Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2015 в 20:26, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – разработка и внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использования информационно-коммуникационных технологий.
Цель, объект и предмет определили задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «управление» в учреждениях образования как социальной системы и обозначить общие принципы управления педагогическими системами.

Файлы: 1 файл

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧТЕЖДЕНИЕМ.doc

— 367.50 Кб (Скачать)

Главная идея, положенная в основу концепции гимназии, - создание обогащённой образовательной среды как средства формирования интеллектуально развитой, духовно богатой, социально активной личности.

Под образованием понимается единство обучения, воспитания и развития. Под образовательной средой - окружающие учащихся интеллектуальные, духовные и материальные условия их существования и деятельности. Обогащенная образовательная среда создаёт условия для обучения и воспитания в развитии.

 Инновационные направления  деятельности по созданию обогащенной  образовательной среды:

  1. Компетентностное образование, то есть формирование средствами содержания образования у учащихся предметных, общепредметных и ключевых компетенций;
  2. Внедрение гуманистических воспитательных систем. 
  3. Разработка и внедрение программ дополнительного образования, направленных на интеллектуальное, духовное и творческое развитие гимназистов;
  4. Активное внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс.

В «Концепции модернизации» качество содержания образования определяется через ключевые компетенции. Именно они связывают воедино личностный и социальный смысл образования.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.

Компетентность – владение, обладание соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Наиболее ярко цель гимназического образования выражается в образе (модели) выпускника – высокообразованной, инициативной личности, активного гражданина, саморазвивающейся, самоактуализирующейся личности, способной реализовать себя в различных сферах реформирующегося общества, наращивающего интеллектуально – творческий потенциал, ориентированного на духовное возрождение России.

Выпускник гимназии – физически и психически здоровый человек со сформированной мотивацией к здоровому образу жизни.

Управление гимназией осуществляется на программно-целевом принципе, основанном на анализе и выявлении проблем, организации деятельности учреждения по их решению на основе целевых программ, общественной экспертизе программ и путей их реализации. Осуществляется педагогический мониторинг учебно-воспитательного процесса, который позволяет системно анализировать информацию, полученную на основе наблюдений, тестирования, анкетирования, опроса, психолого-педагогической диагностики, и включать их в управленческую деятельность.

Реализованы следующие цели управления:

-определение стратегических и  тактических целей гимназического  образования;

-организация деятельности всех  служб и подразделений на выполнение  целей концепции развития гимназического  образования;

-контроль, учет, проблемно-ориентированный  анализ и выработка управленческих решений по повышению качества гимназического образования.

Осуществлен переход из режима функционирования в режим функционирования и развития.

Совершенствование системы управления позволило:

- обеспечить повышение мотивации  педагогических кадров к повышению квалификации и реализации творческих способностей в профессиональной деятельности, повышение мотивации учащихся к учебно – познавательной деятельности, к самообразованию, продолжению образования в вузе;

- обеспечить единство обучающей  и воспитательной деятельности, включение урочной и научно – исследовательской деятельности учащихся в систему воспитательных воздействий, развитие системы дополнительного образования;

- реализовать принцип демократического  централизма, обеспечить сочетание  административного управления с развитием органов самоуправления с участием всех субъектов образовательного процесса;

- осуществлять системно и планово  диагностику, мониторинг педагогического  процесса;

- осуществлять поиск различных  путей модернизации гимназического образования, в организации научно – экспериментальной работы осуществляется связь «наука – вуз – инновационная школа», связь гимназии с научными центрами.

Проблемный анализ позволил выявить противоречие между возросшим уровнем самосознания всех субъектов образовательного процесса, высоким образовательным уровнем родителей учеников гимназии и делегированием  им полномочий в принятии управленческих решений и контролем за их выполнением.

Проблемы:

- не выстроена система внедрения  новых информационных технологий управления качеством образования;

- недостаточное привлечение Совета гимназии к управлению развитием гимназии.

Приоритеты в организации и содержании управления образованием

- создание эффективной системы  образовательного мониторинга, развитие  его информационно-статистической и социологической базы на основе внедрения современных информационных технологий;

- расширение участия совета  гимназии в принятии и реализации  управленческих решений.

С 2003года в школе началось внедрение ИКТ в образовательный процесс.

Первым шагом внедрения ИКТ было обучение учителей на базе городского Интернет-центра. Информатизация в гимназии проводится под руководством заместителя директора по информатизации. Работа ведётся в соответствии с программой развития гимназии и программой информатизации гимназии, опирается на национальную образовательную инициативу «Наша новая школа» и регламентируется приказами Управления образования Администрации города Магнитогорска, директора гимназии и локальными актами гимназии. В гимназии действует система поощрения учителей, использующих в своей деятельности ИКТ.

На сегодняшний день гимназия имеет достаточно хорошую материально-техническую базу из  компьютерной  техники, сопутствующих  компонентов  для обеспечения  новых требований  к условиям и результатам обучения.

Уровень применения  информационных и телекоммуникационных  технологий  во  всём образовательном  процессе характеризует  информационную  среду  в гимназии.  Не  только установленные компьютеры, уроки информатики, но также  степень  включения  гимназии  в  единое  информационное  пространство «Учащийся – учитель – администрация – родитель -  общественность» - конечная цель информатизации УВП.

Особое место в работе администрации по информатизации образовательного процесса занимает методическое направление.  Его цель – повысить интерес педагогического и ученического коллектива к освоению компьютерных технологий, стимулировать повышение педагогического мастерства в этом направлении.

На данном этапе педагогический коллектив владеет компьютерными технологиями на очень хорошем уровне. Такой результат был достигнут в результате грамотной работы администрации, которая уделяла большое внимание повышению компьютерной грамотности педагогов. Такая работа начала проводиться с 2003 года: для этого использовались и возможности ЦПКИМР, ЧИПКРО, ЮУРЦИО, ММЦ, а также дистанционные курсы. Так же, в гимназии было организовано обучение на базе собственного кабинета информатики. Регулярно проводятся обучающие семинары по работе с внедряемыми электронными системами, новым формам обучения, в том числе дистанционным.

В результате уровень компьютерной грамотности коллектива вырос с 20% в 2003 году до 94% в 2012 году. Повышение компетентности педагогов в области ИКТ в гимназии осуществляется также через самообразование педагогов. Педагоги используют персональные компьютеры для создания собственных ресурсов, планирования учебной деятельности, подготовки к проведению уроков с использованием современных технологий.

В гимназии, как и в любой современной школе, осуществляющей мониторинг и диагностику, личностно-ориентированное и развивающее обучение, занимающейся проектной и исследовательской деятельностью с полным охватом всех учащихся поток информации, получаемой участниками образовательного процесса, многократно увеличивается. В связи с этим перед педагогами, а особенно перед администрацией гимназии встал вопрос об использовании современных технологий по обработке, хранению и анализу получаемой информации. В гимназии реализован распределенный доступ к локальной сети через сервер. Идет целенаправленная работа по систематизации, обновлению и пополнению информационных ресурсов образовательного процесса, расширению использования мультимедийного сопровождения.

Современное развитие средств вычислительной техники, средств связи и программных технологий, в совокупности с их постепенным удешевлением, способствуют массовому применению их не только в образовательном процессе, но и в управлении им. Режим школьного администрирования можно представить как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса с целью перевода последнего на более высокий уровень. Он состоит из следующих этапов: сбора информации, её анализа и принятия решений. Школьные управленцы должны иметь необходимый минимум информации о состоянии и развитии процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управляющее воздействие. В связи с этим работа администрации гимназии организована с помощью персональных компьютеров. Для более эффективного управления создана единая информационная среда, отвечающая следующим требованиям:

- банк данных системы содержит  максимально полную информацию  обо всех элементах учебного  процесса;

- предусмотрена возможность взаимного  обмена информацией как внутри образовательного учреждения, так и с органами управления образованием, методическими центрами и др.;

Многие функции и задачи внутришкольного управления в современных условиях гимназия решает за счет использования информационных технологий.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу администрации гимназии повысило эффективность управления образовательным учреждением за счет автоматизированного сбора статистической информации и отчетных материалов, позволило минимизировать сроки создания отчетности, проведения мониторинга обученности школьников, отслеживания повышения профессионализма учителей. Информационные технологии дают огромные преимущества и учащимся, и учителям. Все, что создается с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, можно охарактеризовать тремя словами: эстетично, быстро, качественно. И самое главное – это возможность оперативного доступа к информации, возможность редактирования, получения твердой копии и передачи ее по локальной сети или Интернет-каналам.

Учителя-предметники регулярно используют ИКТ-технологии в своей работе. В гимназии достаточно широко используют ИКТ и в управлении:

  • Документооборот осуществляется с помощью электронной почты, что позволяет, во-первых: сократить время на движение документа от источника к получателю, во-вторых: перейти к безбумажному способу работы.
  • Уже 6 лет у гимназии есть свой сайт. Сайт - это виртуальное представительство в мировом информационном пространстве. Он решает задачу информированности общественности, открытости и прозрачности происходящего в гимназии, создание определенного мнения об учреждении, которое имеет огромное значение для выбора родителями учебного заведения своим детям. На сайте гимназии помещается разного рода информация, которая может быть интересна всем участникам образовательного процесса (устав, приказы, новости, информация о мероприятиях, домашние задания, методические материалы, материалы по подготовке к сессии, ЕГЭ, ГИА). Сайт помогает решать многие социальные задачи. Родители, ознакомившись с Уставом, концепцией гимназииея, формируют свой социальный заказ на образование своих детей [50].
  • В своей работе администрация пользуется стандартным пакетом Microsoft Office, включающим в себя: Microsoft Word, Microsoft Еxcеl, Microsoft Powеr Point.
  • Каждый компьютер администрации подключен к локальной сети и имеет выход в Интернет, что позволяет быстро находить необходимую информацию, обмениваться ей, одновременно работать с ней нескольким пользователям.

По данным исследования информационного обеспечения управления гимназией можно сделать следующие выводы: материально-техническая база и уровень педагогической грамотности коллектива позволяют использовать в управлении гимназией компьютерные технологии. Объем информации, с которой работает учебное заведение, неуклонно растет, требуются все новые и новые формы отчетов. Требуется единая система информационного обеспечения, построенная на информационном пространстве гимназии, учитывающая все особенности и возможности данного учреждения.

 

2.2. Управление гимназией с использованием комплексной программной информационной системы «Сетевой Город».

Для перехода на новый, более высокий уровень использования информационно-коммуникационных технологий, необходимо построить процесс управления гимназией на основе современной автоматизированной системы управления.

Анализы уровня ИКТ-компетенций сотрудников и информационного обеспечения управления учреждением, изучение материально-технической базы гимназии, позволили сделать вывод, что на базе данного учреждения возможно использование данной системы, которая разработана ЗАО «ИРТех», г. Самара. Автоматизированная информационная система «Сетевой город. Образование» (далее СГО или АИС) является эффективным средством организации мониторинга качества образования на уровне образовательного учреждения (далее ОУ) и муниципального образования. Реализация мониторинга с помощью «Сетевого города» может в значительной степени повлиять на повышение качества образования при условии поэтапного внедрения и систематического использования возможностей программы, а также вовлечению всех участников образовательного процесса в единое информационное пространство, создаваемое посредством АИС.

Информация о работе Использование информационных технологий в системе управления общеобразовательным учтеждением