Информационные системы управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:47, реферат

Краткое описание

Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом.

Файлы: 1 файл

Реферат готовый ИТУ.doc

— 113.50 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

 

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет управления

 

(Название кафедры, на которой выполнена работа)

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

По курсу ______________________________________

 

 

Тема: ____________________________________________

 

 

 

 

 

 

              Студент ______________________________

 

              Группа______________________________

 

              Руководитель__________________________

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск 2011


СОДЕРЖАНИЕ

Введение


1. Информационные системы управления предприятием (ИСУП)

 Начнем с определений, необходимых для понимания дальнейших рассуждений.

 Информация – сведения об окружающем мире (объектах, явлениях, событиях, процессах и т.п.), которые уменьшают имеющуюся степень неопределенности, неполноты знаний, отчужденные от их создателя и ставшие сообщениями (выраженными на определенном языке в виде знаков, в том числе и записанными на материальном носителе), которые можно воспроизводить путем передачи людьми устным, письменным или другим способом.

 Информация позволяет организациям:

 осуществлять контроль за текущим состоянием организации, ее подразделений и процессов в них;

 определять стратегические, тактические и оперативные цели и задачи организации;

 принимать обоснованные и своевременные решения;

 координировать действия подразделений в достижении целей.

 Информационная потребность – осознанное понимание различия между индивидуальным знанием о предмете и знанием, накопленным обществом.

 Данные – информация, низведенная до уровня объекта тех или иных преобразований.

 Документ – информационное сообщение в бумажной, звуковой, электронной или иной форме, оформленное по определенным правилам, заверенное в установленном порядке.

 Документооборот – система создания, интерпретации, передачи, приема, архивирования документов, а также контроля за их исполнением и защиты от несанкционированного доступа.

 Экономическая информация – совокупность сведений о социально-экономических процессах, служащих для управления этими процессами и коллективами людей в производственной и непроизводственной сфере.

 Информационные ресурсы – весь имеющийся объем информации в информационной системе.

 Информационная технология – система методов и способов сбора, передачи, накопления, обработки, хранения, представления и использования информации.

 Автоматизация – замена деятельности человека работой машин и механизмов.

 Информационная система (ИС) – информационный контур вместе со средствами сбора, передачи, обработки и хранения информации, а так же персоналом, осуществляющим эти действия с информацией.

 Миссия информационных систем – производство нужной для организации информации для обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационной и технологической среды для осуществления управления организацией.

 Обычно в системах управления выделяют три уровня: стратегический, тактический и оперативный. На каждом из этих уровней управления имеются свои задачи, при решении которых возникает потребность в соответствующих данных, получить эти данные можно путем запросов в информационную систему. Эти запросы обращены к соответствующей информации в информационной системе. Информационные технологии позволяют обработать запросы и, используя имеющуюся информацию, сформировать ответ на эти запросы. Таким образом, на каждом уровне управления появляется информация, служащая основой для принятия соответствующих решений.

 В результате применения информационных технологий к информационным ресурсам создается некая новая информация или информация в новой форме. Эта продукция информационной системы называется информационными продуктами и услугами.

 Информационный продукт или услуга – специфическая услуга, когда некоторое информационное содержание в виде совокупности данных, сформированная производителем для распространения в вещественной и невещественной форме, предоставляется в пользование потребителю.

 В настоящее время бытует мнение об информационной системе как о системе, реализованной с помощью компьютерной техники. Это не так. Как и информационные технологии, информационные системы могут функционировать и с применением технических средств, и без такого применения. Это вопрос экономической целесообразности.

 Преимущества неавтоматизированных (бумажных) систем:

      простота внедрения уже существующих решений;

      они просты для понимания и для их освоения требуется минимум тренировки;

      не требуются технические навыки;

      они, обычно, гибкие и способны к адаптации для соответствия деловым процессам.

 Преимущества автоматизированных систем:

 в автоматизированной ИС появляется возможность целостно и комплексно представить все, что происходит с организацией, поскольку все экономические факторы и ресурсы отображаются в единой информационной форме в виде данных.

 Корпоративную ИС обычно рассматривают как некоторую совокупность частных решений и компонентов их реализации, в числе которых:

      единая база хранения информации;

      совокупность прикладных систем, созданных разными фирмами и по разным технологиям.

 Информационная система компании (в частности, ИСУП) должна:

      позволять накапливать определенный опыт и знания, обобщать их в виде формализованных процедур и алгоритмов решения;

      постоянно совершенствоваться и развиваться;

      быстро адаптироваться к изменениям внешней среды и новым потребностям организации;

      соответствовать насущным требованиям человека, его опыту, знаниям, психологии.

 Создание информационной системы управления предприятием – довольно длительный по времени и ресурсоемкий процесс, в котором можно выделить четыре основные стадии.

 1. Эскиз проекта. Подробное описание целей и задач проекта, доступных ресурсов, любых ограничений и т.п.

 2. Оценка проекта. Определяется, что будет делать система, как будет работать, какие аппаратные и программные средства будут использоваться и как они будут обслуживаться. Готовится список требований к системе, изучается потребности постоянных пользователей.

 3. Построение и тестирование. Персонал должен убедиться, что с системой удобно работать, до того, как она станет основой деятельности.

 Управление проектом и оценка риска. Проект не завершен до тех пор, пока менеджер проекта не сможет продемонстрировать, что система работает надежно.

 Жизненный цикл ИС – период создания и использования ИС, охватывающий ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимости в данной ИС и заканчивая моментом ее полного вывода из эксплуатации.

 Жизненный цикл ИС разделяется на следующие стадии:

      предпроектное обследование;

      проектирование;

      разработка ИС;

      ввод ИС в эксплуатацию;

      эксплуатация ИС;

      завершение эксплуатации ИС.

Итак, информационная система управления предприятием (ИСУП) – это операционная среда, которая способна предоставить менеджерам и специалистам актуальную и достоверную информацию о всех бизнес-процессах предприятия, необходимую для планирования операций, их выполнения, регистрации и анализа. Другими словами, современная ИСУП - это система, несущая в себе описание полного рыночного цикла – от планирования бизнеса до анализа результатов деятельности предприятия. Реально часто начинают с частичной компьютеризации информационных процессов, например, в рамках бухгалтерии или складского хозяйства.


2. Задачи ИСУП

Управление предприятиями в современных условиях требует все большей оперативности. Поэтому использование информационных систем управления предприятием (ИСУП) является одним из важнейших рычагов развития бизнеса.

Частные задачи, решаемые ИСУП, во многом определяются областью деятельности, структурой и другими особенностями конкретных предприятий. В качестве примеров можно сослаться на опыт создания ИСУП для предприятия – оператора связи [1, с.19-21] и опыт внедрения партнерами фирмы SAP системы R/3 на ряде предприятий СНГ и дальнего зарубежья [2, с.2-6]. При этом примерный перечень задач менеджмента, которые должна решать ИСУП на различных уровнях управления предприятием и для различных его служб, к настоящему времени можно считать общепризнанным среди специалистов. Он приведен в табл.1. При решении этих задач широко используются различные методы теории принятия решений, в том числе эконометрические и оптимизационные.

Таблица 1.

 Основные задачи ИСУП

Уровни и службы управления

Решаемые задачи

 1

 

Руководство предприятия

обеспечение достоверной информацией о финансовом состоянии компании на текущий момент и подготовка прогноза на будущее;

-        обеспечение контроля за работой служб предприятия;

-        обеспечение четкой координации работ и ресурсов;

-        предоставление оперативной информации о негативных тенденциях, их причинах и возможных мерах по исправлению ситуации;

формирование полного представления о себестоимости конечного продукта (услуги) по компонентам затрат

2

Финансово-бухгалтерские службы

-        полный контроль за движением средств;

-        реализация необходимой менеджменту учетной политики;

-        оперативное определение дебиторской и кредиторской задолженностей;

-        контроль за выполнением договоров, смет и планов;

-        контроль за финансовой дисциплиной;

-        отслеживание движения товарно-материальных потоков;

-оперативное получение полного набора документов финансовой отчетности

3

Управление производством

контроль за выполнением производственных заказов;

-        контроль за состоянием производственных мощностей;

-        контроль за технологической дисциплиной;

-        ведение документов для сопровождения производственных заказов (заборные карты, маршрутные карты);

оперативное определение фактической себестоимости производственных заказов

4

Службы маркетинга 

-        контроль за продвижением новых товаров на рынок;

-        анализ рынка сбыта с целью его расширения;

-        ведение статистики продаж;

-        информационная поддержка политики цен и скидок;

-        использование базы стандартных писем для рассылки;

контроль за выполнением поставок заказчику в нужные сроки при оптимизации затрат на транспортировку

5

Службы сбыта и снабжения

-        ведение баз данных товаров, продукции, услуг;

-        планирование сроков поставки и затрат на транспортировку;

-        оптимизация транспортных маршрутов и способов транспортировки;

- компьютерное ведение контрактов

6

Службы складского учета

-        управление многозвенной структурой складов;

-        оперативный поиск товара (продукции) по складам;

-        оптимальное размещение на складах с учетом условий хранения;

управление поступлениями с учетом контроля качества;

инвентаризация

 

 

Создание ИС и ИТ представляет собой сложный процесс проектирования. Целью проектирования являются подготовка проектных документов и внедрение человекомашинной системы управления организацией. В процессе проектирования выявляются наиболее существенные характеристики экономического объекта, изучаются его внешние и внутренние информационные потоки, создаются математические и физические аналоги исследуемой системы и ее элементов, устанавливаются условия взаимодействия человека и технических средств управления.

Рассматривая ИС в технологическом аспекте, можно выделить аппарат управления (АУ). Оставшиеся компоненты - информационная технология (ИТ), информационная система решения функциональных задач (ИСФЗ) и система поддержки принятия решений (СППР) - информационно и технологически взаимоувязаны и составляют основу архитектуры ИС.

Тщательно спроектированное технологическое обеспечение информационной технологии позволяет не только успешно решать функциональные задачи управления, но и в рамках СППР менеджерам и руководителям организаций проводить в интерактивном режиме аналитическую и прогнозную работу для последующего принятия управленческих решений.

Обязательными элементами проектируемого технологического обеспечения информационной технологии являются: информационное, лингвистическое, техническое, программное, математическое, организационное, правовое, эргономическое.

1.                  Информационное обеспечение (ИО) - представляет собой совокупность проектных решений по объемам, размещению, форма организации информации, циркулирующей в ИС.

2.                  Лингвистическое обеспечение (ЛО) - объединяет совокупность языковых средств для формализации естественного языка, построения и сочетания информационных единиц в ходе общения пользователей со средствами вычислительной техники.

3.                  Техническое обеспечение (ТО) - представляет собой комплекс технических средств (технические средства сбора, регистрации, передачи, обработки, отображения, тиражирования информации, оргтехника и др.), обеспечивающих работу ИТ.

4.                  Программное обеспечение (ПО) - включает совокупность программ, реализующих функции и задачи ИС и обеспечивающих устойчивую работу комплексов технических средств.

5.                  Математическое обеспечение (МО) - совокупность математических методов, моделей и алгоритмов обработки информации, используемых при решении функциональных задач и в процессе автоматизации проектировочных работ.

Информация о работе Информационные системы управления предприятием