Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является исследование процесса адаптации на предприятии и разработка программы адаптации персонала в Профессиональном колледже.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать литературные источники по данной теме;
- изучить понятие адаптации рабочего персонала к новой трудовой ситуации;
- выявить цели и виды адаптации;
- охарактеризовать факторы, влияющие на процесс адаптации и ее этапы;
- рассмотреть организацию эффективного управления адаптацией;
- выявить цели и задачи системы управления адаптацией;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации персонала предприятия
Понятие адаптации и ее роль в производственном процессе
Цели адаптации
Виды адаптации
Факторы адаптации
Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Этапы адаптации
1.2 Организация эффективного управления адаптацией
1.2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией
1.2.2 Функции и направления деятельности подразделений
1.2.3 Программы адаптации
1.2.4 Оценка состояния работы по адаптации
Глава 2. Анализ процесса адаптации персонала ГОУ СПО Профессионального колледжа г. Новокузнецка
2.1 Общая характеристика ГОУ СПО Профессионального колледжа
2.2 Организационная структура Профессионального колледжа
2.3 Функции структурных подразделений
2.4 Структура персонала
2.5 Исследование процесса адаптации на предприятии
Глава 3. Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка
3.1 Этапы адаптации персонала колледжа
3.2 Виды адаптации персонала в колледже
3.2.1 Адаптация молодых специалистов
3.2.2 Адаптация новых сотрудников
3.2.3 Адаптация руководителей
3.3 Стадии цикла профессионализма колледжа
3.4 Должностная инструкция специалиста по адаптации персонала
3.5 Программа адаптации персонала в колледже
3.6 План и график внедрения проекта
3.7 План подготовки персонала к внедрению проекта
3.8 Расчет социально-экономической эффективности проекта
3.9 Рекомендательная часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВКР Адаптация в колледже.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

 

  1.  Кто оказал Вам наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации? (нужное подчеркнуть)

 

    сотрудник отдела кадров

 

     руководитель подразделения

 

     наставник

 

     коллега по работе

 

     кто-то другой

 

20. Укажите,  пожалуйста, ваше имя, должность  и структурное подразделение,  в котором вы сейчас работаете (по желанию).

Спасибо!

После проведения анкетирования  мы выяснили, что в большинстве  респондентами оказались те работники, чей стаж работы составляет от 10-ти до 20 лет. Но это неслучайно, ведь сотрудников  этой возрастной категории в колледже большинство. Тем не менее, в опросе удалось задействовать всех молодых специалистов, поступивших на работу в колледж не ранее 2004 года, чей стаж работы составил до 3-х лет. Таких работников на данный момент в организации 11 человек.  Все эти данные наглядно можно показать на диаграмме.

Рис. 15  Стаж работы анкетируемых работников.

 

             В литературе выделяют адаптацию  первичную, когда человек впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии и вторичную, которая наступает при последующей смене работы. В ходе опроса мы выяснили, что 35 человек из опрашиваемых проходили или проходят в настоящий момент первичную адаптацию. И только 15 работников поступили на работу в колледж из других учреждений.

Здесь уместно говорить о вторичной адаптации.

Как выяснилось, освоение работы в условиях нового места у  большинства работников (19 человек) длится до 3-х месяцев. Одного и двух месяцев для адаптации хватает 14 и 10 работникам соответственно, 7 человек ответили, что освоение на новом месте работы еще продолжается.

Отразим данные показатели на диаграмме:


 

 

 

 

 

 

Рис. 16 Освоение работы в условиях нового места

Анализируя ответы респондентов, мы выяснили, что наиболее сложным  в адаптационном периоде для 24 человек оказались профессиональные обязанности, о сложностях при вхождении в коллектив и условиях труда ответили 7 и 9 человек соответственно. Остальные 10 преподавателей отметили «другое», не конкретизировав ответ.  При этом 34 сотрудника на вопрос, почему это для вас оказалось трудным, ответили, что не было опыта. Таким образом, можно сделать вывод, что для большинства работников процесс адаптации сводится к приобретению профессиональных навыков. По-видимому, этот показатель является приоритетным для большинства работников.

Как показал опрос, все  респонденты благополучно решили возникшие  проблемы.

Рис. 17  Решение возникающих проблем

 

Данная диаграмма свидетельствует, что большинство работников при  решении проблем во время адаптации предпочитают самостоятельно преодолевать трудности (34 человека приобрели собственный опыт и 7 человек считают, что ситуация разрешилась самостоятельно). Только 5 работников отметили помощь со стороны коллег и 4 человека со стороны начальства. 

При этом  на вопрос необходима ли вам помощь руководителя, 27 респондентов ответили, что вообще в ней не нуждаются. 10 сотрудников заявили  о необходимости помощи начальника в первые месяцы работы. От участия  коллег в решении проблем, возникающих в период адаптации первого месяца, не отказались бы 29 работников. До двух месяцев в помощи коллег нуждаются 6 человек, а до трех месяцев адаптации-10 сотрудников. Пять преподавателей заметили, что им помощь потребуется еще и после адаптации.

 Можно предположить, что нежелание работников сотрудничать с руководством в период адаптации, вызвано недоверием, либо так может проявляться страх оказаться некомпетентным работником перед руководителем. В этом случае, сотрудники предпочитают делится с проблемами и искать помощи у коллег, либо самостоятельно переживают этот нелегкий период.

 Частью коллектива  почувствовали себя в течение  трех месяцев только 6 человек. 14 работников назвали период после  полугода, а большинство- 30 человек  отметили, что только после года работы вошли в коллектив. Тем не менее, в ходе опроса выявились некоторые  факты, которые свидетельствуют о сплоченности коллектива. Так, занимаемым местом в коллективе на данный момент довольны 32 человека. При этом в случае увольнения из организации на свое прежнее место работы вернулось  бы 30 человек из 50 опрошенных. Эти цифры так же показывают то, что в основной массе работники довольны своим местом работы.

Нужно отметить, что конфликты  в организации случаются нечасто. 9 человек заявили о редких противоречиях с руководителем и 10 человек с кем – либо из коллег. Об отсутствии конфликтов с руководством и с коллегами заявили 41 и 35 работников соответственно.

На вопрос о сроках овладения профессиональными навыками, 15 сотрудников ответили, что их еще не приобрели. 19 респондентов считают, что профессиональная адаптация завершилась в течение 3-х месяцев, сроки два и один месяц указали 11 и 5 человек соответственно. Эти факты свидетельствуют о том, что в колледже не достаточно уделяется внимание процессу адаптации работников.

В процессе анализа мы выяснили, что  наиболее ощутимую помощь в процессе адаптации оказывают коллеги  по работе. Этот  факт подтверждает диаграмма.

Рис. 18 Помощь в процессе адаптации

 

 Необходимо отметить, что в колледже отсутствует институт наставничества. Наставник (коллега новичка, не являющийся его непосредственным руководителем или сотрудником службы персонала) оказывает ежедневную поддержку для ускорения процесса «вживания» в коллектив.

Большинство респондентов отметили, что ощутимую помощь в  адаптационный период оказывает  специальная литература (32 человека).

10 работников заявили  о пользе практических занятий  – семинаров. Незначительное  количество  сотрудников указали  в анкете фильмы и лекции (3 и 5 человек соответственно). 

Рис. 18 а Помощь в процессе адаптации

 

Анализируя ответы респондентов об удовлетворенности некоторыми приведенными производственными факторами, можно  сделать вывод, что в целом  сотрудники колледжа удовлетворены своей работой, занимаемой должностью, возможностью повышения квалификации, режимом работы, отношением с непосредственным руководителем и др. Эти факторы отметили наибольшее количество сотрудников. То есть в колледже сложилась вполне благоприятная атмосфера среди сотрудников, которая способствует выполнению функциональных обязанностей работников предприятия. Наименьшее количество баллов набрали факторы: наличие перспектив должностного продвижения (35,5 баллов), бытовые условия труда (36 баллов), наличие системы льгот для работников (24 балла). Таким образом, можно сделать вывод, что сотрудников предприятия в большинстве не устраивают материальные факторы.

Результаты опроса по данному вопросу представим в  виде таблицы:

(название производственного фактора см. в анкете)

                                                                                         

 

 

 

Таблица 3                                                                                                           

                        Результаты опроса по вопросу № 18 анкеты       

Производственный фактор

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

7

8

Результат (кол-во баллов)

45

42,5

43

41,5

40

35,5

45

48

39,5

48

49

Производственный фактор

10

11

12

13

14

15

16

17

 

15

16

17

Результат (кол-во баллов)

36

47

48,5

46,5

24

43

37

41

 

44,5

47

41


 

                                                                                                  

Итак, в Профессиональном колледже нами был исследован процесс  адаптации работников предприятия. Исследование проводилось в форме анкеты. В результате можно сделать следующие выводы:

- процесс адаптации  у большинства опрашиваемых занимает 3 месяца.

- наиболее сложным  в адаптационном периоде оказались  профессиональные обязанности. 

- наибольшее количество сотрудников ответили, что трудности в адаптационном периоде возникают из-за недостаточного профессионального опыта. Но как только опыт приобретен, многие проблемы исчезли.

При этом нужно отметить, что на практике, основная масса  работников преодолевает возникшие трудности самостоятельно, не привлекая персонал предприятия. В то же время, многие сотрудники заметили, что процесс адаптации проходит значительно легче и быстрее, если присутствует помощь со стороны руководства или коллег по работе.

- процесс приобретения профессиональных навыков у работников проходит значительно быстрее, чем процесс вхождения в коллектив. Возможно, это связано с психологическим типом личности человека, или с трудностью вхождения в достаточно сплоченный коллектив. Необходимо заметить, что текучести кадров на предприятии фактически нет. Педагогический коллектив год от года только увеличивается.

- значительную помощь  в процессе адаптации оказывает  специальная литература.

- большинство работников  довольны своим рабочим местом, ощущают себя частью коллектива. На предприятии достаточно редко  случаются конфликты. 

- в колледже отсутствует  институт наставничества. Но как показывает практика российских и зарубежных предприятий, для успешной организационной и профессиональной адаптации целесообразно создать и развивать наставничество. Проведенный нами опрос показал, что в процессе адаптации работники предпочли бы получать помощь от более опытных коллег.

 Проведенный нами  анализ показал, что в Профессиональном  колледже нет четкой программы  адаптации на новом рабочем  месте сотрудников предприятия.  Отсутствие четко регламентированных  процедур по адаптации новых работников влечет за собой несработанность нового сотрудника с коллективом, его уход или увольнение по инициативе администрации.

В следующей главе  мы попытаемся разработать программу  адаптации персонала для Профессионального  колледжа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Часть 3. Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка

 

Основанием для разработки проекта послужила объективная  необходимость создания на предприятии  эффективной системы адаптации  персонала, которая к моменту  написания данной работы фактически отсутствует. В то же время, опираясь на данные анализа, можно утверждать, что такая необходимость давно назрела. Так, большинство сотрудников в первые месяцы работы преодолевают трудности самостоятельно, при этом многие в этот период не отказались бы от помощи коллег. Достаточно велик удельный вес работников пенсионного возраста – 14,5 %.

Проект для достижения поставленной цели должен строиться с учетом сложившейся в колледже ситуации, действующей нормативно-методической базы, требований безопасности труда, условий трудовых и коллективного договора организации, достижений современной науки.

Проектные предложения  состоят в разработке следующих  документов и мероприятий:

1. Выявить этапы адаптации персонала предприятия

2. Охарактеризовать виды адаптации персонала в колледже. А именно:

-   адаптация молодых специалистов

-   адаптация новых  сотрудников

- адаптация руководителей

3.  Показать стадии цикла профессионализма персонала колледжа

4. Сформировать должностную инструкцию специалиста по адаптации персонала

5. Разработать программу  первичной адаптации персонала

6.Разработать программу  адаптации на испытательный срок  для работников.

7. Предложить план  учебы по программе адаптации. 

8.Сформулировать возможные  угрозы реализации программы  адаптации для предприятия и сотрудников.

9. План и график внедрения проекта

         10. План подготовки персонала к внедрению проекта

         11. Выявить экономический эффект  от внедрения данного проекта  на предприятии.

Этапы и виды адаптации характеризуют основной процесс прохождения адаптации сотрудника в колледже.

Должностная инструкция специалиста по адаптации персонала  регламентирует деятельность специалиста  и содержит требования к работнику, замещающему эту должность. Составляется на основании глубокого изучения работы по данной должности с определением конкретных требований к работнику в отношении его знаний, опыта, навыков (личностная спецификация). Содержит разделы: общая части, цели, функции, информация, права, ответственность.

Программы адаптации  персонала должны содержать подробный регламент процесса адаптации с разбивкой на этапы и подробным описанием назначения каждого из них.

План и график внедрения проекта  должен быть разбит помесячно с указанием  конкретных мероприятий по внедрению  системы адаптации, приходящихся на каждый месяц.

План подготовки персонала к  внедрению проекта составляется с учетом требования создания у персонала  положительного образа системы адаптации, позитивных ожиданий и готовности полноправно  участвовать в реализации процесса адаптации персонала.

Расчет социально-экономической  эффективности проекта преследует цель оценки экономического эффекта  от его внедрения и качественной оценки отдаленных социально-экономических последствий.

Информация о работе Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка