Технологии адаптации персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы изучить вопросы построения системы адаптации персонала. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать теоретические аспекты построения системы адаптации персонала;
изучить основные понятия и виды адаптации персонала;
рассмотреть основные этапы управления процессом профессиональной адаптации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……………………………………………. 5
Персонал как объект управления организацией ………………..5
Основное понятие и сущность адаптации ……………………….7
Цели адаптации персонала в организации ………………………9
Виды адаптации и факторы на нее влияющие ………………….10
ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ...14
Управление процессом профессиональной адаптации …………14
Основные этапы процесса адаптации ..………………………… .17
Оценка эффективности адаптации персонала …………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК_ПЕРСОНАЛ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

     ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ

АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА  ……………………………………………. 5

    1. Персонал как объект управления организацией ………………..5
    2. Основное понятие и сущность адаптации ……………………….7
    3. Цели адаптации персонала в организации ………………………9
    4. Виды адаптации и факторы на нее влияющие ………………….10 
  1. ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ...14
    1. Управление процессом профессиональной адаптации …………14
    2. Основные этапы процесса адаптации ..………………………… .17
    3. Оценка эффективности адаптации персонала …………………..22

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..25

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ  ………………………27    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Начиная производственную деятельность в организации, сотрудник  интересуется различными аспектами сотрудничества, касающимися объёма и времени взаимодействия, условиями своего функционирования в организации, а также какими личными интересами он должен жертвовать, что даст ему взамен организация и т.п.

Адаптация новых работников к работе в организации является прямым продолжением процесса отбора. Недостаточное внимание организации к вопросам адаптации новых работников сведет на нет результаты отбора, если новый работник, не сумев своевременно освоить новую работу и не вписавшись в трудовой коллектив, уволится. Таким образом, время и деньги, потраченные организацией на его поиск и отбор, могут оказаться выброшенными на ветер. [8; с. 209]

По определению адаптация персонала – это приспособления работников к содержанию и условиям трудовой деятельности и непосредственной социальной среде. Для чего нужна адаптация новых сотрудников? Прежде всего, она необходима для того, чтобы сократить время, которое обычно требуется новому сотруднику для того, что бы освоиться на новом месте и начать работать с максимальной отдачей. Таким образом, система адаптации выгодна как самому новому сотруднику, так и руководству компании. При использовании грамотно разработанной системы адаптации человек, недавно пришедший в компанию, чувствует себя на новом месте более комфортно, а руководство получает от него максимальную отдачу в работе. Надо заметить, что адаптация – процесс обоюдный: человек приспосабливается к новой для него организации, организация приспосабливается к новому для неё человеку. И от того, насколько гладко пройдёт этот процесс во многом зависит дальнейшая продуктивность, как нового сотрудника, так и его коллег.

Актуальность исследования вопросов построения системы адаптации персонала обусловлена тем, что адаптация персонала является одной из важных составляющих всей системы управления персоналом, но в сожалению во многих компаниях адаптации уделяется непростительно мало внимания. [10]

Целью данной работы изучить вопросы построения системы адаптации персонала. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

    1. исследовать теоретические аспекты построения системы адаптации персонала;
      1. изучить основные понятия и виды адаптации персонала;
    1. рассмотреть основные этапы управления процессом профессиональной адаптации.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научно-методические работы по вопросам управления персоналом, публикации по исследуемой проблеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ

СИСТЕМЫ АДАПТАЦИИ

 

Основой любой современной  организации, безусловно, являются люди, поскольку именно люди обеспечивают эффективное использование любых видов ресурсов, имеющихся в распоряжении организации, и определяют ее экономические показатели и конкурентоспособность. Вклад людских ресурсов в достижение целей организации и качество производимой продукции или предоставляемых услуг зависит в первую очередь от того, насколько эффективно проводится работа по отбору персонала. Но даже лучшая система подбора не способна обеспечить должный результат, если не уделить достаточно внимания вопросу адаптации новых сотрудников.

 

 

1.1 Персонал  как объект управления организацией

 

Термин «персонал» объединяет составные части трудового коллектива предприятия. К персоналу мы относим  всех работников (трудовой коллектив), выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Понятия «кадры», «работники», «персонал» идентичны, если за основу принять данное нами определение.

В теории управления существуют различные подходы к классификации персонала в зависимости от профессии или должности работника, уровня управления, категории работников. Эта классификация предусматривает выделение двух основных частей персонала по участию в процессе производства: рабочих и служащих.

Рабочие, или производственный персонал, осуществляют трудовую деятельность в материальном производстве с преобладающей долей физического труда. Они обеспечивают выпуск продукции, ее обмен, сбыт и сервисное обслуживание.

Служащие, или управленческий персонал, осуществляют трудовую деятельность в процессе управления производством с преобладающей долей умственного труда. Они заняты переработкой информации с использованием технических средств управления. Основным результатом их трудовой деятельности является изучение проблем управления, создание новой информации, изменение ее содержания или формы, подготовка управленческих решений, а после выбора руководителем наиболее эффективного варианта – реализация и контроль исполнения решений. Управленческий персонал разделяется на две основные группы: руководители и специалисты.

Принципиальное отличие  руководителей от специалистов заключается  в юридическом праве принятия решений и наличии в подчинении других работников. В зависимости от масштаба управления различают линейных руководителей, отвечающих за принятие решений по всем функциям управления, и функциональных руководителей, реализующих отдельные функции управления. Кроме того, различают руководителей высшего уровня управления предприятием (директор и его заместители), среднего уровня (начальники цехов и подразделений) и нижнего уровня (начальники участков, мастера).

Специалистов предприятия  можно разделить на три основные группы в зависимости от результатов  их труда:

• функциональные специалисты  управления, результатом деятельности которых является управленческая информация (референты, экономисты, бухгалтеры, финансисты, маркетологи и др.);

• специалисты-инженеры, результатом деятельности которых  является конструкторско-технологическая  или проектная информация в области техники и технологии производства (технологи, инженеры, конструкторы, строители, проектировщики и др.);

• служащие – технические  специалисты (машинистки, операторы, курьеры, лифтеры, кладовщики, официанты и др.), выполняющие вспомогательные работы в управленческом процессе. [2; c.6]

 

1.2 Основное  понятие и сущность адаптации

Понятие «адаптация» (от лат. «adapto» – приспособляю) заимствовано из биологии и означает приспособление, приноравление к окружающей среде. Трудовая адаптация – это социальный процесс освоения личностью новой трудовой ситуации, в котором, в отличие от биологического, и личность, и трудовая среда оказывают активное воздействие друг на друга и являются адаптивно-адаптирующими системами. В данной ситуации возможны 3 пути развития событий:

1) личность в большей степени повлияет на трудовую среду, а влияния трудовой среды окажутся незначительными,

2) среда окажет большее  воздействие на личность, при  этом возможно изменение поведения  личности,

3) сопоставимое взаимное  влияние личности и среды друг на друга. [2; c.78]

Наиболее эффективной  из всех способов адаптации является активная адаптация, которая представляет собой процесс приспособления индивида к изменяющейся среде с помощью соответствующего управляющего воздействия и использования организационных, технических, социально-психологических средств.

Процесс адаптации традиционно  принято разделять на четыре этапа.

1. Оценка уровня подготовленности нового работника. На этом этапе происходит определение непривычных для работника ситуаций и вариантов решения привычных для работника задач.

2. Ориентация. На этом этапе происходит практическое знакомство нового работника с его обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации.

3. Действенная адаптация. На этом этапе новичок приспосабливается к своему новому положению и широко включается в межличностные отношения с коллегами.

4. Функционирование. На завершающем этапе адаптации работник преодолевает производственные и межличностные проблемы и переходит к стабильной работе. [14]

Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений. Это инспектор отдела кадров, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель - сделать процесс адаптации, приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Характерно, что проведение процессов как первичной, так и вторичной адаптации не отличается большими особенностями, то есть все мероприятия похожи друг на друга и выглядят следующим образом. Процесс адаптации непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с предприятием, отделом или цехом, где предстоит работать новичку. Затем он провожает нового работника на его рабочее место и представляет непосредственному руководителю. А тот, в свою очередь, проводит знакомство с коллективом, с коллегами по работе, с рабочим местом. По своему усмотрению руководитель может прикрепить к новичку наставника из числа более опытных и старших работников. Как правило, еще в течение месяца руководитель проводит периодические беседы с новым работником, интересуясь трудностями, которые у того возникают, его успехами, и дает систематическую оценку работы. Контроль за ходом процесса адаптации со стороны отдела кадров не проводится. В некоторых организациях выдаются специальные брошюры с описанием того или иного вида производства, рабочего места, профессии или должности.

 

 

    1. Цели адаптации персонала в организации

 

Когда человек поступает  на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидается соответствующее ей поведение. Поступая на работу в ту или иную организацию, человек имеет определенные цели, потребности, нормы поведения.

В соответствии с ними сотрудник предъявляет определенные требования к организации, к условиям труда и его мотивации.

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе. [17; c. 356]

Среди основных целей адаптации новых работников в организации обычно выделяют следующие:

• Уменьшение стартовых издержек. Новый работник не всегда знает новую работу и требования организации. До тех пор, пока он работает менее эффективно, чем опытные сотрудники, его работа требует от организации более высоких затрат. Эффективная адаптация уменьшает эти затраты и дает возможность новому работнику быстрее достигнуть установленных норм выполнения работы.

• Снижение стрессов, испытываемых новым работником. Для подавляющего большинства людей свойствен страх перед новым, неизвестным. Стрессовое состояние нового работника, как правило, связано с боязнью провалов в работе и с недостаточной ориентацией в новой рабочей ситуации.

• Сокращение текучести кадров. Если работники не смогли своевременно освоиться в организации, это может привести к их увольнению.

• Экономия времени менеджеров и коллег. Новому работнику требуется определенная помощь со стороны руководства и коллег для решения различных, в том числе и простейших, бытовых проблем.

• Развитие у нового работника состояния удовлетворенности работой, позитивного отношения к работе и реализма в ожиданиях. Процесс адаптации должен способствовать формированию положительного отношения новых работников к организации, к своему подразделению и к порученному делу, что является непременным условием высоких рабочих показателей.

Информация о работе Технологии адаптации персонала в организации