Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является исследование процесса адаптации на предприятии и разработка программы адаптации персонала в Профессиональном колледже.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать литературные источники по данной теме;
- изучить понятие адаптации рабочего персонала к новой трудовой ситуации;
- выявить цели и виды адаптации;
- охарактеризовать факторы, влияющие на процесс адаптации и ее этапы;
- рассмотреть организацию эффективного управления адаптацией;
- выявить цели и задачи системы управления адаптацией;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации персонала предприятия
Понятие адаптации и ее роль в производственном процессе
Цели адаптации
Виды адаптации
Факторы адаптации
Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Этапы адаптации
1.2 Организация эффективного управления адаптацией
1.2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией
1.2.2 Функции и направления деятельности подразделений
1.2.3 Программы адаптации
1.2.4 Оценка состояния работы по адаптации
Глава 2. Анализ процесса адаптации персонала ГОУ СПО Профессионального колледжа г. Новокузнецка
2.1 Общая характеристика ГОУ СПО Профессионального колледжа
2.2 Организационная структура Профессионального колледжа
2.3 Функции структурных подразделений
2.4 Структура персонала
2.5 Исследование процесса адаптации на предприятии
Глава 3. Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка
3.1 Этапы адаптации персонала колледжа
3.2 Виды адаптации персонала в колледже
3.2.1 Адаптация молодых специалистов
3.2.2 Адаптация новых сотрудников
3.2.3 Адаптация руководителей
3.3 Стадии цикла профессионализма колледжа
3.4 Должностная инструкция специалиста по адаптации персонала
3.5 Программа адаптации персонала в колледже
3.6 План и график внедрения проекта
3.7 План подготовки персонала к внедрению проекта
3.8 Расчет социально-экономической эффективности проекта
3.9 Рекомендательная часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВКР Адаптация в колледже.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

 

 

3.1 Этапы адаптации персонала колледжа

 

Изучение отечественного опыта показало, что специальной службы, которая бы занималась вопросами профадаптации в малых предприятиях, как правило, не существует. Формально функции по профадаптации выполняет в ГОУ СПО ПК первый зам. директора.

Зачастую "новичок" приходит на предприятие, и новичкам предоставляют право выплывать самим, не познакомив их с сотрудниками данного предприятия. Поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе, кроме того, увеличивается период адаптации, лишь после которого новый сотрудник начнет эффективно работать.

"Опыт" такого рода  может зачастую объяснять и  причины, по которым новый сотрудник  может испытывать чувство отчуждения  и занять негативную позицию  по отношению к организации прямо с первого дня работы.

За счет того, что у  нас в колледже сложился хороший, слаженный коллектив процесс адаптации для новых сотрудников проходит не так болезненно, как он может проходить на других предприятиях, где нет отлаженного механизма адаптации и коллектив не очень сплоченный. Каждый новый сотрудник, приступая к новой работе в колледже, хочет быстрее ее освоить и показать, что он может справляться с ней хорошо. Однако независимо от того, первая это его работа или нет, новый член коллектива приходит в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходим продуманный процесс адаптации.  

 

 

 

                                                                                                       Таблица 4

Виды адаптации  колледжа

1

Активная

2

Пассивная

3

Прогрессивная

4

Регрессивная

5

Первичная

6

Вторичная

7

Адаптация к нововведениям

8

Адаптация работника  в повышении должности

9

Адаптация работника  в понижении должности

10

Производственная

11

Непроизводственная


 

Условно процесс адаптации в колледже можно разделить на четыре этапа.

Этап 1. Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в педагогике, например в школе, училище, институте или других учебных заведениях, то (это касается педагогических работников) период его адаптации будет минимальным. Однако следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны; непривычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология преподаваемого предмета, внешняя инфраструктура и окружающей его персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в незнакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями колледжа, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, особенностями коммуникации, правилами поведения, т. д.

Этап 2. Введение в должность — практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков (зам.директора по теории, по производству, учебно-воспитательной работе, первый зам.директора, научно-методической работе и др.), так и кадровая служба.

Процесс введения в должность непосредственно начинается в отделе кадров при приеме и оформлении на работу. Инспектор отдела кадров проводит небольшую беседу, в которой в общих чертах знакомит с организацией, где предстоит работать новичку и подписывают трудовой и коллективный договор.

Часто в ходе проведения программы введения в должность  затрагиваются следующие вопросы:

1. Общее представление о компании:

• цели, приоритеты, проблемы;

• традиции, нормы, стандарты;

• услуги, продукция, и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя;

• разнообразие видов  деятельности;

• организация, структура;

• информация о руководителях.

2. Политика организации:

• принципы кадровой политики;

• принципы подбора персонала;

• направления профессиональной подготовки и повышения квалификации;

После прохождения общей  программы может быть проведена специальная программа, осуществляемая как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы:

1. Функции подразделения:

• цели и приоритеты, структура;

• направления деятельности;

• взаимоотношения с другими учебными заведениями;

• взаимоотношения внутри колледжа.

2. Обязанности и ответственность:

• детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов;

• разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в   подразделении и в колледже в целом;

• нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения;

• длительность рабочего дня и расписание;

• дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

3. Процедуры, правила, предписания:

• правила, характерные только для данного вида работы данного подразделения;

• отношения с работниками, не принадлежащими к данному  подразделению;

• правила поведения  на рабочем месте;

• контроль за нарушениями;

• перерывы (перекуры, обед);

• контроль и оценка исполнения.

В работе необходимо определить процесс введения в должность как процесс, причем процесс важный не только для начинающих работников, но и для давно работающих сотрудников, которые переводятся на другое место работы и вынуждены вследствие этого переучиваться. Иногда же имеется тенденции обращать большее внимание на содержание мероприятий, связанных с введением в должность, а не на сам процесс. То есть, если не продумать эффективные средства подачи информации,  то она окажется бесполезной для новичка. С другой стороны важно помнить, что руководитель не может ограничиться одной только выдачей задания, он обязан убедиться, что задании понятно сотруднику и правильно выполняется.

Для планирования процедуры введения в должность полезным может оказаться список контрольных вопросов, отражающий содержательную сторону процесса. Такой список может включать основные этапы процесса введения в должность с той или иной степенью детализации в зависимости от категории сотрудников, для кого он предназначен. Обязанности по проведению отдельных мероприятий можно распределить между опытными сотрудниками отдела.

Этап 3. Действенная адаптация. Этот этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации. Важно в рамках этого этапа оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

Этап 4. Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 2 месяцев работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько недель. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду.

В программах адаптации часто используют аппаратуру, слайды, фотографии.

 Программы подразделяются на общие и специализированные. Как правило, вопросы общей программы касаются информации о компании в целом. Вот некоторые вопросы, затрагиваемые этой программой:

1) общее представление  о компании, приветственная речь, цели, приоритеты, традиции, нормы, продукция, виды деятельности, данные о руководстве, внутренние отношения;

2) стратегическая политика;

3) оплата труда; 

4) дополнительные льготы;

5) охрана труда и  техника безопасности;

6) работник и его  отношения с профсоюзом;

7) служба быта;

8) экономические факторы:  прибыль, стоимость рабочей силы, стоимость оборудования, ущерб от  прогулов, опозданий, несчастных  случаев.

Специализированная  программа затрагивает вопросы, касающиеся конкретного подразделения или отдела фирмы. Например, функция подразделения; обязанности и ответственность; требуемая отчетность; правила, предписания; осмотр подразделения; представление сотрудникам.

Опыт отечественных организаций показывает, что в них недостаточно внимания уделяется проблеме профадаптации кадров. Многие управленческие работники не воспринимают их как методы регулирования предложения рабочей силы в организации. К тому же образование множества органов управления в регионах (центры профориентации и занятости, кабинеты профориентации в школах, специальных учебных заведениях, в организациях) без достаточной регламентации их полномочий обусловило разобщенность их воздействия на объекты управления.

 

 

 

 

 

 

Таблица 5

Факторы адаптации

Личностные

Производственные

Социально-демографические:

1. Стаж, возраст

2. Образование

3. Квалификация

4. Социальное происхождение

Психологические :

5. Уровень притязаний

6. Восприятие самого  себя

Социологические:

7. Степень профессионального

интереса

8. Степень заинтересованности

в собственном заработке

9. Наличие установки на

продолжение образования

10.Знание производственных перспектив

1. Содержание трудовой деятельности

2.Условия труда и  правила внутреннего распорядка, организация труда, руководство

3.Возможности повышения квалификации, участия в обсуждении принимаемых решений

4.Виды и способы  передвижения на работу, продолжительность передвижения на работу

5.Заработная плата

6.Психологический климат в коллективе


 

Ведомственная разобщенность  противодействует развитию прямых связей между субъектами управления профадаптацией, не позволяет устранить организационные недостатки в их работе, которые усугубляются на каждом последующем уровне управления. Поэтому именно на уровне  основного звена - организации - необходимо прежде всего преодолеть недостатки в формировании личности работника путем выявления у него резервов психофизического и мотивационного механизмов выбора профессии, приведения их в действие с учетом личных потребностей и предпринимательских задач организации.

Организация заинтересована в повышении конкурентоспособности своей продукции, а это требует как высокоэффективных технологий и техники, так и наиболее способных работников. Чем выше уровень развития работника с точки зрения совокупности его профессиональных знаний, умений, навыков, способностей и мотивов к труду, тем быстрее совершенствуется и более производительно используется вещественный фактор производства.

Для разработки программы  отбора и адаптации кадров необходимо провести анализ кадровой ситуации в  регионе, разработать процедуры  привлечения и оценки кандидатов, провести адаптационные мероприятия по включению новых сотрудников в организацию.

 

3.2 Адаптация различных специалистов в колледже

 

Рассмотрим адаптацию различных специалистов, раскроем основные проблемы с которыми может столкнуться тот или иной специалист, только вступивший в определенную должность.

3.2.1 Адаптация молодых специалистов

В связи с культом  рыночной экономики, сложившимся в  нашей стране в последние годы, общая ситуация с трудоустройством выпускников профессионально-образовательных систем осложнилась. Государство не гарантирует этим выпускникам трудовой занятости, и они сами должны проявлять активность в поиске места работы. Ожидается, что образовательные системы должны подстраиваться под интересы, запросы работодателей. Работодатели же озабочены своими текущими доходами. Они в редких случаях (3%) проявляют готовность (на уровне высказываний) вкладывать «живые деньги» в подготовку специалистов. В то же время работодатели хотят принимать в свои организации людей, уже имеющих профессиональный практический опыт и готовых к самостоятельной работе. Притом людей инициативных, умеющих общаться, исполнительных. А еще и способных к нововведениям, широкопрофильных, готовых к постоянному самообучению. Работодателям желательно, чтобы имелась конкурентная борьба претендентов на рабочее место. Отмечается немалая доля безработных среди молодежи.

Никакой специалист не минует процесса адаптации к новому (для него) месту работы, трудовому посту. В этом процессе нам важно усмотреть, как минимум, две основные составляющие: а) собственно производственно-технологическую адаптацию и б) социально-психологическую. Важными, конечно, являются явления адаптации на уровне организма (состояние здоровья, соответствие психофизиологических качеств человека требованиям профессии). Будем далее исходить из предположения, что этого рода адаптация так или иначе была обеспечена в ходе обследования человека при приеме его на обучение и в ходе профессиональной подготовки.

Информация о работе Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка