Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 4
1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 4
1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 6
1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 10
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 12
2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 12
2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 17
2.3. Апробация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Степан Васильев. Дор. Дип. Специфика менеджмента детского фольклорного ансамбля. 75% (1).docx

— 137.15 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

стр

ВВЕДЕНИЕ 3

 

1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 6

1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 6

1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 16

1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 25

2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 34

2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 34

2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 51

2.3. Апробация результатов исследования 63

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы дипломной  работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д. Но связи культуры и коммуникации не прямые, и их простое объединение не обязательно приводит к желаемому результату. Существует, к примеру, природное противоречие между наследственностью и сложностью первой и упрощённостью и мгновенностью второй.

Арт-менеджмент зачастую представляют как новое  пространство для распространения  теории управления. Согласно этой теории, менеджмент искусств находится в  стадии зарождения, и если его не «удобрять», вкладывая туда знания и методы общего менеджмента, то вряд ли он будет развиваться и приносить  отдачу. Такой подход ставит под  сомнение саму специфику данной области  и необходимость ее изучения. С  другой стороны, многие люди из сферы  искусства отрицают любое администрирование, и это ведёт к другой крайности  – отрицанию идентификации самой  управленческой деятельности в искусстве, подмене ее этическими и идеологическими  мотивами.

 И наконец,  появление арт-менеджмента как  самостоятельной дисциплины наталкивается  на двойной дефицит легитимности, на возражения с двух сторон – искусства и управления. Оказавшись в такой ситуации, исследователи арт-менеджмента могут в качестве обороны попытаться узаконить свою деятельность. Или же занять наступательную позицию, доказывая, что вклад арт-менеджмента в область управления не является односторонним.

На практике существует ряд  противоречий:

– между солидной научной  базой менеджмента в сфере  экономики, бизнеса, управления кадровым потенциалом  и недостаточной  изученностью менеджмента в деятельности учреждений образования;

– между исследованиями в сфере арт-менеджмента в целом                                 и отсутствием теоретических  обобщений менеджмента художественно-творческих мероприятий в высшей школе.

Вышеперечисленные противоречия позволяют сформулировать проблему дипломного исследования: теоретическое обоснование менеджмента детского фольклорного ансамбля в театре эстрады.

Выявленная проблема позволила  сформулировать тему исследования: «Специфика менеджмента детского фольклорного ансамбля в театре эстрады».

В связи с этим, целью  дипломного исследования является рассмотрение специфики менеджмента детского фольклорного ансамбля в театре эстрады. 

Гипотезой исследования является предположение о том, что менеджмент организации детского фольклорного ансамбля будет содействовать развитию художественного творчества детей и юношества при условиях, если:

  1. будет четко сформулирована цель детского фольклорного ансамбля;
  2. будет грамотно организована рекламная кампания для привлечения большего количества участников и зрителей.

Данная цель и гипотеза обусловила необходимость постановки и решения следующих задач:

1.  Концептуальные основы  арт-менеджмента как вида управленческой  деятельности в сфере искусства  и культуры.

2. Эмпирическое исследование  управления детским фольклорным  ансамблем в театре эстрады

Объектом исследования является Уральский государственный театр  эстрады, детский фольклорный ансамбль "Звонцы".

Предмет исследования –  методика исследования специфики менеджмента  детского фольклорного ансамбля в театре эстрады. 

Методы исследования: при решении конкретных проблем использовались методы сравнительного анализа, построение классификаций.

Теоретическая значимость работы состоит  в теоретическом обосновании менеджмента детского фольклорного ансамбля в театре эстрады. 

Практическая значимость работы состоит в создании авторской модели менеджмента детского фольклорного ансамбля в театре эстрады.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись       в культурно-образовательном центре ФГАОУ ВПО «Российский профессионально-педагогический университет».

Структура и объем работы. Работа полностью соответствует  стандартам написания дипломных  работ и состоит из введения, двух частей, заключения и списка использованной литературы.

 

1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры

1.1 Арт-менеджмент  как вид управленческой деятельности

 

С появлением Международной  ассоциации менеджмента культуры и  искусств (AIMAC), пятая конференция  которой прошла недавно в Хельсинки, в мировом культурном сообществе был поставлен вопрос о возникновении  нового дисциплинарного направления. Действительно, результаты этой конференции  могут рассматриваться как знак того, что арт-менеджмент уже заявил о своей независимости от экономики культуры. Издаваемый с конца 1998 года первый международный журнал, посвященный арт-менеджменту (IJAM), внес большой вклад в развитие этого направления, так как стал ещё одним стимулом к развитию арт-менеджмента, качественно улучшил его стандарты и позволил свободно распространяться информации. В то же время, наличие своего печатного органа «узаконило» арт-менеджмент как с практической (управленческой), так и с научной точек зрения.

 Что же представляет  собой менеджмент в сфере культуры  и искусств? Рассмотрим несколько  пунктов, касающихся этой стороны  общественной жизни, социальных  отношений и ближайших областей  соприкосновения с другими дисциплинами.

С точки зрения философии  эстетики, существует проблема терминологического определения искусства, связанная  прежде всего с современным искусством, предмет которого представляется весьма спорным.

 Исторически сложилось  три типа определений искусства: 

 Первое – по классической  традиции, искусство соотносят с  красотой; критерии, характеризующие  предмет (произведение) искусства,  могут быть основаны на подражании  природе (как, например, в традиционной  проекции Платона) или на техническом  мастерстве в художественных  ремеслах.

 Две другие концепции  искусства основаны на понятии  субъективности и были развиты  в эпоху Возрождения, когда  появилось различие двух субъектов  – художника и, так сказать,  потребителя. 

 Сначала провели различие  между мастером и ремесленником,  причем приоритетный статус мастера  по отношению к его работе  был сформулирован в период  Романтизма и развит в эпоху  современности. Ценность искусства  стала основываться на субъективной  интерпретации художника или  на его представлении о мире. Надо заметить, что с этим связана  не меньшая проблема – определить, кто такой художник, гений. 

 Третье определение  иногда рассматривается как вытекающее  из эпистимологического «прорыва»,  материализованного в работе  таких мастеров, как Дюшамп и,  позже, Уорхол, которые включали  обычные предметы (вроде жестяной  банки или пробки от бутылок)  в интерьер музеев и выставок. Такой прорыв был также обусловлен  демократическими лозунгами «каждый  может быть мастером» (Антуан) или «каждый имеет право, по  крайней мере, на 15 минут славы» (Уорхол). Согласно такому подходу, красота  заключена в самом предмете, но  только с точки зрения смотрящего (если использовать выражение  Дюшампа); искусство заключается  в особенном, «эстетическом» отношении  или взаимодействии между предметом  и потребителем.

 В этих трёх определениях  прослеживается чёткая последовательная  связь с арт-менеджментом. В первых двух случаях (и в особенности во втором) преобладает логика независимости искусства; управление играет ключевую роль в процессе распространения того, что предлагает художник. В третьем определении реакция потребителя и маркетинг становятся частью самого творческого процесса; в центре внимания – активная деятельность (в противоположность пассивному восприятию красоты).

Место искусства внутри общества может рассматриваться с трёх позиций, а именно – религия, образование  и развлечение.

 Некоторые полагают, что  в современном обществе искусство  замещает религию. В этом контексте  музеи приравниваются к соборам,  где люди проводят часть своего  времени. Исходя из этого, искусство  становится основой, объединяющим  фундаментом для всех общественных  связей.

 Что касается образования,  искусство рассматривается как  его продолжение; другими словами,  искусство – это неотъемлемая  часть жизни человека в обществе, и доступ к нему является  привилегией, которую дает образование.  Это положение является основой  для социальной политики, нацеленной  на демократизацию искусства. 

 Развлечения относят  искусство в поле досуга, то  есть деятельности, отличной от  работы; его потребление целиком  и полностью зависит от свободного  выбора потребителей, от их индивидуального  вкуса, и оно целиком подчиняется  законам рынка. 

 При всей очевидной  спорности, эти три точки зрения  имеют важное значение для  развития арт-менеджмента. Религиозный  подход открывает путь к «обращению  в свою веру» других, к ритуализации, в то время как образовательный  призывает к внедрению социальных  норм. Объединяет их следующая  мысль: общеизвестно, что искусство  – достаточно независимая часть  нашей жизни и не может быть  подвергнута изменениям, а также,  что менеджмент в этой сфере  не прибылен. С другой стороны,  искусство в отношении к досугу  может рассматриваться, в определенном  смысле, как любой другой сектор  экономики, со своими особенностями  условий производства и потребления;  здесь речь чаще всего идет  именно о получении прибыли. 

 Полемика между религиозным,  образовательным и развлекательным  подходом уже довольно долго  идёт в Европе (главным образом  во Франции) и США. Проблема  состоит в том, включать или  не включать культурную продукцию  в генеральные торговые соглашения.

Арт-менеджмент связан с  рядом других сфер деятельности, как  с научной, так и с административной стороны. Более конкретно об этом уже говорилось во многих журнальных публикациях и материалах конференций. Три области мы можем считать  близкими «соседями» арт-менеджмента: туризм, спорт и коммуникации.

 Туризм – очень  большой экономический сектор. На  самом деле, он занимает третье  место в мире, хотя находится  на более низком уровне развития, чем другие экономические сферы  (как автомобильная или нефтяная  индустрия), из-за того, что его  развитие в основном зависит  от небольших и средних фирм, а не от мировых гигантов. В  последние годы быстрыми темпами  развивается культурный туризм. Действительно, искусство (музеи,  выставки, фестивали и т.д.), как  магнит, притягивает туристов, и  это обстоятельство является  значимым и для социальной  политики, и для менеджмента культурных  учреждений. Результаты этого влияния  ощущаются на всех уровнях  – локальном, национальном, международном;  более того, они влияют на развитие  вторичных продуктов, таких, как  продажа сувениров в музеях  и т.п. В целом, отношения  туризма и искусства являются  взаимно дополняющими, и мы можем  надеяться, что в будущем они  только укрепятся. Некоторые виды  деятельности в туризме могут  считаться культурными, по меньшей  мере, с антропологической точки  зрения (например, открытие древних  цивилизаций).

Информация о работе Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства