Технологии адаптации персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 16:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы изучить вопросы построения системы адаптации персонала. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
исследовать теоретические аспекты построения системы адаптации персонала;
изучить основные понятия и виды адаптации персонала;
рассмотреть основные этапы управления процессом профессиональной адаптации.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………… 3
ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ
АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА ……………………………………………. 5
Персонал как объект управления организацией ………………..5
Основное понятие и сущность адаптации ……………………….7
Цели адаптации персонала в организации ………………………9
Виды адаптации и факторы на нее влияющие ………………….10
ТЕХНОЛОГИИ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ ...14
Управление процессом профессиональной адаптации …………14
Основные этапы процесса адаптации ..………………………… .17
Оценка эффективности адаптации персонала …………………..22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………27

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК_ПЕРСОНАЛ.doc

— 187.00 Кб (Скачать)

 

  Менеджер  по персоналу сообщает новичку  следующие сведения:

  • о компании - история, развитие, виды деятельности, организационная структура, ключевые фигуры, традиции, тенденции, нормы, стандарты, процедуры, внутренние отношения, наиболее важные документы (миссия, стратегия, кодекс, система управления качеством);
  • бизнесе - продукция, потребители, приоритеты, проблемы, политика в области работы с клиентами;
  • заработной плате - нормы и правила начисления, оплата труда в выходные дни и сверхурочно, условия премирования и пр.;
  • режиме труда и отдыха - порядок предоставления отпусков и отгулов;
  • дополнительных льготах - страхование, выходные пособия, возможность обучения, наличие столовых, буфетов, оздоровительных центров;
  • охране труда и технике безопасности;
  • вопросах управления персоналом - условия назначения на должность, перемещения, увольнения; испытательный срок; права и обязанности; отношения с непосредственным руководителем и другими менеджерами; оценка работы;
  • дисциплина, поощрения и взыскания; направления на профессиональную подготовку и повышение квалификации;
  • правилах внутреннего распорядка;
  • решении бытовых проблем;
  • экономическом положении организации - прибыльность, стоимость оборудования, убытки от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

 

  Этап 2. Вхождение в должность

В процессе вхождения  в должность руководитель предоставляет  новому сотруднику следующую информацию:

1. Функции подразделения:  цели и приоритеты, организация  и структура; направления деятельности; связь с другими службами компании; взаимоотношения внутри отдела;

2. Рабочие обязанности  и ответственность: детальное  описание технологии, процессов и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной позиции, ее соотношение с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполненной работы; должностная инструкция, обязанности и ответственность; продолжительность и распорядок дня; требуемая отчетность;

3. Правила: процедуры,  характерные для конкретного  вида работы или данного подразделения;  порядок действий в случае  аварий; отношения с сотрудниками из других отделов; поведение на рабочем месте; контроль нарушений; организация отдыха, приема пищи, перерывов, перекуров; возможность личных телефонных разговоров; использование оборудования; виды помощи, в каких случаях она может быть оказана; список документов, с которыми новичку необходимо ознакомиться в первую очередь.

Начальник представляет сотрудников подразделения, особое внимание обращает на тех, к кому всегда можно обратиться с вопросом или за советом. Куратор нового сотрудника должен ознакомить его:

  • с должностными обязанностями;
  • правилами компенсации возможных затрат;
  • требованиями к конфиденциальности информации;
  • внутренним распорядком;
  • стилем управления, особенностями культуры, традициями, нормами и т. д., принятыми в компании;
  • основными процедурами и политикой в отношении персонала;
  • организационной структурой и схемой подчинения (если необходимо);
  • процедурой коммуникации и связей по должности;
  • информацией о традициях отдела или группы, в которой сотрудник будет работать.

 

  

Этап 3. Действенная ориентация

Каждую неделю испытательного срока менеджер по персоналу проводит беседы с новым сотрудником для выяснения его мнения о социально-психологическом климате, корпоративной культуре, задачах, принципах, организации деятельности в компании с точки зрения их соответствия личным целям, установкам, ожиданиям, стереотипам. Новичок оценивает следующие аспекты своей работы:

  • интерес к профессии, должности: устраивает ли содержание и условия выполнения работы, статус, оплата труда, перспективы, возможности для реализации своего потенциала;
  • стремление к совершенствованию в выбранной специальности: довольствуется ли сотрудник существующим уровнем сложности и ответственности, который предполагает его деятельность;
  • психологический комфорт и безопасность: успешно ли выстраиваются взаимоотношения с сослуживцами и руководством, дает ли работа в компании ощущение уверенности в своих силах, в завтрашнем дне;
  • справедливость: признает ли новичок, что его труд оценивается должным образом (получает ли он вознаграждение, соответствующее его вкладу, отношению к обязанностям);
  • затрачиваемые усилия: считает ли он, что психологическое напряжение, усталость, стресс, появляющиеся во время выполнения задач, приемлемы для него.

 

  Менеджер  по персоналу выявляет психологические  сложности в процессе адаптации сотрудника при осуществлении отдельных видов деятельности и процессов, помогает в их успешном преодолении.

Кроме того, кадровый специалист совместно с непосредственным руководителем и куратором на основе их оценок составляет программу его личностно-профессионального развития.

Действия непосредственного руководителя и куратора:

  • собеседование для выявления потребности новичка в дополнительной информации;
  • оценка результатов деятельности сотрудника за прошедшую неделю, анализ успехов, а также неудач (выявление причин и способов их преодоления);
  • определение типов задач, которые необходимо освоить на данном этапе;
  • составление или корректировка программы личностно-профессионального развития;
  • узнает у работника впечатление о компании и соответствие его ожиданиям;
  • прогнозирование возможности согласования целей, принципов, организации деятельности в фирме с его личными установками и стереотипами, а также проектирование путей достижения их взаимного соответствия; выявление его пожеланий. [15; c. 39]

 

2.3 Оценка эффективности  адаптации персонала

 

Адаптация сотрудника – процесс длительный. Его продолжительность зависит от личностных качеств работника и от того, насколько успешно проводились адаптационные мероприятия линейным менеджером и менеджером по персоналу. Обычно этот процесс длится около трех месяцев. В течение этого времени менеджер по персоналу осуществляет контроль за адаптацией каждого сотрудника. С ним проводятся ежедневные неформальные беседы, в ходе которых становится ясным, насколько он удовлетворен работой, какой ценой она ему дается, как принимает его коллектив, существуют ли трудности во взаимопонимании с руководством, создалось ли ощущение психологического комфорта. С целью получения информации о том, насколько успешно овладевает сотрудник системой профессиональных знаний и навыков, как он выполняет требования трудовой дисциплины, сохраняет ли интерес к работе – менеджер по персоналу проводит беседы с менеджером данного сотрудника. В случае обнаружения каких-то проблем принимаются необходимые меры. Контроль за работой осуществляется в форме еженедельных отчетов новых сотрудников перед менеджером по персоналу. Каждый стажер заполняет определенную форму, в которой отражается информация о проделанной за неделю работе. Менеджер знакомится с отчетом, дает комментарий (оценку), ставит подпись. Отчет сдается менеджеру по персоналу, при этом обсуждаются результаты работы, делаются выводы, оказывается необходимая помощь в решении возникших проблем. Такая форма отчетности действует на протяжении всего периода адаптации.

Одним из эффективных  способов обратной связи являются проводимые менеджером по персоналу круглые столы. В период адаптации каждый сотрудник дважды становится их участником: после окончания обучения на первой ступени Кадровой школы и по истечении трехмесячного срока работы в компании. На круглом столе очень важно создать доверительную обстановку, в которой каждый участник сможет откровенно высказать свое мнение по вопросам организации работы. Обсуждаются возникшие проблемы и намечаются пути их решения, вносятся предложения по улучшению условий работы, происходит обмен мнениями, проводится анкетирование, позволяющее оценить уровень социально-психологической адаптации. Подобное мероприятие очень полезно, так как дает возможность каждому сотруднику быть услышанным и почувствовать свою значимость.

После проведения круглого стола менеджер по персоналу анализирует  его результаты и знакомит с анализом директора отделения и менеджеров на общем собрании, где составляется план мероприятий для устранения факторов, мешающих успешной адаптации. [12]

Если в ходе испытания  выявляется несоответствие сотрудника занимаемой должности, непосредственный начальник в служебной записке сообщает об этом руководителю направления. Она согласовывается с начальником отдела персонала и визируется генеральным директором. О нежелании продолжать трудовые отношения по причине неудовлетворительных итогов прохождения испытательного срока работнику сообщается до даты его окончания в письменной форме (под роспись), после чего следует увольнение.

Процесс адаптации можно  считать законченным, если:

  • работа не вызывает у сотрудника чувства напряжения, страха, неуверенности, стала привычной для него;
  • он овладел необходимым объемом знаний и навыков;
  • поведение новичка отвечает требованиям его должности и начальства;
  • рабочие показатели сотрудника устраивают непосредственных руководителей (соответствуют установленным нормативам);
  • у человека выражено желание совершенствоваться в профессии, с которой он связывает свое будущее;
  • он чувствует удовлетворенность выполняемой работой, считает оценку своего трудового вклада справедливой;
  • удачу в профессиональной деятельности связывает с жизненным успехом;
  • установлены дружеские связи с некоторыми членами коллектива и ровные отношения с группой.

Поскольку процедура  введения в должность не регулируется никакими правовыми нормами, все вышеизложенное носит рекомендательный характер. В каждой организации индивидуально решается, нужно ли ее использовать, в каком объеме, вносить ли дополнительные аспекты. [15; c. 42]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Адаптация к работе в  организации новых работников является логическим завершением процесса отбора. Решение комплекса вопросов, связанных с введением отобранного персонала в организацию, в подразделение и в должность, требует серьезной методической и организационной работы. Система мероприятий по адаптации новых работников будет успешной лишь при планировании, направлении и координации этой работы в масштабах всей организации. [8; с.227

Одной из проблем работы с персоналом в организации при привлечении кадров является управление трудовой адаптацией.

В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, основу которого составляет постепенное вхождение работника в новые профессиональные и социально-экономические условия труда.

Вопросами адаптации занимаются отдельные работники из разных подразделений: менеджер по персоналу, линейные руководители или коллеги по работе. Их главная цель — сделать процесс адаптации приспособления молодых работников к предприятию как можно более коротким и безболезненным. Необходимо отметить, что процессы как первичной, так и вторичной адаптации значительно не отличаются, т.е. все мероприятия похожи друг на друга.

Исходя из целостного понимания  сущности работника производственная адаптация не ограничивается профессиональной сферой, а охватывает совокупность социально-трудовых отношений, обусловливающих ее структуру. К основным структурным элементам производственной адаптации относят профессиональную, организационную, материально-бытовую, социально-психологическую, а также адаптацию в сфере досуга.

Успешность адаптации  зависит от целого ряда условий, в  том числе:

• качественный уровень  работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;

• объективность деловой  оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);

• отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;

• престиж и привлекательность  профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;

• особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;

Информация о работе Технологии адаптации персонала в организации