Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 19:26, курсовая работа
В рамках этой курсовой работы целью является изучение адаптации как одной из современных технологий управления персоналом.
Задачи:
Проанализировать особенности адаптации личности персонала в организации.
Выделить виды адаптации персонала
Охарактеризовать профессиональную адаптацию персонала
Выделить методы профессиональной адаптации персонала
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………....
3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА………………………………………………………………
5
1.1. Особенности адаптации личности……………………………………
5
1.2. Адаптация личности в организации………………………………….
8
1.3. Виды адаптации персонала в организации…………………………...
12
Выводы по 1 главе…………………………………………………………..
17
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ……………………
18
2.1. Понятие профессиональной адаптации персонала в организации...
18
2.2. Этапы профессиональной адаптации персонала в организации…...
25
2.3. Методы профессиональной адаптации персонала в организации…
31
Выводы по 2 главе………………………………………………………….
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………
40
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….
42
В качестве важнейшего критерия (и индикатора) профессиональной адаптации мы рассматриваем эффективность профессиональной деятельности. Профессиональная адаптация – процесс непрерывный, постоянно активизирующийся в изменяющихся условиях профессиональной среды. Поэтому компания заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода — несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию — важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам [17].
Таким образом, при всех различиях во взглядах на сущность и критерии адаптации, исследователи сходятся на том, что для успешной адаптации необходимо создать сотруднику достаточно комфортные условия на рабочем месте, необходимо исследовать его психологические качества, уровень подготовки, уровень притязаний и соответствие уровня притязаний его потенциалу. То есть необходимо создавать механизмы адаптации и механизмы подготовки сотрудников к работе в реальных коллективах с их проблемами и традициями.
2.2 Этапы профессиональной адаптации персонала
Адаптация означает включение
личности в новую для нее предметно-
В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде [9].
Этапы профессиональной адаптации персонала:
Недостатки производственной практики как формы профессиональной адаптации в вузе:
Т.Ю.Базарова и Б.Л. Еремина выделяют такие этапы адаптации как:
Инструменты, применяемые на первом этапе, - проведение вводных тренингов и инструктажей, ознакомление с корпоративной документацией [10].
Таблица 1 – Распределение обязанностей между руководителем и менеджером.
Функции и мероприятия по ориентации |
Обязанности | |
Непосредственного руководителя |
Менеджера по персоналу | |
1.Составление программы |
+ |
Ассистирует |
2. Ознакомление новичков с фирмой и ее историей, кадровой политикой, условиями труда и правилами |
+ | |
3.Объяснение задач и |
+ |
|
4.Введение работника в |
+ |
|
5. Поощрение помощи новичкам со стороны опытных работников |
+ |
Как правило программа ориентации включает ряд небольших лекций, экскурсий, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).
Часто в ходе проведения общей программы ориентации затрагиваются следующие вопросы:
Затем может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы.
2.3 Методы адаптации персонала в организации
Адаптация как процесс обладает непрерывностью, казуальностью, результативностью. Непрерывность адаптации означает, что приспособление человека проходит в процессе всей его трудовой жизни. Непрерывность процесса – это одновременное его осуществление во всех формах: психофизической, социальной и экономической. Казуальность означает наличие причины адаптации.
Это, как правило, наличие противоречий между интересами работника и условиями среды, которые актуализируют ту или иную потребность работника. Актуализируются и психофизиологические и социально-экономические потребности. Но каждая потребность может быть реализована через комплекс взаимосвязанных целей.
Адаптацию можно представить в виде целостной системы субъектно-объектных отношений - совокупности взаимосвязанных и определённым образом упорядоченных элементов системы, которые изменяются с целью достижения равновесия. Таким образом, адаптация как система имеет свойства: взаимообусловленность, равновесность, изменчивость.
Адаптация как система подвергается постоянным изменениям, поэтому для неё характерны те же свойства - непрерывность, казуальность и результативность. В то же время любой процесс, в том числе и адаптационный, имеет структуру, поэтому для него характерны признаки - взаимообусловленность, равновесность, изменчивость. Таким образом, прослеживается единство процесса и структуры адаптации.
Иерархия уровней адаптации зависит от важности каждого из них. Прежде всего, адаптация человека - это психофизиологический процесс. Так как адаптация человека протекает в обществе - это социальный процесс.
Жизнь общества и человека немыслима без экономической деятельности, т. е. труда. Поэтому всякая адаптация в широком смысле имеет экономический аспект.
Адаптация зависит от
множества факторов, которые есть
отражение характеристик
В большинстве нынешних компаний и организаций вопросам адаптации персонала уделяется очень мало внимания. Множество руководителей, применяют довольно простую схему ознакомления работников с их прямыми обязанностями и вопросами работы, путем выдачи должностных инструкций и регламентов. Проблема при таком подходе к адаптации персонала в том, что большинство работников, при выполнении своих обязанностей столкнувшись с вопросами и проблемами по работе, не всегда могут самостоятельно их разрешить и найти соответствующую информацию быстро. Помимо этого, большую роль в освоении нового коллектива играет и культурная составляющая организации. Ведь всем известно, что во многих организациях к новым работникам по началу относятся пренебрежительно.
Информация о работе Профессиональная адаптация персонала в организации