Информационные технологии в региональном управлении

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 17:27, реферат

Краткое описание

В российской науке и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В эко¬номической и географической литературе регионами называют са¬мые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами: группы стран, территории страны, охватывающие не¬сколько экономических районов, экономические районы, области, края, республики и их группы.

Оглавление

Введение_________________________________________________________ 3
1. Глава 1. «Электронное правительство» и Федеральная Целевая Программа «Электронная Россия» ___________________________________________6
1.1 Концепция Microcoft по внедрению информационных технологий на федеральном, региональном и местном уровне государственного управления_____________________________________________________8
1.2 Информационные технологии в органах государственной власти и местного самоуправления _______________________________________11
1.3 Информационные технологии как инструмент модернизации в государственном управлении ____________________________________12
1.4 Как устроена современная информационная система органа управления ___________________________________________________13
1.5 Сложно ли развернуть информационную систему в государственно учреждении___________________________________________________ 15
1.6 Перспективы повышения оперативности взаимоотношений органов власти с гражданами, частным бизнесом и друг с другом _____________17
1.7 Перспективы и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного и муниципального управления России _______19

2. Глава 2. «Электронная Смоленщина» ___________________________23
2.1 Информационно-коммуникационные технологии и качество государственного управления____________________________________ 23
2.2 Электронный документооборот_______________________________ 28
2.3 Проблемы развития информатизации региона___________________ 31

Заключение______________________________________________________ 33

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 40.16 Кб (Скачать)

«Информационные технологии в региональном управлении»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение_________________________________________________________ 3

1. Глава 1. «Электронное  правительство» и Федеральная  Целевая Программа «Электронная  Россия» ___________________________________________6

1.1 Концепция Microcoft по внедрению  информационных технологий на  федеральном, региональном и местном  уровне государственного управления_____________________________________________________8

1.2 Информационные технологии  в органах государственной власти  и местного самоуправления _______________________________________11

1.3 Информационные технологии  как инструмент модернизации  в государственном управлении ____________________________________12

1.4 Как устроена современная  информационная система органа  управления ___________________________________________________13

1.5 Сложно ли развернуть  информационную систему в государственно  учреждении___________________________________________________ 15

1.6 Перспективы повышения  оперативности взаимоотношений  органов власти с гражданами, частным бизнесом и друг с  другом _____________17

1.7 Перспективы и проблемы  внедрения информационных технологий  в сферу государственного и  муниципального управления России _______19

 

2. Глава 2. «Электронная  Смоленщина» ___________________________23

2.1 Информационно-коммуникационные  технологии и качество государственного  управления____________________________________ 23

2.2 Электронный документооборот_______________________________ 28

2.3 Проблемы развития информатизации  региона___________________ 31

 

Заключение______________________________________________________ 33

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В российской науке и практике под регионом понимается часть территории, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. В эко¬номической и географической литературе регионами называют са¬мые различные территории, объединенные какими-либо общими чертами: группы стран, территории страны, охватывающие не¬сколько экономических районов, экономические  районы, области, края, республики и  их группы.

Муниципальным и региональным органам власти сегодня приходится удовлетворять потребности общества, имея в своем распоряжении ограниченный объем ресурсов. При этом решаемые ими проблемы чрезвычайно разнообразны и варьируются от предоставления социального жилья и социальных пособий до обеспечения безопасности, предоставления образования, организации  вывоза и обработки отходов, оснащения  зон отдыха. Среди задач органов  власти – обеспечение экономического развития своих регионов и населенных пунктов, борьба с безработицей, обеспечение  поступлений в бюджет (в том  числе и сбор налогов), организация  и проведение выборов, а также  содействие подъему и развитию собственного региона путем привлечения туристов и непрерывного притока инвестиций. Более того, общество требует от органов управления все большей  открытости и ответственности за свои действия.

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже  стали движущей силой мирового экономического и технологического развития. Они  существенно меняют не только способ производства товаров и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих  гражданских прав, методы и формы  воспитания и образования. На современном  этапе развития мировой экономики  информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера приобретает особое значение для жизни общества, определяя  его политическое, социально-экономическое  и культурное развитие. Эти факты  указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную. Виртуальная экономика, усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг), актуализация информации для управления, рост значения Интернета, формирование новой образовательной  среды и т. п. - основные атрибуты информационного общества.

К проблемам информационного  общества как ступени в развитии современной цивилизации научная  общественность обратилась в конце 1970-- начале 1980-х гг. Этому также  способствовали следующие обстоятельства: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание  в валовом внутреннем продукте доли информационных коммуникаций, продуктов  и услуг; рост потребностей населения  в информационных продуктах и  услугах; формирование глобального  информационного пространства, обеспечивающего  эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения  способствовали принятию в первой половине 1990-х гг. правительствами развитых стран мира национальных программ развития информационного общества. Возможности  информационного общества развитые страны рассматривают как ключ к  процветанию в XXI веке.

Свою готовность перейти  к информационному обществу зафиксировала  Россия, подписав 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного  общества (о. Окинава, Япония), а также  став активным участником Всемирного саммита ООН по информационному  обществу (Женева, 2003 г.).

 

Таким образом, целью данной работы является определение роли информационных и коммуникационных технологий в  деятельности муниципальных и региональных органов власти и оказании государственных  услуг.

Задачи работы:

• изучение концепции Microsoft по внедрению информационных технологий на федеральном, региональном и местном  уровне;

• рассмотреть информационные технологии как инструмент модернизации в государственном управлении;

• изучить устройство современной  информационной системы органа управления;

• выявить перспективы  повышения оперативности взаимоотношений  органов власти с гражданами, частным  бизнесом и друг с другом;

• рассмотреть перспективы  и проблемы внедрения информационных технологий в сферу государственного и муниципального управления России;

• изучить областную целевую  программу «Электронная Смоленщина»;

• выявить проблемы информатизации Смоленского региона.

 

Объект – органы государственного управления.

Предмет – информационные технологии в управлении.

 

ГЛАВА 1 «ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО» И ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА  «ЭЛЕКТРОННАЯ РОССИЯ»

Чтобы справиться со стоящими перед ними задачами, региональные и муниципальные органы власти разрабатывают  стратегии выявления наиболее важных проблем, требующих немедленного внимания, и разрабатывают пути их разрешения. Что необходимо предпринять и  в какой срок? Какие ресурсы  требуются для этого, как будут  определяться цели и результаты, к  которым нужно стремиться? К первоочередным задачам могут быть отнесены, например, забота о детях, общественная безопасность, устранение и предотвращение чрезвычайных ситуаций, создание и развитие транспортной системы и среды обитания (включая  зоны отдыха), обеспечение всеобщего  доступа к услугам и забота о самых незащищенных членах общества.

Информационно-коммуникационные технологии в системе регионального  управления выходят на первый план, позволяя справляться с широким  кругом проблем и удовлетворять  разнообразные ожидания общества. Опрос, проведенный в европейских странах  в начале 2004 года компанией Kable, показал, что внедрение новейших технологий обуславливалось в первую очередь  потребностью улучшить отношения с  гражданами. Более 90% организаций, принявших  участие в опросе, наметило к реализации проекты по созданию центров связи, систем управления отношениями с клиентами, доступа в Интернет, каналов доступа (например, интернет-киосков) и цифрового телевидения. Стремление улучшить систему отношений с гражданами напрямую связано с целью совершенствования предоставляемых услуг. Информационно-коммуникационные технологии были названы ключевым моментом в достижении этой цели.

Более тесные связи с гражданами и более частые контакты с ними зачастую позволяют муниципальным  и региональным органам власти добиваться большей эффективности оказания услуг, чем это получается у национального  правительства. При этом региональные органы власти могут выполнять важную роль связующего звена между правительством страны и работающими на местах муниципальными органами власти. Сотрудничая с местными партнерами и коммерческими организациями, соизмеряя предоставляемые услуги с потребностями граждан, региональные и муниципальные органы власти способствуют тому, что эти услуги становятся более комплексными, а, следовательно, их эффективность поднимается на новый уровень.

Граждане являются не только участниками государственных процессов, но и потребителями государственных  услуг. При этом независимо то того, чего хотят конкретные люди – получить лицензию на ношение оружия или разрешение на открытие нового магазина, – они  всегда надеются, что государство  быстро отреагирует на их запросы. Как  налогоплательщики, все граждане заинтересованы в том, чтобы государство функционировало  более эффективно и с большей  отдачей. Требования снизить уровень  бюрократизма и упростить предоставление услуг предъявляются всем уровням  государственного управления – от местных органов и до федеральных  ведомств.

При оказании услуг муниципальными и региональными органами власти интересы граждан становятся основополагающими, а качество этих услуг, их своевременность  и эффективность затрат на их оказание повышаются. Все уровни государственного управления испытывают постоянно растущее давление со стороны общества, которое  хочет, чтобы государственные организации  более оперативно и чутко откликались  на запросы граждан.

Сфера деятельности государственных  организаций – на федеральном, региональном и местном уровне – чрезвычайно  широка; она охватывает улучшение  медицинского обслуживания, борьбу с  преступностью, защиту окружающей среды, повышение уровня образования, решение  проблем, связанных с изменением демографической ситуации, стимулирование деловой активности, а также создание новых рабочих мест и поддержание  необходимого уровня занятости. Всем органам  власти необходимы средства для того, чтобы

• увеличивать использование  потенциала каждого работника;

• предоставлять нужную информацию в нужное время тем государственным  служащим, кому она необходима. Благодаря  этому работники государственного сектора получают возможность в  кратчайшие сроки принимать обоснованные решения и сразу же приступать к их реализации.

Успех в решении этих задач  в значительной степени зависит  от технологии, использующейся для  совершенствования уже существующих систем и процессов. Организация  бизнес-процессов требует привлечения  технологий, которые позволят вывести  работу на современный уровень. В  результате произойдет не только повышение  качества предоставляемых услуг, но и перераспределение ограниченных ресурсов из операционной и управленческой сферы в область непосредственного  оказания услуг.

 

1.1 Концепция Microsoft по внедрению  информационных технологий на  федеральном, региональном и местном  уровне государственного управления  США

Учитывая требования граждан  о предоставлении им разнообразных  качественных государственных услуг  и расширении возможностей доступа  к ним, государственные учреждения во всём мире эволюционируют в «электронные правительства». Первые попытки создать  электронное правительство часто  заканчивались созданием не связанных  между собой электронных «островков»  на базе отдельных подразделений, в  которых продолжал использоваться предыдущий неудачный опыт и устаревшие способы работы. Подобный подход не был продуктивным, а потому не смог оправдать возлагавшихся на него ожиданий.

Одной из задач создания «электронного  правительства» является совершенствование  совместной работы государственных  организаций – повышение оперативности  и согласованности в совместном использовании информации между  органами власти на федеральном, региональном и местном уровне. Решение этой задачи будет способствовать более  экономному использованию бюджетных  средств и повышению эффективности  деятельности государственных организаций. Основываясь на своей концепции  по использованию информационных технологий в «электронном правительстве», корпорация Microsoft создала новое поколение  программных продуктов и услуг, благодаря использованию которых  станет возможно осуществить переход  к государственным службам нового типа.

В условиях стремительного развития информационных технологий государственным  организациям требуется адаптируемая база, на основе которой они могли  бы создавать системы информационных технологий (далее - ИТ-системы) и программные  средства, предназначенные для разработки своих онлайновых услуг. Переход  к «электронному правительству» позволит государственным органам  воспользоваться преимуществами Интернета  и быстрее реализовать новые  решения за счет интеграции различных  ИТ-систем и прикладных программ, расширения возможностей государственных служащих и усовершенствования процедуры  обмена информацией между государственными учреждениями, между государственным  сектором и частными компаниями, а  также между государственными организациями  и гражданами. Кроме того, любое  законченное решение в области  «электронного правительства» должно обладать следующими качествами:

• предоставлять единую точку  доступа к электронным услугам, 24 часа в сутки и 7 дней в неделю;

• способствовать преодолению  информационного неравенства;

• предоставлять людям  возможность обучаться на протяжении всей жизни;

• восстановить доверие граждан  к правительству;

• способствовать развитию экономики;

• способствовать выработке  разумных законов и здравой политики;

• создавать формы правления  с бóльшим участием граждан.

Правительству, чтобы вновь  обрести поддержку и доверие  своих граждан, необходимо «модернизировать»  или перестроить характер взаимоотношений  с ними: сначала создавая новые  бизнес-модели и адаптирующиеся, эффективные  схемы сотрудничества с частным  сектором, а затем разрабатывая электронные  услуги, например, интерактивные опросы, дебаты и онлайновое голосование, которые расширяют возможности граждан для их активного участия в процессе государственного управления. Люди должны почувствовать, что они могут управлять своим участием в этих процессах. В то же самое время, «информационное неравенство», если не уделять должного внимания решению этой проблемы, может стать угрозой того, что граждане, лишенные доступа к Интернету, останутся позади в движении к информационному обществу.

Информация о работе Информационные технологии в региональном управлении