Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы заключается ещё и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.

Оглавление

Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности организации 6
1.1 Сущность конкурентоспособности компании 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки 10
2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 31
2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния 31
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 42
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 53
Заключение 59
Список использованных источников 61

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Анализ конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде её функционирования.doc

— 827.50 Кб (Скачать)

Рыночные претенденты  — фирмы, расчетный коэффициент  конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 3,1 до 9. Эти фирмы ,как правило, борются за увеличение рыночной доли продаж, проводят ценовой демпинг. Для них характерна стратегия атаки на всех направлениях деятельности.

Рыночные последователи  — фирмы, расчетный коэффициент конкурентоспособности которых лежит в диапазоне от 1 до 3. Эта группа фирм проводит политику следования за отраслевым лидером, не рискует, но и не проявляет пассивности. Фирмы этой группы особенно осторожно и взвешенно принимают решения, касающиеся их деятельности на рынке. Они копируют деятельность лидера, но действуют более осмотрительно и рассчитывают на меньшие ресурсы. Они, как правило, подвержены атакам со стороны рыночных претендентов.

Фирмы, действующие в  рыночной нише. Расчетный коэффициент  конкурентоспособности этой группы лежит в диапазоне от –0,99 до –6,9. Фирмы этой группы обслуживают маленькие рыночные сегменты, которые другие участники конкуренции не видят или не принимают в расчет. Для них характерен высокий уровень специализации. Круг клиентов ограничен, но характерен высокий уровень цен. В своей деятельности фирмы максимально зависят от клиентов и опираются на них.

Банкроты — фирмы  с коэффициентом конкурентоспособности  от –7 до –10. Эти фирмы принимают  режим внешнего управления и проводят мероприятия по выходу из банкротства или проводят расчеты с кредиторами и ликвидируются.

Таким образом, говоря о ключевых факторах конкурентоспособности предприятий пищевой промышленности, вначале необходимо остановиться на теоретическом аспекте понятия «конкуренция». Под конкуренцией в рыночной экономике понимается совокупность экономических, организационных и социальных процессов, с помощью которых предприятия стремятся повысить эффективность и стабилизировать свое положение на рынке. Конкурентоспособность – это способность отдельного предприятия выдержать конкурентную борьбу на рынках товаров и услуг с аналогичными предприятиями, выпускающими аналогичную продукцию. Уровень конкурентоспособности предприятия и продукции является агрегированным показателем и определяется многими экономическими факторами, такими как издержки, прибыль, рентабельность отдельных видов продукции, формы и методы  товародвижения, сроки поставки, престиж торговой марки, эффективность рекламы и ряд других.

Кратко рассмотрим особенности конкуренции в пищевой промышленности. На мой взгляд, уникальный характер самой отрасли способствует развитию различных факторов, влияющих на конкурентоспособность компании и методы её оценки. Наиболее наглядно, факторы конкурентоспособности характеризует многоугольник конкурентоспособности, а методы оценки, которые в большей степени подходят к пищевой промышленности - это количественные показатели деловой активности, эффективности деятельности фирмы и рыночная оценка уровня конкурентоспособности организации на основе многофакторной модели. 

2 Анализ и оценка конкурентоспособности  предприятия на примере ОАО  «Южно-Сахалинский хлебокомбинат  им. И. Кацева»

2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния

 

Открытое  Акционерное Общество «Южно-Cахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»  является старейшим предприятием пищевой  промышленности на Сахалине. Предприятие  начинало функционировать как Южно-Сахалинский  хлебокомбинат в 1946 году, на базе японской галетной фабрики. В 1995г. путем реорганизации преобразован в АООТ «Южно-Сахалинский хлебокомбинат», а в 1996 в ОАО «Южно-сахалинский хлебокомбинат». Затем в 1998 году переименован в «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева»

 Место фактического нахождения: г. Южно-Сахалинск, ул. Хлебная, 6. Государственная регистрация: Постановление Администрации г. Южно-Сахалинска № 3188 от 21.05.2002 г.

Производственное  предприятие «Южно-Сахалинский хлебокомбинат  имени И.И. Кацева» является открытым акционерным обществом. Учредителями общества являются физические лица и Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области. Высшим органом управления Обществом является общее собрание акционеров. Согласно Устава предприятия общее руководство деятельностью предприятия осуществляет Совет директоров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется исполнительной дирекцией.  Функции планирования и анализа распределены между такими структурными единицами, подразделениями, как начальник производства, главный технолог, бухгалтерия,  отдел снабжения и сбыта. Анализ хозяйственной деятельности осуществляется по мере необходимости, т.е. по предоставлению отчетных показателей по отчетному году.

На балансе  предприятия находятся 3 магазина и 8 булочных и 5 купав.

Численность персонала  в 2008 году составляла 450 человек, в 2007- 449 человек, а в 2006- 441 человек.

Организационная структура проиллюстрирована на рисунке 6.

 Рисунок 6- Организационная структура ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И. И. Кацева».

 

ОАО «Южно-Сахалинский  хлебокомбинат имени И. И. Кацева»  имеет уставной капитал, размер которого составляет 1560 тыс. руб. Имущество открытого  акционерного общества формируется  за счет вкладов участников, полученных доходов и других законных источников. Согласно Списку лиц, имеющих право на участие в годовом собрании акционеров Общества владеющими 51% акций, значатся 316 акционеров  и Комитет по управлению государственным имуществом Сахалинской области, владеющий 49% акций, закрепленных  в государственной собственности.

Общество  обладает правами юридического лица, имеет расчетные счета в банках, собственное оборотное имущество, учитываемое на самостоятельном  балансе, печать с фирменным наименованием  и другие реквизиты. Общество несет  ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, на которое согласно действующему законодательству может быть обращено взыскание.

Общество учреждено  как коммерческая организация с  целью получения прибыли от своей  деятельности.

Основными целями создания и функционирования Общества являются:     

- организация  производства хлебобулочных и  кондитерских изделий для удовлетворения  потребности регионального рынка;

- организация  собственной сети фирменных магазинов  для торговли товарами, производимыми собственным производством;

- организация  и проведение выставок-ярмарок  с целью заключения хозяйственных  договоров;

- организация  и проведение дегустаций и  Дней открытых дверей, с целью  продвижения производимых товаров  среди населения и торговых организаций.

Предметом деятельности Общества является:

- производство  хлеба, хлебобулочной и кондитерской  продукции;

- строительство  зданий и сооружений, эксплуатация  движимого и недвижимого имущества  производственного и социального  назначения;

-  подготовка, организация и проведение выставок - дегустаций, ярмарок товаров для реализации продукции, производимой Обществом или другими отечественными производителями;

- осуществление  инвестиционной деятельности, покупка,  продажа и обмен ценных бумаг;

- организация собственной товаропроводящей сети, оптовой и розничной торговли, системы собственных магазинов, киосков и передвижных автоприцепов;

- благотворительная  и другая деятельность, не запрещенная  законодательством.

Предприятие производит пищевые товары первой необходимости: хлеб, булочные и кондитерские изделия.(Рисунок 7).

 

 

Рисунок 7- Структуры производства продукции ОАО «Южно-                Сахалинский хлебокомбинат имени И. И. Кацева» за 2008г.

 

Основными потребителями являются население области, а также предприятия торговли, учреждения здравоохранения и народного образования, военные склады. Предприятие является одной из крупных организаций пищевой промышленности Сахалинской области и поставляет продукцию собственного производства по всем районам Сахалинской области, обеспечивает своей продукцией по  заявкам покупателей с различной формой собственности. Большая часть прибыли (55%) направляется на техническое развитие.

Основными конкурентами являются крупные хлебокомбинаты и  частные предприниматели, выпускающие изделия аналогичного ассортимента,  а также торговые организации, завозящие большие объемы аналогичной, более дешевой продукции с материка.

Положение на рынке: ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И. И. Кацева» - ведущее предприятие хлебопекарной промышленности  Сахалинской области, его совокупная доля составляет около 45 % от общего производства хлеба и около 30 % хлебобулочных и кондитерских изделий.

 

 

 

 

Основные  показатели деятельности предприятия  показаны Таблице 6.

 

Таблица 6- Основные  показатели деятельности предприятия

Показатели

2006 г.

2007 г.

2008 г.

Отклонения

2007 к 2006

2008 к 2007

Выручка от реализации, т.р.

315810

329728

341886

13918

12158

Себестоимость, т.р.

209420

217219

225179

7799

7960

Чистая прибыль, т.р.

9276

5761

9835

-3515

4074

Объём производства, тонн

10717

10381

9921

-336

-460

Численность ППП, чел.

441

449

450

8

1

Среднегодовая выработка  одного работающего, тыс. руб.

716,12

734,36

759,75

18,24

25,39

Среднегодовая зарплата одного работающего, тыс.руб.

172,35

213,85

223,79

41,5

9,94


 

Из данных таблицы  видно, что в 2007 году предприятию удалось увеличить показатели выручки от основной деятельности на   13921 тыс.рублей и получить чистую прибыль в размере 5761 тыс.рублей, что значительно меньше чистой прибыли 2006 года, это связано с увеличением расходов на производство и реализацию продукции. Однако в 2008 году ситуация нормализуется, показатель выручки составляет 341886 тыс. рублей, а чистая прибыль возросла по сравнению с 2007 годом на 4074 тыс. рублей.

Наглядно динамика основных показателей прибыли представлена на рисунке 8

 

Рисунок 8- Динамика прибыли ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И. И. Кацева» за 2006-2008 гг.

 

Также наблюдается пропорциональный рост производительности труда и  их зарплаты, то есть, предприятие честно оплачивает труд рабочих.

Кроме перечисленных  показателей в работе рассмотрена система аналитических коэффициентов. [28. С.102-119 ]

Система аналитических коэффициентов включает:

- Оценку имущественного  положения;

- Оценка ликвидности;

- Оценку финансовой  устойчивости;

- Анализ показателей  деловой активност;

- Анализ эффективности  деятельности 

Оценка  имущественного положения ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И. И. Кацева»

Показатели этого блока  позволяют получить представление о «размерах» предприятия, величине средств, находящихся под его контролем, и структуре активов. Наиболее информативными являются следующие показатели: сумма хозяйственных средств, находящихся на балансе предприятия (NBT); стоимость чистых активов предприятия (ЧА); доля основных средств в валюте баланса ; коэффициент износа (Кde).

 

Таблица 7- Оценка имущественного положения ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И. И. Кацева»

Сумма хозяйственных  средств, находящихся на балансе  предприятия

Итог баланса-нетто

1

300 - 252 - 244

2006г.

2007г.

2008г.

66924

70634

85093

Чистые активы

 ЧА=[ВА+ОА-(НДС+ЗУ+САП)]-[ЦФ+ДО+(КО-ДБП-ФП)],

1

300-(700-490-640)

67354

46510

51786

Доля ОС в валюте баланса

Iраздел/ валюта баланса

1

190/300

0,41

0,44

0,39


 

 

На протяжении трёх лет  наблюдается стабильный рост данного  показателя NBT, свидетельствует о наращивании экономической мощи предприятия. Основной фактор роста — реинвестирование прибыли.

Чистые активы - это реальная стоимость имеющегося у общества имущества, ежегодно определяемая за вычетом его долгов. У ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И. И. Кацева» величина чистых активов превышает величину УК в 2006 г. в 43 раза, в 2007г. в 29 раз, в 2008г. в 33 раза, что свидетельствует о наличии имущества, превышающего стоимость уставного капитала.

Информация о работе Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО "Южно-Сахалинский хлебокомбинат"