Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

 

Выводы по первой главе

 

Подводя итоги данной главы, можно отметить следующее: дошкольный возраст занимает особое место в проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной предупредительной  и коррекционной работы, построенной  на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов преодоления заикания можно  существенно снизить процент  заикающихся школьников, подростков и взрослых.

Традиционные  классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь  заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные  определения и термины.

Значительные  расхождения также наблюдаются  в классификации видов заикания.

Среди современных  комплексных методов преодоления  заикания, мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой  логопедической работы с детьми дошкольного  возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов  и зависимости от разной степени  речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей  день.

Широко  используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся  детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана  для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой  воспитания и обучения детей в  детском саду», что очень облегчает  работу логопеда.

Методика  В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в  медицинских учреждениях.

Многие  работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить  какую-либо методику и сказать, что  она является «лучшей» сложно, так  как каждая методика предназначена  для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

 

 

Глава 2. Выявление особенностей темпо  – ритмических нарушений у  заикающихся дошкольников

 

2.1 Организация и методика проведения  обследования темпо – ритмических  нарушений

 

Для правильного  выбора необходимых форм коррекционного воздействия на заикающегося, прогнозирования  эффективности логопедической работы с ним, большое значение имеют  данные психолого-педагогического  изучения заикающегося ребенка. С психолого-педагогического  изучения фактически начинается логопедическая работа, оно по существу определяет выбор средств и приемов до начала и в процессе работы, позволяет  оценить ее результативность и дать рекомендации после ее окончания.

Обследование  заикающегося носит комплексный  характер и направлено на возможно более полное выявление всех имеющихся  симптомов заикания, ни один из которых  в процессе коррекционной работы не может быть оставлен без внимания. В обследовании участвуют логопед, невропатолог, психиатр, психолог.

Можно выделить следующие основные разделы обследования, без которых представление о  заикающемся будет недостаточным  для разработки плана коррекционных  мероприятий. В каждом разделе рассматриваются  вопросы, необходимые для раскрытия  его содержания.

Обследование  начинается со сбора анкетных данных (ФИО, дата рождения, возраст, домашний адрес, телефон).

Особое  внимание уделяется вопросам об условиях воспитания: где воспитывается или  обучается ребенок (дома, в детском  саду, в детском доме), как адаптировался  ребенок к детскому учреждению, особенности  речевой среды (контакты с лицами с речевой патологией, наличие  двуязычия в семье), культурно  – бытовые условия в семье, психологический микроклимат (конфликты между членами семьи, гипо – гиперопека, перегрузки ребенка различного рода впечатлениями, отношение членов семьи к дефекту речи ребенка) – все это чрезвычайно важно для правильной организации работы по преодолению заикания, а во многих отношениях и для определения его причин. Выясняются также, какие меры принимались для устранения речевого дефекта и их результативность. При этом необходимо вместе с родителями и самим заикающимся (если это уже позволяет его возраст) разобраться в причине неуспеха или неполного успеха предшествующей логопедической работы и сделать из этого соответствующие выводы на будущее. И, наконец, важно выяснить отношение заикающегося к своему речевому расстройству, а также те условия, которые затрудняют или облегчают его речь. Все это вместе взятое поможет уже с самых первых шагов найти правильный подход к ребенку, без чего вообще не может быть речи о достижении каких – либо положительных результатов.

Подробно  выясняются анамнестические сведения, которые включают данные о здоровье самих родителей и ближайших  родственников, наличии речевой  патологии у членов семьи или  родственников заикающегося. Уточняются вопросы протекания беременности родов матери (не было ли травм, серьезных заболеваний, акушерских манипуляций), общего раннего развития ребенка (какие заболевания перенес, не было ли физических и психических травм). Особое внимание уделяется сведениям о раннем речевом и моторном развитии ребенка (темп развития – в срок, замедленный или ускоренный; сроки появления основных двигательных навыков, гуления, лепета, первых слов, фраз). Все эти сведения черпаются из беседы с родителями ребенка, анализируются данные медицинской документации. Окончательное представление о причине заикания должно сложится на основе анализа всех полученных данных, поскольку на мнение родителей по этому вопросу далеко не всегда можно полагаться. Знание причины заикания (наряду с другими результатами обследования) важно для разграничения невротического и неврозоподобного заикания.

Уточняется  состояние слуха, зрения, интеллекта, медицинский диагноз по заключениям  врачей – специалистов.

При обследовании моторных функций используют пробы  – на статическую координацию  общих движений; на динамическую координацию  и переключаемость движений, воспроизведение  звуковых ритмических последовательностей.

Если  ребенок затрудняется выполнить  пробу по словесной инструкции, можно  демонстрировать движения, сопровождая  пояснениями.

Обращается  внимание на наличие содружественных  движений (синкинезий).

Далее исследуется  непосредственно состояние речи. Здесь важно выявить форму  речевых судорог (тонические, клонические, смешанные) и их вид (дыхательные, голосовые, артикляторные, смешанные), а также  наличие сопутствующих движений, фобий, речевых и двигательных уловок. Особое внимание обращается на темп речи, ускоренность которого нежелательна. Исследуется выраженность заикания при разных видах речи (самостоятельной, отраженной, сопряженной, шепотной, ритмической), а также при чтении, если ребенок  им владеет. Поскольку в ходе обследования важно выявить все имеющиеся  трудности (то есть весь «набор» симптомов), то и начинать надо с самого трудного – с проверки самостоятельной  речи. Все остальные названные виды речи являются более легкими, и поэтому заикание на них проявляется меньше. Кроме того, у детей обязательно выясняется общий уровень речевого развития (состояние звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, а в сложных случаях – и ее понимания), поскольку при неврозоподабном заикании все эти компоненты также могут быть нарушены. При первичном обследовании ребенка важно обратить внимание и на наличие у него психологических особенностей, в частности, на спепень болезненной фиксированности на своем речевом дефекте [29].

Анализ  литературных сведений [17, 29] позволяет  утверждать, что фиксированность заикающихся на своем дефекте является изначальным и определяющим в образовании у них таких личностных черт, как: чувство собственной неполноценности, повышенная ранимость и обидчивость, уход в себя, страх речи.

В случаях, когда ребенок еще не замечает своего дефекта, речевые занятия  следует проводить как бы с  целью научить его говорить красиво, громко, выразительно, неторопясь. Стараться  не првлекать его внимания к речевым  запинкам.

Если  же, ребенок просто безразличен к  своей речи (это бывает редко. Часто  за видимым внешним безразличием заикающегося ребенка скрывается серьезное  чувство собственной неполноценности, ущемленности.), его необходимо стимулировать  к речевым занятиям. В некоторых  случаях полезно обратить его  внимание на то, что он говорит неправильно, что это может помешать в жизни  и, следовательно, поэтому необходимо исправлять свою неправильную речь.

В случаях  умеренной степени болезненной  фиксированности на дефекте у  ребенка необходимо воспитывать  уверенность в том, что он может  говорить хорошо (постоянная фиксация на свободной речи), что он обязательно  будет говорить совершенно свободно, если будет выполнять указания руководителя занятий и следить за собой.

Эти же задачи стоят и перед ребенком с выраженной степенью болезненной фиксированности  на своем дефекте. Однако здесь еще  и борьба со страхом перед речью, угнетенным настроением, с навязчивыми  состояниями, переубеждение, создание радостных эмоций, воспитание чувства  собственной полноценности, нового отношения к себе и к своей  речи. Здесь целесообразны также  консультация и лечение у психоневролога и, возможно, у психотерапевта.

Особое  внимание хочется обратить на психотерапевтичность самого процесса обследования, тем  более что его следует рассматривать  как уже непосредственное начало работы по преодолению заикания. Удачность  или неудачность этого первого контакта с ребенком, подростком или взрослым во многом (а нередко даже в основном) определит весь ход и эффективность логопедической работы.

Все, полученные в ходе обследования данные, обычно позволяют составить отчетливое представление о форме заикания и степени выраженности его первичных  и вторичных симптомов, а также  о личности самого заикающегося, о  его отношении к речевому расстройству, об условиях его жизни и имеющихся  в ней проблемах. Все это логопед  обязан постоянно учитывать в  процессе коррекционной работы, а  в случае необходимости и стараться  изменить в нужном направлении.

Итак, обследование позволяет составить отчетливое представление о форме заикания, степени выраженности симптомов, о  личности заикающегося и многое другое. Значит, обследование необходимо на первой стадии преодоления темпо-ритмических  нарушений у заикающихся, в том  числе, конечно, и заикающихся дошкольного  возраста. Именно на основе обследования строится дальнейшая работа логопеда, призванная эффективно помочь в преодолении  заикания.

 

2.2 Обследование речи детей по  методике Г. А. Волковой

 

Логопедическое  обследование проводится в начале коррекционно-воспитательного  воздействия на заикающихся. Такие  проявления, как способность заикающихся  детей к подражанию, развитие игровой  активности, степень сформированности у них общественного поведения, личностные и эмоциональные реакции, могут выявляться и уточняться в  процессе всей комплексной работы с  детьми.

Как мы говорили выше, обследование начинали со сбора  анкетных данных: ФИО, дата рождения, дата обследования, возраст, домашний адрес, телефон. Из какого детского сада, поликлиники  направлен, дата поступления в логопедическую группу. Фиксировались сведения о  родителях: образование, профессия, жалобы родителей на дефект ребенка. Уточнялось наличие наследственных заболеваний.

Затем уточнялись данные об общем развитии ребенка: от какой беременности ребенок, возраст  матери при рождении ребенка, благоприятно ли протекала беременность, как прошли роды матери? Какие заболевания перенес, и не было ли осложнений?

Особо уточнялись сведения о речевом развитии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова. Какие звуки долго произносил неправильно, так как этот симптом может провоцировать судороги в речи из – за излишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильного произносимых звуках.

Для выявления  состояния моторики мы предлагали детям  разного возраста соответствующие  задания.

Задания для детей второго и третьего года жизни:

  • пройти по дорожке, начерченной мелом на полу;
  • перешагнуть через препятствие высотой 25 – 30 см;
  • медленно покружиться на месте;
  • отбросить мяч от груди, из-за головы двумя руками;
  • бросить мяч логопеду двумя руками;
  • поймать брошенный мяч;
  • подпрыгнуть на месте на двух ногах;
  • наклоны вперед и в стороны;
  • присесть, держась за спинку стула;

слепить из пластилина палочку, шарик, баранку.

Задания для детей трех лет и четвертого года жизни:

  • пробежать 3 – 4 раз между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20 – 25 см;
  • менять движения по сигналу (по слову, по удару в бубен, по хлопку в ладоши);
  • перейти с бега на ходьбу;
  • остановиться после бега или ходьбы, пройти по шнуру, положенным на пол;
  • прыгнуть в длину с места;
  • переложить из одной руки в другую флажок, маленький мячик над головой, за спиной, перед собой, подняться на носки.

Задания для детей четырех лет и  пятого года жизни:

  • задания, предлагаемые детям 3 – 4 лет;
  • мяч бросить вверх – поймать, ударить об пол и поймать двумя руками;
  • присесть на корточки и перекатить мяч логопеду;
  • пролезть через обруч;
  • прыгнуть в обруч на полу и выпрыгнуть из него;
  • катить обруч, бежать рядом с ним, держась за него;
  • поднять руку с флажком вверх, другую – вверх, переложить флажок из руки в руку;
  • кругообразные движения рукой (левой. Затем правой) с лентой над головой.

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием