Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 20:11, дипломная работа

Краткое описание

Целью моей дипломной работы является исследование процесса адаптации на предприятии и разработка программы адаптации персонала в Профессиональном колледже.
Для достижения данной цели необходимо реализовать следующие задачи:
- проанализировать литературные источники по данной теме;
- изучить понятие адаптации рабочего персонала к новой трудовой ситуации;
- выявить цели и виды адаптации;
- охарактеризовать факторы, влияющие на процесс адаптации и ее этапы;
- рассмотреть организацию эффективного управления адаптацией;
- выявить цели и задачи системы управления адаптацией;

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические и методологические основы адаптации персонала предприятия
Понятие адаптации и ее роль в производственном процессе
Цели адаптации
Виды адаптации
Факторы адаптации
Связь понятий «адаптация» и «профориентация»
Этапы адаптации
1.2 Организация эффективного управления адаптацией
1.2.1 Цели и задачи системы управления адаптацией
1.2.2 Функции и направления деятельности подразделений
1.2.3 Программы адаптации
1.2.4 Оценка состояния работы по адаптации
Глава 2. Анализ процесса адаптации персонала ГОУ СПО Профессионального колледжа г. Новокузнецка
2.1 Общая характеристика ГОУ СПО Профессионального колледжа
2.2 Организационная структура Профессионального колледжа
2.3 Функции структурных подразделений
2.4 Структура персонала
2.5 Исследование процесса адаптации на предприятии
Глава 3. Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка
3.1 Этапы адаптации персонала колледжа
3.2 Виды адаптации персонала в колледже
3.2.1 Адаптация молодых специалистов
3.2.2 Адаптация новых сотрудников
3.2.3 Адаптация руководителей
3.3 Стадии цикла профессионализма колледжа
3.4 Должностная инструкция специалиста по адаптации персонала
3.5 Программа адаптации персонала в колледже
3.6 План и график внедрения проекта
3.7 План подготовки персонала к внедрению проекта
3.8 Расчет социально-экономической эффективности проекта
3.9 Рекомендательная часть
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ВКР Адаптация в колледже.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

График прохождения вторичной адаптации (на срок 2 месяца) разрабатывается для сотрудников, осваивающих новые должностные обязанности при переходе на другую должность или в другое подразделение. Он отличается от графика первичной адаптации меньшим количеством документов. В этом случае сотрудник уже знает историю фирмы, ее оргструктуру. Акцент в графике ставится на освоение технологических и технических инструкций, необходимых при выполнении новых должностных обязанностей.

Испытательный срок —  это основной период адаптации нового сотрудника организации. По его завершении работник должен быть извещен о соответствии или несоответствии занимаемому рабочему месту. Оценка должна быть максимально объективной и основываться на наблюдениях и анализе в течение испытательного срока, а также на соответствующих критериях оценки. Результаты зависят от деятельности работодателя [12].

На весь период испытательного срока в течение первой недели работы в подразделении сотруднику устанавливаются задачи и критерии эффективности их выполнения.

Для оптимального прохождения работником испытательного срока и процесса адаптации в целом в организации необходимо создать пакет документов (должностная инструкция, паспорт рабочего места, инструкция по эксплуатации оборудования, структура подразделения и т. д.), регламентирующих этот процесс, а также предпринять шаги по решению всех возможных проблем и вопросов с помощью грамотной и отлаженной системы наставничества. Участие непосредственного руководителя (наставника) в процессе профессиональной адаптации сведет к минимуму затраты как на информационную часть ознакомления с новым местом работы, так и на производственную.

Наставничество — форма воспитания и профессиональной подготовки вновь принятых на производстве, в профтехучилищах и т. п. За вновь принятыми сотрудниками должен наблюдать более опытный, старший по возрасту сотрудник организации, который несет ответственность за передачу им своего опыта и знаний, оно имеет индивидуальную и коллективную формы [19].

Наставничество — это процесс, в котором один человек ответственен за развитие другого человека вне рамок обычных взаимоотношений менеджера и подчиненного.

Наставником назначается опытный сотрудник, имеющий хорошие показатели работы и проявляющий организаторские и управленческие способности. Максимальное количество стажеров у наставника — 2, поэтому времени для того, чтобы уделить внимание проблемам нового сотрудника, достаточно.

Задача службы персонала - организовать этот процесс должным образом, разработав программу взаимосвязанных мероприятий на протяжении определенного периода времени (рис.6).

 



 

 

 Рис. 6 Деятельность подразделений по управлению профориентацией и адаптацией персонала службы управления персоналом

 

В проведении адаптации могут быть задействованы следующие сотрудники:

  • непосредственный руководитель: объясняет организационную структуру подразделения, требования к работе (должности), цели и условия проведения испытательного периода и системы оценки;
  • сотрудник отдела кадров: оформляет новичка на работу (заполняет необходимые бланки, собирает необходимые документы), объясняет программы адаптации;

 

  • инженер по технике безопасности: объясняет правила техники безопасности на рабочем месте;
  • бригадир (начальник участка) или специально назначенный сотрудник: проводит экскурсию по территории участка (подразделения) и знакомит с сотрудниками; затем в течение первых недель при необходимости 
    консультирует по рабочим вопросам;
  • руководитель подразделения или сотрудник службы персонала: рассказывает об организации в целом, ее истории, продукции и услугах, корпоративной культуре;
  • менеджер по обучению или непосредственный руководитель: рассказывает о возможностях для обучения и развития, составляет индивидуальный план обучения, рассказывает о различных источниках 
    информации, необходимой в период адаптации, таких как внутренняя корпоративная сеть, другие информационные ресурсы и т. п.;
  • наставник (коллега новичка, не являющийся его непосредственным руководителем или сотрудником службы персонала): оказывает ежедневную поддержку для ускорения процесса «вживания» в коллектив [19].

      Для достижения целей адаптации в организациях целесообразно иметь в действующих подразделениях по управлению персоналом специалистов или самостоятельное подразделение по управлению профориентацией и адаптацией кадров. Штат такого подразделения должен состоять как минимум из двух человек: профконсультант (профессиональная ориентация) и менеджер по персоналу (отбор, подготовка и адаптация работников).

Функции этого подразделения  должны быть ориентированы на работников, которым нужна помощь в профессиональной ориентации и переориентации, а также выпускников подшефных школ, которые стоят перед выбором своей дальнейшей профессии, и на новых работников, пришедших в организацию или поменявших место работы внутри ее.

Подразделение по управлению профориентацией и адаптацией должно выполнять следующие функции:

- изучение и прогнозирование конъюнктуры рынка труда, проведение мероприятий по адаптации к нему, осуществление соответствующей переструктуризации кадрового потенциала;

- наем и отбор персонала с использованием профессиограмм и описаний работ, тестирования и интервьюирования работников с целью их лучшей профориентации;

- расстановка кадров по подразделениям, участкам, рабочим местам, закреплением ротаций и внутрипроизводственными перемещениями кадров, формирование стабильного трудового коллектива;

- отбор лидеров из числа молодых работников, обладающих талантом организатора;

- организация взаимодействия с региональной системой управления профориентацией и адаптацией на взаимовыгодных условиях.

(Должностные обязанности  профконсультанта и менеджера по персоналу см. в приложении 1).

Хотя ответственность  за проведение, адаптации конкретного сотрудника лежит на его непосредственном руководителе, задача службы персонала — организовать программу адаптации в рамках всей компании и разработать необходимые для этого механизмы и инструменты, а также оценить эффективность проведенных мероприятий.

1.2.3 Программы адаптации

Независимо от того, первая это работа или нет, новые сотрудники приходят в первый рабочий день с множеством естественных опасений. Для предотвращения таких ситуаций необходима продуманная процедура введения в должность или, иными словами, программа адаптации персонала.

Программа адаптации представляет собой набор конкретных действий, которые нужно произвести сотруднику, ответственному за адаптацию. В различных учебных пособиях встречаются разные синонимы программ адаптации — их также называют программами ориентации или просто ориентацией. Суть этих явлений примерно одна и та же. Мы будем пользоваться термином «программа адаптации», так как считаем адаптацию базовым и всеохватывающим процессом, подчиняющим себе введение в должность и ориентацию.



Формализованная процедура  адаптации помогает нивелировать стрессовый характер перехода сотрудника из одной организации в другую (рис 7).

 

Рис. 7  Программа адаптации и стрессы

Отсутствие  четко регламентированных процедур по адаптации новых сотрудников влечет за собой несработанность нового сотрудника с коллективом, его уход или увольнение по инициативе администрации. Формализованная процедура адаптации неотъемлемая часть структуры управления предприятия в целом [19].

Качество программы  адаптации в организации, где  работает новичок, имеет очень важное значение. Без четкой регламентации эта процедура становится не только бессмысленной и неэффективной, но и очень затратной. Ведь адаптация каждого нового сотрудника занимает время, значит, и деньги. Поэтому так важно, чтобы она была максимально информативной и могла помочь сотруднику быстрее освоить новые обязанности.

Продолжительность и содержание программы адаптации зависит от особенностей организации, сложности работы и особенностей сотрудника. Формальная программа адаптации обычно увязывается с прохождением сотрудником испытательного срока.

Наиболее распространенные ошибки при проведении программ адаптации:

- использование пассивных способов передачи информации (лекции, просмотр видео, чтение брошюр);

- попытка свести адаптацию к передаче определенного объема информации в короткие сроки, игнорируя необходимые при этом процессы построения взаимоотношений в коллективе;

- излишний формализм;

- несогласованность действий участников;

- неподготовленность участников, непонимание ими значения процесса адаптации и своей роли в нем [31, 27].

Ю.Г.Одегов в  учебном пособии указывает следующие особенности процесса адаптации в крупной компании со сложной организационной структурой:

- разделение ролей в процессе адаптации на разных этапах;

- формализация процедур и контроля;

- комбинация неформальных дискуссий один на один и традиционных форм обучения: лекций, демонстраций, тренингов и т. п. [19].

В небольшой компании программу адаптации может проводить сам директор в виде неформальных бесед с новым сотрудником. При этом соблюдение всех вышеперечисленных требований к программе адаптации позволит избежать многих проблем, связанных с вхождением нового сотрудника в организацию.

Большинство авторов  разделяют программу на общую  и специальную (специализированную).

Общая программа адаптации касается в целом всей организации. Разные авторы включают в нее от 6 до 9 основных вопросов. Наиболее полно, с нашей точки зрения, изложена суть общей программы адаптации в учебнике Одегова. Согласно ему, в ходе проведения программы должны затрагиваться следующие вопросы:

1. Общее представление  о компании: цели, приоритеты, проблемы;

традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности; организация, структура, связи компании; информация о руководителях.

2. Политика  организации: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени;

правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

3. Оплата труда : нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных.

4. Дополнительные  льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе;

наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников.

5. Охрана труда  и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.

6. Работник  и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма;

назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу;

права и обязанности  работника; права непосредственного руководителя;

организации рабочих; постановления профсоюзов и политика компании;

руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

7. Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей;

8. Экономические  факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

После осуществления  общей программы следует перейти  к специальной (специализированной). Она охватывает вопросы, связанные конкретно с каким-либо подразделением или рабочим местом и осуществляется как в формах специальных бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). В нее должны быть включены следующие вопросы:

1. Функции  подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения.

2. Рабочие  обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

3. Требуемая  отчетность: виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

4. Процедуры,  правила, предписания :правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения.

Информация о работе Адаптация персонала в ГОУ СПО Профессиональном колледже г. Новокузнецка