Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:30, курсовая работа
Актуальность выбранной темы заключается ещё и в том, что конечная цель любого предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий предприятия. Поэтому важное значение имеет такое направление маркетинговой деятельности предприятия как изучение конкурентов. Контроль за конкурентами позволит удовлетворить специфические запросы покупателя и потребителя раньше и лучше других фирм. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал и цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит фирме стратегически точно сконцентрировать свое внимание на том направлении, где конкурент слабее. Таким образом, можно расширить свои собственные преимущества в конкурентной борьбе.
Введение 3
1 Теоретические основы конкурентоспособности организации 6
1.1 Сущность конкурентоспособности компании 6
1.2. Факторы, влияющие на конкурентоспособность компании и методы её оценки 10
2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия на примере ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 31
2.1 Краткая характеристика предприятия и оценка его финансового состояния 31
2.2 Анализ и оценка конкурентоспособности предприятия 42
3 Мероприятия по повышению конкурентоспособности ОАО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат им. И. Кацева» 53
Заключение 59
Список использованных источников 61
Согласно исследованиям известного экономиста, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера все факторы конкурентоспособности можно подразделить на несколько групп: основные и развитые; общие и специализированные; естественные и искусственно созданные; внешние и внутренние. Он напрямую связывает факторы конкурентоспособности предприятия с факторами производства [13. С. 122].
Основные факторы конкурентоспособности - это природные ресурсы, климатические условия, географическое положение страны, неквалифицированная и полуквалифицированная рабочая сила.
К развитым же факторам относятся современная инфраструктура обмена информацией, высококвалифицированные кадры, использование высокотехнологичных производств [14.С. 12].
Развитые факторы часто строятся на базе основных факторов, т.е. не являясь источником конкурентного преимущества, в то же время основные факторы должны быть достаточно качественными, чтобы на их базе создать родственные развитые факторы.
По степени
специализации все факторы можн
Общие факторы дают конкурентное преимущество ограниченного характера, а основывающиеся зачастую на них специализированные факторы образуют более солидную долговременную основу для обеспечения конкурентоспособности предприятий.
К естественным факторам относятся природные ресурсы, географическое положение, а к искусственно созданным — техника, технология, экономическая среда и др.
Французские экономисты А. Олпивье, А. Дайан, Р. Усрсе, анализируя факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия, предлагают так называемый «гипотетический многоугольник конкурентоспособности» [15. С. 97]
Оценка конкурентных возможностей фирм путем наложения «многоугольника конкурентоспособности» дает возможность выявить слабые и сильные стороны предприятий-конкурентов, что позволяет острой конкуренции на рынке с помощью данного многоугольника использовать свои преимущества и слабости конкурента (Рисунок 2).
Многие авторы в зависимости от отношения факторов к предприятию группируют их на внешние и внутренние.
Внутренние факторы - это объективные критерии, определяющие возможности предприятия по обеспечению собственной конкурентоспособности, к ним можно отнести: потенциал маркетинговых служб, научно-технический персонал, кадровый потенциал, финансово-экономический потенциал, уровень материально-технического обеспечения и др.
Внешние факторы - это социально-экономические и организационные отношения, позволяющие предприятию создать продукцию, которая по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательна. К внешним факторам можно отнести меры государственного воздействия экономического и административного характера; характеристики самого рынка; деятельность общественных и негосударственных институтов; деятельность политических партий, движений, формирующих социально-экономическую обстановку в стране.
И.Н. Герчикова предлагает классификацию фактора конкурентоспособности в зависимости от целевого назначения создаваемого продукта труда [16. С. 175]
- коммерческие условия;
- организация сбытовой деятельности;
- воздействие
тенденции развития
Основываясь на теоретических исследованиях, изложенных Р.А. Фатхутдиновым, перечисленные им внешние и внутренние факторы конкурентного преимущества организации не отражают такие значимые элементы в деятельности предприятия, как: психологическое состояние микроклимата в коллективе, уровень психологической поддержки и социальные факторы (профессиональная пригодность и адаптация, потенциал сотрудников) (таблица 1.)
Таблица 1- Факторы конкурентоспособности предприятий по Р.А. Фатхутдинова
Внутренние факторы |
Внешние факторы | |
1. Структурные |
1. Правовое регулирование сферы торговли | |
2. Ресурсные |
2. Уровень конкурентоспособности региона, отрасли, страны | |
3. Технические |
3. Государственная поддержка развития предпринимательства | |
4. правленческие |
4. Правовое регулирование
функционирования страны и | |
5. Рыночные |
5. Открытость общества и рынков | |
6.Эффективность |
6. Научный уровень управления экономикой страны, отрасли, региона | |
7. Национальная система стандартизации и сертификации | ||
8. Государственная поддержка | ||
9. Государственная поддержка
науки и инновационной | ||
10. Качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии | ||
11. Налоговые, процентные ставки в стране и регионах | ||
Продолжение Таблицы 1 | ||
12. Система подготовки и | ||
13. Климатические условия
и географическое положение | ||
14. Уровень конкуренции в данной сфере деятельности |
Интересная группировка факторов конкурентоспособности представлена в научных исследованиях Е.С. Брулёва (Таблица 2) [17. С. 26]
Таблица 2- Факторы конкурентоспособности предприятий
Группа факторов |
Подгруппы факторов |
Определяющие удовлетворенность потребителя |
Соответствие качества продукции предприятия условиям потребления; наличие на предприятии условий для повышения качества продукции; насыщение рынка товарами предприятия; наличие на предприятии тенденций к увеличению своей доли рынка; своевременность выхода продукта на рынок; приемлемость цен на продукцию |
Влияющие на эффективность производственно-хозяйственной деятельности |
Экономическая эффективность производства, НИОКР, внепроизводственной деятельности; производственная активность предприятия; финансовая устойчивость предприятия; объемы инвестиций |
Определяющие интенсивность маркетинговых усилий |
Позитивное отношение к покупателям; престижность рекламы; положительный имидж предприятия; сила конкуренции, участие в благотворительных акциях; инновационный маркетинг |
Определяющие качество менеджмента |
Эффективность управления трудовыми ресурсами; наличие систем управления качеством и стратегического менеджмента; эффективность экологического менеджмента; автоматизация управления; развитость образовательного потенциала предприятия |
Е.П. Голубков адаптирует факторы к российской среде жизнедеятельности предприятий и выделяет следующие группы факторов, влияющих на результативность деятельности конкурентов на рынке: имидж организации, качество и концепции продуктов (уровень их соответствия мировому уровню), рыночная доля предприятия, мощность производственной, научно-исследовательской и конструктивной базы, стабильность финансово-экономического положения предприятия на рынке, маркетинговая деятельность (реклама, уровень стимулирования сбыта, глубина исследований), уровень предпродажной подготовки и послепродажного обслуживания, политика организации во внешней предпринимательской среде [18.С. 358].
Факторы по-разному могут воздействовать на конкурентоспособность предприятий. Однако наличие самих факторов не обеспечивает высокую конкурентоспособность предприятия. Повышение конкурентоспособности зависит от их эффективного использования.
Изучение влияния различных факторов предполагает выявление сильных и слабых возможностей и угроз развития, которые оказывают факторы на деятельность предприятия.
Рассмотрев факторы внешнего окружения и внутренней среды, можно предположить, что конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность, с одной стороны, характеристик самого предприятия, а с другой, — характеристик внешних факторов, влияющих на него.
Немало важную роль в
оценке конкурентоспособности
• уровень конкурентоспособности
считать как средневзвешенную величину
по показателям
• отдельно проводить анализ эффективности деятельности организации исходя из конкурентоспособности и эффективности каждого товара на каждом рынке;
• отдельно считать показатель устойчивости функционирования организации;
• прогнозировать перечисленные три комплексных показателя минимум на пять лет. (19. с. 62)
Каждое предприятие свою конкурентную позицию на рынке определяет самостоятельно. Оценка конкурентоспособности предприятия в конкретный момент его существования на определенной фазе его экономического развития представляет собой сложную многоаспектную задачу, т.к. необходимо оценить комплекс показателей, характеризующих все направления деятельности предприятия и формирующих уровень его конкурентоспособности. Причем оценивать уровень конкурентоспособности необходимо в двух аспектах: во-первых, для принятия решений руководством предприятия о формировании стратегии его развития, основанной на анализе достоверной информации о состоянии всех подсистем предприятия на момент проведения анализа, и, во-вторых, внешними контактными аудиториями предприятия для составления представления об имидже (деловой репутации предприятия) для ведения сотрудничества. Всестороннее влияние повышения конкурентоспособности продукции на производство и имидж предприятия показаны на Рисунке 3.[20.c 94]
Рисунок 3 - Влияние повышения конкурентоспособности продукции на производство и имидж предприятия
Существуем множество методов оценки конкурентоспособности предприятия, но почти все они основаны на расчете интегрального показателя конкурентоспособности. В данной главе будут рассмотрены два метода, кардинально отличающиеся друг от друга:
1. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности организации на основе многофакторной модели;
2. оценка конкурентоспособности
по отдельным элементам
I. Рыночная оценка уровня конкурентоспособности организации на основе многофакторной модели
Методической основой проведения комплексного анализа деятельности промышленной организации, выступает принцип разделения и последующей обработки множества известных аналитических показателей на оценочные составляющие рыночного состояния: организационно-экономическая, организационно-техническая и финансово-экономическая [21 С. 23] Предлагаемый методический инструментарий рыночной оценки уровня конкурентоспособности выполнен по алгоритму, который включает в себя три этапа [22, С. 27-33]
На первом этапе произведены расчеты качественных разнонаправленных показателей (стимуляторов и дестимуляторов), сгруппированных по составляющим рыночного состояния организации.
Здесь необходимо иметь в виду, что основой классификации показателей на стимуляторы и дестимуляторы является их направленность. Стимуляторы - это те показатели, увеличение значений которых улучшает общую оценку работы объекта (например, производительность труда, фондоотдача, рентабельность и т. п.). Дестимуляторы — показатели, уменьшение величины которых улучшает общую оценку работы объекта (например, трудоемкость, количество нарушений трудовой дисциплины и т. п.). В связи с этим, если показатель - стимулятор, то он принимает обозначение (+1), если показатель -дестимулятор, то он обозначается (-1).
При определении организационно-
Таблица 3- Методическая основа расчета показателей организационно-экономического уровня | ||
Наименование показателя |
Способ расчета | |
Рентабельность продукции,% |
(Прибыль от продаж/ Затраты на производство и реализацию продукции)*100% |
с. 050 (ф. №2)/ с.020+с.030+с.040(ф.№2) |
Рентабельность продаж, % (R2. стимулятор) |
(Прибыль от продаж/ Выручка от реализации)*100% |
с. 050 (ф. №2)/с.010(ф.№2) |
Рентабельность предприятия,% |
(Прибыль от продаж/
Средняя стоимость |
с. 050 (ф. №2)/с.120+ с. 210 (ф.№2) |
Затраты на 1 руб. продукции, коп. (Зрп, дестимулятор) |
Затраты на производство и реализацию продукции/Выручка от реализации |
с.020+с.030+с.040(ф№2)/с.010( |
Уровень зарплатоёмкости продукции, руб. (Зё, дестимулятор) |
Оплата труда/Выручка от реализации |
с.720(ф.№5)/с.010(ф№2) |
Продолжение Таблицы 3 | ||
Уровень амартизациёмкости продукции (А, дестимул) |
Сумма амортизации/Выручка от реализации |
с.740(ф.№5)/с.010(ф№2) |
Среднегодовая зарплата одного работника, тыс. руб. (Зср, стимулятор) |
Оплата труда/Численность персонала |
с.720(ф.№5)/с*** |
Производительность труда, тыс руб. (П, стимулятор) |
Выручка от реализации/Численность персонала |
с.010(ф.№2)/*** |