Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является исследование процесса адаптации на предприятии и разработка программы адаптации персонала в Профессиональном колледже.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать литературные источники по данной теме;
- изучить понятие адаптации рабочего персонала к новой трудовой ситуации;
- выявить цели и виды адаптации;
- охарактеризовать факторы, влияющие на процесс адаптации и ее этапы;
- рассмотреть организацию эффективного управления адаптацией;
- выявить цели и задачи системы управления адаптацией;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации персонала предприятия
Понятие адаптации и ее роль в производственном процессе
Цели адаптации
Виды адаптации
Факторы адаптации
Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Этапы адаптации
1.2 Организация эффективного управления адаптацией
1.2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией
1.2.2 Функции и направления деятельности подразделений
1.2.3 Программы адаптации
1.2.4 Оценка состояния работы по адаптации
Глава 2. Анализ процесса адаптации персонала ГОУ СПО Профессионального колледжа г. Новокузнецка
2.1 Общая характеристика ГОУ СПО Профессионального колледжа
2.2 Организационная структура Профессионального колледжа
2.3 Функции структурных подразделений
2.4 Структура персонала
2.5 Исследование процесса адаптации на предприятии
Глава 3. Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка
3.1 Этапы адаптации персонала колледжа
3.2 Виды адаптации персонала в колледже
3.2.1 Адаптация молодых специалистов
3.2.2 Адаптация новых сотрудников
3.2.3 Адаптация руководителей
3.3 Стадии цикла профессионализма колледжа
3.4 Должностная инструкция специалиста по адаптации персонала
3.5 Программа адаптации персонала в колледже
3.6 План и график внедрения проекта
3.7 План подготовки персонала к внедрению проекта
3.8 Расчет социально-экономической эффективности проекта
3.9 Рекомендательная часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВКР Адаптация в колледже.doc

— 1.13 Мб (Скачать)
  1. Представление сотрудников подразделения.

Данные программы можно использовать как для первичной, так и для вторичной адаптации. Так как адаптация молодых работников, которые еще не имеют профессионального опыта, отличается тем, что она заключается не только в усвоении информации об организации, но и в обучении самой работе, поэтому в программу адаптации обязательно должно входить обучение.

Особые потребности  в адаптации испытывают сотрудники старшего возраста. Они также нуждаются  в обучении и их потребности где-то схожи с потребностями молодых  работников, и им зачастую труднее вписаться в коллектив. Свои особенности имеет адаптация инвалидов, сотрудников, вернувшихся после прохождения учебных курсов.

Особо следует отметить адаптацию женщин, выходящих на работу после отпуска по уходу за ребенком. Чем дольше она находится дома, тем сложнее ей включиться в трудовой ритм. Связано это с тем, что, во-первых, после ее выхода на работу обычно обнаруживается большой пробел в знаниях (за три года может очень многое поменяться, например, появиться новое программное обеспечение или новые технологии). Во-вторых, нарушается ритм жизни: во время отпуска женщина сама планировала свое время, выйдя же на работу, она вынуждена находится положенное количество времени на одном месте. В-третьих, возникает психологический барьер, при котором женщина должна опять принять статус подчиненной.

Все это нельзя оставлять  без внимания и необходимо учитывать при составлении программ по адаптации.

1.2.4 Оценка состояния работы по адаптации

В течение всего адаптационного периода руководитель должен  неформально обсуждать с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

Периодически (не менее  двух раз в первый месяц и одного раза в последующие) контроль процесса адаптации должен осуществлять  специалист по кадрам.

В случае увольнения сотрудника во время адаптационного периода, руководитель обязан направить его в течение  двух недель в службу по персоналу  для собеседования.

Служба управления персоналом для выяснения истинных причин увольнения собирает и анализирует соответствующую информацию. Одновременно оценивается эффективность подбора персонала.

Успешность адаптации  зависит от характеристик производственной среды и самого работника. Чем сложнее среда, чем больше отличие ее от привычной среды на прежнем месте работы, чем больше связано с ней изменений, тем труднее проходит процесс адаптации [18].

Адаптация как процесс  характеризуется определенной продолжительностью, и, следовательно, имеет свое начало и окончание. Если в отношении начала адаптации вопросов не возникает (это начало деятельности работника в новых условиях), то определить ее окончание весьма трудно. Дело в том, что адаптация — это процесс, протекающий постоянно в меру изменения факторов внешней среды трудовой деятельности работника, да и изменения самого человека. Поэтому адаптация имеет отношение и к человеку, который не менял рабочего места.

Конечный  результат адаптации выражается в состоянии адаптированности работника к рабочему месту. Адаптированность имеет две стороны. Во-первых, это овладение особенностями и свойствами конкретной профессии, приобретение самостоятельности, профессиональное совершенствование, выработка индивидуального стиля работы, т. е. повышение эффективности труда. Во-вторых, это формальное знакомство работника с персоналом подразделения (организации), определение им структуры межличностного общения и включение в эту структуру, установление стабильных отношений с членами микрогруппы на основе общих симпатий, приспособление к групповым ценностям, неформальным нормам и образцам поведения, достижение эмоционального комфорта во взаимоотношениях с сотрудниками [28].

Показатели адаптации персонала — измерители уровня успешности адаптации делятся на объективные и субъективные. Объективные показатели адаптации характеризуют эффективность трудовой деятельности, активность участия сотрудников в ее различных сферах, т. е. через оценку:

  • результативности и продуктивности его трудов;
  • производительности труда;
  • уровня трудовой и общественной активности 
    Субъективные показатели адаптации характеризуют удовлетворенность сотрудника работой в целом или отдельными ее проявлениями. К субъективным показателям относится информация, отраженная наставником и руководителем подразделения в листе «Оценка деятельности сотрудника в период прохождения адаптации» (см. приложение 2).

Перечисленные  показатели имеют отношение к непосредственным результатам работы, тогда как  зачастую требуется проанализировать конкретную работу каждого задействованного в адаптации подразделения. В этом случае необходимо учитывать следующие показатели (так, как они представлены в учебном пособии Кибанова): составление программ по адаптации; проведение лекций, семинаров; работа с молодежью; составление программ адаптации; знакомство с предприятием; знакомство с рабочим местом; объяснение задач, требований к работе; введение в коллектив; поощрение помощи новичкам со стороны наставников; обучение молодых рабочих [26].

Другой подход к оценке производственной адаптации исходит из характеристики и результатов каждой из ее сторон.

Так, для характеристики психофизиологической адаптации, особенно на работах с большим физическим напряжением (например, для оценки степени  тренированности, как одного из результатов адаптации) используются показатели выработки и энергозатрат, а также показатели состояния сердечно-сосудистой системы, функции кровообращения, дыхания, скорость восстановления и т.п.

Профессиональную адаптацию, как полное и успешное овладение профессией, характеризуют такие показатели, как степень освоения норм времени (их выполнение, достижение среднего процента, сложившегося в коллективе), выход на средний уровень брака продукции по вине работника и др.

К показателям, характеризующим социально-психологическую адаптацию, относятся уровень психологической удовлетворенности новой для человека производственной средой в целом и ее наиболее важными для него компонентами, характером взаимоотношений с товарищами, администрацией, удовлетворенность своим положением в коллективе, уровень удовлетворения жизненных устремлений и др. [26, 19].

           Получить отклик от работника по многим из этих вопросов могут помочь разнообразные вопросники, которые должны быть предъявлены работнику после предполагаемого завершения периода адаптации.

В результате затрат на разработку, внедрение и поддержание эффективной процедуры адаптации организация должна получить следующий результат:

  1. Снижение издержек по поиску нового персонала.
  2. Снижение количества увольнений сотрудников, проходящих испытательный срок, как по инициативе администрации, так и по собственному желанию.
  3. Формирование кадрового резерва (наставничество-это

возможность для опытного сотрудника приобрести опыт руководства).

  1. Сокращение времени выхода на точку рентабельности для новых сотрудников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ процесса адаптации персонала ГОУ СПО Профессионального колледжа.

 

2.1 Общая характеристика ГОУ СПО Профессионального колледжа

 

История ГОУ СПО Профессиональный колледж г. Новокузнецка началась в 1941 году, когда в г. Сталинск была эвакуирована школа ФЗО №16 из города Харькова. Подготовка в ФЗО велась по профессиям строительного профиля. Так исторически сложилось направление работы учебного заведения. В 60-х годах школа ФЗО была переименована в ГПТУ, затем ПУ-57. В 90-х годах директором Кучерявенко Т.А. была произведена диверсификация образовательных услуг в соответствии с требованиями времени и изменен профиль подготовки специалистов. В 1998 году ПУ-57 преобразовано в профессиональный лицей, а в 1999 году в профессиональный колледж, начав подготовку специалистов со средним профессиональным образованием. Сегодня ГОУ СПО Профессиональный колледж г. Новокузнецка -  это учебное заведение среднего профессионального образования, осуществляющее непрерывную, многоуровневую и многопрофильную подготовку специалистов по образовательным программам как базового, так и повышенного уровня. Учебное заведение ведет подготовку специалистов в области экономики, финансов, коммерции, программного обеспечения, права и социальной работы.

 В колледже 3 отделения:

- финансово-экономическое;

- социально-юридическое;

- информационных технологий.

Для успешного осуществления  своей деятельности колледж

  • имеет современную, постоянно совершенствующуюся материально-техническую базу, электронно-вычислительную технику, компьютерное оборудование, учебно-программную документацию;
  • постоянно наращивает степень использования информационных технологий на основе использования персональных компьютеров в образовательном процессе;
  • проводит работу по ряду факультативных программ, как позволяющих получить углубленную подготовку по предметам, так и стимулирующих интерес студентов к процессам саморазвития и самосовершенствования, способствующих социальной защищенности и формированию оптимальной жизнедеятельности личности в образовательном процессе, микросоциуме, обществе;
  • активно сотрудничает с Кузбасским региональным институтом развития профессионального образования, с Сибирским государственным индустриальным университетом, Новокузнецким филиалом института Кемеровского государственного университета, Кузбасским государственным техническим университетом, Владимирским Юридическим институтом, Московским институтом экономики и права и Новокузнецким представительством Томского государственного педагогического университета;
  • на базе колледжа создан и работает Центр здоровья и развития личности. Служба Центра помогает студентам в выборе наиболее подходящей профессии, обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса, работает над проблемой социально-психологической адаптации студентов и выпускников колледжа.

Профессиональный колледж  г. Новокузнецка наряду с непрерывностью, многопрофильностью, многоуровневостью процесса обучения, широко апробированными технологиями обучения и воспитания студентов, использует компьютерные технологии обучения, гарантирующие переход на новый уровень профессиональной подготовки молодых специалистов, позволяющие адаптировать образовательный процесс к запросам и потребностям личности. Важной позицией в системе работы колледжа стоит гуманизация социально-профессионального воспитания студентов.

Приоритетными позициями работы педагогической системы колледжа на 2005-2010 годы являются:

- использование компьютерных  технологий (НИТ) и информационных  ресурсов в профессиональной  подготовке студентов;

- личностно - ориентированный  подход в воспитании, воспитание  целостной личности, стремящееся  к максимальной реализации своих  возможностей (самоактуализации), открытой  для восприятия нового опыта,  способной на осознанный и  ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

Таким образом, главная цель работы педагогического коллектива профессионального колледжа связана с созданием организационно- педагогических условий эффективного использования компьютерных технологий (НИТ) и информационных ресурсов как средства повышения качества профессиональной подготовки и воспитания конкурентоспособного выпускника.

Для реализации главной цели перед учебным заведением поставлены следующие задачи:

1. Изменить структуру  и содержание подготовки специалистов, совершенствуя научно-методическое обеспечение образовательного процесса с учетом особенностей использования НИТ в управлении, обучении, воспитании и развитии студентов.

2. Создать условия  для совершенствования и развития  электронных систем и программного обеспечения в подготовке студентов колледжа и содействия их дальнейшего профессионального становления.

3. Создать условия для социального и профессионального самоопределения личности, обеспечить развитие профессиональных и личностных компетенций педагогов и студентов и формирования их информационной культуры.

 

2.2 Организационная  структура Профессионального колледжа.

 

Структурное подразделение  колледжа – официально выделенный орган управления частью колледжа с  самостоятельными задачами, функциями  и ответственностью за выполнение возложенных на него задач.

Штатное расписание колледжа предусматривает наличие следующих  структурных подразделений:

1. Аппарат управления

2. Научно-образовательный  отдел

3. Методическая служба

4. Организационный отел

5. Бизнес-отделение

6. Отдел организации  производственного обучения

7. Бухгалтерия

8. Служба делопроизводства

9. Служба по обслуживанию  и ремонту оборудования, зданий  и сооружений

10. Столовая

11. Центр развития личности  и социальной поддержки студентов. 

Все вышеперечисленные структурные подразделения являются самостоятельными единицами. Они создаются и ликвидируются по приказу директора колледжа.

     Основополагающим  организационно-правовым документов, которым руководствуются все  структурные подразделения в  своей деятельности, является «Закон об образовании».

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 8 Организационная структура в Профессиональном колледже

2.3 Функции структурных подразделений

                                                                                                 Таблица 2

Структурные подразделения

Функции

 

 

Научно-образовательный отдел

Формирует у студентов картину мира, взглядов и убеждений, соответствующих  современному уровню знаний, умений и навыков в объеме реализуемых в колледже образовательных программ, рабочих программ учебных курсов и дисциплин общеобразовательного, общетехнического и специального циклов.

 

 

Методическая служба

Направляет учебно-методическую работу на повышение уровня образованности студентов, на развитие мастерства и творчества педагогов. Оказывает помощь в подготовке экспериментальных уроков, положив в основу трудности  преподавателей по внедрению новых технологий обучения.

 

 

 

Организационный отдел

Организует воспитательно-образовательную работу отделений колледжа. Составляет расписание учебных занятий, разрабатывает документацию по мониторингу образовательной деятельности отделений. Ведет профориентационную работу среди выпускников 9-11-х классов школ города. Планирует набор по специальностям ххх отделения. Контролирует распределение выпускников по рабочим местам.

 

 

Бизнес – отделение

Организует предпринимательскую подготовку  студентов колледжа, составляет организационные планы, анализирует ситуации и определяет педагогические проблемы в ходе предпринимательской подготовки учащихся; проектирует конкурентные модели образовательного процесса и формы его организации. Проектирует образовательные программы.

 

 

 

Отдел организации производственного обучения

Планирует проведение учебной, технологической, преддипломной практики на учебный год согласно графика воспитательно-образовательного процесса. Заключает договора о социальном партнерстве с работодателями на предмет организации производственной практики.

Организует проведение учебной  практики в колледже. Сотрудничает с родителями по вопросам обучения и воспитания студентов. Применяет обоснованные управленческие решения и контролирует их выполнение.

 

Бухгалтерия.

Выполняет работу по бухгалтерскому учету в колледже. Производит начисление и перечисление платежей в государственный бюджет, взносов на государственное социальное страхование, средств на финансирование капитальных вложений заработной платы рабочих и служащих, налогов и других выплат и платежей, а также отчисление средств в различные фонды.

Проводит экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности колледжа по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления резервов и осуществления режима экономии, в разработке и внедрении прогрессивных  форм и методов учета на основе ЭВМ, а так же в проведении инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов и платежных обязательств.

 

 

 

 

Служба делопроизводства.

Обеспечивает своевременную обработку  поступающей и отправляемой корреспонденции, ее доставку по назначению;  осуществляет систематический контроль за сроками исполнения документов и их правильным оформлением. Организует работу по приему документальных материалов, в том числе приказов и распоряжений директора колледжа, их регистрирую, учет и передачу в соответствующие структурные подразделения, по хранению материалов текущего делопроизводства, в колледже, номенклатуру дел. Обеспечивает печатание  и размножение служебных документов. осуществляет контроль за  своевременным исполнением приказов, поручений, распоряжений Директора колледжа. 

 

 

Служба по обслуживанию и ремонту  оборудования, зданий и сооружений.

Осуществляет работы по хозяйственному обслуживанию колледжа. Обеспечивает сохранность хозяйственного инвентаря, и его восстановление, а также  соблюдение чистоты в помещениях и на прилегающей территории. Следит за состоянием помещений и принимает меры к своевременному их ремонту. Осуществляет текущий ремонт и техническое обслуживание систем центрального отопления, водо-и-теплоснобжения, канализации, вентиляции и другого оборудования.

Столовая.

Обеспечивает горячим питанием студентов и работников колледжа с учетом норм потребления продуктов  питания.

Центр здоровья и развития личности студентов

Обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Работает над созданием условий для личностного и профессионального роста пед. работников, полноценного развития успешного обучения и профессионального становления студентов в образовательном пространстве колледжа. 

 

Информация о работе Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка