Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 4
1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 4
1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 6
1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 10
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 12
2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 12
2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 17
2.3. Апробация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Степан Васильев. Дор. Дип. Специфика менеджмента детского фольклорного ансамбля. 75% (1).docx

— 137.15 Кб (Скачать)

К первым относятся:

  • проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов, реализация билетов на указанные мероприятия;
  • подготовка спектаклей, концертов, представлений по договорам с другими юридическими и физическими лицами для показа на их собственных или арендованных сценических площадках, по телевидению, для трансляции по радио, для съемок на кино-, видео- и иные материальные носители;
  • организация других мероприятий художественно-творческого характера, проводимых собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями;
  • проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра;
  • предоставление другим организациям по договорам с ними постановочных услуг, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов;
  • изготовление по заказам и договорам с другими юридическими или физическими лицами предметов художественного оформления совместных спектаклей, концертов, представлений;
  • предоставление сцен-площадок для проведения гастрольных и выездных мероприятий других театров, для осуществления совместных проектов и программ в соответствии с заключенными договорами;
  • подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
  • прокат и реализация костюмов, обуви, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных, постижерных и иных принадлежностей;
  • реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра.

Ко вторым:

  • реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества театра (за исключением имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления, и имущества, приобретенного за счет средств, выделенных ему по смете) для целей, не связанных с культурной деятельностью;
  • оказание посреднических услуг;
  • долевое участие в деятельности коммерческих организаций;
  • приобретение акций, облигаций и иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по

ним;

  • осуществление приносящей доход не предусмотренной уставом деятельности (работ, услуг), соответствующей целям создания театра.

Театру необходимо иметь  возможность заниматься предпринимательской  деятельностью, поскольку это практически  единственная стабильная форма наполнения театрального бюджета. Легко ли это  осуществить? Думается, что нет. Но в  некоторых театрах попытки такие  делаются. Задумаемся, насколько эффективно используются данные возможности? Ответ  не отрицательный, но и не положительный. Российский театр не приучен заниматься предпринимательством, дореволюционные  традиции реанимируются медленно. Но отдельные положительные примеры все-таки есть. Некоторые государственные и муниципальные театры самостоятельно зарабатывают сегодня до 20% совокупного бюджета. Мало это или много? Разумеется, мало. Приведем пример из другой социальной сферы. Отдельные вузы, получившие возможность заниматься в рамках некоммерческого статуса предпринимательством зарабатывают в отдельных случаях несколько (от одного до трех) государственных бюджетов своими силами и ставят цель зарабатывать еще больше.

Но вернемся к театру. Разве такая позиция чужда  театру? Желание иметь полноценный  бюджет есть у каждого театра. Но если проанализировать насколько театры используют представленные им возможности  предпринимательства, то результат  будет отнюдь не в пользу театров, хотя получить достоверную информацию весьма трудно. Информацию эту театры из-за определенных и понятных причин блокируют. Но есть и другой момент, часть театров не знают, каким образом эту возможность реализовать. Жизнеспособность театра и творческая, и экономическая зависит от конкретных людей, и сегодня, как это не парадоксально звучит, в большей мере зависит не от творцов, а от менеджеров, крепких и профессиональных.

Интересен и симптоматичен  тот факт, что на должность директора  МХАТ им. Чехова в начале реформ была приглашена М. Ревякина, директор новосибирского театра «Глобус» — бывшего театра юного зрителя, существующего с 1930 года и получившего новое дыхание  в период театрального реформирования. В настоящее время М. Ревякина — генеральный директор театрального фестиваля «Золотая маска». Сибирский театр «Глобус» был ее стартовой профессиональной площадкой. Новосибирский театр «Глобус», как отмечали совершенно справедливо в период работы Ревякиной — «это профессиональная труппа, работа с лучшими режиссерами страны; театральная афиша, включающая 26 спектаклей, поставленных по произведениям авторов от Шекспира до наших дней; студия пластики и детская вокальная студия; внебюджетный курс Российской Академии театрального искусства; прекрасное здание с двумя зрительными залами на 500 и на 100 мест; театральная студия звукозаписи и видеостудия; типография и НетеЬклуб; галерея детского творчества» [17].

«Глобус» в его современном  виде во многом заслуга профессиональной менеджерской команды. Лидером этой команды была М.Е.Ревякина. Сегодня  этот театр не теряет завоеванных  позиций и идет вперед.

Экономическая стабильность театра сегодня и в будущем  напрямую зависит от менеджерских кадров, способных в полной мере воспользоваться  уже имеющимися возможностями предпринимательской  деятельности. Если в «Глобусе» действовала команда, то в других регионах эту деятельность осуществляют и отдельные антрепренеры. В качестве примера можно привести Краснодарское муниципальное объединение «Премьера» во главе с А. Гатовым. Именно с его именем и деятельностью «Премьеры» связаны реализация ряда социокультурных и художественных проектов. Приглашение Ю.Григоровича в город, где практически отсутствовала хореографическая традиция, для постановки серии балетных спектаклей, создание собственной балетной труппы, организация симфонического оркестра под руководством В. Понькина, джаз-бенда, под управлением Г. Гараняна, шоу-балета, организация гастролей театральных и шоу звезд в Краснодарском крае. К сожалению, этого талантливого предпринимателя уже нет с нами, как нет и блистательного музыканта Г. Гараняна, которого смерть настигла в Краснодаре.

Итак, можно сделать вывод, что предпринимательством в рамках закона могут заниматься все некоммерческие театральные учреждения, а если этим заниматься профессионально, то результат должен быть положительным. Может быть, в этом случае не будет возникать вопросов: «Зачем Москве 200 государственных театров и 15 симфонических оркестров?». В Чикаго, например, никого не смущает наличие 460 театров, но они не имеют статуса государственных театров. Возможно, и у нас будет больше театров «хороших и разных», и они смогут иметь другой статус, кроме государственного, заниматься предпринимательством, обеспечивать свое финансирование самостоятельно. Уже сегодня мы имеем некоторые незаурядные примеры, в частности, постановку спектакля «Синее чудовище» в театре Сатирикон в 2007 г., где осуществление данного проекта, по словам директора театра А. Полянкина, озвучившего это в программе «Сфера интересов» на канале РБК, обошелся театру в 1 млн. 200 тысяч долларов США. Это только первые ласточки. Но это процесс, требующий определенного времени и профессиональных менеджеров.

2.2. Задачи арт-менеджмента  в сохранении самобытности детского  фольклорного ансамбля в театре  эстрады

 

Считается, что художник, созидая свои произведения, изначально прагматически не заинтересован. Главная его цель — максимальная самореализация и самовыражение. Есть и другой взгляд. Творчество профессионального художника должно быть вознаграждено не только признанием публики, но и «презренным металлом» за свою работу.

Вспомним А.С.Пушкина. В  стихотворении «Разговор книгопродавца  с поэтом» [6] автор описывает две  позиции: торговца и поэта. Продавец книг первым обращается к поэту, он заинтересован в его успешной деятельности, так как он реализуя в своей лавке стихи как овеществленное творчество поэта, получает как посредник свой процент, а если поэт станет известен и популярен, то процент его будет постоянно расти:

„Стишки любимца муз и  граций Мы вмиг рублями заменим И  в пук наличных ассигнаций Листочки ваши обратим.."

Владелец книжной лавки  выступает в нескольких ролях, он пытается уговорить поэта не просто заниматься творчеством, но не оставлять результаты своего труда только при себе, а получать от этого творчества доход. Естественно, что книготорговец будет делать это не бескорыстно. Но в его позиции и действиях есть некая социальная миссия — он выступает посредником между поэтом и публикой, которая “вкруг лавки бродит“ и в данном случае выступает в облике „нетерпеливых чтецов“ „милых дам“ журналистов, „тощих певцов“ которые просят пищи для души, пера, сатиры,...

Поэт не сразу поддается  уговором, он пытается отстоять свою независимость. Его удел — это самовыражение.

„Поэт беспечный, я писал

Из вдохновенья, не из платы“. 

Поэт не хочет обременять и отягощать себя обещаниями, он хочет писать так же, естественно, как дышать. На что уже в наше время указывал отечественный поэт Б.Окуджава. Но вернемся к А. С. Пушкину. „Тогда, в безмолвии трудов,

Делиться не был я готов  С толпою пламенным восторгом,

И музы сладостных даров

Не унижал постыдным торгом" (Выделено жирным курсивом — И. Х.)

Для Пушкина как поэта  торг для творца не уместен и постыден, то есть аморален. Торг — это не его  удел, поэт выше суеты для него важнее творческая свобода, поэтому он считает, что:

„Блажен, кто молча был  поэт И, терном славы не увитый,

Презренной чернию забытый,

Без имени покинул свет!“

Но у книгопродавца  есть собственные аргументы, и он дает практические рекомендации поэту: „Прекрасно. Вот же вам совет;

Внемлите истине полезной:

Наш век — торгаш; в  сей век железный Без денег  и свободы нет.

Что слава?— Яркая заплата  На ветхом рубище певца.

Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Предвижу ваше возраженье;

Но вас я знаю, господа:

Вам ваше дорого творенье,

Пока на пламени труда  Кипит, бурлит воображенье;

Оно застынет, и тогда  Постыло вам и сочиненье.

Позвольте просто вам сказать:

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.“

Последние две строчки, весьма часто цитируются вне поэтического контекста и приписываются напрямую самому поэту. Безусловно, стихотворение  написано Пушкиным, который в нем  инсценировала некий диалог с  издателем и продавцом одновременно, сам выступая при этом попеременно  в этих противоположных ликах. В  уста коммерсанта от литературы поэт вкладывает важные слова:

„И признаюсь — от вашей лиры Предвижу много я добра.“

В этом контексте „добро“  — это не только миссионерское  устремление, в этом „много добра“ читается и материальная выгода. В  результате поэт заключает этот разговор непоэтической финальной фразой: „Вы совершенно правы. Вот вам  моя рукопись. Условимся“

Книгопродавец уговорил поэта. Они пришли к консенсусу. На чем  он основан? На договоре.

Искусству для развития необходимы таланты, способные реализовать  себя в творчестве, поклонники, стремящиеся  оценить результаты их творчества, организаторы-практики, создающие условия  для эффективной поддержки талантов и поклонников.

Для современной России характерно неоднозначное отношение к традиционным формам предпринимательства в различных социальных слоях. В бизнес-среде сегодня предпринимательство признано, не вызывает отторжения, поддерживается, считается престижным и мировоззренчески, и деятельностно. В иных социальных кругах бизнес-предпринимательство оценивают далеко не всегда положительно. В сфере культуры творцы, и публика к предпринимательству в классическом понимании относятся насторожено. У нас распространено представление: «Предпринимательство и культура — «две вещи несовместные как гений и злодейство», предпринимательству не место в Храме Искусства. В условиях рынка культура и искусство превращаются в бедную Золушку или того хуже в нищенку, просящую подаяния.

Данная позиция обусловлена  рядом причин: старыми стереотипами мировоззренческого порядка, типом  существующей культурной политики, стихийной  коммерциализацией сферы культуры и искусства в условиях укоренения рыночных отношений, утратой традиционных механизмов, регулирующих жизнедеятельность  искусства и культуры в условиях конкурентной среды, отсутствием профессиональных управленческих кадров в социокультурной сфере .

Наряду с указанной  позицией существует и альтернативная: «Предпринимательство, рынок и культура (искусство) — не являются взаимоисключающими и при определенных условиях и  подходах могут носить характер взаимовыгодного  партнерства».

Информация о работе Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства