Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 4
1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 4
1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 6
1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 10
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 12
2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 12
2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 17
2.3. Апробация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Степан Васильев. Дор. Дип. Специфика менеджмента детского фольклорного ансамбля. 75% (1).docx

— 137.15 Кб (Скачать)

Нам импонирует то, что собственно арт-менеджмент в зарубежном понимании  есть не просто совокупность технических  процедур и методов, а особая субкультура, наполненная своими ценностями, нормами  и законами. Но слепое копирование  и использование западных теорий и технологических алгоритмов арт-менеджмента  без учета специфики российской действительности и философии управления не сможет принести реальных положительных  результатов. Россия есть Россия! Тем  более, что арт-менеджмент – это, как мы полагаем, прежде всего, философия  и культура управления в артосфере.

Важно подчеркнуть, что основной задачей арт-менеджмента сегодня  является и то, что информация, знания, опыт, инновации должны трансформироваться в производительную силу. Именно это  позволит обеспечить бытие и успех  любой организационной структуры  артосферы (например, арт-галереи, музея, библиотеки как просветительского  и информационного центра, театра, киноконцертного зала, продюсерского  центра и проч.) на художественном рынке, интегрированном в глобальное арт-пространство.

Мы утверждаем, что арт-менеджмент как удивительно яркий феномен  современного гуманитарного знания есть целостная совокупность гармоничного сочетания и использования различных  принципов, подходов и моделей управления для решения разного уровня креативных и бизнес-задач, приводящих к успеху (получение наибольшей прибыли при  наименьших затратах) в артосфере, т.е. в сфере художественной культуры и искусства как ее квинтэссенции.

Ключевой задачей менеджмента, а также арт-менеджмента, была, есть и будет необходимость обеспечить совместную работу людей через единые цели и общие ценности, сформировав  с этой целью наиболее подходящую структуру организации и создав «такие условия для обучения и  повышения квалификации работников, которые позволят им эффективно выполнять  свои обязанности и своевременно реагировать на изменения производственной среды» (8).

Исследование, «препарирование» и представление арт-менеджмента  с позиций различных наук (философия, культурология, семиотика, социология, психология, этика, эстетика, информациология  и др.) позволят будущим арт-менеджерам наиболее полно рассмотреть и  постичь, во-первых, все грани этого  полисмыслового явления, а, во-вторых, освоить весь спектр технологических  алгоритмов, используемых для осуществления  социокультурной деятельности и  генерации арт-пространства в информационном Универсуме.

Отсюда можно сделать  вывод о том, что в контексте  генезиса информационного общества при преподавании дисциплины «Арт-менеджмент», обладающей в силу присущей ей специфики, зависящей от сферы применения принципов  управления – сферы художественной культуры (и искусства как ее сердцевины), необходимо использовать междисциплинарный  подход. Это поможет молодому специалисту  постичь целостную сущность арт-менеджмента, обладающего различными инструментами  маркетинга, влияющими на процессы создания, организации и продажи  арт-продукта, арт-услуги как товара. В целом, все это будет способствовать формированию арт-менеджера - «продвинутого» в профессиональном отношении специалиста  социально-культурной сферы как  интеллектуального капитала, стремящегося к освоению и популяризации бескрайних просторов Текста артосферы, объединяющего  вариативные информационные ресурсы.

 

2 ГЛАВА.  Эмпирическое исследование управления  детским фольклорным ансамблем  в театре эстрады

2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства

 

Антреприза (от французского слова entreprise — предприятие) в переводе означает форма организации театрального дела, в котором частный предприниматель собирает актеров для участия в спектакле (в отличие от формы государственного репертуарного театра, с постоянной труппой). Антреприза, связана с инициацией не со стороны режиссера, актеров, а со стороны антрепренера, коммерсанта от искусства. Исторически антреприза — частная инициатива, реализуемая в частном театре с собственной площадкой или мигрирующей на условиях аренды. Сегодня произошло некоторое смешение и принципы антрепризного театра стали использоваться не только в частных театральных проектах, но и государственными репертуарными театрами, когда отдельные спектакли ставятся не только на актеров своей труппы, но и на приглашенных. Подобная тенденция связана, как правило, со стремлением руководства театра привлечь большее количество зрителей свои залы.

По логике вещей экономические  сдвиги в сторону рыночной экономики  должны были дать рост частных театров. Они, безусловно, возникли, но у нас  в стране нет статистики, по которой  можно было проследить динамику их развития, построить графическую  кривую, хотя бы за последние годы. Но общую тенденцию уловить, безусловно, можно хотя бы по Москве. Она близка процессам, происходившим в рамках галерейного дела, что соответствует  пословице: было густо, а теперь пусто.

В течение первого перестроечного десятилетия на ниве отечественного театра было создано не мало частных, со звонкими, абсолютно узнаваемыми  именами. Среди них можно назвать  театры Р. Виктюка, Л. Трушкина, А. Калягина и много других, не только в столице, но и в регионах. Частные театры, что характерно, создавали не люди бизнеса, как было в дореволюционной  России (Зимин, Мамонтов, Морозов, Алексеев), а творцы — режиссеры, актеры, композиторы, мало представляющие себе, что такое  предпринимательство, коммерция.

Этот момент затруднял  деятельность частных театров. Есть объективные причины, осложняющие  функционирование частных театров: несовершенство законодательной базы, в частности, связанной с налогообложением. Поэтому абсолютное большинство частных театров, как и галерей, вынуждены были изменить свою форму правовой организации, которая изначально могла быть ПТО, АО, ООО и т.д., основываясь на негосударственной собственности. К 1995 г. в Москве было около 50 антрепризных, вернее частных театров. Назовем только часть из них:

  1. Театр «А» (ТОО) — художественный руководитель Алла Демидова.
  2. «Театр Виктюка» (АОЗТ).
  3. О0кей театр (частный театр) — художественный руководитель Ольга Шведова.
  4. Театр «Октаэдр» Гедрюса Мацкявичуса (частный театр).
  5. Театр Алексея Рыбникова (частный театр).
  6. Театр Антона Чехова (частная антреприза) — художественный руководитель Леонид Трушкин.
  7. Концертно-цирковой театр (ТОО) — художественный руководитель Юрий Куклачев.
  8. «Театр Луны» (частное предприятие) — художественный руководитель Сергей Проханов.

В этом списке присутствуют театры различного правового статуса  с точки зрения формы организации. К середине 90-х они сами определяли себя подобным образом, значит и учредительные  документы были соответствующие. Все вышеуказанные формы правовой организации квалифицируются в Гражданском кодексе РФ как организации коммерческие по цели хозяйствования, представляющие собой по форме хозяйственные товарищества: полные товарищества, товарищества на вере; хозяйственные общества: акционерные общества (открытые акционерные общества, закрытые акционерные общества), общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью; производственные кооперативы (артели), государственные и муниципальные унитарные предприятия (основанные на праве хозяйственного ведения, основанные на праве оперативного управления), преследуют получение прибыли в качестве основной цели своей деятельности [12] и, исходя из этого, обладают определенными достоинствами.

Коммерческие организации  могут быть основаны и на частной, государственной и смешанной  форм собственности. Но главный критерий — получение прибыли. Если театр классифицирует себя как коммерческую организацию de jure, то и de facto он должен жить по соответствующим законам, то есть получить прибыль от своей деятельности и платить налоги.

Именно этот фактор определяет сильные и слабые стороны коммерческих организаций в области культуры и искусства. К первым следует отнести: творческую и организационную самостоятельность, высокую заработную плата сотрудников, ко вторым — нестабильность и высокую степень риска, зависимость от потребителя (публики).

В результате этих обстоятельств  многие частные театры в своих  учредительных документах изменили свой юридический статус, превратившись  в некоммерческие организации или  прекратили свое существование вообще.

Обратимся к ряду конкретных примеров. Первым в нашем списке стоит театр «А» Аллы Демидовой  — актрисы-легенды «Таганки». На вопрос: «Как возник ее театр? Она отвечает очень просто — От необходимости. В свое время Р. Виктюк поставил на сцене «Таганки» «Федру», а Любимову это не понравилось — спектакль явно выбивался из репертуара (мотив творческий — И.Х.). Я в ы к у п и л а (мотив предпринимательский — И.Х.) «Федру» у «Таганки», и мы стали выезжать на гастроли под шапкой театра «А». Когда появился новый спектакль «Квартет», в Москве мы стали играть на малой сцене «Таганки», арендуя ее, платили 20% от сбора. Поначалу я могла расплачиваться со своим партнером Димой Певцовым, и с осветителями, и с радистом. Но потом начались проблемы с деньгами. А так как я просить взаймы не хотела, пришлось возить спектакли по другим городам и странам».[13]

В настоящее время в  информационных службах города театр  «А» не значится. С ним нельзя связаться и получить интересующие нас сведения.

Изменил свой статус «Театр Виктюка», но название не изменил. Театр  стал театром московского подчинения. Такие же превращения произошли и с театром «Луны» С. Проханова.

Остался верен своему статусу  театр Антона Чехова под руководством Леонида Трушкина. Этот театр представляет собой частную антрепризу. Но в документах квалифицируется как некоммерческая организация.

Основная тенденция такова, что даже частные театры позиционируют  себя на рынке как некоммерческие [14], то есть такие, которые не могут  в соответствии с законодательством  заниматься в полную меру предпринимательством.

Особенность некоммерческих организаций в культуре и в  искусстве заключается в том, что их главная цель не получение  прибыли, а выполнение социально-культурной миссии. Миссионерство, как известно, дело не прибыльное, затратное, но часто  идейно-благородное. Такие театры есть и во всем мире. В США их называют Бродвей офф, то есть театры вне Бродвея, или некоммерческие.

В России некоммерческий статус дает театру стабильность, но доход  при этом не высок. Следует помнить, что большинство наших театров  — учреждения государственные и  муниципальные. Именно «учреждения», а  не «предприятия», хотя, как отмечают специалисты, в провинции это  не так даже сегодня.[15]

Но остановимся все-таки на театрах Москвы. Театры государственные, муниципальные и частные, являясь  некоммерческими по целям хозяйствования, все-таки имеют право заниматься предпринимательской деятельностью в рамках Положения о театре РФ (№329 от 25 января 1999г.).

Главная социальная функция  театров — удовлетворение художественно-эстетических потребностей публики. Удовлетворение этих потребностей, прежде всего, связано с созданием и показом спектаклей, организацией гастролей, а также, осуществлением других художественно-творческих услуг близких к указанным, соответствующих запросам публики и основным направлениям деятельности театра.

Конечно, для реализации своих основных целей в более  предпочтительном положении оказываются  государственные и муниципальные учреждения культуры и искусства. У них есть минимальное финансирование и, как правило, свое помещение, хотя сегодня это тоже не факт [16]. Частным театрам уже в этом случае приходится тяжелее. В результате многие из них стремятся изменить свой статус в пользу государственного или муниципального, чтобы облегчить бремя тех затрат, которые им приходится нести.

В журнале «Станиславский», учрежденном редакцией «Независимой газеты» есть рубрика под названием  «Частные театры», в ней можно  найти интересующий нас материал относительно современного состояния  подобных театров. В частности, на 2009 г. в Москве существует ряд театров, которые сохранились с конца 80-х гг. и возникли к средине 90-х и несколько позднее.

Можно привести список, который  составлен, опираясь на информацию упомянутого  журнала:

  • Театр Антона Чехова
  • Комический театр « Квартет И»
  • Другой театр
  • Театр-студия «Латинский квартал»
  • Независимый театральный проект
  • Продюсерская компания А. Воропаева
  • Театральное агентство «Арт-партнер ХХ1»
  • Театральный дом «Миллениум»
  • VIP-театр
  • Продюсерский центр «Оазис»
  • Продюсерский центр «РуссАрт»
  • Продюсерский центр «Театральное товарищество»
  • Проект «Театральный марафон»
  • Театральная компания Татьяны Лесневской
  • Студия театрального искусства п/р С. Женовача
  • Театр «КомедиантЪ»
  • Театр-студия «Ангажемент» (театр одного спектакля «Art»)
  • Театральная компания «Арт-салон»
  • Творческое объединение «Дуэт» ( компания Л. М. 1урченко)
  • Театральная компания Е. Миронова

Перечисленные субъекты театральной  деятельности не исчерпывают полный список московских частных театров  и компаний. Эти субъекты не всегда являются театром в полном смысле этого слова. Часть из них представляют собой продюсерские агентства, о  чем заявляют в своих названиях. Нейминг, как известно, уже определяет и статус, и направления деятельности, и миссию, и. цели, и задачи. Название говорит о многом. Но наряду с  многообразными продюсерскими центрами, агентствами на московском театральном  рынке возникли и закрепились ряд театров, которые не связаны с государственной поддержкой, а в своей деятельности рассчитывают на собственные силы. Дадим краткую характеристику негосударственному театральному ландшафту Москвы.

Информация о работе Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства