Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является исследование процесса адаптации на предприятии и разработка программы адаптации персонала в Профессиональном колледже.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать литературные источники по данной теме;
- изучить понятие адаптации рабочего персонала к новой трудовой ситуации;
- выявить цели и виды адаптации;
- охарактеризовать факторы, влияющие на процесс адаптации и ее этапы;
- рассмотреть организацию эффективного управления адаптацией;
- выявить цели и задачи системы управления адаптацией;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации персонала предприятия
Понятие адаптации и ее роль в производственном процессе
Цели адаптации
Виды адаптации
Факторы адаптации
Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Этапы адаптации
1.2 Организация эффективного управления адаптацией
1.2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией
1.2.2 Функции и направления деятельности подразделений
1.2.3 Программы адаптации
1.2.4 Оценка состояния работы по адаптации
Глава 2. Анализ процесса адаптации персонала ГОУ СПО Профессионального колледжа г. Новокузнецка
2.1 Общая характеристика ГОУ СПО Профессионального колледжа
2.2 Организационная структура Профессионального колледжа
2.3 Функции структурных подразделений
2.4 Структура персонала
2.5 Исследование процесса адаптации на предприятии
Глава 3. Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка
3.1 Этапы адаптации персонала колледжа
3.2 Виды адаптации персонала в колледже
3.2.1 Адаптация молодых специалистов
3.2.2 Адаптация новых сотрудников
3.2.3 Адаптация руководителей
3.3 Стадии цикла профессионализма колледжа
3.4 Должностная инструкция специалиста по адаптации персонала
3.5 Программа адаптации персонала в колледже
3.6 План и график внедрения проекта
3.7 План подготовки персонала к внедрению проекта
3.8 Расчет социально-экономической эффективности проекта
3.9 Рекомендательная часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВКР Адаптация в колледже.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

 

 

2.4 Структура персонала

 

 

Структура инженерно-педагогического состава ГОУ СПО Профессионального колледжа г. Новокузнецка за 2002-2007 г.г. рассмотрена по следующим направлениям:

1. Квалификация педагогических  работников 

2. Образование педагогических  работников

3. Стаж работы педагогических работников

4. Возраст педагогических  работников

5. Половая принадлежность  педагогических работников

6. Молодые специалисты

 

Направление: Квалификация педагогических работников.

Рис. 9  Квалификация педагогических работников

 

Приведенная диаграмма  наглядно показывает, что за 5 лет (2002-2007 г.г.) заметно увеличилось количество преподавателей с высшей квалификационной категорией. Также наблюдается рост количества преподавателей с 2004 г. с  первой квалификационной категорией. В 2004-2005 годах повысили квалификацию 50 человек. В целом по колледжу в течение 5-ти последних лет повысили квалификацию 77 работников.

 

Направление: Образование педагогических работников

Рис. 10 Образование педагогических работников

 

Данная диаграмма показывает, что основной педагогический состав имеет высшее профессиональное образование (Этот показатель составляет 95, 6 % по колледжу).  При этом среднее профессиональное образование  до 2005 г. было у 4 работников, (что составляло 5 % по колледжу). С 2005 г. этот показатель снизился до 4, 9 %, так как один человек повысил свой образовательный уровень до высшего образования. Данная тенденция будет сохранятся, так как оставшиеся работники со средним профессиональным образованием на данный момент обучаются в высших учебных заведениях.

 

 

 

 

 

Направление: Стаж работы педагогических работников

Рис. 11  Стаж работы педагогических работников

 

Данная диаграмма показывает, что в 2002-2003 г.г. наименьшее количество работников (15 человек) имело стаж работы 1-5 лет, а наибольшее ( 21 человек) было со стажем свыше 20 лет. В 2003-2005 г.г. больше работников имело стаж работы 5-10 лет (22 и 24 человека соответственно). В 2005-2006 г.г данный показатель сместился в пользу тех педагогов, чей стаж составляет 10-20 лет (23 человека). В 2006-2007г.г. данная тенденция сохраняется, меньше всего педагогов имеют опыт 1-5 лет.

Таким образом, на сегодняшний  день наибольший показатель составил 10-20 лет стажа работы. Это положительно сказывается на качестве работы, так как данные сотрудники имеют достаточный педагогический стаж, но в то же время они еще молоды, способны к самообучению, саморазвитию. Заметно увеличилось количество молодых педагогов. Но, в тоже время увеличилось число работников со стажем более 20 лет.

 

 

Направление: Возраст педагогических работников

Рис. 12 Возраст педагогических работников

 

Данная диаграмма показывает, что в 2002-2003 г.г в колледже преобладали  сотрудники, возраст которых был свыше 50 лет. Но уже в следующем году преподавателей «среднего» возраста стало больше. Эта тенденция сохраняется до сегодняшних дней. 65% педагогических работников колледжа - это молодые, но уже с определенным опытом работой люди. В то же время в течение 5-ти лет постоянно увеличивается количество  тех работников, чей возраст составляет 20-30 лет. Пополнение данной возрастной группы происходит в основном за счет выпускников ВУЗов.

 

 

 

 

 

 

 

Направление: Половая принадлежность педагогических работников

Рис. 13 Половая принадлежность педагогических работников

 

Как видно из приведенной  диаграммы, преподавателей женского пола в колледже явное большинство. Тем  не менее, с 2002- 2003 г.г. прослеживается тенденция  к увеличению мужского педагогического состава в два раза ( с 7 до 14 человек). Что касается женской части коллектива, то в течении 5-ти лет состав изменялся незначительно, а в 2006-2007 г.г произошло увеличение его численности до 74 человек. Такая явная дифференциация в колледже между мужчинами и женщинами характерна для многих учебных заведений России. Возможно, это связано с невысокой заработной платой, спецификой работы, которая требует определенных коммуникативных качеств, терпения и др.  и непрестижностью  профессии преподавателя в социуме.

 

 

Направление: молодые специалисты

Рис. 14  Молодые специалисты

 

Понятие "молодые специалисты" употребляется в узком и широком смысле. В узком смысле - юридическое понятие, при котором молодыми специалистами в течение трех лет после окончания учебного заведения считаются выпускники высших и средних специальных учебных заведений, окончившие полный курс обучения, защитившие дипломный проект и сдавшие государственные экзамены.

В широком смысле - это молодежь с высшим и средним специальным образованием в возрасте до 30 лет, составляющая особую группу персонала, характеризующуюся, прежде всего тем, что она находится в стадии трудового и социального самоопределения и обладает рядом специфических признаков, отличающих ее от других поколений.

Данная диаграмма показывает, что в течение 2002-2007 г.г. в колледж  на работу поступали выпускники учебных  заведений. Причем их количество из года в год только увеличивалось. Так  в 2002 году было принято 8 молодых специалистов, в 2003 г. - 9 человек, в 2005г. – 10 человек, в 2006 г.- 11 человек. Только в 2004 г. -7 человек.

Таким образом, проанализировав  динамику структуры развития персонала  Профессионального колледжа с 2002-2007 г.г. можно сделать следующие выводы:

- данное учебное учреждение  успешно функционирует на рынке  образовательных услуг. Об этом  свидетельствует постоянно увеличивающееся  количество работников предприятия.

- наблюдается увеличение  работников с высшей квалификационной  категорией, имеющих высшее образование.

- в колледже преобладают  преподаватели «среднего» возраста (65% от общего числа), чей стаж  работы составляет 10-20 лет. 

- в педагогический  коллектив колледжа каждый год  на работу поступают молодые  специалисты (в среднем по предприятию это составляет 8-11% от общего числа работников).

  - Педагогический  состав колледжа в основном  женский, что характерно в целом  для учебных заведений России.

 

    1.  Исследование процесса адаптации на предприятии

 

Далее перейдем к исследованию процесса адаптации в Профессиональном колледже, используя для этого анкетный метод. Это исследование проводилось в 2007 году. Было опрошено 50 респондентов, которые были выбраны случайно. Все они являются штатными сотрудниками колледжа, поступившие на работу в различное время. Опрашиваемые работники относятся к разным возрастным группам, у каждого свой стаж работы.

          В анкете предлагалось поразмыслить  и ответить на такие важные  вопросы, как, конфликтность человека на производстве, удовлетворенность производственными факторами, какие сложности возникали у человека в первые месяцы работы, и как он их преодолевал и т.д.

Тенденции, выявленные в  ходе анализа сегодняшнего состояния  процесса адаптации на предприятии, подкреплены в этом исследовании вполне реальными цифрами и фактами.

Выявленные в исследовании проблемы позволяют руководителям  и специалистам по управлению персоналом экономить силы и ресурсы, направлять свою работу на решение действительно важных для предприятия и персонала проблем, вплотную заняться вопросами адаптации работников.

Надо отметить, что  проведение этого исследования одновременно в нескольких колледжах позволило бы получить достаточно представительную картину развития процесса адаптации в учебных заведениях г. Новокузнецка. Кроме того, можно было бы осуществить сравнительный анализ различных тенденций, проблем и положительных достижений в технологии адаптации персонала.

Анкета

Уважаемый сотрудник!

Предлагаем Вам принять  участие в исследовании процесса адаптации работников в Профессиональном колледже. Ваши ответы будут учитываться при выявлении наиболее важных проблем, с которыми сталкивается человек на новом месте работы, и для разработки программы помощи адаптирующимся. Мы надеемся, что, искренне отвечая на вопросы этой анкеты, выявляя моменты, на которые руководству и отделу работы с персоналом следует обратить внимание, Вы поможете быстрее освоиться в колледже не только себе, но и будущим новичкам.

  1. Укажите срок работы в данной организации (нужное подчеркнуть)

          До 3-х лет                                           От 5-ти до 10 лет

        От 3-х до 5-ти  лет                               От 10-ти до 20 лет

                                              Свыше 20 лет

  1. Ваше место работы или учебы до поступления в организацию.

          ________________________________________________________

     3. Как долго продолжается Ваше освоение в условиях нового места работы? (нужное подчеркнуть)

         До 1 мес.                                                  До 3 мес.

         До 2 мес.                                                   Ещё не закончено

    4. Что Вам показалось наиболее сложным в течение этого периода? (нужное подчеркнуть)

       Профессиональные обязанности

       Вхождение в коллектив

       Условия труда

       Другое                                                                         Конкретизируйте_____________________________________________________________________________________________________________________

  5. Как Вы  думаете, почему это для Вас  оказалось трудным?


 


     6. Вы решили возникшие проблемы? Если да, то как? Если нет, то почему?

_______________________________________________________________________________________________________________________________

7. В каких  случаях (когда) возникали сложные ситуации наиболее часто?


  1. В какие периоды Вам наиболее необходима помощь руководителя?

     ________________________________________________________________

 9. Как долго Вам нужна была в работе помощь коллег? (нужное подчеркнуть)

      До 1 месяца                                    До 3 месяцев

      До 2 месяцев                                  Ещё потребуется после адаптации

  1. В какой период Вы почувствовали, что вошли в коллектив?

_____________________________________________________________      __________________________________________________________________

 

       11.   Устраивает ли Вас занимаемое место в коллективе?


 

 

  1.    Представьте себе, что по каким-либо причинам Вы уволились из организации. Вернулись ли бы Вы через некоторое время на свое прежнее место работы?

_____________________________________________________________  

_____________________________________________________________  

13. В какой  период своей деятельности Вы  почувствовали, что овладели профессиональными  навыками? (нужное подчеркнуть)

      До 1 месяца                                      До 3 месяцев  

      До 2 месяцев                                    Ещё не овладел

      14. Что, как Вам кажется, особенно помогло бы Вам в период адаптации? (нужное подчеркнуть)

      Лекции                         Специальная литература

      Фильмы                              Семинары

      15. Бывают ли у Вас конфликты?

 

Время от времени

Редко

Не бывают

С руководителем

     

С кем-либо из коллег

     

 

 

 16. Оцените, пожалуйста, Ваш интерес к дальнейшему продвижению внутри предприятия, профессиональному росту

      Очень интересно

      Пока трудно оценить

      Не очень интересно

17. Часто ли  Вам приходилось менять место  работы?

      Ни разу                           3-4 раза

      1-2 раза                          более 5раз

  18. В какой мере Вы удовлетворены следующими факторами в нашем колледже?

Наименование производственного  фактора

Совершенно удовлетворён

Удовлетвор.

Затрудняюсь ответить

Не удовл.

Совершенно не удовл.

+1,0

+0,5

0,0

- 0,5

     - 1

1. Содержание труда

         

2. Занимаемая долж-ность

         

3.Соответствие работы специальности

         

4.Соответствие квалификации работе

         

5.Соответствие характера работы моим способностям и склонностям

         

6.Наличие перспектив должностного продвижения

         

7.Возможность повы-шения квалификации

         

8. Наличие высокой  степени ответственности за результат труда

         

9.Информированность о делах коллектива и колледже

         

10. Бытовые условия  труда

         

11.Организация труда

         

12. Режим работы

         

13. Заработная плата

         

14. Наличие системы  льгот для работников

         

15.Помощь и под-держка  руководителя

         

16.Отношение с непо-средственным руково-дителем

         

17. Отношения с кол-легами

         

Информация о работе Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка