Менеджмент в сфере культуры и искусства

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 20:03, реферат

Краткое описание

Менеджмент в сфере культуры и искусства – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

Файлы: 1 файл

Менеджмент персонала).doc

— 158.50 Кб (Скачать)

Менеджмент  в сфере культуры и искусства  – это комплексная целенаправленная интеллектуальная и хозяйственная деятельность отдельной высоко интеллектуальной личности или организационной системы, созданной вокруг одной или нескольких таких личностей, в целях эффективного использования факторов производства (интеллектуального и иного труда, капитала, земли и финансов), – деятельность, основанная на системе принципов, функций, методов и организационной структуре управления организацией, вполне соответствующей условиям ее внешней среды.

Менеджмент в  сфере культуры и искусства как  междисциплинарная область интеллектуальной деятельности людей базируется на нескольких концепциях, которые включают управление:

• операциями, что раскрывает интеллектуальный и технический аспекты менеджмента в организации;

• трудовыми операциями, что раскрывает социальный аспект;

• маркетингом, что раскрывает рыночный аспект;

• коммуникациями, что раскрывает информационный аспект;

• собственностью, что раскрывает имущественный аспект менеджмента.

В организационных  системах культуры и искусства указанные  аспекты менеджмента системно связаны  между собой и развиваются  комплексно. Однако в зависимости  от вида деятельности, формы собственности, правовой формы организации акцент в менеджменте может делаться на различные сочетания перечисленных концепций.

В качестве объектов руководства и управления дисциплина «Менеджмент в сфере культуры и искусства» изучает организационные  системы в интеллектуальной сфере  деятельности, что осложняет некоторые  процедуры менеджмента из-за повышенной неопределенности создания интеллектуальной собственности.

В общетеоретическом  плане менеджмент выполняет следующие  основные функции в сфере культуры и искусства, которые позволяют  лучше понять роль этой дисциплины в общей системе экономических дисциплин.

1. Научная функция. Формируя основные понятия и закономерности хозяйственной деятельности в системе культуры и искусства, менеджмент теоретически осмысливает и практически осваивает сложные процессы, связанные с подготовкой, распределением и использованием интеллектуальной собственности.

2. Познавательная функция. Менеджмент выявляет закономерности управления экономикой, определяет сложные взаимосвязи различных экономических процессов в сфере культуры и искусства.

3. Прогностическая функция. В менеджменте для принятия решений важное значение имеют экономические прогнозы и вероятностные показатели (в частности, для предсказания успеха или неудачи, совершенствования структуры интеллектуальной деятельности).

4. Практическая функция. Познав закономерности развития экономических процессов в системе культуры и искусства, менеджмент определяет пути реализации экономических идей, инновационных технологий.

Культура и  искусство в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре включает следующие виды деятельности:

• охрану, сохранение, использование и популяризацию культурного наследия;

• художественную литературу, сценическое, пластическое, музыкальное искусство, архитектуру и дизайн, фотоискусство, другие виды и жанры искусства; кинематографию и иные аудиовизуальные искусства;

• художественные народные промыслы и ремесла, народную культуру (языки, диалекты и говоры, фольклор, обычаи и обряды, исторические топонимы);

• самодеятельное (любительское) художественное творчество; сохранение, изучение и демонстрацию музейных предметов и коллекций, книжных памятников и иных культурных ценностей, архивных документов;

• коллекционирование культурных ценностей;

• библиотечное дело, создание произведений печати, их распространение и использование;

• эстетическое и художественное воспитание, образование, педагогическую деятельность в этой области;

• научные исследования в сфере культуры и искусства;

• международные культурные обмены;

• деятельность, в результате которой сохраняются и осваиваются культурные ценности.

Услуги культуры также подразделяются на два вида:

• услуги непосредственных исполнителей (актеров, певцов и т. д.), оказываемые конкретно потребителю (зрителю, слушателю);

• услуги, связанные с освоением культурных благ, находящихся в предметной форме, услуги библиотек, кинотеатров музеев, картинных галерей и т. д.

В учетной и  плановой практике к показателям  развития культуры и искусства принято  относить: 

по  библиотекам:

♦ количество библиотек, в том числе на 10 тыс. населения;

♦ количество книг в библиотеках в абсолютном и относительном выражениях;

♦ количество читателей;  

по  учреждениям клубного типа:

♦ количество клубов, в том числе на 1000 тыс. населения раздельно для разного типа населенных пунктов (городское, сельское население);

♦ количество мероприятий и клубных объединений; 

по  музеям:

♦ количество музеев в абсолютном и относительном значениях и количество посетителей; 

по  учреждениям искусства:

♦ количество театров (в том числе по жанрам), их вместимость (в абсолютном значении и на 10 тыс. населения);

♦ количество мероприятий, а также валовой сбор денежных средств и собственных доходов; 

по  кинематографии:

♦ количество произведенных кинофильмов;

♦ количество кинотеатров;

♦ количество киноустановок;

♦ количество зрителей;

♦ валовой сбор денежных средств; 

по  радио и телевидению:

♦ объем передач в среднесуточном исчислении;

♦ средневзвешенный процент охвата населения теле– и радиовещанием.

 
 

Рассмотрим менеджмент как систему управления организацией сферы культуры и искусства в разрезе определенных признаков.

Взаимосвязь между организацией и внешней средой. Внешняя среда при определении миссии, цели и стратегии организации является определяющей, поскольку включает потребителей, конкурентов, партнеров, поставщиков, финансовые организации, источники интеллектуального потенциала и рабочей силы и, конечно, различного рода государственные учреждения. Внешняя среда организации характеризуется сложностью, подвижностью, неопределенностью.

Сложность внешней среды  – это многочисленность условий и факторов, без которых организация не может функционировать и на которые обязана реагировать.

Подвижность внешней среды  – это скорость, с которой происходят изменения среды вокруг организации. Практика показывает, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Подвижность среды определяет необходимость опираться на разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения. Подвижность среды также оценивается степенью изменчивости факторов внешней среды.

Неопределенность  внешней среды  является функцией количества информации, которой располагает управляющая подсистема о конкретном факторе, и функцией достоверности информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная, точная и надежная информация.

По степени  неопределенности хозяйственные ситуации, в которых принимают решения, могут быть трех видов: определенности, риска и неопределенности.

Внешняя среда  организаций культуры и искусства формируется вокруг внутренней среды организации. Она является сложной и включает три составляющие: внешнюю среду прямого воздействия, внешнюю среду косвенного воздействия и глобальную (мировую) социокультурную среду. На рис. 2.1 представлены компоненты каждой из названных сред.

 

Рис. 2.1. Элементы внешней среды организации 

Для менеджеров в сфере культуры и искусства  наиболее общими являются следующие принципы: уважение личного достоинства человека, признание за ним соответствующих прав и возможностей; предоставление личности свободы выбора; доверие человеку, его потенциальным возможностям; создание атмосферы доверия на основе взаимоуважения; развитие инициативы, творческих способностей, умение найти себя в творческом коллективе и др.

Из  принципов вытекает целый ряд конкретных требований к менеджеру-руководителю:

• строить свои отношения с подчиненными не как должностное лицо с подчиненными, а как человек с человеком;

• не ограничивать отношения только должностными обязанностями, вникать в жизнь, духовный мир и стремления персонала коллектива, иначе неизбежна отчужденность;

• общаясь с персоналом, не забывать, что работа членов коллектива составляет большую часть их жизни, определяет их жизнь, и нужно сделать все возможное, чтобы время, проведенное на работе, было светлым и радостным;

• менеджер должен быть причастен к образу жизни членов творческого коллектива и понимать, в чем состоят общие потребности;

• следует встречаться с членами коллектива не только в официальной обстановке, но и в неформальной, где можно просто пообщаться, поговорить по душам;

• сотрудничество в управлении предусматривает перевод управления с монологической на диалогическую основу, переход от коммуникации к общению, от субъектно-объектных к субъектно-субъектным отношениям.

Таковы основные методологические принципы менеджмента  в руководстве и управлении организациях сферы культуры и искусства.

 

Рис. 3.2. Схема выбора методов управления в организациях культуры и искусства

Менеджер  в шоу-бизнесе должен предоставлять:

 

1. Индустрия шоу - бизнеса.

  • Введение в музыкальную индустрию.
  • Структура шоу-бизнеса.
  • Музыкальные стили и направления.
  • История поп-музыки.
  • Основы рекорд-бизнеса.
  • Музыкальное издательство.

3. Финансовый менеджмент в музыкальной индустрии.

  • Основы финансового менеджмента музыкальной индустрии.
  • Финансовый менеджмент концертно-гастрольной деятельности.

4. Маркетинг.

  • Маркетинг и PR в музыкальной индустрии.
  • Подготовка и проведение презентаций и пресс-конференций.
  • Брендинг.

5. СМИ в шоу-бизнесе.

  • Музыкальное телевидение.
  • Музыкальное вещание на ТВ.
  • Интернет. Распространение музыки в Интернет.
  • Радио.
  • Пресса. Составление пресс-релизов.
  • Музыкальная пресса. Составление и размещение анонсов и работа с фотоматериалами.
  • PR  и медиапланирование в шоу-бизнесе.
  • Организация промо-кампании артиста.
  • PR в шоу-бизнесе.

6. Индустрия звукозаписи.

  • Анти-пиратская деятельность.
  • Производство компакт-дисков.
  • Дистрибуция музыкальной продукции.
  • Практика рекорд-бизнеса.
  • Комплексное страхование в шоу-бизнесе.
  • Инвестиции в музыкальной индустрии.

7. Концертно-гастрольная деятельность.

  • Введение в концертно-гастрольную деятельность.
  • Концертно-гастрольная деятельность. Современный аспект.
  • Организация гастролей иностранных артистов.
  • Договорные отношения в концертно-гастрольной деятельности.
  • Сборные концерты, фестивали.
  • Клубный промоушен.
  • Организация спец-мероприятий.
  • Творческо-техническое оснащение концертной деятельности.
  • Организация и проведение мюзиклов.
  • Методы манипуляции рынком.
  • Участие в концертно-зрелищных мероприятиях.
  • Участие в специализированных выставках.

Информация о работе Менеджмент в сфере культуры и искусства