Основные методы профессионального обучения персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2015 в 20:29, курсовая работа

Краткое описание

Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. усовершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..2
Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала……..3
1.1 Понятие и сущность обучения персонала………………………………..3
1.2 Виды обучения персонала…………………………………………………6
1.3 Характеристика профессионального обучения………………………..…8
1.4 Направления профессионального обучения…………………………..…10
Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала……...11
2.1 Методы обучения персонала на рабочем месте…………………….…...11
2.2 Методы профессионального обучения вне рабочего места…………….13
2.3 Методы повышения профессионального мастерства менеджеров…….18
2.4 Сравнение методов обучения в зависимости от степени включенности в него слушателя…………………………………………………………………19
Заключение…………………………………………………………………..…21
Список литературы…………………………………………………………….23

Файлы: 1 файл

методы.docx

— 59.69 Кб (Скачать)

                                              Содержание

Введение………………………………………………………………………..2

Глава 1 Основные понятия профессионального обучения персонала……..3

1.1 Понятие и сущность  обучения персонала………………………………..3

1.2 Виды обучения персонала…………………………………………………6

1.3 Характеристика профессионального  обучения………………………..…8

1.4 Направления профессионального  обучения…………………………..…10

Глава 2 Основные методы профессионального обучения персонала……...11

2.1 Методы обучения персонала  на рабочем месте…………………….…...11

2.2 Методы профессионального обучения вне рабочего места…………….13

2.3 Методы повышения профессионального  мастерства менеджеров…….18

2.4 Сравнение методов обучения  в зависимости от степени включенности  в него слушателя…………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………..…21

Список литературы…………………………………………………………….23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                                   Введение

 

 

Профессиональное обучение определяется как процесс подготовки персонала организации к успешному выполнению стоящих перед ним задач, т.е. усовершенствование стандартных компетенций. Вместе с тем современное профессиональное обучение ориентируется не только на задачи сегодняшнего дня, но и на будущие потребности организации. Профессиональное обучение является важнейшей частью профессионального развития персонала.

Последние годы вопрос о профессиональном обучении персонала организаций является очень актуальным. В динамично развивающихся организациях обучение персонала используется для развития бизнес-практики организации, выступает как инструмент преобразований, обслуживает потребности менеджмента в управлении изменениями.

Цель данной курсовой работы заключается в проведении исследований и изучении методов профессионального обучения персонала.

Традиционно различают два основных метода обучения персонала:

-Обучение без отрыва  от производства (обучение с использованием  внутренних ресурсов);

-Обучение с отрывом  от работы в специализированных  учебных заведениях, центрах подготовки  кадров (с использованием внешних  ресурсов).

Оба метода имеют свои преимущества и недостатки.

Таким образом данная курсовая работа предусматривает решение следующих важнейших задач:

-Изучение и анализ  методов профессионального обучения  персонала;

-Анализ достоинств и  недостатков методов обучения;

-Сравнение методов обучения  в зависимости от степени включенности  в него слушателя.

В данной работе объектом исследования является обучение персонала организации. Предметом курсовой работы выступают методы профессионального обучения персонала организации.

Важнейшее условие успешного развития любой организации - профессиональное развитие человеческих ресурсов - особенно актуально в современном мире, в котором проблема обновления приобретенных знаний и навыков стоит особенно остро. Сегодняшний сотрудник должен обладать стратегическим мышлением, предприимчивостью, широкой эрудицией, высокой культурой, способностью адаптироваться к непрерывным изменениям внешней среды.

 

 

 

Назрела необходимость профессионального обучения персонала, т.е. создания условий для полного раскрытия потенциала сотрудников, их способности вносить ощутимый вклад в деятельность своей организации. Речь идет прежде всего о предоставлении сотрудникам равных возможностей в получении достойных заработков, в продвижении по службе, в профессиональном росте и т.д.

Крупные западные фирмы инвестируют все больше средств в профессиональное обучение персонала, понимая, что внешний рынок труда и система образования не успевают приспособиться к столь быстрому росту потребности в конкретных кадрах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава 1. Основные понятия профессионального обучения.

 

 

1.1 Понятие и сущность  обучения персонала

 

Процесс обучения человека протекает всю его сознательную жизнь. Первичное обучение осуществляется в школах, профессионально-технических училищах, техникумах, колледжах, лицеях, вузах. Вторичное обучение проходит в вузах, институтах и на факультетах повышения квалификации и переподготовки кадров, в учебных центрах, специально организованных курсах и семинарах, в организациях и т.п. Целью обучения является получение образования.

Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Уровень образования обусловливается требованиями производства, научно-техническим и культурным уровнем, а также общественными отношениями. Образование делится на два вида: общее и профессиональное. Образование должно осуществляться непрерывно.

Непрерывное образование - процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку для изменяющихся условий и стимулирование постоянного самообразования.

«Профессиональное образование как процесс - это одно из звеньев единой системы непрерывного образования, а как результат - подготовленность человека к определенному виду трудовой деятельности, профессии, подтвержденная документом (аттестатом, дипломом, свидетельством) об окончании соответствующего учебного заведения»[1].

В дальнейшем речь пойдет о профессиональном образовании персонала, которое осуществляется посредством его обучения.

«Обучение персонала - основной путь получения профессионального образования. Это целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами общения под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов, руководителей и т.п.»[2].

 

_____________________________

[1]..... Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2011. - 410 с.

[2] Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2010. - 411 с.

 

Следует различать три вида обучения.

 

Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Опыт работы с персоналом выработал три концепции обучения квалификационных кадров

1)Концепция специализированного  обучения ориентирована на сегодняшний  день или ближайшее будущее  и имеет отношение к соответствующему  рабочему месту. Это обучение эффективно относительно непродолжительный отрезок времени, но, с точки зрения работника, способствует сохранению рабочего места, а также укрепляет чувство собственного достоинства.

2)Концепция многопрофильного  обучения является эффективной  с экономической точки зрения, так как повышает внутрипроизводственную  и внепроизводственную мобильность  работника. Однако последнее обстоятельство  представляет собой известный  риск для организации, где работает  сотрудник, поскольку он имеет  возможность выбора и поэтому  менее привязан к соответствующему  рабочему месту.

3)Концепция обучения, ориентированного  на личность, имеет целью развитие  человеческих качеств, заложенных  природой или приобретенных им  в практической деятельности. Эта  концепция относится в первую  очередь к персоналу, имеющему  склонность к научным исследованиям  и обладающему талантом руководителя, педагога, политика, актера и т.п.

Изучив концепции обучения, предметом обучения являются:

-Знания - теоретические, методические  и практические, необходимые работнику  для выполнения своих обязанностей  на рабочем месте;

-Умения - способность выполнять  обязанности, закрепленные за работником  на конкретном рабочем месте;

-Навыки - высокая степень  умения применять полученные  знания на практике, навыки предполагают  такую меру освоения работы, когда  вырабатывается сознательный самоконтроль;

-Способы общения (поведения) - форма жизнедеятельности личности, совокупность действий и поступков  индивида в процессе общения  с окружающей действительностью, выработка поведения, соответствующего  требованиям, предъявляемым рабочим местом, социальные отношения, коммуникабельность.

 

 

 

1.2 Виды обучения персонала

 

 

Характеристика видов обучения представлена в табл. 1.1. Некоторые виды обучения не следует рассматривать в отрыве друг от друга. Целенаправленное обучение квалифицированных кадров предполагает тесную связь и координацию между этими видами обучения.

Потребности в обучении квалифицированных кадров необходимо рассматривать дифференцированно, т.е. по целевым группам или целевым лицам, с тем чтобы качественно составить программу профессионального обучения для конкретного работника. Для отдельных целевых групп выделяются главные задачи (табл. 1.2).

Обучение может осуществляться на рабочем месте и вне рабочего места.

«Критериями выбора вида обучения являются: с одной стороны, доходы (повышение квалификации приводит к росту экономических результатов работы), с другой - внушительные расходы. Если доходы от профессионального обучения трудно поддаются расчетам, то относительно легко подсчитываются расходы»[3].

 

Внепроизводственная профессиональная подготовка связана со значительными изменяющимися расходами, внутрипроизводственная - со значительными, но фиксированными расходами, поскольку в сфере обучения занято определенное количество человек и имеется соответствующая инфраструктура. Следует отметить, что обучение квалифицированных кадров на своем производстве имеет преимущества: методика обучения составляется с учетом специфики предприятия, передача знаний осуществляется простым наглядным способом, результат легко контролируется. Внепроизводственное обучение квалифицированных кадров проводится, опытными преподавателями, однако потребности предприятия при этом не всегда в достаточной степени учитываются.

 

 

 

 

 

 

_______________________________

[3] Кибанов А.Я. Управление персоналом организации, - М.: ИНФРА-М, 2011. -  412 с.

 

Таблица 1.1

 

Характеристика видов обучения кадров

 

Вид обучения

 

 

 

 

 

Характеристика вида обучения

 

 

 

1. Профессиональная подготовка  кадров

1.1.Профессиональная начальная  подготовка

1.2.Профессиональная специализированная  подготовка

 

 

 

 

 

Приобретение знаний, умений, навыков и обучение способам общения, направленных на выполнение определенных производственных задач. Подготовка считается законченной, если получена квалификация для осуществления конкретной деятельности (обучается учащаяся молодежь). Развитие знаний, умений, навыков и способов общения как фундамента для дальнейшей профессиональной подготовки (например, подготовка бакалавров). Предназначена для получения специфической профессиональной квалификации. Углубление знаний и способностей с целью овладения определенной профессией (например, специалист, магистр)

2.Профессиональное совершенствование (повышение квалификации)

2.1.Совершенствование профессиональных  знаний и способностей

2.2.Профессиональное совершенствование

с целью продвижения по службе

 

 

 

 

 

Расширение знаний, умений, навыков и способов общения с целью приведения их в соответствие с современными требованиями производства, а также для стимулирования профессионального роста (обучаются занятые в производстве работники, имеющие практический опыт)

Приведение знаний и способностей в соответствие с требованиями времени, их актуализация и углубление. Обучаются специалисты (горизонтальная мобильность)

Подготовка к выполнению качественно более высоких задач. Обучаются руководители (вертикальная мобильность)

3. Профессиональная переподготовка (переквалификация)

 

 

 

 

Получение знаний, умений, навыков и овладение способами обучения (поведения) для освоения новой профессии и качественно другой профессиональной деятельности (обучаются занятые в производстве работники или безработные, имеющие практический опыт)


 

 

Таблица 1.2

Задачи обучения для отдельных целевых групп

Целевая группа

Главные задачи обучения

1. Учащаяся молодежь

 

 

Теоретическая начальная подготовка вне сферы деятельности в сочетании с практической подготовкой по специальности на рабочем месте (так называемая двойственная система образования: профессиональная школа — производство)

 

2.Специалисты с опытом  работы

Повышение квалификации для углубления специальных знаний по специальности

3.Руководители с опытом  работы

Отработка поведения на случай возникновения конфликтных ситуаций, ведение переговоров, методика принятия решений, выработка сдержанности и т.п.

Информация о работе Основные методы профессионального обучения персонала