Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧТЕЖДЕНИЕМ.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

Одной из особенностей современной социально-образовательной ситуации является в большей, чем когда бы то ни было ранее, самостоятельности образовательных учреждений. С одной стороны это активизирует творческие силы педагогических коллективов, содействует развитию инновационных процессов в образовательных учреждениях. С другой стороны, процесс управления образовательными учреждениями значительно усложнился и требует его качественного преобразования. Качественное преобразование процесса управления образовательным учреждением в свою очередь требует качественного роста профессиональных специалистов, осуществляющих этот процесс [43, с. 233].

Развитие средств ИКТ и все более широкое их внедрение в различные сферы образования создают основу для широкого внедрения компьютерных комплексов автоматизации управления учебными заведениями системы общего среднего образования.

В настоящее время известно несколько программных систем, предназначенных для автоматизации процессов управления учебным заведением общего среднего образования. Большая часть таких систем поддерживает достаточно ограниченный круг функций, связанных с управлением учебным заведением, имеет собственную структуру данных, которая не позволяет обеспечить горизонтальный (от одного учреждения другому) и вертикальный (информация для органов управления образованием на уровне города или района) обмен данными. До сих пор не выработано единых подходов для обеспечения взаимодействия с родителями и общественностью [13, с. 34].

В то же время использование средств ИКТ в организации и планировании деятельности учебных заведений системы общего среднего образования позволяет достичь многих преимуществ, в числе которых:

- повышение эффективности учебного процесса,

- возможность управления с оперативным учетом результатов уже осуществленной деятельности,

- принятие более эффективных управленческих решений,

- повышение объективности в оценке деятельности учителей и школьников,

- более эффективное управление познавательной деятельностью школьников, возможность принятия обоснованных и целесообразных мер, нацеленных на повышение результативности образования,

- оперативный адресный доступ к организационной информации учебного заведения, экономия материальных и человеческих ресурсов, высвобождение свободного времени, сокращение объемов рутинной работы [13, с. 40].

До последнего времени накоплен большой практический опыт использования автоматизированных систем управления различными технологическими процессами. В настоящее время системы управления учебным процессом появляются и в образовательных учреждениях.

Изначально средства ИКТ и автоматизированные системы управления в сфере общего среднего образования разрабатывались как базы данных по контингенту школьников, кадрам, учебным планам и другой информации. Примером такой базы данных может являться программный комплекс «1С:ХроноГраф Школа 3.0 ПРОФ». Средства ИКТ, задействованные в управлении средним образовательным учреждением должны состоять из подсистем: информационного обеспечения, технического обеспечения, математического и программного обеспечения, методического обеспечения, организационного обеспечения.

Наличие таких подсистем позволяет сформировать совокупность взаимосвязанных автоматизированных рабочих мест (АРМов) специалистов, работающих в системе общего среднего образования на уровне образовательных учреждений (школ), территориальных отделов и управлений образования [30, с. 198].

В процессе информатизации организационно-управленческой деятельности учебных заведений существенную роль должна сыграть информация "управленческого характера", содержание которой должно включать несколько основных структурных составляющих. В их числе нужно выделить:

- сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности школы;

- данные о нормах, нормативах, стимулах, регулирующих учебную, социальную, культурную и иную деятельность школы;

- информационные материалы и документы, определяющие все сферы деятельности учебного заведения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и договорные обязательства, указания вышестоящих органов, данные контрольных актов и т.д.;

- сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте педагогического коллектива, совокупность всех данных, характеризующих имеющийся кадровый потенциал;

- сведения об учебном плане и распределении нагрузки;

- информацию о событиях в жизни школы (расписание, разовые мероприятия);

- данные об успеваемости школьников;

- данные о внешних связях учебного заведения;

- сведения об учебно-методическом, техническом и финансовом обеспечении учебного заведения;

- сведения о научно-исследовательской, методической и инновационной деятельности учебного заведения [40, с. 322].

Разработки, проводимые в государственном масштабе в области информатизации системы образования, позволяют сгруппировать основные виды средств ИКТ, используемых при информатизации организационно-управленческой деятельности учреждений образования. В числе таких средств можно выделить:

"Дошкольное воспитание и  обучение" - систему данных о  развитии детских дошкольных  организаций;

"Школьное образование" - систему  данных о дневных общеобразовательных  школах и школах-интернатах, внешкольных  организациях, детских домах, школах-интернатах для детей-сирот;

"Профессиональное образование" - систему данных об учебно-материальной  базе учебных заведений начального  профессионального образования  и итогах работы, численном составе  и движении руководящих и инженерно-педагогических  работников;

"Обеспечение кадрами" - систему данных об анализе качественного состава педагогических кадров, о потребностях в педагогических кадрах с высшим и специальным образованием;

"Контроль исполнения документов" - систему анализа документов  от вышестоящих организаций, анализ документов от нижестоящих и других организаций, автоматизированный контроль исполнения документов;

"Лицензирование и аттестация" - мониторинг лицензирования учреждений  среднего образования и аттестация  педагогических кадров;

"Отчетность" - автоматизированную систему для формирования основных показателей системы общего среднего образования, ежегодных отчетов в вышестоящие организации;

"Финансы" - информацию о финансово-хозяйственной  деятельности учреждений образования;

"Информатизация" - информацию  об обеспечении компьютерной техникой учреждений образования;

"Обеспечение учебниками" - информацию об обеспечении учебниками [17, с. 143].

Современное состояние информатизации общего среднего образования в области создания и использования автоматизированных систем управления характеризуется в основном наличием отдельных разрозненных локальных автоматизированных рабочих мест по управлению учебным процессом в отдельных школах.

Средства ИКТ, используемые в управлении образовательным учреждением должны количественно и качественно обрабатывать следующие данные:

  • списочный состав контингента школьников с данными о ходе их обучения:
  • сведения о результатах обучения каждого школьника по каждому преподаваемому предмету (итоговые и текущие отметки, данные о переводе на следующую ступень), данные по диагностике качества обучения (тестовый контроль знаний, умений, навыков), данные, которые можно рассматривать как основные параметры процесса обучения:
  • организация учебного процесса (часы, специфика преподавания предметов, численность классов и т.п.), кадровый состав и квалификация педагогов, материальное, дидактическое и методическое обеспечение учебного процесса и т.д. [34, с. 114].

Так в первом разделе приложения 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. № 1993-р указан перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых электронном виде (Приложение 2).

Использование средств ИКТ в организационно-управленческой деятельности учреждений общего среднего образования может привести к появлению многих преимуществ, а именно:

для администрации школы:

  • оперативное получение и обобщение информации об учебном процессе для принятия управленческих решений;
  • ведение алфавитных книг, личных дел сотрудников, учеников, родителей для создания оперативных отчетов;
  • мониторинг движения учащихся;
  • создание системы школьного документооборота;
  • автоматизированное составление отчетности для управления образования;

для заместителей директора, учителей, учеников и родителей:

  • получение итоговых и текущих отчетов об успеваемости и посещаемости, в т.ч. конструирование собственных отчетов;
  • доступ к дневнику, в который автоматически выставляются оценки и отмечаются задолженности по предметам;

для учителей-предметников:

  • ведение классного журнала, календарно-тематических планов, просмотр отчетов;
  • ведение индивидуальных портфолио учителей и учащихся, а также портфолио проектов, с гибкой настройкой прав доступа;

для всех участников учебно-воспитательного процесса:

  • формирование единой среды обмена информацией в рамках школы, что улучшает взаимопонимание и сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса [30, с. 198].

Средства ИКТ, применяемые в управлении образовательным учреждением, должны в совокупности представлять собой систему, основанную на использовании современных методов руководства объектом сферы образования, применении математических моделей и методов в процессе принятия решений и создании необходимой информационной базы на основе средств компьютерной техники и связи, обеспечивающую достижение нового качества в повышении эффективности системы общего среднего образования.

Руководителю образовательного учреждения в условиях информационного общества важно знать и учитывать в профессиональной деятельности такие проблемы, как:

- Особенности информационного общества

- Преимущества информационного общества

- Проблемы становления информационного общества

- Условия построения информационного общества

Важно обратить особое внимание на современные подходы в работе с информационными материалами (сбор, обработка, накопление, хранение, поиск и распространение информации), подготовить педагогический коллектив к реализации основ безбумажной информатики в построении документооборота образовательного учреждения [13, с. 67].

Из вышесказанного можно сделать определенные выводы:

  1. Управление ОУ включает в себя большой круг вопросов: педагогических, хозяйственных, социально-педагогических, экономических, правовых, финансовых.
  2. Информатизация общества в общем и информатизация образования в частности, привела эти системы в соответствие с потребностями и возможностями современного информационного общества.
  3. Важным фактором совершенствования управления являются информационные технологии, которые предоставляют массу новых возможностей. Они позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, являются инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение отдельных задач управления, способствуют повышению качества принимаемых управленческих решений за счет предоставления оперативной и достоверной информации о состоянии управляемого объекта.

 

Глава 2. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

2.1. Анализ информационного обеспечения управления МОУ «Гимназия №18» города Магнитогорска

Для анализа информационного обеспечения МОУ «Гимназия № 18» города Магнитогорска необходимо дать общую характеристику учебного заведения, изучить структуру управления учреждения, его материально-техническую базу, дать характеристику ИКТ - компетентностей педагогического коллектива.

В 2003 году школа № 18, открытая в 1929 г, как  школа для детей спецпереселенцев, получила статус общеобразовательного учреждения «Гимназия 18», реализующего общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, обеспечивающие углублённую подготовку по предметам образовательной области «Филология»

Миссия гимназии: формирование творчески развитой личности учащегося, за счет реализации модели опережающего образования,  внедрения технологий развивающего обучения, реализации программ углубленной подготовки по предметам образовательной области «Филология», активной инновационной деятельности.

Информация о работе Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением