Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Актуальность темы дипломной работы. Средства массовой коммуникации, в особенности в масс-медиа, так тесно связаны с искусством, что некоторые даже считают их частью искусства. Мы не будем подробно анализировать связи, дополнения и противоречия, существующие между сферами искусства (культуры) и коммуникации (медиа), а ограничимся лишь несколькими замечаниями. Средства массовой информации – это главный канал распространения как произведений искусства, так и информации о них. Развитие новых технологий (в том числе оцифровывание) является гигантским вкладом в развитие искусства, делая возможным такие вещи, как виртуальные посещения музеев с помощью CD, DVD-ROM’ов, распространение музыки через интернет без использования физических носителей, персонализированный маркетинг культурных продуктов и т.д.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 2
1. ГЛАВА. Концептуальные основы арт-менеджмента как вида управленческой деятельности в сфере искусства и культуры 4
1.1 Арт-менеджмент как вид управленческой деятельности 4
1.2 Арт-менеджмент в структуре социокультурного менеджмента 6
1.3 Арт-менеджмент как вид проектной деятельности в сфере культуры и искусства 10
2 ГЛАВА. Эмпирическое исследование управления детским фольклорным ансамблем в театре эстрады 12
2.1. Антреприза как формат предпринимательской деятельности в сфере театрального искусства 12
2.2. Задачи арт-менеджмента в сохранении самобытности детского фольклорного ансамбля в театре эстрады 17
2.3. Апробация результатов исследования 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

Степан Васильев. Дор. Дип. Специфика менеджмента детского фольклорного ансамбля. 75% (1).docx

— 137.15 Кб (Скачать)

Государственные образовательные  стандарты, по которым ведётся подготовка специалистов сегодня, не обеспечивают переход на реализацию модели опережающего образования, в основе которого лежит идея ориентации на перспективные потребности региона, развитие личности, влияние образования на социальные процессы, культуру и производство с учётом запросов развивающегося рынка. Всё вышесказанное убеждает в необходимости инновационного подхода к социокультурному образованию XXI века. [8]

 

1.3 Арт-менеджмент  как вид проектной деятельности  в сфере культуры и искусства

 

В контексте развития информационного  общества как «системной и долгосрочной задачи» (1), а также в целях  повышения компетентности и конкурентности уже действующих на рынке труда  и подготавливаемых специалистов во всех без исключения сферах человеческой деятельности весьма актуальным представляется решение ряда проблем в сфере  образования и культуры.

С нашей точки зрения, это особенно важно для социально-культурной сферы, что мы хотим продемонстрировать на примере одного из направлений  обучения студентов в вузах. В  данном случае это касается уяснения сущности и специфики такой актуальной учебной дисциплины как «Арт-менеджмент», преподаваемой нами в Московском государственном университете культуры и искусств на кафедре менеджмента  социально-культурной деятельности факультета СКД.

Обращение к рассмотрению арт-менеджмента как целостного феномена и своеобразного «института управления» в значительной мере обусловливается современной социокультурной  ситуацией, ее динамикой и спиралевидным  развитием, что детерминировано  экономическими, юридическими и иными  условиями бытия. Это выступает  и в качестве стимула для корреляции устоявшихся аспектов подготовки сегодняшних  представителей многочисленных сфер творческой деятельности.

Подчеркнем, что нынешнее социально-экономическое развитие мира как никогда ранее влияет на процесс обучения именно менеджеров социально-культурной сферы, в том  числе арт-менеджеров, что требует  более широкого «видения» и понимания  конкретных учебных дисциплин, которые  могут выступать и выступают  в качестве объектов исследования.

Сегодня арт-менеджмент нередко  понимается как артистический менеджмент, т.е. «профессиональное управление процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных), продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и  организационных усилий коллектива организации (продюсерского центра, фирмы)» (2).

Схожее по смыслу определение, но только относительно менеджмента  шоу-бизнеса, приводит в своей книге  «Политика – вершина шоу-бизнеса» известный российский продюсер, доктор искусствоведения, профессор Международной  академии наук и искусств И.Пригожин. По его мнению, менеджмент шоу-бизнеса  – «это область знания, помогающая осуществить функцию руководства  процессом создания художественных ценностей (материальных и духовных) и продвижения на рынок культурных услуг результатов творческой деятельности авторов, режиссеров, исполнителей и  т.д., работающих в шоу-бизнесе» (3).

Главной задачей именно артистического менеджмента, как справедливо считает  тот же И.Пригожин, является: «поиск талантливых исполнителей-артистов, организация их творческой деятельности: подбор репертуара, поиск инвестора, создание сценического имиджа, планирование карьеры» (4).

Однако мы полагаем, что  для полноценного, подлинного восприятия и рассмотрения специфики деятельности арт-менеджера как своего рода управленца, «ограничение» трактовки арт-менеджмента  только сферой шоу-бизнеса как жанровой разновидности музыкального искусства  является недостаточным. Подобное «видение»  представляет собой лишь одну из его  составляющих и не позволяет создать  целостную «картину» этого феномена как такового. Поэтому нам видится, что в процессе подготовки специалистов-управленцев  социально-культурной деятельности логично  исходить из более широкой трактовки  понятия «арт-менеджмент».

«Препарируя» этот феномен  современного гуманитарного знания, подчеркнем, что главенствующим в  данном словосочетании, безусловно, является его первая составляющая – «арт». Именно она детерминирует основную смысловую нагрузку этого синтетического понятия и способствует не латентной, а явной «ориентации» как настоящих, так и будущих специалистов соответствующей  сферы деятельности в социуме.

Итак, собственно «арт» (от англ. art) есть искусство (то, что греки называли «технэ»), в широком смысле понимаемое как 1) художественное творчество в целом со всем целостным спектром вариативных видов искусства, начиная с пространственных (графика (искусство рисунка и печатная графика), живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство, фотоискусство), временных (литература (художественная), музыка), пространственно-временных (танец, театр, цирк, кино-, видео-, теле-, радиоискусства, компьютерные искусства (компьютерная графика, интерактивный компьютерный перформанс, компьютерная музыка, компьютерная анимация)), 2) квинтэссенция художественной культуры.

Известно, что герменевтика как теория и методология истолкования («понимания») текстов (в том числе  слов) позволяет наиболее полно представлять то или иное явление (в данном случае – феномен культуры). Но при этом нельзя забывать, что художественная культура существует как определенная система различных видов искусства, которые, благодаря информационной доминанте ноосферы, находятся в  тесной взаимосвязи, хотя и подчиняются  собственным, характерным для каждого  из них специфическим законам.

Исходя из этого, арт-менеджерам необходимо понимать, что художественная культура, или искусство, образует собой  особую сферу – артосферу, которая  есть «космическая проекция художественно-творческой деятельности (или художественной культуры)» (Ю. Борев) и, имея пластичный характер, представляет своего рода «мостик» от социосферы (космической проекции деятельности людей, создающей как оппозицию «человек–природа», так и рукотворную «вторую природу», а также историческое движение человечества) к когитосфере (космической проекции концептуально-мыслительной деятельности человека и ее продуктов, полю духовности, охватывающему собой Землю и околоземное пространство и взаимодействующему со всеми другими сферами).

Артосфера наряду с указанными (социо- и когито-), а также с  гео- и биосферами, образует ноосферу – целостную сферу разума. При  этом все они либо стремятся к  гармоничному взаимодействию между  собой, либо уже находятся в подобном состоянии (5). Но именно в артосфере  представители различных творческих специальностей генерируют и фиксируют  многочисленные и вариативные тексты, документы, культурные формы, информационные ресурсы, артефакты, или арт-продукты и проч. Понятно, что в каждом виде искусства имеются определенные технологии креации текстов произведений, обладающие определенной спецификой. Это определяет возникновение тех  или иных арт-продуктов/услуг и  проблем, связанных с их восприятием, исполнением, интерпретацией, продвижением на рынке и т.д.

Отметим, что Текст художественной культуры как целостный спектр информационных ресурсов имеет определенную морфологическую  «лестницу»: 1) собственно художественная, в том числе подготовительная информация, или авантекст, или генетическое досье, или метатекст, или контекст; 2) биографическая информация; 3) искусствоведческая информация; 4) информационно-вспомогательные  материалы (на традиционном, нетрадиционном, в том числе электронном, носителях). Более полно вопросы специфики  деятельности мастеров искусств по созданию этих информационных объектов артосферы  рассмотрены в одной из монографий Т.Н. Суминовой (6). Очередными содержательными «пластами» информационных ресурсов артосферы, которые, безусловно, напрямую связаны с созданием того или иного текста художественного произведения, или арт-продукта, но не являются художественной ценностью, выступают: нормативно-правовая и экономико-финансовая документации.

Исходя из этого, мы полагаем, что только знание, использование  и собственно менеджмент всего спектра  информационных ресурсов художественной культуры позволит арт-менеджеру стать  более «продвинутым» и квалифицированным, сделает его более компетентным. Но арт-менеджерам необходимо разбираться  не только в видах искусства (как  сердцевине художественной культуры), но и в специфике и технологических  процессах/алгоритмах создания многочисленных культурных форм, документов, информационных объектов данной сферы человеческой деятельности. Ведь без знания сущности артосферы и ее информационной составляющей невозможен квалифицированный подход к пониманию собственно творческого/креативного/инновативного  пути автора/художника/творца, реализующего идею и воплощающую ее в конкретном материале, т.е. самоменеджмента художника, а также дальнейшему процессу «продвижения» текста произведения на арт-рынок.

Кроме того, арт-менеджер должен помнить, что художественная культура, как и искусство, - это часть  общей культуры человечества, немаловажная составляющая духовной культуры любой  локальной и мировой цивилизации. Тем более, что находясь в информационном пространстве с огромным спектром различных  технологий (в том числе информационных), художественная культура (артосфера), согласно проведенному нами исследованию (7), представляется яркой, целостной, гармоничной  информационной системой. Именно в  ней происходят разнообразные инновативные процессы генерации арт-продуктов, арт-услуг, которые на различных  этапах своего возникновения «требуют»  действий, связанных с деятельностью  специалистов в сфере менеджмента, маркетинга - а именно «раскрутки», промоушна и т.д.

Рассмотрение различного рода проблем, связанных с арт-менеджментом, необходимо начинать с уточнения  исторических основ возникновения  той или иной составляющей (вида) артосферы. Это обусловливается  тем, что для всех без исключения исторических периодов, а тем более  культур, стран и цивилизаций, характерны те или иные аспекты генезиса и  развития арт-менеджмента как такового. Все это находило и находит  наиболее яркое отражение и воплощение в информационных объектах, ресурсах, культурных формах, артефактах и проч., инноватированных представителями  различных видов артосферы.

В различные времена процессы управления в сфере художественной культуры обладали, обладают и будут  обладать определенной спецификой, что, в свою очередь, детерминирует особенности  подготовки специалистов, занятых в  этом виде деятельности. Отметим, что  сегодня уже мало кто полагается в своем деле/бизнесе только на интуицию и удачу, которые, впрочем, несомненно, также являются важными  составляющими успеха. Но все-таки благополучие любой организации, да и конкретной персоны есть результат продуманной  деятельности как руководства и  персонала команды, так и собственного менеджмента, т.е. самоменеджмента.

Это подчеркивает тот факт, что в современном мире именно научный менеджмент позволяет различным  менеджерам (тем более арт-менеджерам) иметь корректное теоретическое  понимание функции процесса управления и способствует на практике разработке и воплощению «в жизнь» принципов  и различного рода рекомендаций для  все более «продвинутой» и  усложняющейся деятельности в условиях подвижного рынка (в нашем случае – художественного, т.е. арт-рынка).

В этой связи неслучайно, что собственно учебная дисциплина «Арт-менеджмент» (как одна из профилирующих  в подготовке менеджеров социально-культурной деятельности, в том числе арт-менеджеров) преподается в VII семестре, когда будущими специалистами уже прослушан целый ряд учебных курсов (например, «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Теория и практика социокультурного менеджмента», «Основы маркетинга», «История искусств» и др.). К этому времени студенты уже обладают определенными теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками, позволяющими им соотносить ряд составляющих содержания указанного учебного курса с общими требованиями к итоговой подготовке выпускника.

Это побуждает преподавателей в наибольшей степени активизировать познавательную и самостоятельную  деятельность студентов в образовательном  процессе, что и является сегодня  одной из важнейших задач высшей школы. Грамотно и корректно продуманные  дидактические приемы позволяют  студентам «закрепить» уже известный  им материал, получить новую «порцию» знаний, а также (посредством различных  заданий) «проникнуться» будущей практической деятельностью в качестве специалиста  профессиональной социокультурной  сферы.

Еще раз подчеркнем, что  именно рыночные условия бытования  современного информационного социума  способствуют осознанному пониманию  того, что приобретение способности  самостоятельно принимать решения  деловых проблем требует определенных знаний, умений, навыков, нового экономического мышления, ориентации на ценности и  идеалы демократического общества, отечественной  и зарубежной культуры. Отсюда ясно, что именно менеджмент представляет собой одно из достижений рынка, маркетинга. Он есть самостоятельная область  знаний, синтезирующая науку, специализированный вид человеческой активности, опыт, методы и формы управления, организационно-управленческое искусство и инновации, креатив.

Такой подход не мешает воспринимать арт-менеджмент по-разному - например, как: 1) искусство (т.е. высокая степень  умения и мастерства) управлять искусством; 2) искусство управлять интеллектуальными, финансовыми и материальными  ресурсами; 3) науку, имеющую свой объект, предмет, совокупность концепций, теорий, принципы, проблемы и методы их решения; 4) деятельность, базирующуюся на системе  принципов, функций, методов и организационной  структуре управления организацией, соответствующую социокультурным  условиям, а также экономико-правовой реальности и т.д.

Информация о работе Арт-менеджмент в сфере исполнительского искусства