Представителям учредителя, методическим
службам:
-иметь информацию о деятельности школы
и ее развитии.
Учащимся и их родителям, представителям
общественности:
- иметь доступ к информации о деятельности
школы и результатах образовательного
процесса
- оказывать влияние на формирование образовательного
спроса, развитие школы и качество обучения
и воспитания.
Рассмотренная модель ЕИОС гимназии показывает, что
гимназия является постоянно развивающимся
образовательным учреждением. Существующая
ЕИОС соответствует современным требованиям
государства. Планируется ее дальнейшее
развитие как в плане технической, так
и методической составляющей.
Использование ИКТ в управлении социальной сферой -
это не просто автоматизация некоторых
функций и деловых процессов в учреждениях
здравоохранения, образования, культуры.
Речь идет о существенной перестройке
работы (деловых процессов) организаций
социальной инфраструктуры на базе ИКТ,
приводящей к новому качеству оказания
государственных услуг (включая услуги
в сфере образования, и др.).
Использование современных информационно-коммуникационных
технологий в управлении образовательным
учреждением, формирование устойчивой
потребности коллектива в получении управленческой
информации, в диагностических материалах,
в данных, обеспечивающих психолого-педагогическое
сопровождение, и т.д. – это верный путь
повышения эффективности управления учреждением.
Таким образом, гипотеза нашего исследования: управление образовательным
учреждением, как вид социального управления
будет более эффективным, если:
- будет создана соответствующая
материально-техническая база;
- уровень подготовки педагогического
коллектива будет соответствовать
требованиям процесса информатизации;
- управление будет основываться
на использовании современных
технологий» нашла свое подтверждение.
Список использованных источников
и литературы
1.Нормативно-правовые акты
- Конституция Российской Федерации. Принята
всенародным голосованием 12 декабря 1993 года
// Российская газета. 1993. 25 декабря.
- 2. Закон РФ "Об образовании" от 10.07.1992
N 3266-1 (ред. от 01.04.2012). URL: Официальный сайт
компании "Консультант Плюс". http://www.consultant.ru/popular/edu/43_2.html .
- Федеральный закон от 10.04.2000 N 51-ФЗ (ред.
от 26.06.2007) "Об утверждении Федеральной
программы развития образования"// "Российская
газета", N 72, 13.04.2000
- Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 06.04.2011) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации". URL: Официальный сайт компании "Консультант Плюс". http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=112747.
- Федеральная целевая программа «Развитие
информатизации в России на период до 2010 года")» 28 августа 2001. URL: Официальный сайт компании "Консультант
Плюс". http://base.consultant.ru/cons.
- Федеральный государственный образовательный
стандарт основного общего образования
от 17.12.2010 № 1897-ФЗ URL: Сайт ФГОС. http://standart.edu.ru/
- Информaционное письмо Министерствa обрaзовaния и нaуки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/3 «Об оснaщении общеобрaзовaтельных
учреждений учебным и учебно-лaборaторным
оборудовaнием» (вместе с "Рекомендациями по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации федерального
государственного образовательного стандарта
(ФГОС) основного общего образования, организации
проектной деятельности, моделирования
и технического творчества обучающихся"). URL: Официальный сайт компании "Консультант Плюс". http: // base. consultant.ru/ cons/ cgi/ online. cgi?req = doc&base =LAW&n=126449
2. Литература
- Афанасьев В.Г. Системность и общество: Учебник. М. Издательство политической литературы, 1980. 368с.
- Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика
образовательной среды в различных типах
образовательных учреждений. М.: ИЦКПС,
2000.
- Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные
технологии обучения. М.: Народное образование, 2006. 336 с.
- Васильев Ю.В. Педагогическое управление
в школе: Методология, теория, практика.
М: Педагогика, 2002. 139 с.
- Винер Н.Кибернетика и общество. Перевод Е.Г. Панфилова. Общая редакция и предисловие Э.Я. Кольмана. М.: Тайдекс Ко, 2002. 186 с.
- Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере
образования: Проблемы и перспективы.
М.: Педагогика 2004. 135с.
- Гришан И.П. Менеджмент образовательных
учреждений. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2002. 65 с.
- Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А.,
Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов /
Науч.редактор А.А. Радугин. М.: Центр, 2004. 432 с: ил.
- Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Теория
и практика: Учебное пособие для вузов. M.: Аспект Пресс, 2002. 415 с.
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2004. 384 с.
- Кондаков М.И. Теоретические основы школоведения: учебник. М.: Педагогика, 2001. 300с.
- Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление: учебное пособие. М: центр «Педагогический поиск», 2000. 224с.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: Уч. для студ. высш. пед. уч. зав. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 256с.
- Колин К.К. Фундаментальные основы информатики:
социальная информатика: Учебное пособие. Изд-во «Академический проект». М., 2000. 203с.
- Курова Н.Н. Проектная деятельность в
развитой информационной среде образовательного
учреждения: Учеб. пособие для системы
доп. проф. образования. М.: Федерация Интернет
образования, 2002. 186 с.
- Мардахаев Л.В. Основы социально-педагогической технологии: Учебное пособие. Рязань, 2003. 92 с.
- Мангутов И.С., Уманский Л.И. Организатор и организаторская деятельность: Учебное пособие Л.: ЛГУ, 2000. 312 с.
- Моисеев А.М. Качество управления школой:
каким оно должно быть. М:, Педагогическое общество России, 2001.
128 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2006. 672 с., ил.
- Менеджмент, маркетинг, экономика образования: Учебное пособие / Под ред. Егоршина. Н.Новгород: НИМБ, 2005. 196с.
- Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для
студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. 288 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику: Учебное
пособие для студентов. М., 2005. 205с.
- Новые педагогические и информационные технологии
в системе образования: Учебное пособие
для сотрудников пед. вузов и системы повышения
квалификации пед.кадров / Полат Е.С., Бухвркина
М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е.; под ред.
Полат Е.С. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 224с.
- Основные категории теории управления: Учеб. пособие / Д. Н. Бобрышев ; Изд. доп. и перераб. М:. Изд-во Академия 2002. 189с.
- Педагогический менеджмент: (Концепция, опыт работы) / К.Я. Вазина, Ю.Н. Петров, В.Д. Белиловский. М. Педагогика, 2001. 265с.
- Полат Е.С. Новые педагогические и информационные
технологии в системе образования. М.: Изд-во Академия, 2005. 77с.
- Поташник М.М. Управление современной
школой (В вопросах и ответах): Пособие
для руководителей образовательных учреждений.
М.: Новая школа. 2001. 203с.
- Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь: / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. 5-е изд.; перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006. 495с.
- Ситник А.П., Мисько А.В. Методологическая помощь социальному
педагогу образовательного учреждения по ведению текущей
документации: Методические рекомендации.
Академия АПК и ППРО М., 2005. 78 с.
- Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб.
пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений
/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;
Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр "Академия",
2002. 576 с.
- Солдатова Л.А. Основы курсового и дипломного проектирования: практическое руководство. Электросталь, 2008. 120с.
- Третьяков П.И. Оперативное управление
качеством образования в школе: Теория
и практика: Новые технологии. Скрипторий, 2005. 568с.
- Третьяков П.И., Сидорина Т.В., Воронова
Н.А. и др. Регион: Управление образованием
по результатам: Теория и практика (под
ред. док. пед. наук, проф. Третьякова П.И.).
Серия: Технологии управления образованием. М.: Новая школа. 2001. 880 с.
- Хмель Н.Д. Особенности управления педагогическим
процессом в общеобразовательной школе. Алматы: Мектеп, 2000. 70 с.
- Худоминский, П.В. Методическая
работа в школе. Методическое пособие. М.: Педагогика, 2001. 54с.
- Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным
процессом в школе: Методическое пособие М., 2001. 234 с.
- Шамова Т.И. Управление образовательными системами:
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб.
заведений Т.И Шамова, П.И Третьяков, Н.П.
Капустин; Под ред. Т.И. Шамовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2002. 320 с.
- Шалаев И.К. Программно-целевой подход
в управлении педагогическим коллективом: Учебник МГПИ, 2002. 245с.
- Тюрнпуу Л.А. Распорядительная деятельность
районо как средство управления школами:
Автореф. дисс... к.п.н. - Ленинград, 1980. - 16 с.
- Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Психологические
последствия информатизации // Психологический
журнал. 2000. №1. с.12-14.
- Горячев А.В. О понятии «Информационная
грамотность»// Информатика и образование.
2001. №№3,8
- Концепция информатизации образования// Информатика
и образование. 2002. №1., 98-101 с.
- Татьянченко Д.В. Приоритеты образования
в муниципальных средних общеобразовательных
школах //Завуч, № 2, 2003. 10с.
3. Интернет-источники
- Сайт МОУ "Гимназия № 18". URL: Официальный сайт МОУ "Гимназия № 18". http://gimnazia18.school-sites.ru/
- Сайт компании «NetSchool. Сетевой Город. Образование». URL: Официальный сайт «NetSchool. Сетевой Город. Образование». http://www.net-school.ru/netcity.php
Приложения
Приложение 1.
ГЛОССАРИЙ
- Автоматизированное рабочее
место (АРМ)[computеr workstаtion] — рабочее место, оснащенное персональным компьютером (который связан с местной вычислительной сетью и другими информационными
сетями), а также специальным программным
обеспечением, предназначенным для решения
задач пользователя АРМ.
- Демократизация управления – процесс реорганизации авторитарных
систем управления в демократические,
проявляется в делегировании управленческих
полномочий на «низшие» ступени управления
с максимальным привлечением к выработке
и реализации управленческих решений,
общественных объединений и неформальных
лидеров.
- Информационные и коммуникационные
технологии (ИКТ) – совокупность современных средств цифровой
техники и программного обеспечения, информационных
ресурсов, методов и моделей их использования.
- Децентрализация – одно из основных направлений государственной политики РФ, отражающий переход от командно-административного стиля управления образованием
к демократическому, характеризуется
делегированием (распределением) определенного
круга полномочий.
- Информатизация системы образования – это приведение этой системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.
- Образова́тельное учрежде́ние — учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть
государственными (федеральными или находящимися
в ведении субъекта Российской Федерации),
муниципальными, негосударственными (частными,
учреждениями общественных и религиозных
организаций (объединений).
- Педагогический менеджмент — целенаправленное социальное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата.
- Принятие педагогического
управленческого решения – это процесс и результат организации
творческого поиска решения управленческой
задачи, который позволяет раскрыть способности
каждого субъекта и обеспечить возможность
дальнейшего профессионального роста
для всех участников педагогического
взаимодействия.
- Профессиональная компетентность
руководителя школы – качество, характеризующее
готовность руководителя к решению управленческих
задач разного уровня сложности, обеспеченную
пониманием роли теории в управлении персоналом,
умением выявлять психологические характеристики личности и учитывать их
в реализации управленческих решений,
знанием и освоением современных технологий
управления персоналом для эффективного
достижения целей управления.
- Профессиональное
мастерство – владение комплексом продуктивных
технологий профессиональной деятельности на
основании обладания профессионально
важными личностными качествами, обеспечивающими
способности личности к осуществлению
продуктивной профессиональной деятельности
и стремление к профессиональному самосовершенствованию
- Самоуправление – это демократический способ организации коллективной жизни.
- Социальная технология — Совокупность методов и приёмов, позволяющих добиваться результатов в задачах взаимодействия между людьми. Более широко социальную технологию можно определить как последовательность этапов социального взаимодействия,
в ходе которой каждый субъект, участвующий
во взаимодействии, реализует собственную
управленческую стратегию по отношению
к другим и формирует социальную действительность.
- Виды социальных технологий различаются в зависимости от того в каких сферах
общественной жизни они реализуются:
Управленческой: развитие систем управления
и систем коллективной деятельности организаций
(фирм, компаний); формирование личной
управленческой стратегии, позволяющей
формировать социальную действительность.
- Система образования
Российской федерации – один из основных социальных
институтов, важнейшая сфера становления
личности, исторически сложившаяся общенациональная
совокупность взаимодействующих переменных
образовательных программ и государственных образовательных
стандартов различного уровня и напрвленности;
сети реализующих их образовательных
учреждений независимо от их организационно-правовых
форм, типов и видов; органов управления
образованием подведомственным им учреждений
и организаций.
- Управленческое консультирование
в образовании - метод оказания помощи со стороны, направленной на перевод организации в проектируемое состояние посредством специальных технологий взаимодействия консультантов и руководителя учреждения (заказчика).
- Управление — системообразующий фактор, обеспечивающий целостное функционирование, сохранение и развитие организации
- Управление – функция организованных систем
различной природы: биологических, технических,
социальных, обеспечивающая сохранение
их определённой структуры, поддержание
режима деятельности, реализацию их программ.
(Матвеева Е.Ю. Концепции современного
естествознания. Словарь основных терминов
Учебное пособие Сиб.ГУТИ. — Новосибирск,
2007.)
- Управление — функция организованных систем
различной природы (биологических,
технических, социальных), обеспечивающая
сохранение их определенной структуры,
поддержание режима деятельности, реализации
их программ.
- УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – целенаправленное
воздействие на общественные процессы,
осуществляемое посредством специальных
органов и организаций, призванных совершенствовать
целостность и структуру социальной системы,
ее оптимальное функционирование и развитие.
- Условия – совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на управление в целом.
- Эффективность управления – характеристика, отражающая
отношение между достигнутой и возможной
продуктивностью.
- Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный.
Приложение 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
к распоряжению Правительства
Российской Федерации
от 17 декабря 2009 г. № 1993-р
СВОДНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ
первоочередных государственных
и муниципальных услуг, предоставляемых
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и органами местного
самоуправления в электронном виде, а также услуг, предоставляемых
в электронном виде учреждениями субъектов
Российской Федерации и муниципальными
учреждениями
|
Наименование услуги |
Ответственные исполнители |
Заключительный этап предоставления
услуги в электронном виде* |
|
I. Услуги в сфере образования и науки
Государственные и муниципальные
услуги, предоставляемые органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органами местного самоуправления
|
1. |
Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений, расположенных
на территории субъекта Российской Федерации,
по всем реализуемым ими образовательным
программам, за исключением образовательных
учреждений, полномочия по лицензированию
и аккредитации которых осуществляют
федеральные органы государственной власти
|
Минобрнауки России Рособрнадзор
органы исполнительной власти
субъекта Российской Федерации
|
IV этап |
2. |
Прием заявлений, постановка на учет
и зачисление детей в образовательные
учреждения, реализующие основную образовательную
программу дошкольного образования (детские сады)
|
органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации орган местного
самоуправления |
V этап |
3. |
Предоставление информации об организации
общедоступного и бесплатного дошкольного,
начального общего, основного общего,
среднего (полного) общего образования, а
также дополнительного образования в
общеобразовательных учреждениях, расположенных
на территории субъекта Российской Федерации
|
органы исполнительной власти cубъекта Российской Федерации орган
местного самоуправления |
I этап |
4. |
Предоставление информации об организации
начального, среднего и дополнительного
профессионального образования
|
органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации орган местного
самоуправления |
I этап |
5. |
Предоставление информации о порядке проведения государственной
(итоговой) аттестации обучающихся, освоивших
образовательные программы основного
общего и среднего (полного) общего образования,
в том числе в форме единого государственного
экзамена, а также информации из баз данных
субъектов Российской Федерации об участниках
единого государственного экзамена и
о результатах единого государственного
экзамена
|
органы исполнительной власти субъекта
Российской Федерации |
V этап |
Услуги, предоставляемые учреждениями
субъектов Российской Федерации или муниципальными учреждениями
|
6. |
Зачисление в образовательное учреждение |
Минобрнауки России Рособрнадзор
образовательные учреждения
субъекта Российской Федерации с участием
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации
муниципальные образовательные учреждения с участием
органов местного самоуправления
|
V этап |
7. |
Предоставление информации о результатах сданных экзаменов,
тестирования и иных вступительных испытаний,
а также о зачислении в образовательное
учреждение |
Минобрнауки России Рособрнадзор
образовательные учреждения
субъекта Российской Федерации с участием
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации
муниципальные образовательные
учреждения с участием органов местного
самоуправления
|
V этап |
8. |
Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося,
ведение электронного дневника и электронного
журнала успеваемости |
Минобрнауки России Рособрнадзор
образовательные учреждения
субъекта Российской Федерации с участием
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации
муниципальные образовательные
учреждения с участием органов местного
самоуправления
|
V этап |
9. |
Предоставление информации об образовательных
программах и учебных планах, рабочих
программах учебных курсов, предметов,
дисциплин (модулей), годовых календарных учебных графиках |
Минобрнауки России Рособрнадзор
образовательные учреждения
субъекта Российской Федерации с участием
органов исполнительной власти субъекта
Российской Федерации
муниципальные образовательные
учреждения с участием органов местного самоуправления
|
V этап |