективом своего образовательного учреждения (ОУ) и роль информационных технологий в этом. От решения данных задач, стоящих перед руководителем ОУ зависит многое: сплоченность педагогического коллектива, его творческий и профессиональный рост, взаимоотношения с учащимися и их родителями, комфортные условия образовательного процесса для учителей и учеников, соблюдение традиций школы и многое другое [34, с. 121].

Информация о работе Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением