Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с___________

К коллективу детей с __________________________________________

Время возникновения первых симптомов  заикания

Приблизительное время появления заикания______________________

Как начиналось заикание________________________________________

Причины заикания_____________________________________________

В чем  проявлялось заикание____________________________________

Течение заикания с момента возникновения  и до времени обращения к логопеду:

Постоянное (возникнув, заикание протекает почти  без изменений)____________________________________________________

Волнообразное (После возникновения заикания наблюдались  периоды улучшения в речи и  периоды усугубления симптоматики заикания)________________________________________________________

Рецидивирующие (после возникновения заикания и  некоторого течения, оно полностью  не проявлялось, а затем судороги в речи появлялись вновь)____________________________________________________________

Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь____________________________________________________

Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает

 

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими  взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.

 

Приложение 2

 

Схема обследования Ани Х.

 

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка Харламова Анна

Дата  рождения 17. 04. 2002г.

Дата  обследования:01. 07.2007г.

Возраст 5 лет

Домашний  адрес, телефон : п. Адамовка, ул. Советская д.214 тел: 2-14-51

Из какого детского сада, поликлиники направлен МДОУ «Детский сад № 3 Солнышко п. Адамовка»

Дата  поступления в логопедическую группу: Не посещала

(дата, номер  протокола МППК, от какого числа)

 

Диагноз районной МППК__-___________________________________

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия: высшее, бухгалтер

Отец: образование, профессия: среднее техническое, сварщик

Жалобы  родителей: Заикание появляется на фоне эмоциональных переживаний

Речь  родителей: построение фраз грамотное, интонационно – ритмическое оформление фраз правильное

Построение  фраз (грамотное, нет), интонационно –  ритмическое оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные  заболевания (наличие семейного  заикания): заикание наблюдается у матери

Общий анамнез

От какой  беременности ребенок: от второй

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет

Как протекала  беременность: в 1половину: без осложнений и патологий

Во 2 половину: без осложнений и патологий

Заболевания: нет______________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.

Травмы: нет__________________________________________________

Явления угрожающего выкидыша: нет___________________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.

Роды: нормальные____________________________________________

Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Длительность  родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов

Травмы  во время родов: нет____________________________________

Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль  у ребенка

Состояние ребенка в момент рождения: закричал сразу

Закричал  сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой

 

Резус –  фактор: отрицательный

Врожденные  пороки: отсутствуют_______________________________

Вес и  рост ребенка: 3200 г., 51 см._______________________________

Когда принесли кормить: сразу взял грудь________________________

как ребенок  взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались  срыгивания

До какого времени грудное вскармливание: до 1,5 года_____________

Состояние ребенка в грудном возрасте: плаксив___________________

Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и  др.

Перенесенные  заболевания на 1-м месяце жизни: нет_______________

Заболевания на 1-м году жизни: Ветрянка________________________

Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет: краснуха, грипп

Травмы  головы: отсутствуют

Закрытие  родничка: норма

Нервно-психическое  здоровье матери, отца: в норме

Заболевания у родственников: Заикание у матери

Данные о развитии речи

Время появления  и особенности гуления, лепета: с 5 месяцев

Понимание речи с 11,5 месяцев

Первые  слова с 11 месяцев

Первая  фраза с 1,2 года

Темп  речи в норме

С какого времени речь стала средством  общения со взрослыми, сверстниками с 1 года 2 месяцев

Дефекты слоговой структуры слов: пропуски, замены, перестановки, повторения с 2 лет

Какие звуки  долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать  судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно  произносимых звуках. Повышенный тонус  мышц возникает вследствие того, что  ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи) нет

Особенности формирования моторики

Удержание головы с 2 месяцев

Развитие  движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с 4 месяцев Движение со спины на бок с 3,5 месяцев, со спины на живот с 4 месяцев

Стал  сидеть без поддержки с 7,5 месяцев

Первые  попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого с 2,5 месяцев

Стал  тянуться за высокорасположенными предметами с 3 месяцев

Стал  самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с 8 месяцев

Ходил ровно, с пробежками, падал с 1 года

Моторные  навыки: одеться с 3,7 лет , раздеться с 3,6 лет,

Застегнуть  пуговицу с 4,2 лет , зашнуровать ботинки с 4,5 лет

Характер  нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, некоординирован в движениях, выполняет их с широкой амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная переключаемость  движений: нормальная координация

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка  переучивания левшества: нет

Развитие подражательности

Действия  с игрушками по показу взрослого  с 1,9 лет

Действия  с игрушками по словесной инструкции с 2,2 лет

подражание  разнообразным показываемым действиям  с 2 лет

Воспроизведение данного образца по показу с 1,9 лет

Воспроизведение данного образца по слову с 2 лет

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился  взять у него игрушку с 1,5 лет

Стал  проявлять эмоциональное отношение  к другим детям, интересовался их действиями с 1,5 лет

Выражение эмоционального отношения к другому  ребенку в речи с 3,5 лет

Выражение положительного отношения к детям  в действиях с 2,5 лет

Проявляет избирательное отношение к одному ребенку с 2,5 лет

К коллективу детей с 2,5 лет

Время возникновения первых симптомов  заикания

Приблизительное время появления заикания: с 2 лет

Как начиналось заикание: редко, в начале слов с согласных

Причины заикания: наследственность

В чем  проявлялось заикание: в повторении взрывных согласных

Течение заикания с момента возникновения  и до времени обращения к логопеду:

Постоянное (возникнув, заикание протекает  почти без изменений)

Волнообразное (После возникновения заикания наблюдались  периоды улучшения в речи и  периоды усугубления симптоматики заикания)________________________________________________________

Рецидивирующие (после возникновения заикания и  некоторого течения, оно полностью  не проявлялось, а затем судороги в речи появлялись вновь)____________________________________________________________

Где, когда, сколько занимались исправлением речи, результаты коррекции: без изменений, заметное улучшение, значительное улучшение, нормальная речь: никогда

Отношение ребенка к своему заиканию: переживает, нет, вообще не замечает

 

Характеристика общительности

Легко вступает в контакт с логопедом, другими взрослыми, со сверстниками. Держится в стороне, не стремится к контакту. Инициативен в общении, негативен, неустойчивое общение.

 

 

Приложение 3

 

Данные анализа обследования

 

Фамилия

и имя ребенка

Исследуемые параметры

анамнез

Развитие речи

Развитие моторики

Развитие подража-

тельности

Развитие взаимоотношений

Первые симптомы заикания

Характерис-

тика общительности

1

Ксения А.

б/п*

 Нарушение темпа речи

н/к**

В

норме

+

С 3 лет, постоянное

Легко вступает в контакт, инициативен  в общении

2

Рома Б.

б/п

Нарушения в произноше-

нии

звуков [р]

н/к, суетлив

В

Норме

+

С 4,2 лет, постоянное

Держится в стороне

3

НикитаБ.

б/п,

алкого-

лизм деда

Затруднения в конструировании связных  высказываний

н/к, повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 5 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

4

Ваня В.

б/п

 Нарушение темпа речи

н/к

В

Норме

+

С 2,5 лет, постоянное

Общителен

5

Настя В,

б/п

Частые дополнительные вдохи

Напряжен-

ная мимика

В

Норме

+

С 4 лет, волнообразное

Стремится к общению

6

Антон В.

б/п

Нарушения в произноше-

нии

звука [в]

н/к,

суетлив

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Не стремится к общению

7

София Г.

б/п, травма головы

Несоблюде-

ние

пауз

н/к, левша

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

8

Яна Д.

б/п

 Ускоренный речевой вдох

н/к, повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Инициативен в общении

9

Лена И.

б/п

Запинки в контекстных монологах

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянное

Держится в стороне

10

Степан К.

б/п

Затруднения в конструирова-

нии связных 

высказаний

н/к,

излишне подвижен

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

11

Денис К.

б/п,

страх темноты

Ускорение

темпа речи

н/к

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянное

общителен

12

 Аня Л.

б/п

Частые дополнитель-

ные вдохи

н/к

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

13

 Катя М.

б/п

Судорожные запинки

н/к,

повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Не стремится к контакту

14

 Лиза М.

б/п

Судорожные запинки

н/к,

повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Не стремится к контакту

15

 Сергей М.

б/п, заикание

у отца

Затруднения в конструировании свзных высказываний

н/к, вялая мимика

В

норме

+

С 3,5 лет, постоянное

неинициативен в общении

16

 Света Н.

б/п

Судорожные запинки

Нарушение координации

В

Норме

+

С 2 лет волнообразное

Легко вступает в контакт

17

Андрей П.

б/п

Несоблюде-

ние пауз

н/к, левша

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Инициативен в общении

18

 Аня П.

б/п

Запинки в контекстных монологах

 

н/к, Заторможен

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

19

 Оля Р.

б/п,

смерть близкого

Частые дополнительные вдохи

н/к, излишне подвижен

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянное

Не стремится к контакту

20

 Макар С.

б/п, развод родите-

лей

Судорожные запинки

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Общителен

21

 Даша С.

б/п

Запинки в контекстных монологах

н/к, суетлив

В

Норме

+

С 3 лет, постоянное

Инициативен в общении

22

 Ира С.

б/п

Запинки в контекстных монологах 

н/к, заторможен

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Стремится к общению

23

 Надя Т.

б/п,

туберку-

лез родствен

ника

Частые дополнитель-

ные вдохи

Напряженная мимика

В

Норме

+

С 4,5 лет, волнообразное

Легко вступает в контакт

24

 Ярослав Т.

б/п

Ускорение темпа речи

н/к, суетлив

В

Норме

+

С 4 лет, постоянное

Легко вступает в контакт

25

 Ринат Т.

б/п

Судорожные запинки

н/к повышенная утомляемость

В

Норме

+

С 3,5 лет, волнообразное

Стремится к контакту

26

Яна У.

б/п

Нарушение ритма речи

н/к, излишне подвижен

В

Норме

+

С 2, 5 лет, постоянное

Стремится к контакту

27

Полина У.

б/п, страх отсутст-

вия родных

Запинки в контекстных монологах

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Инициативен в общении

28

 Костя Ф.

б/п

Судорожные запинки

н/к, двигательное беспокойство

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Не стремится к общению

29

 Настя Ф.

б/п

Несоблюде-

ние пауз

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянные

Легко вступает к контакт

30

Аня Х.

б/п, заикание матери

 

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянные

Инициативен в общении

31

 Антон Х.

б/п, травма из-за смены обстанов

ки

Нарушение темпа речи

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Легко вступает в контакт

32

Ира Ц.

б/п

Судорожные запинки

н/к

В

Норме

+

С 3 лет, постоянные

Держится в стороне

33

 Давид Ц.

б/п

Затруднение в конструировании связных  высказываний

н/к

В

Норме

+

С 3,5 лет, постоянные

Стремится к общению

34

 Ангелина Ч.

б/п

Запинки в контекстном монологе

н/к

В

Норме

+

С 2 лет, постоянные

Не стремится к общении.

35

Вероника Ш.

б/п

Несоблюдение пауз

н/к

В

Норме

+

С 2,5 лет, постоянные

Легко вступает в контакт

36

Ксения Щ.

б/п

Судорожные запинки

н/к

В

Норме

+

С 4 лет, постоянные

Легко вступает в контакт

37

Лаура Я.

б/п,

испуг

Нарушение темпа речи

н/к

В

норме

+

С 3 лет, постоянные

Излишне общителен

 

* – беременность и роды протекали  без патологий и осложнений

** - нормально координированные  движения

+ - положительное отношение к  окружающим


 

 

Приложение 4

 

Состав групп

 

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Развитие речи

Развитие моторики

Первые симптомы заикания

Вид заикания

1

Ксения А.

Денис К.

Ускорение темпа речи

Нормально координированы

С 3 (3,5) лет

невротическое

2

Катя М.

Лиза М.

Судорожные запинки

Нормально координированы

С 3 лет

Невротическое

3

Аня П.

Ира С.

Запинки в контекстных монологах

Нормально координированы, заторможен

С 4 лет

Невротическое

4

Андрей П.

София Г.

Несоблюдение пауз

Нормально координированы, левша

С 3 (3,5) лет

Невротическое

5

Надя Т.

Настя В.

Частые дополнительные вдохи

Напряженная мимика

С 4 (4,5) лет, волнообразное

Невротическое

6

Макар С.

Ира Ц.

Судорожные запинки

Нормально координированы

С 3 лет

Невротическое

7

Рома Б.

Антон В.

Нарушения в произношении звуков

Нормально координированы

С 4,2 (3) лет

Невротическое

8

Аня Л.

Оля Р.

Частые дополнительные вдохи

Нормально координированы

С 3 (3,5) лет

Невротическое

9

Лена И.

Даша С.

Запинки в контекстных монологах

Нормально координированы

С 2 (3) лет

Невротическое

10

Степан К.

Сергей М.

Затруднения в конструировании связных  высказываний

Нормально координированы

С 3 (3,5) лет

Невротическое

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием