Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается ещё и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности организации 6
1.1 Сущность конкурентоспособности компании 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки 10
2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 31
2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния 31
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 42
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 53
Заключение 59
Список использованных источников 61
Содержание
Конкурентоспособность
предприятия или фирмы – это
способность успешно
Еще несколько десятилетий назад научная теория конкурентоспособности практически отсутствовала. Перелом внесли работы современного американского экономиста Майкла Портера и, прежде всего его концепция ценности товара для потребителя. В настоящий момент данная проблема часто рассматривается в научной литературе и периодических изданиях.
В современных экономических
Актуальность выбранной темы заключается ещё и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Объектом исследования работы выступает конкурентоспособность ОАО «Южно-Сахалинского хлебокомбината имени И.И. Кацева» - предприятие является одной из крупных организаций пищевой промышленности Сахалинской области и поставляет продукцию собственного производства по всем районам Сахалинской области, обеспечивает своей продукцией по заявкам покупателей с различной формой собственности. Предприятие производит пищевые товары первой необходимости (хлебобулочные и кондитерские изделия).
Предметом исследования является анализ конкурентоспособности компании в долгосрочном периоде её функционирования.
Целью данного исследования является оценка уровня конкурентоспособности ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат имени И.И. Кацева» и разработка практических рекомендаций по повышению уровня конкурентоспособности компании.
Основными задачами исследования являются:
- дать определение
- проанализировать факторы,
- оценить финансовое состояние предприятия и рассчитать уровень его конкурентоспособности;
- предложить практические
Первая глава посвящена изучению теоретических аспектов конкурентоспособности: рассмотрение данного понятия с позиции разных авторов; выявление внутренних и внешних факторов, влияющих на конкурентоспособность компании; приведены два метода оценки конкурентоспособности, кардинально отличающиеся друг от друга.
Вторая глава посвящена краткой характеристике предприятия и оценке его финансового состояния, также анализу конкурентоспособности компании.
В третьей главе даны основные направления повышения конкурентоспособности компании.
Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых по теории управления, экономике, финансам, а также других дисциплин, отражающих теорию и практику конкурентоспособности организации. Существенную помощь в подготовке данной курсовой работы оказало использование информационных ресурсов всемирной глобальной сети Internet .
При написании данной работы использовались учебники следующих авторов: Портер М., Мазилкина Е. И., Философова Т. Г., Фатхутдинов Р. А., Смолейчук И.М. и др, следующие периодические издания: «Экономика и управление», «Вестник донецкого университета» , «Экономический анализ: теория и практика» и др.
В современной литературе существуют различные полходы к определению понятия «конкурентоспособность организации». Например, М. Портер, авторитетный американский ученый, считал, что конкурентоспособность зиждется либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета, валютная политика, открытие рынков, приватизация), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал. Конкурентоспособность, связанная с местоположением, главным образом обусловлена характером промышленного производства и окружения. Наличие рабочей силы, капитала или сырья не определяет успех компании, поскольку указанные ресурсы стали широкодоступными. Конкурентоспособность обусловлена скорее эффективностью, с которой фирмы на местах используют мощности для производства товаров и услуг. [1. С. 162] Более того, М.Портер, считал, что производительность и преуспевание в заданной местности определяется не тем, в каких отраслях конкурируют фирмы, а тем, каким образом они ведут конкурентную борьбу. Из вышесказанного можно сделать вывод, Что Портер к основным факторам конкурентоспособности относит эффективность и производительность.
Ю. Б. Рубин [2. С. 35] конкурентоспособность подразделяет на стратегическую, формальную и реальную (реализованную). В целом под конкурентоспособностью фирмы он понимает ее способность применять совокупный конкурентный потенциал для борьбы с соперниками и достижениями конкурентных преимуществ. Ключевое значение здесь имеет сравнительная (в сравнений с конкурентами) оценка уровня способностей субъекта использования своего конкурентного потенциала со стороны его внешнего окружения.
Ж.-Ж. Ламбен [3.С. 66] под конкурентоспособностью фирмы понимает ее способность удовлетворять нужды потребителей лучше, чем это делают ее конкуренты. Фирма конкурентоспособна, если у нее есть конкурентное преимущество: либо она может отличать себя от конкурентов благодаря устойчивым отличительным качествам.
Конкурентоспособность организации достигается путем предоставления ей конкурентоспособных товаров и услуг. Понятие конкурентоспособности товара многогранно и не существует его четкого определения. Например Э. В. Минько и М. Л. Кричевский [4. С. 83] пишут, что конкурентоспособность определяется совокупностью потребительских свойств продукции, необходимых и достаточных для того, чтобы она в определенный момент времени могла быть реализована по сопоставимым ценам на конкретном рынке.
Л. Н. Качалина [5. С. 72] отмечает, что конкурентоспособность организации определяется тремя факторами: конкурентоспособностью страны и отрасли, собственным потенциалом и местом организации на мировом рынке.
Коллектив ученых под руководством А. А. Дынкина предлагает конкурентоспособность товара определять как соотношение его цены и качества.
Е. И. Мазилкина и Т. Г. Паничкина [6. С. 28] считают, что конкурентоспособность товара — это относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и затратам на ее удовлетворение. Конкурентоспособность организации — это относительная характеристика, которая выражает отличие развития данной организации от конкурентов своими товарами потребностей людей.
И. М. Лифиц [7.С. 92] утверждает, что конкурентоспособность продукции — её способность отвечать требованиям данного рынка в рассматриваемый период.
Т. Г. Философова и В. А. Быков [8. С. 183] под конкурентоспособностью понимают способность конкурировать на рынках товаров и услуг.
А. А. Чурсин [9.С. 220] под конкурентоспособностью товара определяет соотношение его качества и цены в сравнении с аналогичными или взаимозаменяемыми товарами, предлагаемыми на рынке другими продавцами. Под конкурентоспособностью организации понимается ее способность поддерживать высокие темпы экономического роста в средне- и долгосрочном плане.
Бурда А. Г. [10. С. 100] считает, что конкуренция – это фундаментальный принцип и основная регулирующая сила рыночного товарного производства. онкуренцию можно рассматривать как основную форму экономической борьбы за максимальную реализацию интересов продавцов и покупателей на рынке.
На основании
Существует цепочка повышения качества жизни на основе конкурентоспособности. (Рисунок 1) [11. С. 25]
Рисунок 1 - Цепочка повышения качества жизни на основе конкурентоспособности
Знания. В настоящее время формируется концепция, направленная на внедрение нано- и биотехнологий, глобальных цифровых информационных технологий, технологий по созданию материалов с заранее заданными свойствами и т.д. Реализация новых технологий в конечном счете направлена на повышение качества и рост количества удовлетворённых потребителей, ресурсосбережение, ускорение и повышение качества процессов, защиту окружающей чреды и т.д.
Качество процессов. Качество процессов зачастую зависят от процесса организации производства. Для подтверждения данной точки зрения можно рассмотреть два подхода:
Функциональный подход подразумевает выполнение функциональными служащими организации функции или услуги одного профиля по всем производственным подразделениям, нуждающихся в ней.
Процессный подход — это методология и практика отбора конкурентоспособных компонентов входа фирмы, организация их движения по горизонтали до выхода и преобразования в конечный продукт во исполнение функциональных технологий.
Таким образом, процессный подход направлен на осуществление производственных процессов по выпуску продукции по горизонтали, а функциональный подход — на комплексное обеспечение производства по вертикали. Они составляют единое целое, матрицу.
Таким образом, в теории управления в настоящее время нет единой точки зрения относительно взаимосвязей функционального и процессного подходов к управлению организацией. Одни утверждают, что выполнение каких-либо работ можно организовать только на основе функционального подхода, а процессный подход излишен. Другие считают, что на место функционального подхода пришел более современный и более эффективный процессный подход.
Инновации. Вопросам инновационной деятельности уделено много внимания как в России, так и за рубежом, так как инновационная активность в стране определяет ее конкурентоспособность. Новшество — это объект интеллектуальной собственности (актива), инновация — результат внедрения новшества.
Конкурентоспособность. Конкурентоспособность любых объектов можно повысить только путем инновации (внедрения, применения) покупных либо собственных новшеств в области повышения качества любых процессов, как на макроуровне, так и на микроуровне. Поскольку конкурентоспособность синтезирует и интегрирует множество различных фактор, то эффективную инновационную деятельность можно осуществлять только с применением инструментов конкурентоспособной экономики.
Эффективность. В конечном счете повышение конкурентоспособности персонала, товаров, организации, отраслей, регионов и страны в целом должно привести к повышению эффективности воспроизводства всех отраслей народно-хозяйственного комплекса, эффективности человеческого, научно-технического, производственного, природно-ресурсного потенциала и т. д. Высокая эффективность определяет высокий уровень качества жизни населения.
В настоящее время проблема оценки конкурентоспособности предприятий все чаще ставится перед специалистами по маркетингу на промышленных предприятиях. При этом в качестве основной задачи определяется установление критических факторов влияющих на конкурентоспособность и повышение эффективности управления конкурентоспособностью в долгосрочном периоде.
Конкурентоспособность отражает эффективность функционирования предприятия, продуктивность использования всех видов ресурсов. Конкурентоспособность предприятия не имеет абсолютного измерителя, она может определяться по отдельному или нескольким параметрам деятельности фирм.
Анализ источников литературы показал, что в зависимости от научных взглядов авторы по-разному обосновывают комплекс факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятий.
Под факторами конкурентоспособности предприятия понимают те явления или процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменения абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - уровня конкурентоспособности предприятия.
Смолейчук И.М. всё многообразие факторов конкурентоспособности сводится к двум основным видам: базовые (ресурсные) и технологические. Рассмотренные классификации факторов в большей степени имеют значение для формирования конкурентных преимуществ страны или национальной экономики [12. С. 57].