Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа
В рамках этой курсовой работы целью является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом.
Задачи:
Проанализировать особенности адаптации личности персонала в организации.
Выделить виды адаптации персонала
Охарактеризовать профессиональную адаптацию персонала
Выделить методы профессиональной адаптации персонала
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………
5
1.1. Особенности адаптации личности……………………………………
5
1.2. Адаптация личности в организации………………………………….
8
1.3. Виды адаптации персонала в организации…………………………...
12
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………
18
2.1. Понятие профессиональной адаптации персонала в организации...
18
2.2. Этапы профессиональной адаптации персонала в организации…...
25
2.3. Методы профессиональной адаптации персонала в организации…
31
Выводы по 2 главе………………………………………………………….
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
42
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Институт кадрового развития и менеджмента
Кафедра акмеологии и психологии управления
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему
«Профессиональная адаптация персонала в организации»
Руководитель |
Исполнитель |
Сыманюк Э.Э. |
Белошейкина Наталия Владимировна |
д. психол.н., профессор |
Студентка группы №201, курса 2 |
Оценка |
Очного отделения |
_________________________ |
|
«____»______________20__г. |
|
_________________________ |
|
Подпись |
|
Нормоконтролер |
|
Федоровых Н.В. |
|
«____»___________________ |
|
_________________________ |
|
Подпись |
Екатеринбург, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
3 |
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ
ПЕРСОНАЛА……………………………………………………… |
5 |
1.1. Особенности адаптации личности…………………………………… |
5 |
1.2. Адаптация личности в организации…………………………………. |
8 |
1.3. Виды адаптации
персонала в организации………………… |
12 |
Выводы по 1 главе………………………………………………………….. |
17 |
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ…………………… |
18 |
2.1. Понятие профессиональной адаптации персонала в организации... |
18 |
2.2. Этапы профессиональной
адаптации персонала в |
25 |
2.3. Методы профессиональной адаптации персонала в организации… |
31 |
Выводы по 2 главе…………………………………………………………. |
38 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… |
40 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………. |
42 |
ВВЕДЕНИЕ
Современное управление невозможно без основных функций менеджмента, которые являются обязательными в деятельности руководителя любой организации. Но управление затруднено, если при этом не используется функция адаптации. Адаптация персонала в организации является необходимым звеном кадрового менеджмента. Действительно, становясь работником конкретного предприятия, новичок оказывается перед необходимостью принять организационные требования: режим труда и отдыха, положения, должностные инструкции, приказы, распоряжения администрации и т. д. Он принимает также совокупность социально-экономических условий, предоставляемых ему предприятием. Он вынужден по-новому оценить свои взгляды, привычки, соотнести их с принятыми в коллективе нормами и правилами поведения, закрепленными традициями, выработать соответствующую линию поведения.
В связи с этим актуальность данного исследования объясняется прежде всего тем, что программа адаптации помогает облегчить новичку вхождение в новую для него организацию, а так же описание адаптации как системы определение этапов и ее видов. Профессиональная адаптация выступает важным составным элементом системы подготовки кадров и является регулятором связи между системой образования и производством.
Объект исследования - адаптация персонала.
Предмет исследования - особенности профессиональной адаптации персонала в организации.
В рамках этой курсовой работы целью является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом.
Задачи:
Методы исследования - теоретические – анализ научной и методической литературы по системе управления персоналом; анализ литературы по системе адаптации персонала.
Структура работы – данная курсовая работа состоит из введения, 2 глав: Первая глава «Теоретические основы адаптации персонала» посвящена рассмотрению особенностей адаптации личности в организации, и видам профессиональной адаптации персонала в организации. Во второй главе «Технологии профессиональной адаптации персонала в организации» рассматривается определение профессиональной адаптации персонала в организации, этапы а так же методам профессиональной адаптации персонала в организации. А так же заключение, которое свидетельствует о полном раскрытие темы, с учетом поставленных задач курсовой работы, текст проиллюстрирован таблицами, списком литературы из [41] источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
В современной социально-
В истории научной
мысли сущность понятия адаптации
исследовалась с позиций
Несмотря на различие подходов к пониманию сущности исследуемого феномена, в общем плане адаптация определялась как процесс взаимодействия социальной среды и личности, направленный на включение человека в новый для него вид деятельности, а также приспособление организма к новым условиям среды [21].
Позднее адаптация стала пониматься как готовность к выполнению различных социальных ролей, как устойчивость социальных связей. При этом процесс адаптации рассматривался как приобретение личностью определенного социально-психологического статуса, овладение теми или иными социально-психологическими ролевыми функциями.
Адаптация представляет собой объективно необходимый процесс вхождения индивида в новую социальную среду и ее освоение. Иными словами, такого их взаимодействия и взаимного приспособления, в результате которого создаются оптимальные условия не только для реализации личностью ее потребностей, целей, ценностей, но и для изменения самой адаптирующей среды.
Процесс адаптации развивается под воздействием определенных условий и субъектов. Поэтому основная проблема, решаемая адаптацией, это сближение целей, установок, ценностных ориентаций индивида с новой средой и нахождение своего места и роли в изменяющейся социальной среде.
Под адаптацией понимается последовательность реакции личности на обстоятельства предпринимательской деятельности, в ходе которых достигается максимальная реализация потенциала внешних обстоятельств через внутренние индивидуально-психологические условия.
С психологической адаптацией предпринимателя к условиям их деятельности тесно связано такое понятие как адаптированность, то есть состояние и уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения - удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Способность к достижению состояния адаптированности можно назвать адаптивностью личности.
Низкий уровень развития адаптивности может привести к дез адаптивности, понимаемой в научной литературе как такой ход психических процессов и поведения, который приводит не к разрешению проблемной ситуации, а к ее усугублению, к усилению трудностей и тех неприятных переживаний, которые она вызывает.
Существуют факторы, оказывающие влияние на процесс адаптации личности, к которым относятся коммуникативная компетентность субъекта, образ будущего, активность-пассивность жизненной позиции, сохранение-изменение вида основной деятельности, размытость-фиксированность ролевого репертуара, фактор организационной культуры, мотивация, стресс.
Эффективная адаптация выступает мотивирующим фактором для сотрудника. Если адаптация сотрудника лишена всех результативных показателей, указанных выше, компания и сам сотрудник несут значительные потери и неудобства. Скорее всего, спустя некоторое время неадаптированного сотрудника придется уволить и снова искать человека.
Информация о том, как организован в подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать руководителю о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.
Под эффективной адаптацией понимается процесс реализации системы адаптационных мероприятий, в результате которого:
Успешность деятельности является показателем адаптированности личности к окружающей среде [13].
Психологическая модель адаптации личности включает в себя четыре компонента:
1-й - личностные качества (конкурентоспособность, инициативность, упорство, коммуникативность, уверенность в себе и др.). Этот компонент позволяет успешно адаптироваться к быстроменяющейся рыночной ситуации, добиться успеха и решить поставленные задачи.
2-й - условия успешной предпринимательской деятельности (знание рынка, аналитические способности, прогностические способности, склонность к риску и др.). Развитость названных личностных свойств помогает принимать те или иные решения с определенным временнопространственным утверждением в отношении текущих и ожидаемых будущих событий.
3-й - критерии успешности предпринимательской деятельности (чувство удовлетворенности трудом, жажда деятельности, укрепление самооценки, видение новых перспектив и др.). В целом этот компонент обеспечивает эффективное взаимодействие предпринимателей с окружающей средой и влияет на процесс адаптации к данной среде.
4-й - взаимодействие между личностью предпринимателя и обстоятельствами (обнаружение скрытых личностных резервов, активное воздействие на среду и ее трансформация). Качество устанавливающихся отношений свидетельствует об адаптации к актуальной ситуации на рынке с последующей разработкой стратегии собственной предпринимательской деятельности [39].
1.2. Адаптация личности в организации
Адаптация личности чрезвычайно важна при наборе персонала в организацию. Дело в том, что у кандидатов нередко возникает проблема необоснованных ожиданий, когда вновь принятый на работу сотрудник питает нереалистичные надежды, выстраивает нереалистичные планы, касающиеся своего будущего в новой организации. При поступлении на работу кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и что она ожидает от них. Более того, необоснованные ожидания могут приводить к росту неудовлетворенности работой и, как крайний, экстремальный случай, к увольнению и, соответственно, росту текучести кадров со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями для компании. Устранение этих необоснованных ожиданий и вызывает необходимость развития и совершенствования такого направления кадровой работы, как адаптация персонала.
Адаптация работника в организации представляет собой многосторонний процесс его приспособления к содержанию и условиям трудовой деятельности, к непосредственной социальной среде, совершенствования деловых и личных качеств работника. Это процесс, который требует как от работника, так и от коллектива взаимной активности и заинтересованности друг в друге.
Вновь поступивший на
работу сотрудник включается в систему
внутриорганизационных
Информация о работе Профессиональная адаптация персонала в организации