Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 4
1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 4
1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 6
1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 10
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 12
2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 12
2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 17
2.3. Апробация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Степан Васильев. Дор. Дип. Специфика менеджмента детского фольклорного ансамбля. 75% (1).docx

— 137.15 Кб (Скачать)

Не случайно мы начали статью с погружения в проблемы отрасли  культуры. Ведь для того чтобы оценить  состояние, в котором сейчас находится  культура, и для того, чтобы выбрать  оптимальный вектор развития в подготовке арт-менеджеров, требуется, прежде всего, рассмотреть перечень проблем, характерных для данной отрасли.

Сложившаяся в последнее  десятилетие ситуация в области  социокультурного образования характеризуется комплексом системных проблем:

  • Нормы действующего законодательства не учитывают специфики образования в сфере культуры и искусств;
  • Компетенция образования в сфере культуры отнесена к Министерству образования и науки Российской Федерации;
  • Не определены основные направления развития образования в сфере культуры и искусства, а также его роль и место в общей системе российского образования;
  • Отсутствует стратегия развития высшего социокультурного образования как на региональном, так и на государственном уровнях;
  • Не сформирована система непрерывного социокультурного образования [8].

Отмеченные проблемы затрудняют деятельность вузов по перспективному планированию и подготовке специалистов.

Существуют и специфические  для творческих индустрий проблемы:

«Молодость рынков». Рынки  строятся на копировании или адаптации  зарубежных моделей, образцов и зачастую - творческих продуктов. Следствием молодости рынков является примитивное представление заказчика о творческом производстве, что сказывается на его ожиданиях и уровне оплаты творческого труда;

Неразвитое профессиональное образование и дефицит кадров. При наличии большого количества образовательных предложений, комплексное  практико-ориентированное образование  в сфере творческих индустрий  можно получить только в Москве и  Санкт-Петербурге. На это указывают результаты почти всех экспертных интервью.

За последние годы в  России появилось значительное количество искусствоведческих факультетов, открыты  различные курсы кураторов и  курсы, посвящённые арт-рынку. Но образовательные программы сосредоточены преимущественно на истории искусства и не дают возможности ориентироваться в художественных рынках. В этой связи эксперты отмечают дефицит специалистов в сфере маркетинга, продаж, финансов, бизнес-планирования в культуре.

Также на сектор творческих индустрий влияют базовые социально-экономические  проблемы, характерные для России, самыми важными из них являются: проблема слабого развития малого и среднего бизнеса и отсутствие творческих бизнес-инкубаторов. Творческие индустрии в основном представлены малыми предприятиями, доля которых в России оценивается на уровне 15-20%, в то время как в США их - 50-60%, в Китае - 55%, в странах ЕС - до 70%, а в Канаде 90% [3].

Анализ и понимание  вышеперечисленных проблем поможет  нам выделить возможности, открывающиеся  перед отраслью культуры, сформулировать программу и технологии обучения арт-менеджеров.

Государству необходимо всерьёз  заняться проблемой подготовки и  переподготовки управленческих кадров для творческих организаций, привлечением в сферу искусства квалифицированных менеджеров. Следует разработать специальную программу по повышению эффективности менеджмента в сфере культуры и искусства, предусматривающую корректировку учебных планов, стажировки, различные меры стимулирования оплаты труда управленцев (включая гранты, стипендии, премии) в сочетании с возможным введением механизма аттестации и аккредитации (для руководителей государственных и муниципальных организаций культуры).

Очевидно, что без решения  проблемы менеджмента успешная интеграция искусства и рынка, а также  внедрение новых, более совершенных  инструментов государственного финансирования культуры останутся лишь благими намерениями [9].

Также очевидно, что развитие творческих индустрий в России будет  тормозиться до тех пор, пока не налажено развитие малого и среднего бизнеса  в целом. Возможность начать и  вести свой бизнес-проект - ключевое и необходимое условие роста  творческой экономики. Важным является создание бизнес-инкубаторов для творческих предпринимателей, которых пока в России не существует вовсе. Отчасти креативными бизнес-инкубаторами можно считать новые творческие площадки (кластеры) - Центр дизайна «Art Play», Центр современного искусства «Винзавод» и т. д. Все они порождены частными инициативами и никак не связаны с программами поддержки малого и среднего бизнеса, которые реализуются в России на государственном и муниципальных уровнях [3].

Социокультурная деятельность не может успешно развиваться  без профессионального, компетентного  управления и регулирования, требующего разработки новых способов подготовки студентов вуза и наиболее эффективных  технологий обучения [4].

Традиционно подготовкой  арт-менеджеров занимаются гуманитарные вузы и институты культуры и искусств. Мы же разделяем мнение Александра Долгина, Президента Фонда научных  исследований «Прагматика культуры», профессора ГУ «Высшая школа экономики» , и считаем, что система подготовки арт-менеджеров должна строиться в  первую очередь на базе фундаментального экономического образования с использованием гуманитарного факультатива на последних курсах. «В работе культурных фирм и проектов есть глубокая экономическая логика. Она имеет свою специфику, но основа там вполне понятна - она экономическая. И менеджеру, чтобы успешно действовать, надо знать прежде всего её. Гуманитарное образование ничего не говорит об источниках финансирования, бухгалтерском учёте, структуре контрактов и т.д., а без знания этих вещей ничем управлять невозможно», - подчеркнул А. Долгин. В то же время осуществлять подготовку арт-менеджеров на базе экономических вузов довольно трудно, поскольку необходимо соединить две в принципе несоединимые компетенции. Но имеется несколько экономических тем, не разбирая которые, нельзя быть управленцем в сфере культуры: защита интеллектуальной собственности, структура контрактов между коммерцией и искусством, проблемы ценообразования, проблемы навигации потребителя в культуре [6].

Подготовка арт-менеджеров состоит из двух ступеней - бакалавр и магистр.

Но обучение должно стать  непрерывным процессом и в  дальнейшем включать в себя различные  курсы повышения квалификации, по возможности процесс систематического обмена студентами и стажировки в  учреждения Европы. Если подобная программа  будет воплощена в жизнь, то такие  инициативы позволят арт-менеджерам в  разных странах столкнуться с  различными подходами в разрешении проблем и сформулировать новые модели в организации практической работы, а также наполнят участников пониманием важности сотрудничества [7].

Обучение арт-менеджменту  строится на сочетании общетеоретических  и специализированных дисциплин. Оно предполагает глубокое изучение истории и теории отечественной и зарубежной культуры, истории теории искусства, истории театра, кино, балета, музыки и т.п., социокультурного проектирования, информационных технологий в культуре и образовании, финансов и бухгалтерского учёта, иностранных языков и многих других дисциплин. Вместе с тем арт- менеджмент и менеджмент культурного туризма - это бизнес, требующий серьёзных знаний в области экономики, менеджмента, маркетинга, права, рекламы и т.д. В перечень специальных дисциплин могут входить: «Галерейный бизнес», «Инвестиции в искусство», «Фандрайзинг», «Про- дюсирование городов», «Социокультурное проектирование», «Фестивальный менеджмент», «Продюсирование кино» , «Креативные индустрии», « Net-art и Net-culture как новые интернет- индустрии».

Особенной методикой арт-менеджмента  является метод проектов (проектный  менеджмент), в том числе и художественное проектирование, которое рассматривается как один из важных методов развития творческого воображения студентов вуза в процессе обучения.

В этой связи инновационные  технологии арт-менеджмента в вузе помогают раскрыть возможности становления  профессиональной компетентности личности студента, которые в учебно-воспитательном процессе не только не исчерпаны, но и создают особую художественную среду, сквозь призму которой глубже осознаются ценностные ориентации и значение художественно-творческой деятельности.

В центре такой профессиональной подготовки студентов вуза -качественная сторона изучения основ арт-менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.

Работа над замыслом проекта  в целом - процесс творческий. Он требует от студентов владения навыками анализа социокультурной ситуации, поиска адекватного варианта решения  проблем, волнующих общество, неустанной работы над саморазвитием и расширением  своего художественно-эстетического опыта, ценностно-ориентационной направленности. [4].

Также способ организации  художественно-творческой деятельности студентов вуза в условиях освоения арт-менеджмента является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие.

Грамотно разработанный  творческий проект помогает менеджеру  культуры избежать многих ошибок при  его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкуренции, найти ответы на многие вопросы, связанные с разработкой и реализацией.

В нём гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и  рыночные аспекты деятельности:

  • во-первых, проект служит основанием для предполагаемой творческой работы и даёт оценку результатам деятельности за определённый период;
  • во-вторых, проект становится документом, который определяет курс действий и формы управления ими, он выполняет как стратегические цели планирования предстоящей работы, так и тактические - руководство и контроль исполнения различных действий по реализации проектируемых форм деятельности;
  • в-третьих, проект в большинстве случаев может быть использован как средство для получения необходимых инвестиций и может служить мощным инструментом нахождения путей финансирования проекта;
  • в-четвёртых, проект обязательно рассматривается как документ, восприимчивый для различного рода нововведений (организационных, инновационных, технических, экономических и т.д.);
  • в-пятых, проект служит хорошей рекламой предполагаемой акции, программы, становясь своеобразной визитной карточкой проектной организации. Он должен быть компактным, красиво оформленным и информационно-насыщенным;
  • в-шестых, проект демонстрирует готовность разработчиков идти на риск и является развёрнутым документом, страхующим успех;
  • в-седьмых, проект является инструментом самообучения, поскольку его разработка есть непрерывный процесс познания и самопознания.

В практике учреждений культуры существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре  и т.д. [1].

Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях  технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания [4].

Наряду с экономической  подготовкой арт-менеджеров, необходимо организовать переподготовку существующих кадров с гуманитарной специализацией. Поэтому отдельный вопрос, который необходимо обязательно включить в систему подготовки кадров, - это создание Школы повышения квалификации и подготовки преподавателей, способных читать курсы, используя кейсы из различных культурных индустрий, создавать собственные методические материалы, отражая последние мировые тенденции развития культуры. Необходимо ликвидировать экономическую неграмотность, тех кто уже работает в этой сфере. При этом первый шаг - это разработка программ для подготовки самих преподавателей по данному направлению, которых катастрофически сегодня не хватает. Необходимо общение с зарубежными специалистами, межкультурный диалог, цель которого - обмен опытом и достижение нового, ценностно-значимого результата (продукта деятельности).

Помимо индивидуальных и  коллективных проектов, творческие индустрии  нуждаются в развитии международных  исследований и проектов. Необходимы сравнительные исследования программ поддержки творческих индустрий  в разных странах для выработки  политических и законодательных инициатив и приглашения зарубежных специалистов для внедрения лучших образовательных практик. Опыт работы авторов исследования в регионах говорит, что в российских городах есть дефицит творческих инициатив. Уместно вспомнить опыт Китая, где отсутствие собственных творческих компаний решили заместить приглашением зарубежных предпринимателей. Это не просто «заполнило пустоту», но и дало возможность местным предпринимателям познакомиться с новыми практиками работы, качественно обновить свою деятельность. Следует отметить, что успешные международные проекты строятся на «трёх китах»: образовательные инициативы, совместные проекты творческих людей из разных стран и международные исследования [3].

На начальном же этапе  процесса целесообразно говорить о  подготовке менеджеров в системе Минкультуры, чтобы его руководство смогло оценить качество их работы после обучения. Именно Министерство способно повлиять на ведомственных чиновников в регионах.

Первым шагом в разработке системы подготовки управленческого  звена в культуре должно стать  создание рабочей группы. Это формат, который предлагает министерство - как переговорную, консультативную площадку, на которой были бы сформированы конкретные программы, финансируемые государством [6].

Следует отметить, что передовой  метод обучения заключается не только в подготовке высококвалифицированных  кадров, но означает также революцию  в технических средствах обучения. Необходимы инвестиции в инфраструктуру цифровых коммуникаций, чтобы каждый человек смог получать быстрый доступ к информации и интернет-коммуникациям.

Информация о работе Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства