Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 00:23, реферат
Непроизводственная сфера представляет собой условное название отраслей и видов деятельности не составляющих материальное производство. В настоящее время термин «непроизводственная сфера» является устаревшим и он постепенно изымается из научного потребления и заменяется понятием «сфера услуг».
Введение……………………………………………………………………………...2
Тема 1. Непроизводственная сфера как объект управления. 2
Тема 2. Классификация сферы услуг.6
Тема 3. Эволюция сфер услуг.8
Тема 4. Основные типы производственных систем12
Тема 5. Отличительные особенности услуг14
Тема 6. Этапы жизненного цикла услуг. 16
Тема 7. Маркетинг в сфере услуг. 22
Тема 8. Установление цен на услуги. 29
Тест для самоподготовки к сдаче зачетов и экзаменов
по курсу "Менеджмент непроизводственной сферы"…………………………………………….24
Тематика курсовых работ………………………………………………26
Требования к написанию курсовых работ…………………………………………28
Литератур………………………......................…30
Менеджмент непроизводственной сферы: Конспект лекций. Учебное пособие. – Харьков: ХНУ им. В.Н. Каразина, 2007. - с.
Составитель: к.э.н., доц. В.Ф.
Пуртов Рецензент:
Рекомендовано к печати ученым советом экономического факультета Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина (Протокол № 7 от 30 июня 2006 г.).
В учебном пособии в форме
конспекта лекций изложены
Рассмотрены организационные структуры управления организациями и предприятиями непроизводственной сферы хозяйственного комплекса Украины разных форм собственности и отраслевой принадлежности.
Пособие предназначено для
Введение…………………………………………………………
Непроизводственная сфера представляет собой условное название отраслей и видов деятельности не составляющих материальное производство. В настоящее время термин «непроизводственная сфера» является устаревшим и он постепенно изымается из научного потребления и заменяется понятием «сфера услуг».
Сфера
услуг – совокупность отраслей,
предприятий, организаций, непосредственным
образом связанных и
Сфера оказания услуг и организация ее работы привлекает все большее внимания. С конца 70-х годов в США начались исследования ведущих теоретиков и практиков в области изучения специфики товаров и услуг и создания условий для формирования самостоятельного рынка услуг. Вскоре исследования разделились по отдельным направлениям: изучение качества предоставляемых услуг, построение долгосрочных отношений с клиентами, изучение потребностей заказчика. В результате были выработаны принципы организации управления и продажи потребительских услуг, которые включают вопросы основных требований к рынку услуг, создания спроса на услуги и условий организации такого рынка. При переходе к развитой экономике будущее рынка потребительских услуг является составной частью деятельности компаний любых типов.
Услуга – это действия или исполнение работы. Она неосязаема, несохраняема. Услуга создается и потребляется одновременно (или почти одновременно). В то время как товар – это осязаемый объект, который может быть создан и использован позднее. Таким образом, традиционно считалось, что товары и услуги – совершенно разные категории. Сейчас эта граница стала условной. В действительности почти всегда приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами. Для того, чтобы понимать в чем различие между товарами и услугами необходимо осознать, что эти понятия не являются антиподами, а скорее представляют собой две области одного континуума (рис.1.1).
В соответствие с рис.1.1 первые три предмета, возможно, могли бы быть классифицированы как «товары» из-за их высокого материального содержания. Существует небольшая у3слуга при приобретении бензина в форме обслуживания; автомобиль в большой степени является физическим предметом, и пока его сдача в наем не требует некоторой услуги, арендованная машина является товаром. Запрашиваемое продовольствие может считаться наполовину товаром и наполовину услугой. Остальные предметы, вероятно, будут классифицированы как «услуги», хотя при этом могут быть обозначены некоторые физические составляющие. Например, рестораны предлагают клиенту не только продукты как физическую пищу, но и услуги поваров, которые готовят еду, официантов, которые ее подают, а также столик, за которым ее можно есть и уютное помещение. Аудит является почти чистой, получаемой покупателем услугой с весьма небольшим перечнем получаемых товаров (возможно, готовая налоговая ведомость).
На современном этапе развития наблюдается резкое увеличение доли услуг в экономике развитых и развивающихся стран. Так, в США доля работ в сфере услуг составляет около 80%. На рис 1.2. представлена динамика роста рабочих мест в сфере услуг.
Рис. 1.2. Как стремительно выросло количество рабочих мест в секторе услуг
Как видно из графика, начиная с 70-х
годов происходит резкий рост занятости
в сфере услуг, в то время, как занятость
в сфере производства оставалась практически
неизменной. Такая тенденция связана с
переходом США на более высокий уровень
развития, от индустриального общества
к информационному.
На рис.1.3. представлена доля услуг в ВВП США, она составляет 17%, причем, в 1980г. услуги в составе ВВП уже составляли 67%. Таким образом, сектор услуг создает большую часть стоимости в экономике США.
В Украине, к сожалению, сфера услуг, пока не занимает такого важного места. Так, доля услуг в ВВП в 2002 году составила 38%, а в занятости населения – 46%. Тем не менее, за последние годы наблюдается тенденция развития сферы услуг.
Таким
образом, трудно переоценить истинное
влияние сферы услуг на экономику.
Некоторые компании сферу услуг используют
в борьбе против своих конкурентов за
обеспечение для себя надежных конкурентных
преимуществ. Их получают компания, оказывая
дополнительные услуги. Эти преимущества
часто являются неотъемлемой частью культурного
облика фирмы, и конкурентам трудно скопировать
именно эту сторону деятельности.
Рис.
1.З. Валовой внутренний продукт по промышленности
Кроме того, сферу услуг люди считают основным источником повышения качества их жизненного уровня. Люди и компании все чаще отказываются от функций, которые они раньше выполняли сами, доверяя их другим. Фактически многие фирмы считают, что лучшая стратегия в их работе – это сфокусировать внимание на их основной деятельности.
Важнейшим
условием выживания в сфере бизнеса
– качество оказываемых услуг. Многие
компании добились успехов благодаря
тому, что сосредоточили внимание на оказании
услуг высокого качества.
Контрольные
вопросы:
Исторически каждый вид услуг рассматривался отдельно, как особая сфера деятельности с только ей присущими особенностями. А вся сфера услуг – непроизводственная сфера – представлялась как совокупность этих многих видов деятельности и фактически сводилась к их перечислению, в чем мы и убедились, просмотрев словари.
А если попробовать классифицировать услуги?
Классификация – это процесс разделения явления и разнесения его частей в определенные классы и категории в соответствии с выбранными принципами. Основные цели классификации:
Таблица 1. Возможные
виды услуг
|
|
В мировой практике наиболее полный перечень услуг включает традиционно:
транспорт, туризм, страхование, банковские и другие финансовые операции, строительство и инжиринг, связь, информационно-вычислительные услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по найму рабочей силы, прокат фильмов и телепрограмм, рекламу, бухгалтерское дело, образование, консультирование по вопросам управления, юридические, технические и прочие профессиональные (деловые) услуги.
Контрольные вопросы:
Многие годы экономисты изучают причины роста услуг. Первый вклад в этом направуги сделал А. Г. Б. Фишер, который предоставил концепцию первичных, вторичных и третичных отраслей экономики. К первичным относятся такие отрасли, как сельское хозяйство, животноводство, рыболовство, лесничество, охота и горная промышленность. Вторичные включают в себя перерабатывающие отрасли и строительство. Некоторые авторы в эту категорию включили и горную промышленность. Наконец, третичные отрасли охватывают транспорт, средства связи, торговлю, правительство и личные услуги. Фишер предложил характеризовать экономику в зависимости от пропорции трудовых сил, занятых в этих секторах. Он также аргументировал такую мысль: по мере того как растут доходы общества, основной объем спроса переносится с первичного к вторичным, а затем к третичным секторам экономики.
Социолог Дэниел Бэлл описал развитие человеческого общества тремя основными стадиями.
Доиндустриалыгое
общество. Доминирующей характеристикой
деловой активности в доиндустриальном
обществе является добывающая отрасль
(т. е. сельское хозяйство, рыболовство,
лесничество и горная промышленность).
Изначально жизнь — это игра против природы.
Уровень технологии низкий или вообще
никакой; продуктивность зависит от таких
элементов, как время года, дождь, почва
и физической силы человека. Социальная
жизнь организована вокруг семьи и домашней
работы. Следствием низкой продуктивности
и большой численности населения является
высокий уровень безработицы и в сельскохозяйственном
секторе, и в секторе местного обслуживания.
Таким образом, возникает большое количество
людей, работающих или пригодных для работы
в области личных и домашних услуг.
Индустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в индустриальном обществе является производство товаров. Жизнь становится игрой с природой. Экономическая и социальная жизнь механизирована и более эффективна. Машины и энергия, которая их питает, доминируют в производстве: они заменили мускульную силу. Производительность невероятно возросла; ценится искусство делать больше при меньших усилиях. Экономическими призывами являются максимизация и оптимизация. Разделение труда распространяется все дальше. Технологическое развитие ведет к новым, более быстрым и более специализированным машинам, которые постоянно повышают производительность и заменяют все большее число рабочих. Рабочим местом является то место, где люди, материалы, машины и рынки организованы для эффективного производства и продажи товаров.
Постиндустриальное общество. Доминирующей характеристикой деловой активности в постиндустриальном обществе является производство услуг. Жизнь теперь можно назвать игрой между людьми. Значение имеют не мускулы или мощность машины, а информация и знание. Центром экономической жизни является профессионал. Он владеет разного рода навыками и знаниями, повсеместно требуемыми в обществе. Требование расширенных специальных знаний и навыков на рабочем месте делает высшее образование необходимой предпосылкой для того, чтобы войти в постиндустриальное общество и хорошую жизнь. Индикаторами образа жизни являются количество и качество услуг, которые человек может себе позволить. Спрос граждан на большее количество услуг и неадекватность рыночного механизма в выполнении этих требований ведет к расширению правительственных структур для координации предоставления этих услуг, особенно на уровне штата и на местном уровне.