Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается ещё и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности организации 6
1.1 Сущность конкурентоспособности компании 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки 10
2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 31
2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния 31
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 42
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 53
Заключение 59
Список использованных источников 61
Рыночные претенденты — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы ,как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.
Рыночные последователи — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.
Фирмы, действующие в рыночной нише. Расчетный коэффициент конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от –0,99 до –6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.
Банкроты — фирмы
с коэффициентом
Таким образом, говоря о ключевых факторах конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, вначале необходимо остановиться на теоретическом аспекте понятия «конкуренция». Под конкуренцией в рыночной экономике понимается совокупность экономических, организационных и социальных процессов, с помощью которых предприятия стремятся повысить эффективность и стабилизировать свое положение на рынке. Конкурентоспособность – это способность отдельного предприятия выдержать конкурентную борьбу на рынках товаров и услуг с аналогичными предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. Уровень конкурентоспособности предприятия и продукции является агрегированным показателем и определяется многими экономическими факторами, такими как издержки, прибыль, рентабельность отдельных видов продукции, формы и методы товародвижения, сроки поставки, престиж торговой марки, эффективность рекламы и ряд других.
Кратко рассмотрим особенности конкуренции в пищевой промышленности.
На мой взгляд, уникальный характер самой
отрасли способствует развитию различных
факторов, влияющих на конкурентоспособность
компании и методы её оценки. Наиболее
наглядно, факторы конкурентоспособности
характеризует многоугольник конкурентоспособности,
а методы оценки, которые в большей степени
подходят к пищевой промышленности - это
количественные показатели деловой активности,
эффективности деятельности фирмы и рыночная оценка
уровня конкурентоспособности организации
на основе многофакторной модели.
Открытое
Акционерное Общество «Южно-Cахалинский
хлебокомбинат имени И.И. Кацева»
является старейшим предприятием пищевой
промышленности на Сахалине. Предприятие
начинало функционировать как Южно-
Место фактического
Производственное
предприятие «Южно-Сахалинский
На балансе предприятия находятся 3 магазина и 8 булочных и 5 купав.
Численность персонала в 2008 году составляла 450 человек, в 2007- 449 человек, а в 2006- 441 человек.
Организационная структура проиллюстрирована на рисунке 6.
ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И. И. Кацева» имеет уставной капитал, размер которого составляет 1560 тыс. руб. Имущество открытого акционерного общества формируется за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников. Согласно Списку лиц, имеющих право на участие в годовом собрании акционеров Общества владеющими 51% акций, значатся 316 акционеров и Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области, владеющий 49% акций, закрепленных в государственной собственности.
Общество
обладает правами юридического лица,
имеет расчетные счета в
Общество учреждено как коммерческая организация с целью получения прибыли от своей деятельности.
Основными целями создания и функционирования Общества являются:
- организация
производства хлебобулочных и
кондитерских изделий для
- организация
собственной сети фирменных
- организация
и проведение выставок-ярмарок
с целью заключения
- организация
и проведение дегустаций и
Дней открытых дверей, с целью
продвижения производимых
Предметом деятельности Общества является:
- производство
хлеба, хлебобулочной и
- строительство
зданий и сооружений, эксплуатация
движимого и недвижимого
- подготовка, организация и проведение выставок - дегустаций, ярмарок товаров для реализации продукции, производимой Обществом или другими отечественными производителями;
- осуществление инвестиционной деятельности, покупка, продажа и обмен ценных бумаг;
- организация собственной товаропроводящей сети, оптовой и розничной торговли, системы собственных магазинов, киосков и передвижных автоприцепов;
- благотворительная и другая деятельность, не запрещенная законодательством.
Предприятие производит пищевые товары первой необходимости: хлеб, булочные и кондитерские изделия.(Рисунок 7).
Рисунок 7- Структуры производства продукции ОАО «Южно- Сахалинский хлебокомбинат имени И. И. Кацева» за 2008г.
Основными потребителями являются население области, а также предприятия торговли, учреждения здравоохранения и народного образования, военные склады. Предприятие является одной из крупных организаций пищевой промышленности Сахалинской области и поставляет продукцию собственного производства по всем районам Сахалинской области, обеспечивает своей продукцией по заявкам покупателей с различной формой собственности. Большая часть прибыли (55%) направляется на техническое развитие.
Основными конкурентами являются крупные хлебокомбинаты и частные предприниматели, выпускающие изделия аналогичного ассортимента, а также торговые организации, завозящие большие объемы аналогичной, более дешевой продукции с материка.
Положение на рынке: ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И. И. Кацева» - ведущее предприятие хлебопекарной промышленности Сахалинской области, его совокупная доля составляет около 45 % от общего производства хлеба и около 30 % хлебобулочных и кондитерских изделий.
Основные показатели деятельности предприятия показаны Таблице 6.
Таблица 6- Основные показатели деятельности предприятия
Показатели |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
Отклонения | |
2007 к 2006 |
2008 к 2007 | ||||
Выручка от реализации, т.р. |
315810 |
329728 |
341886 |
13918 |
12158 |
Себестоимость, т.р. |
209420 |
217219 |
225179 |
7799 |
7960 |
Чистая прибыль, т.р. |
9276 |
5761 |
9835 |
-3515 |
4074 |
Объём производства, тонн |
10717 |
10381 |
9921 |
-336 |
-460 |
Численность ППП, чел. |
441 |
449 |
450 |
8 |
1 |
Среднегодовая выработка одного работающего, тыс. руб. |
716,12 |
734,36 |
759,75 |
18,24 |
25,39 |
Среднегодовая зарплата одного работающего, тыс.руб. |
172,35 |
213,85 |
223,79 |
41,5 |
9,94 |
Из данных таблицы видно, что в 2007 году предприятию удалось увеличить показатели выручки от основной деятельности на 13921 тыс.рублей и получить чистую прибыль в размере 5761 тыс.рублей, что значительно меньше чистой прибыли 2006 года, это связано с увеличением расходов на производство и реализацию продукции. Однако в 2008 году ситуация нормализуется, показатель выручки составляет 341886 тыс. рублей, а чистая прибыль возросла по сравнению с 2007 годом на 4074 тыс. рублей.
Наглядно динамика основных
показателей прибыли
Рисунок 8- Динамика прибыли ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И. И. Кацева» за 2006-2008 гг.
Также наблюдается пропорциональный рост производительности труда и их зарплаты, то есть, предприятие честно оплачивает труд рабочих.
Кроме перечисленных показателей в работе рассмотрена система аналитических коэффициентов. [28. С.102-119 ]
Система
аналитических коэффициентов
- Оценку имущественного положения;
- Оценка ликвидности;
- Оценку финансовой устойчивости;
- Анализ показателей деловой активност;
- Анализ эффективности деятельности
Оценка имущественного положения ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И. И. Кацева»
Показатели этого блока позволяют получить представление о «размерах» предприятия, величине средств, находящихся под его контролем, и структуре активов. Наиболее информативными являются следующие показатели: сумма хозяйственных средств, находящихся на балансе предприятия (NBT); стоимость чистых активов предприятия (ЧА); доля основных средств в валюте баланса ; коэффициент износа (Кde).
Таблица 7- Оценка имущественного положения ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И. И. Кацева»
Сумма хозяйственных средств, находящихся на балансе предприятия |
Итог баланса-нетто |
1 |
300 - 252 - 244 |
2006г. |
2007г. |
2008г. |
66924 |
70634 |
85093 | ||||
Чистые активы |
ЧА=[ВА+ОА-(НДС+ЗУ+САП)]-[ЦФ+ |
1 |
300-(700-490-640) |
67354 |
46510 |
51786 |
Доля ОС в валюте баланса |
Iраздел/ валюта баланса |
1 |
190/300 |
0,41 |
0,44 |
0,39 |
На протяжении трёх лет наблюдается стабильный рост данного показателя NBT, свидетельствует о наращивании экономической мощи предприятия. Основной фактор роста — реинвестирование прибыли.
Чистые активы - это реальная стоимость имеющегося у общества имущества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов. У ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И. И. Кацева» величина чистых активов превышает величину УК в 2006 г. в 43 раза, в 2007г. в 29 раз, в 2008г. в 33 раза, что свидетельствует о наличии имущества, превышающего стоимость уставного капитала.