Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:32, контрольная работа
Современное понимание информационной системы предусматривает использование компьютера, как основного технического средства обработки информации. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом информационной системы
Современное понимание информационной
системы предусматривает
Информационной системой называется программно-аппаратный комплекс, функционирование которого состоит в надежном хранении информации в памяти компьютера, выполнении специфических для конкретной предметной области преобразований информации и вычислений, предоставлении пользователю удобного и легко осваиваемого интерфейса.
Информационные системы есть во всех основных сферах современного общества: органы государственного управления, финансово-кредитная сфера, информационное обслуживание предпринимательской деятельности, производственная сфера, наука, образование и т. д.
При создании или классификации информационных систем возникают проблемы, связанные с формальным - математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От качества создания системы зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Чем точнее математическое описание задачи, тем выше возможности компьютерной обработки данных и тем меньше степень участия человека в процессе ее решения. Это и определяет степень автоматизации задачи.
Рассмотрим несколько видов информационных систем:
Структурированная система - задача, где известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
В структурированной задаче
удается выразить ее содержание в
форме математической модели, имеющей
точный алгоритм решения. Подобные задачи
обычно приходится решать многократно,
и они носят рутинный характер.
Целью использования
Неструктурированная система - задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Решение неструктурированных
задач из-за невозможности создания
математического описания и разработки
алгоритма связано с большими
трудностями. Возможности использования
здесь информационной системы невелики.
Решение в таких случаях
Экспертная система - это программа, которая ведет себя подобно эксперту в некоторой, обычно узкой прикладной области. Типичные применения экспертных систем включают в себя такие задачи, как медицинская диагностика, локализация неисправностей в оборудовании.
Прочие классификации информационных систем:
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные.
Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком.
Автоматические ИС выполняют все операции по переработке информации без участия человека.
Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин "информационная система" вкладывается обязательно понятие автоматизируемой системы.
Автоматизированные ИС, учитывая
их широкое использование в
Классификация ИС по сфере применения:
Информационные системы
организационного управления предназначены
для автоматизации функций
Основными функциями подобных
систем являются: оперативный контроль
и регулирование, перспективное
и оперативное планирование, бухгалтерский
учет, управление сбытом и снабжением
и другие экономические и
ИС управления технологическими процессами (ТП) служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности.
ИС автоматизированного проектирования (САПР) предназначены для автоматизации функций инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основными функциями подобных систем являются: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов), создание проектной документации, моделирование проектируемых объектов.
Интегрированные (корпоративные) ИС используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т.д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий.
Как правило, в состав АИС входят:
- информационные ресурсы, представленные в виде баз данных (баз знаний), хранящих данные об объектах, связь между которыми задается определенными правилами;
- формальная логико-математическая система, реализованная в виде программных модулей, обеспечивающих ввод, обработку, поиск и вывод необходимой информации (процедуры и технологии разрабатываются на основе логико-математических моделей и алгоритмов, составляющих основу математического обеспечения системы, и реализуются с помощью ПО и КТС, а также интерфейса, обеспечивающего доступ пользователя к информации);
- интерфейс, обеспечивающий общение пользователя с системой в удобной для него форме и позволяющий работать с информацией баз данных;
- персонал, определяющий порядок функционирования системы, планирующий порядок постановки задач и достижения целей (персонал и инструктивно-методические материалы составляют организационное обеспечение системы);
- комплекс технических средств ((КТС) включает совокупность средств вычислительной техники (ЭВМ разных уровней, рабочие места операторов, каналы связи, запасные элементы и приборы) и специальный комплекс (средства получения информации о состоянии объекта управления, локальные средства регулирования, исполнительные устройства, датчики и устройства контроля и наладки технических средств)).
Информационные
ресурсы включают машинную и немашинную
информацию. Машинная информация представлена
в виде баз данных, баз знаний,
банков данных. Базы (банки) данных могут
быть централизованными или
Программное обеспечение (ПО) состоит из общего ПО (операционные системы, локальные и глобальные сети и комплексы программ технического обслуживания, специальные вычислительные программы) и специального ПО (организующие программы и программы, реализующие алгоритмы контроля и управления).
Например, в состав экспертной системы (ЭС) входят:
- интерфейс, позволяющий передавать в базу данных информацию и обращаться к системе с вопросом или за объяснением;
- рабочая память (БД), которая хранит данные об объектах;
- диспетчер, определяющий порядок функционирования ЭС;
- машина вывода — формально-логическая система, реализованная в виде программного модуля;
- База знаний (БЗ) — совокупность всех имеющихся сведений о предметной области, записанных с помощью формальных структур представления знаний (набора правил, фреймов, семантических сетей).
Важнейшей составляющей ЭС является блок объяснений. Он позволяет пользователю задавать вопросы и получать разумные ответы.
Технология,
в первую очередь, означает процесс
преобразования чего-либо, направленный
на достижение поставленной цели. В
сфере материального
Информационная
технология - процесс преобразования
информации на основе методов сбора,
передачи, хранения и обработки данных
с целью обеспечения
В основе автоматизированных информационных систем лежит формирование и преобразование информационных потоков, что дает возможность объединить в единую информационную систему устройства регистрации, сбора, передачи, обработки, размножения, представления и хранения информации. Управляемые и управляющие объекты системы могут быть одновременно информирующими и информируемыми. Они должны быть способны создавать и воспринимать информацию.
Эти объекты, как правило, разобщены в пространстве и функционируют в разные периоды времени. Число организационных уровней реализации функций управления должно быть минимальным. Каждый организационный уровень имеет вход и выход (ввод и вывод информации), а также свою специфическую информацию с разной степенью агрегирования.
Информационные системы, как и информация, и информационные технологии, существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии его развития существует потребность в управлении. А для управления требуется систематизированная, предварительно подготовленная информация.
Таким образом, миссия информационных систем – производство нужной для организации информации, чтобы обеспечить эффективное управление всеми ее ресурсами, создать информационную и техническую среду для осуществления управления организацией.
Как соотносятся информационная технология и информационная система
Как только у вас возникнет потребность, вы начнете (попытаетесь) управлять своей информацией. Для этого нужно будет разбить ее на части, например, ценовая информация, информация о клиентах, о сырье. Вы должны будете подумать о способах сбора, хранения, обработки и распространения информации в каждой части. Все, что вы будете делать с информацией, и сама информация как таковая и есть ваша информационная система. Информационная технология реализуется в рамках информационной системы. Информационная технология – это ваш способ преобразования информации. В информационной системе могут использоваться много таких технологий. Эта система является средой для реализации технологии. Однако информационная технология шире, чем информационная система. Она может существовать вне её. Например, информационная технология обработки текстов, которую использовали для написания этого пособия, не является частью информационной системы и реализуется вне такой системы.
Рассматривая
систему управления, мы выделили три
уровня управления: стратегический, тактический
и оперативный. На каждом из этих уровней
управления имеются свои задачи, при
решении которых возникает
В соответствии
с характером информации и решений
в организации появляются информационные
системы определенного уровня: информационная
система продажи авиабилетов, информационная
система складского хозяйства, информационная
система для автоматизации
Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения
Чтобы разобраться
в работе информационной системы, необходимо
понять суть задач, которые она решает,
а также организационные
В любой информационной системе организуются определенные процессы, чтобы:
· выявить информационные потребности;
· осуществить отбор источников информации;
· осуществить сбор информации;
· выполнить действия по обработке информации, оценке её полноты и значимости и по представлению её в удобном виде;