Профессиональная адаптация персонала в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа

Краткое описание

В рамках этой курсовой работы целью является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом.
Задачи:
Проанализировать особенности адаптации личности персонала в организации.
Выделить виды адаптации персонала
Охарактеризовать профессиональную адаптацию персонала
Выделить методы профессиональной адаптации персонала

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………

5
1.1. Особенности адаптации личности……………………………………
5
1.2. Адаптация личности в организации………………………………….
8
1.3. Виды адаптации персонала в организации…………………………...
12
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………

18
2.1. Понятие профессиональной адаптации персонала в организации...
18
2.2. Этапы профессиональной адаптации персонала в организации…...
25
2.3. Методы профессиональной адаптации персонала в организации…
31
Выводы по 2 главе………………………………………………………….
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
42

Файлы: 1 файл

готовая.doc

— 274.00 Кб (Скачать)

В качестве важнейшего критерия (и индикатора) профессиональной адаптации  мы рассматриваем эффективность  профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация – процесс непрерывный, постоянно активизирующийся в изменяющихся условиях профессиональной среды. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам [17].

Таким образом, при всех различиях во взглядах на сущность и критерии адаптации, исследователи  сходятся на том, что для успешной адаптации необходимо создать сотруднику достаточно комфортные условия на рабочем месте, необходимо исследовать его психологические качества, уровень подготовки, уровень притязаний и соответствие уровня притязаний его потенциалу. То есть необходимо создавать механизмы адаптации и механизмы подготовки сотрудников к работе в реальных коллективах с их проблемами и традициями.

 

2.2 Этапы профессиональной адаптации персонала

Адаптация означает включение  личности в новую для нее предметно-вещевую  и социальную среду. Когда человек  поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения.

В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде [9].

Этапы профессиональной адаптации  персонала:

    1. Довузовский – связан с профессиональной ориентацией в школе. На этом этапе происходит знакомство с миром профессий, определение сферы будущей профессиональной деятельности, выявление мотивации, склонностей, личностных качеств, предпосылок к избираемой профессии
    2. Вузовский – этап профессиональной подготовки. Осуществляется формирование и корректировка профессиональной ориентации, развитие профессиональных знаний, умений и навыков, качеств личности, востребованных профессией, становление и развитие профессионального самосознания и др.
    3. Послевузовский – этап трудовой деятельности. На этом этапе молодой специалист приспосабливается к условиям деятельности, коллективу, новому социальному статусу, т.е. происходит профессиональное и личностное «вхождение» в трудовую деятельность, реализация личностного и профессионального потенциала специалиста.

Недостатки производственной практики как формы профессиональной адаптации в вузе:

    • Недостаточное время (практики длятся от 2-до 8 недель, для приобретения реального опыта работы)
    • Отсутствие у студентов-практикантов достаточных умений и навыков для безболезненного начала работы на предприятии, преобладание теоретических знаний
    • Отсутствие тесной связи между теоретическими курсами и программами практик
    • Отсутствие заинтересованности баз практик
    • Неравномерность «продвинутых» баз практик для освоения студентами новейших технологий профессии
    • Недостаточная компетентность вузовских преподавателей – руководителей практик в практической деятельности.

Т.Ю.Базарова и Б.Л. Еремина выделяют такие этапы адаптации как:

    1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в  организации возможны не привычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в не знакомую ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т.д.

Инструменты, применяемые  на первом этапе, - проведение вводных тренингов и инструктажей, ознакомление с корпоративной документацией [10].

  1. Ориентация – практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом. Обычно обязанности между ними распределяются следующим образом:

 

 

Таблица 1 – Распределение  обязанностей между руководителем  и менеджером.

Функции и мероприятия по ориентации

Обязанности

Непосредственного руководителя

Менеджера по персоналу

1.Составление программы ориентации

+

Ассистирует

2. Ознакомление новичков с фирмой и  ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами

 

+

3.Объяснение задач и требований  к работе

+

 

4.Введение работника в рабочую  группу

+

 

5. Поощрение помощи новичкам  со стороны опытных работников

+

 

 

Как правило программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсий, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

Часто в ходе проведения общей программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:

  • Общее представление о компании: цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности; организация, структура, связи компании; информация о руководителях.
  • Политика организации: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации.
  • Оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирования работников; оплата выходных, сверхурочных.
  • Дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной не трудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников.
  • Охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.
  • Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; организации рабочих; постановления профсоюзов и политики компании; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.
  • Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей;
  • Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

Затем может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы.

  • Функции подразделения: цели и приоритеты, организация и  структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения.
  • Рабочие обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).
  • Требуемая отчетность: виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями.
  • Процедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности.
  • Представление сотрудников подразделения.
  1. Действенная адаптация. Этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.
  1. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 -1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного  периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала [2].

 

2.3 Методы адаптации  персонала в организации

Адаптация как процесс  обладает непрерывностью, казуальностью, результативностью. Непрерывность  адаптации означает, что приспособление человека проходит в процессе всей его трудовой жизни. Непрерывность процесса – это одновременное его осуществление во всех формах: психофизической, социальной и экономической. Казуальность означает наличие причины адаптации.

Это, как правило, наличие  противоречий между интересами работника  и условиями среды, которые актуализируют ту или иную потребность работника. Актуализируются и психофизиологические и социально-экономические потребности. Но каждая потребность может быть реализована через комплекс взаимосвязанных целей.

Адаптацию можно представить  в виде целостной системы субъектно-объектных отношений - совокупности взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов системы, которые изменяются с целью достижения равновесия. Таким образом, адаптация как система имеет свойства: взаимообусловленность, равновесность, изменчивость.

Адаптация как система  подвергается постоянным изменениям, поэтому для неё характерны те же свойства - непрерывность, казуальность и результативность. В то же время  любой процесс, в том числе  и адаптационный, имеет структуру, поэтому для него характерны признаки - взаимообусловленность, равновесность, изменчивость. Таким образом, прослеживается единство процесса и структуры адаптации.

Иерархия уровней адаптации  зависит от важности каждого из них. Прежде всего, адаптация человека - это психофизиологический процесс. Так как адаптация человека протекает в обществе - это социальный процесс.

Жизнь общества и человека немыслима без экономической  деятельности, т. е. труда. Поэтому всякая адаптация в широком смысле имеет  экономический аспект.

Адаптация зависит от множества факторов, которые есть отражение характеристик работника (внутренние факторы) и изменений  окружающей среды (внешние факторы) [6].

В большинстве нынешних компаний и организаций вопросам адаптации персонала уделяется очень мало внимания. Множество руководителей, применяют довольно простую схему ознакомления работников с их прямыми обязанностями и вопросами работы, путем выдачи должностных инструкций и регламентов. Проблема при таком подходе к адаптации персонала в том, что большинство работников, при выполнении своих обязанностей столкнувшись с вопросами и проблемами по работе, не всегда могут самостоятельно их разрешить и найти соответствующую информацию быстро. Помимо этого, большую роль в освоении нового коллектива играет и культурная составляющая организации. Ведь всем известно, что во многих организациях к новым работникам по началу относятся пренебрежительно.

Информация о работе Профессиональная адаптация персонала в организации