Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:27, реферат
Актуальность темы дипломной работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 4
1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 4
1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 6
1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 10
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 12
2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 12
2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 17
2.3. Апробация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
Не случайно мы начали статью с погружения в проблемы отрасли культуры. Ведь для того чтобы оценить состояние, в котором сейчас находится культура, и для того, чтобы выбрать оптимальный вектор развития в подготовке арт-менеджеров, требуется, прежде всего, рассмотреть перечень проблем, характерных для данной отрасли.
Сложившаяся в последнее десятилетие ситуация в области социокультурного образования характеризуется комплексом системных проблем:
Отмеченные проблемы затрудняют деятельность вузов по перспективному планированию и подготовке специалистов.
Существуют и специфические для творческих индустрий проблемы:
«Молодость рынков». Рынки строятся на копировании или адаптации зарубежных моделей, образцов и зачастую - творческих продуктов. Следствием молодости рынков является примитивное представление заказчика о творческом производстве, что сказывается на его ожиданиях и уровне оплаты творческого труда;
Неразвитое профессиональное
образование и дефицит кадров.
При наличии большого количества
образовательных предложений, комплексное
практико-ориентированное
За последние годы в России появилось значительное количество искусствоведческих факультетов, открыты различные курсы кураторов и курсы, посвящённые арт-рынку. Но образовательные программы сосредоточены преимущественно на истории искусства и не дают возможности ориентироваться в художественных рынках. В этой связи эксперты отмечают дефицит специалистов в сфере маркетинга, продаж, финансов, бизнес-планирования в культуре.
Также на сектор творческих
индустрий влияют базовые социально-
Анализ и понимание
вышеперечисленных проблем
Государству необходимо всерьёз
заняться проблемой подготовки и
переподготовки управленческих кадров
для творческих организаций, привлечением
в сферу искусства
Очевидно, что без решения проблемы менеджмента успешная интеграция искусства и рынка, а также внедрение новых, более совершенных инструментов государственного финансирования культуры останутся лишь благими намерениями [9].
Также очевидно, что развитие творческих индустрий в России будет тормозиться до тех пор, пока не налажено развитие малого и среднего бизнеса в целом. Возможность начать и вести свой бизнес-проект - ключевое и необходимое условие роста творческой экономики. Важным является создание бизнес-инкубаторов для творческих предпринимателей, которых пока в России не существует вовсе. Отчасти креативными бизнес-инкубаторами можно считать новые творческие площадки (кластеры) - Центр дизайна «Art Play», Центр современного искусства «Винзавод» и т. д. Все они порождены частными инициативами и никак не связаны с программами поддержки малого и среднего бизнеса, которые реализуются в России на государственном и муниципальных уровнях [3].
Социокультурная деятельность не может успешно развиваться без профессионального, компетентного управления и регулирования, требующего разработки новых способов подготовки студентов вуза и наиболее эффективных технологий обучения [4].
Традиционно подготовкой арт-менеджеров занимаются гуманитарные вузы и институты культуры и искусств. Мы же разделяем мнение Александра Долгина, Президента Фонда научных исследований «Прагматика культуры», профессора ГУ «Высшая школа экономики» , и считаем, что система подготовки арт-менеджеров должна строиться в первую очередь на базе фундаментального экономического образования с использованием гуманитарного факультатива на последних курсах. «В работе культурных фирм и проектов есть глубокая экономическая логика. Она имеет свою специфику, но основа там вполне понятна - она экономическая. И менеджеру, чтобы успешно действовать, надо знать прежде всего её. Гуманитарное образование ничего не говорит об источниках финансирования, бухгалтерском учёте, структуре контрактов и т.д., а без знания этих вещей ничем управлять невозможно», - подчеркнул А. Долгин. В то же время осуществлять подготовку арт-менеджеров на базе экономических вузов довольно трудно, поскольку необходимо соединить две в принципе несоединимые компетенции. Но имеется несколько экономических тем, не разбирая которые, нельзя быть управленцем в сфере культуры: защита интеллектуальной собственности, структура контрактов между коммерцией и искусством, проблемы ценообразования, проблемы навигации потребителя в культуре [6].
Подготовка арт-менеджеров состоит из двух ступеней - бакалавр и магистр.
Но обучение должно стать
непрерывным процессом и в
дальнейшем включать в себя различные
курсы повышения квалификации, по
возможности процесс
Обучение арт-менеджменту строится на сочетании общетеоретических и специализированных дисциплин. Оно предполагает глубокое изучение истории и теории отечественной и зарубежной культуры, истории теории искусства, истории театра, кино, балета, музыки и т.п., социокультурного проектирования, информационных технологий в культуре и образовании, финансов и бухгалтерского учёта, иностранных языков и многих других дисциплин. Вместе с тем арт- менеджмент и менеджмент культурного туризма - это бизнес, требующий серьёзных знаний в области экономики, менеджмента, маркетинга, права, рекламы и т.д. В перечень специальных дисциплин могут входить: «Галерейный бизнес», «Инвестиции в искусство», «Фандрайзинг», «Про- дюсирование городов», «Социокультурное проектирование», «Фестивальный менеджмент», «Продюсирование кино» , «Креативные индустрии», « Net-art и Net-culture как новые интернет- индустрии».
Особенной методикой арт-менеджмента является метод проектов (проектный менеджмент), в том числе и художественное проектирование, которое рассматривается как один из важных методов развития творческого воображения студентов вуза в процессе обучения.
В этой связи инновационные
технологии арт-менеджмента в вузе
помогают раскрыть возможности становления
профессиональной компетентности личности
студента, которые в учебно-
В центре такой профессиональной подготовки студентов вуза -качественная сторона изучения основ арт-менеджмента, основанная на принципах построения содержания, проблемно-диалоговой и интеграционной технологиях обучения.
Работа над замыслом проекта
в целом - процесс творческий. Он
требует от студентов владения навыками
анализа социокультурной
Также способ организации художественно-творческой деятельности студентов вуза в условиях освоения арт-менеджмента является особым фактором совместной деятельности, которая оказывает мощное стимулирующее действие.
Грамотно разработанный творческий проект помогает менеджеру культуры избежать многих ошибок при его реализации, обойти «подводные камни» в непредсказуемом мире конкуренции, найти ответы на многие вопросы, связанные с разработкой и реализацией.
В нём гибко сочетаются творческие, технические, финансовые и рыночные аспекты деятельности:
В практике учреждений культуры существует множество версий творческих проектов по форме, содержанию, структуре и т.д. [1].
Следует отметить, что технологии арт-менеджмента основываются на идеях технологии мастерских, которую исповедует «Французская группа нового воспитания» (Ф. Селестен и др.), идеях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо, Л. Толстого, С. Френе, психологии гуманизма Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, К. Роджерса. В технологии арт-менеджмента, как и технологии мастерских, главное передавать способы работы, а не конкретные знания [4].
Наряду с экономической подготовкой арт-менеджеров, необходимо организовать переподготовку существующих кадров с гуманитарной специализацией. Поэтому отдельный вопрос, который необходимо обязательно включить в систему подготовки кадров, - это создание Школы повышения квалификации и подготовки преподавателей, способных читать курсы, используя кейсы из различных культурных индустрий, создавать собственные методические материалы, отражая последние мировые тенденции развития культуры. Необходимо ликвидировать экономическую неграмотность, тех кто уже работает в этой сфере. При этом первый шаг - это разработка программ для подготовки самих преподавателей по данному направлению, которых катастрофически сегодня не хватает. Необходимо общение с зарубежными специалистами, межкультурный диалог, цель которого - обмен опытом и достижение нового, ценностно-значимого результата (продукта деятельности).
Помимо индивидуальных и коллективных проектов, творческие индустрии нуждаются в развитии международных исследований и проектов. Необходимы сравнительные исследования программ поддержки творческих индустрий в разных странах для выработки политических и законодательных инициатив и приглашения зарубежных специалистов для внедрения лучших образовательных практик. Опыт работы авторов исследования в регионах говорит, что в российских городах есть дефицит творческих инициатив. Уместно вспомнить опыт Китая, где отсутствие собственных творческих компаний решили заместить приглашением зарубежных предпринимателей. Это не просто «заполнило пустоту», но и дало возможность местным предпринимателям познакомиться с новыми практиками работы, качественно обновить свою деятельность. Следует отметить, что успешные международные проекты строятся на «трёх китах»: образовательные инициативы, совместные проекты творческих людей из разных стран и международные исследования [3].
На начальном же этапе процесса целесообразно говорить о подготовке менеджеров в системе Минкультуры, чтобы его руководство смогло оценить качество их работы после обучения. Именно Министерство способно повлиять на ведомственных чиновников в регионах.
Первым шагом в разработке системы подготовки управленческого звена в культуре должно стать создание рабочей группы. Это формат, который предлагает министерство - как переговорную, консультативную площадку, на которой были бы сформированы конкретные программы, финансируемые государством [6].
Следует отметить, что передовой
метод обучения заключается не только
в подготовке высококвалифицированных
кадров, но означает также революцию
в технических средствах
Информация о работе Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства