Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:27, реферат
Актуальность темы дипломной работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 4
1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 4
1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 6
1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 10
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 12
2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 12
2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 17
2.3. Апробация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Одним из старожилов театрального пейзажа современной Москвы является Театр Антона Чехова. Театр основан в 1989 году и соответственно в 2009 будет отмечать свое 20-летие. Срок для негосударственного, частного театра вполне солидный. Принято считать, что Театр Антона Чехова — первый частный театр в Москве, его бессменным художественным руководителем является Леонид Трушкин, его часто называют основоположником современной отечественной антрепризы. По сути его театр был первой частной антрепризой в постреформменой России, открывшийся после декрета 1919-го года о национализации театров. Как совершенно справедливо отмечается на сайте театра «был создан прецедент организации театра на принципах рыночных отношений, на внебюджетные деньги. Все эти годы театр работал и работает без привлечения государственных дотаций». (См. www.chekhov.ru)
Театр Антона Чехова не имеет постоянной труппы, но в каждом спектакле заняты известные мастера сцены: А. Ширвиндт, М. Державин, В. Меньшов, В. Алентова, Ч. Хаматова, О. Волкова, О. Басилашвили, Г Ха- занов, Т. Догилева, А. Варум и др.
В среднем театр играет около 100 спектаклей в сезон, на арендуемых им сценах и площадках. Последнее время такой площадкой стал театр эстрады. Известно, что театр Антона Чехова гастролирует, как по России, так в ближнем и дальнем зарубежье.
Не столь продолжительна биография Комического театра «Квартет И», который был создан в 1993 году группой выпускников эстрадного факультета ГИТИСа (актеры Леонид Барац, Александр Демидов, Камиль Ларин, Ростислав Хаит и режиссер Сергей Петрейков). У «Квартета» репутация одного из самых веселых московских театров. В октябре 1993 год Комический театр «Квартет И» открывает свой первый сезон на сцене театра «ГИТИС» (Большой Гнездниковский пер. 10). В репертуаре театра — единственный спектакль
Другой театр — это «дочерний» проект «Квартета И», который перенес опыт успешного функционирования собственного театра на театр, в котором будут заняты молодые: режиссеры, актеры, драматурги.
В 2005 году проект «Другой Театр» начался спектаклем «ПроЯвлениЯ Любви» по пьесе К. Драгунской в постановке О. Субботиной.
Сегодня репертуар театра:
Ситуация с площадкой идентична с обстоятельствами деятельности театра учредителя.
Эти два родственный театра представляют собой некий гибрид репертуарного и антрепризного театра. Такой симбиоз обусловлен тем, что часть спектаклей осуществляется актерами постоянной труппы, а часть основаны по принципу антрепризы.
Студия театрального искусства — один из немногих современных театров, который можно назвать режиссерским театром. Об этой позиции следует сказать особо. В современном частном театре главными стали актеры, узнаваемые, популярные, медийные. Поэтому в определенной степени они утратили сильную режиссерскую составляющую, которая была характерна практически всей истории отечественного театра, начиная с образования МХТ под руководством К. Станиславского и В. Немировича-Данчеко, вслед за которыми мировая театральная общественность узнала имена В. Мейерхольда, Е. Вахтангова, А. Таирова, С. Михоэлса и ряд блистательных режиссеров советского периода. Сегодня можно сказать, что статус режиссера в определенной степени незаслуженно понизился. Н. Бердяев в начале ХХ века писал: «Эпохи бывают бездарные, бедные гениями по собственной вине, это грех людей, а не слепая случайность, обделившая данное время свыше». Невостребованность режиссерского гения видимо определены временем.
Одной из причин подобного
явления стала минимизация
Вернемся к Студии театрального искусства — его создатель Сергей Женовач, режиссер который зарекомендовал себя как незаурядный, талантливый человек и педагог. Именно он объединил идеей создания нового театра свой выпускной курс ГИТИСа /РАТИ в апреле 2005 года после фестиваля дипломных работ
В декабре 2005 года Сергей Женовач был удостоен Премии Станиславского «за возрождение духа студийности», а весной спектакль «Мальчики» был выдвинут на премию «Золотая Маска» в двух номинациях
Весной 2008 года «Студия театрального искусства» отметила новоселье в здании на улице Станиславского. Это практически единственный пример частного театра (считаем его таковым, так как не найдено указаний на его принадлежность ни к государственным, ни к муниципальным структурам), который имеет свою стационарную площадку. Театр С. Женовача по роду деятельности ближе к некоммерческому театру, у которого есть своя эстетическая и художественно-творческая платформа.
Театр-студия «Латинский квартал» «вырос» из небольшой самодеятельной театральной студии «Этюд», существовавшей при Российском Университете Дружбы Народов, под руководством Н. С. Голубкиной. Пытается стать на ноги как репертуарный театр, в надежде иметь свою площадку.
Обратимся к театральным агентствам, которые, как правило, преследуют в своей деятельности коммерческие цели наряду с выполнением социальных задач.
Театральное агентство «Арт-партнер
ХХ1» — Международное
Театральный дом «Миллениум» — Театральный дом Миллениум изначально в своей деятельности акцентировал социальную направленность с акцентом на региональную составляющую, осуществление которой планировал реализовать с помощью партнерства с именитыми российскими актерами. Отчисления прибыли от проката предназначены для детей страдающих заболеванием крови, а также для медицинских центров в регионах России, у которых отсутствуют денежные средства для закупок лекарственных препаратов и для приобретения медицинских инструментов.
Продюсерский центр «Оазис» — данный продюсерский центр коммерчески ориентированное агентство. Оно имеет одну весьма отличительную особенность, его создание инициировал человек не театральной среды — Могинов А. Р. Примечательно, что нынешний генеральный продюсер центра, одновременно является и генеральным директором ОАО «Типография «Детская книга». Выпускник Московского Университета печати, он прошел лестницу карьерного роста от начальник отдела маркетинга и рекламы издательства «Ниола Пресс», директора по маркетингу книготорговой компании «Книжный клуб — 36,6», до гендиректора типографии «Детская книга», защитил диссертацию и стал кандидатом экономических наук (2002). Генеральный продюсер «Оазиса» человек бизнеса, а не искусства, хотя издание литературы имеет, безусловно, выход на художественные произведения. Можно сказать, что в России зарождается некая тенденция, когда в искусство стали приходить люди бизнеса, что в определенной степени не является отрицательным симптомам. Бесспорно, в подобной ситуации обстоятельства могут развиваться для искусства не только в положительную сторону. Но есть и другой аспект, когда в сфере искусства могут быть профессионально применены инструмента современного менеджмента, маркетинга и продвижения, но в этом случае важно, чтобы продукт, который будет позиционироваться и продвигаться на рынок соответствовал критериям художественности.
Не станем останавливаться на характеристике остальных агентств, приведенных в списке, а сведем интересующую нас информацию в таблицу, которая достаточно красноречиво может свидетельствовать о развитии частных театров в Москве на 2009 г.
Какой можно сделать вывод? Частный театральный сегмент по сравнению со срединой 90-х годов не минимизировался, а значительно оживился. На рынке драматического искусства Москвы наряду с известными репертуарными театрами много частных антрепризных спектаклей, известные актеры задействованы в разнообразном репертуаре от классики до современной драматургии. Основная масса агентств работает с узнаваемыми лицами и делает ставку именно на тех актеров, которых публика знает и любит. Ряд актеров сотрудничает с частной антрепризой, говоря образным языком, вторым эшелоном (по совместительству), так как оставляет за собой основное место работы, как правило, в государственных театрах. Есть и актеры, которые приняли кардинальное решение и работают только по контрактам. Весьма часто, отдавая предпочтение именно антрепризным спектаклям. Основные споры вокруг антрепризных спектаклей ведутся, прежде всего, по вопросу об их художественном качестве, что зачастую имеет под собой объективные основания. Острота дискуссий соответствует остроте проблем. Но подобная ситуация не должна ставить под сомнение важность такой организационной формы театрального дела как антреприза. Выдающийся отечественный режиссер и бессменный художественный руководитель всемирно известного Большого драматического театра — Г А. Товстоногов за годы до экономических реформ в нашей стране в одной из бесед с актером своего театра О. Басилашвили сказал, что „ будущее театра за антрепризой, может быть за отвратительной антрепризой1. Режиссер считал, что репертуарный театр должен пройти через очищение антрепризой, чтобы в будущем создать совершенно новую формы театрального дела. Вороятно, в настоящее время пророческие мысли Г Товстоногова сбываются и антреприза отечественному театру нужна как лекарство.
Известный российский продюсер — Д. Смелянский считает, что современный театр дрейфует от станции «театр-дом» к станции «театр-купы», то есть от стационарного театра к антрепризному. Основное большинство представителей директората репертуарного театра еще не готово к новому экономическому мышлению.
Если смотреть на репертуарный театр глазами антрепренеров, то их мнение близко, к высказанному продюсером «Независимого театрального проекта» Э. Мамедовым: «У репертуарного театра много проблем из-за попытки сохранить труппы, которые мне кажутся бессмысленными. Руководители никак не хотят смириться с мыслью, что нужно принципиально менять что-то внутри гостеатра. Кино в этом смысле оказалось более подготовленным к «капитализму».
У представителей антрепризного театра возникают свои проблемы. В частности Л. Роберман, основатель Театральное агентство «Арт-партнер ХХ1», считает, что современная антреприза исчерпала свои возможности и зашла в тупик: мельчает режиссура, драматургия, актерская игра. У современной антрепризы нет новых идей. Видимо, антреприза со временем несколько трансформируется и у театральных продюсеров появятся средства для того, чтобы приглашать не только именитых актеров, но и не менее именитых режиссеров, а самое главное появятся новые идеи.
Если говорить о ценовой
политике, то в среднем цены весьма
умеренные от 100 рублей минимум до
7000 руб. максимум. Безусловно, бывают спектакли
и с более высокими ценами, доходящими
и до 30000 руб. Это эксклюзивные гастрольные
спектакли, ввозимые в Москву из Европы,
при участии известных
Частным театрам, которые сконструированы по модели репертуарного театра со стационарной площадкой приходится тяжелее. В результате многие из них стремятся изменить свой статус в пользу государственного или муниципального, чтобы облегчить бремя тех затрат, которые им приходится нести. Но это не означает, что практика независимых театров в России канула в лету. Одни частные театры уходят со сцены или изменяют свой статус другие наоборот появляются и делом доказывают свою жизнеспособность в условиях конкурентной борьбы свободного рынка.
Итак, понятно, что некоммерческий статус театра, несмотря на то, каким он являлся по форме собственности, определяет степень его свободы в области предпринимательства.
Предпринимательство в театре может быть связано как с основными, так и с дополнительными видами деятельности
Опираясь уже на указанное положение о театре, перечислим то, что принято относить к первым и ко вторым.
Информация о работе Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства