Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧТЕЖДЕНИЕМ.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

Пожалуй, главным достоинством мониторинга текущей успеваемости и посещаемости является возможность быстрой обработки информации и принятия управленческих решений как, в основном, для администрации и классного руководителя, так и для учителя-предметника. Нет необходимости ждать совещания или отчёта или перелистывать журналы, выписывая оценки учеников, достаточно выбрать автоматизированный отчёт, чтобы увидеть полную картину результатов учебной деятельности на определённый момент.

Ещё одно из направлений, которое реализуется благодаря внедрению ИКТ в практику управления школой, – это повышение профессионального мастерства учителя. Решение этой проблемы невозможно без постоянного отслеживания достижений и систематической оценки результатов деятельности учителя. Для этого ведётся мониторинг профессионального мастерства учителя: учитываются результаты аттестации, участие в разных мероприятиях – школьных и внешкольных, проводится анализ посещения уроков администрацией. Использование ИКТ в работе стимулирует педагогов. Во время аттестации педагогов можно использовать данные электронного журнала, в объективности которых не приходится сомневаться. Поэтому педагоги мотивированы на то, чтобы пересмотреть собственные подходы к преподаванию предмета, а значит повысить качество полученных учениками знаний.

Данная система позволит отслеживать процесс подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена. Результаты тренировочных работ оперативно заносятся в электронный журнал. Существует возможность мониторинга этих результатов. Что позволяет принять правильное решение. Если есть необходимость, назначить дополнительные занятия, для ознакомления с результатами работ и мониторингом провести беседы с родителями.

В течение последних десяти лет наблюдается усиление роли образовательных и воспитательных учреждений в решении насущных жизненных проблем ребенка. Любое государственное учреждение, в стенах которого оказываются дети, сталкивается с множеством неразрешенных проблем, касающихся детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Все большее значение приобретает ориентация деятельности социального педагога на проблемы жизни ребенка. Сведения о посещаемости учеников позволяют оперативно реагировать, выяснять причины их отсутствия или опозданий, По результатам успеваемости, легко определить о каких- либо сложностях в жизни учеников, требующие вмешательства со стороны социальной службы школы. Система позволяет отслеживать занятость детей вне школы. Позволяет автоматически, по введенным данным создавать отчеты.

Таким образом, «Сетевой город – Образование» предоставляет широкие возможности по мониторингу качества образования на различных уровнях, способствующие повышению качества образования. Благодаря АИС создаётся единая система мониторинга качества образования на уровне образовательного учреждения, города, района и региона в целом. Важными условиями успешной организации мониторинга является повышение квалификации сотрудников ОУ и органов управления образованием, систематическая работа ОУ по вовлечению родителей и учащихся к использованию программы, а также усилия руководителей системы образования по обеспечению бесперебойной работы сети Интернет в образовательных учреждениях

Из вышесказанного можно сделать вывод: грамотное использование информационных технологий в управлении школой — это инструмент оптимизации и автоматизации множества рутинных циклов, несомненно, повышающих эффективность управления образовательным учреждением.

Внедрение АИС «Сетевой город – Образование» обеспечивает:

- стимулирование новых отношений между всеми участниками учебно-воспитательного процесса;

- открытость информационного пространства, что особенно важно для повышения инвестиционной привлекательности образовательного учреждения в условиях нормативного финансирования;

- повышение качества образования: доказано, что доступ родителей к информации об учебно-воспитательном процессе с помощью «Сетевой город – Образование» улучшает успеваемость и посещаемость детей;

- опору на опыт внедрения в более чем в 100 муниципалитетах РФ;

- совместимость с другими продуктами (системы составления расписания, учебные курсы, системы тестирования, системы контроля доступа в учебное заведение);

- возможность дистанционного обучения в рамках школьного учебного процесса;

- возможность расширения системы до муниципального уровня для обмена информацией с другими учреждениями (Управление образования, дошкольные учреждения, учреждения дополнительного образования и др.).

2.3. Единая информационно-образовательная среда образовательного учреждения (на примере МОУ «Гимназия № 18» города Магнитогорска)

Состояние современного образования и тенденции развития общества требуют новых системно-организующих подходов к развитию образовательной среды. Модернизация российского образования одним из своих приоритетов выделяет информатизацию образования, главной задачей которой является создание единой информационно-образовательной среды (ЕИОС). ЕИОС рассматривается как одно из условий достижения нового качества образования.

Известно, что информационные процессы оказывают влияние на все стороны жизнедеятельности образовательной системы: на содержание образования и воспитания, на деятельность педагогических и вспомогательных кадров, на решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом. Это связано в первую очередь с тем, что образовательный процесс, представляющий собой педагогически организованное взаимодействие его участников является также информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации. В силу этого обстоятельства среду, в которой он протекает, можно рассматривать в качестве информационной среды.

Под информационно-образовательной средой (ИОС) понимается, как правило, следующее:

- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса;

- единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактических [8];

- «педагогическая система, обеспечивающая доступ к информационным образовательным ресурсам с помощью новых организационных форм на основе современных инновационных технологий, объединяющая в себе информационные образовательные ресурсы, компьютерные средства обучения, средства управления образовательным процессом, педагогические приемы, методы и технологии, направленные на формирование интеллектуально развитой творческой личности, обладающей необходимым уровнем профессиональных знаний, умений, навыков» [8, с. 38].

Создание и развитие единой образовательной информационной среды (ЕОИС) является сложной, комплексной, многоаспектной задачей. Очень важным этапом в решении задачи такого масштаба является переход от формулирования целей, которые должны быть достигнуты, к выявлению способов, с помощью которых они достигаются.

Развитие информационной системы в образовании идет по двум направлениям: с одной стороны – это информатизация управленческой деятельности, с другой стороны – информатизация образовательного процесса.

Однако внедрение информационных технологий в любой сфере деятельности имеет существенные отличия от информационной среды в образовательном учреждении, особенностью которой является наличие трех компонентов:

- программно-аппаратной организации информационной среды;

- учебно-методического наполнения ее информационных ресурсов;

- организации деятельности педагогического коллектива в самой среде.

Информационная среда образовательного учреждения характеризуется рядом необходимых признаков и свойств:

1. Выступает условием и средством  сложных взаимодействий типа "человек - техника", "человек - человек", "человек - знаковая система", "человек - художественный образ". Процессуальный и результативный аспекты этих взаимодействий, направленных на совершенствование человеческой личности, переживаются участниками педагогического процесса и имеют четкую ценностную ориентацию.

2. Является системным объектом  и развивается как открытая  самоорганизующаяся система в  соответствии с логикой и закономерностями  собственного развития, а также  в неразрывной связи с развитием  педагогической системы образовательного  учреждения.

3. Развитие информационной среды  связано с постоянным повышением  уровня ее организации и технического  оснащения.

4. Единство и целостность структуры  информационной среды, определяемые  единством педагогических целей, взаимосвязью решаемых педагогических задач и взаимодействием участников образовательного процесса.

В каждом отдельном случае информационная среда решает уникальный комплекс задач. В то же время любая информационная среда образовательного учреждения должна включать в себя инвариантные компоненты, обеспечивающие информатизацию основных видов деятельности:

- образовательной (учебно-воспитательного процесса);

- управления: образовательным процессом, контингентом обучающихся, кадрами, ресурсами;

- обеспечения коммуникации.

Информационная среда гимназии должна обеспечивать:

-  наличие единой базы данных;

- однократный ввод данных с возможностью их последующего редактирования;

- многопользовательский режим использования данных;

- разграничение прав доступа к данным;

- использование одних и тех же данных в различных приложениях и процессах;

- возможность обмена данными между различными прикладными программами без выполнения операций экспорта-импорта.

Учитывая тот факт, что информационная среда позволяет решить комплексную задачу интеграции информационных процессов, характерных для основных видов деятельности образовательного учреждения, вполне допустимо применение понятия "Единая Информационно-образовательная Среда" (ЕИОС) образовательного учреждения, рассматриваемая в качестве педагогически и технически организованной сферы информационного взаимодействия участников образовательного процесса.

Информационная среда образовательного учреждения может рассматриваться не только в качестве компонента информационных сред более высокого уровня организации (района, города), но и как модель развития информационной среды образовательной системы вообще, поскольку именно в условиях образовательного учреждения осуществляются основные виды деятельности: обучение, воспитание и развитие личности детей.

Итак, построение единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) является главной задачей, которую в рамках развития процессов информатизации решает каждое образовательное учреждение.

Большое внимание этому вопросу уделяется в ФГОС ООО. В документе указывается на то, что информационно-методические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационно-образовательной средой [5].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения представляется как комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровых образовательных ресурсов, совокупности технологических средств информационных и коммуникационных технологий: компьютеров, иного ИКТ оборудования, коммуникационных каналов, систем современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно-образовательной среде [5, с.44].

Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать:

  • информационно-методическую поддержку образовательного процесса;
  • планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
  • мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса;
  • мониторинг здоровья обучающихся;
  • современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;
  • дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числе в рамках дистанционного образования;
  • дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Эффективное использование информационно-образовательной среды предполагает компетентность сотрудников образовательного учреждения в решении профессиональных задач с применением ИКТ, а также наличие служб поддержки применения ИКТ [5].

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 18» города Магнитогорска в своей программе информатизации ставит следующую цель: переход на качественно новый уровень в использовании компьютерной техники и информационных технологий в образовательном процессе, для создания в гимназии открытого образовательного информационного пространства и повышения качества образования.

Основные задачи программы:

Информация о работе Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением