Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Группа В – дети принимают тему игры и роль от сверстников, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом играющих, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих.

Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указаниям более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли другим ребенком или взрослым. По подсказке других готовят игровое место и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям более активных детей.

Эмоциональное состояние заикающихся детей  в играх.

В процессе целенаправленного наблюдения за заикающимися детьми в творческих играх, организованных с помощью взрослого или по замыслу самих детей, отмечали:

  • повышенная эмоциональная возбудимость ребенка: неустойчивое настроение, психомоторное беспокойство, склонность к капризам и аффектам, неадекватное выражение радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей; движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, некоординированные, синкинезии;
  • сниженное эмоциональное отношение к игре, к ее участникам; нерешительность, скованность, дети нарушают общий темп игры, малоактивны в коллективных играх, отказываются от роли ведущего в игре, отстают в выполнении задания от других детей, зачастую отказываются от участия в игре, переживают свое неумение, склонны к слезливости, психомоторика заторможена;
  • эмоциональные проявления соответствуют теме и сюжету игры, адекватны.

Данные  динамического обследования заикающегося ребенка обобщали в виде логопедического заключения (уточненного диагноза).

В логопедическом заключении учитывали следующее:

  • форма судорог (клонические, тонические, смешанные: клоно-тонические, тоно-клонические);
  • локализация судорог (дыхательные, голосовые. артикуляторные, смешанные, например дыхательно-голосовые, артикуляторно-голосовые и др.);
  • степень выраженности (легкая, средняя, тяжелая);
  • характер общительности (легко устанавливает контакт, требует стимуляции, общительность неустойчивая, негативизм);
  • степень подражательности (полная, неполная, с элементами творчества);
  • характер психомоторики (норма, моторно заторможен, моторно расторможен);
  • наличие сопутствующих движений, уловок, синкинезий;
  • наличие эмболофразий;
  • отношение ребенка к имеющемуся заиканию (степень переживания: не фиксирует внимания на речи, не замечает судорог в речи, переживает свой дефект);
  • характер игровой активности (отнесение к определенной группе А, Б, В, Г, Д);
  • особенности эмоциональной сферы заикающегося: эмоциональные реакции адекватны ситуации, повышенная эмоциональная лабильность, сниженные эмоциональные реакции;
  • наличие нарушений звукопроизношения, элементов лексико-грамматического недоразвития или отдельных сторон речевой функциональной системы.

Все вышеперечисленные  данные вносятся в схему обследования заикающегося ребенка (см. Приложение 1).

На основе схемы обследования и составили логопедическое заключение.

В результате обследования мы выяснили, что у  всех обследуемых заикающихся дошкольников невротический вид заикания.

Итак, методика Г.А.Волковой направлена на обследование заикающихся для правильного  построения дальнейшей коррекционной  работы по преодолению темпо-ритмических  нарушений заикающихся. Методика учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

 

2.3 Обработка и анализ результатов исследования

 

Данные  обследования по каждому ребенку  были внесены в «Схему обследования»  детей с заиканием (см. Приложение 1). «Схема обследования» одного из заикающихся  детей (Х. Ани) прилагается (см. Приложение 2).

В результате мы получили и проанализировали результаты по определенным разделам.

  1. Анализ анамнеза показал, что практически ни у кого из обследуемых не отмечалось патологии внутриутробного развития и родов ( у двух детей зафиксирована наследственная отягощенность речевой патологии). По состоянию здоровья была выявлена общая соматическая ослабленность. У некоторых детей наблюдались страх темноты и отсутствия взрослых. Заикание у всех ребят возникло с двух до шести лет, после различных психотравм (смерть близких, конфликтные ситуации дома, резкая смена привычной обстановки). Раннее речевое и моторное развитие всех детей проходило без отклонений от нормы (у двоих – ускоренное развитие).
  2. Результаты обследования моторных функций показали, что практически у всех детей движения нормально координированы. Они легко переключались с одного на другое, ошибки исправляли сами, мимика эмоционально окрашена. В то же время выявлены повышенная утомляемость, неточность и суетливость при выполнении мелких движений.
  3. В устной речи обследуемых в единичных случаях были нарушения произношения звуков. Задания на звуковой анализ и синтез, дифференциацию звуков все дети выполнили правильно. Отклонений в развитии лексико-грамматического строя не наблюдалось. Однако, при конструировании развернутых связанных высказываний они с трудом формулировали мысль и выбирали слова для ее адекватного выражения. В этом проявилось несоответствие между уровнем развития языковых средств и способностью адекватно пользоваться ими.
  4. Анализ обследования просодической стороны речи выявило, что при волнении у всех детей отмечается ускорение темпа речи, нарушение ее ритма, несоблюдение пауз. Усложнение речевого материала и спонтанное общение с окружающими приводили к ускоренному речевому выдоху, частым дополнительным вдохам, в связи с чем нарушались плавность речи, ее интонационная выразительность. Практически у всех детей голос в конце беседы становился слабым, охрипшим.
  5. В процессе обследования проявлений заикания обнаружилось, что у всех детей наблюдались запинки в контекстных монологах, судорожные запинки в вопросно-ответной речи. У всех ребят в процессе речи наблюдались сопутствующие движения (они теребили пуговицы, постукивали пальцами по столу). У всех обследуемых судороги чаще и резче проявлялись в словах со звонкими согласными, их сочетаниями с гласными, согласными взрывными, особенно в начале первого слова, фразы. Определенное значение в проявлении запинок имела и структура предложения (простая или сложная). Их число увеличивалось при ответах на вопросы по незнакомой теме.
  6. Анализ развития подражательности обследуемых показал, что воспроизведение действий по показу и словесной инструкции развито у всех ребят.
  7. Анализ общительности показал, что у 15 из обследуемых детей наблюдалась стеснительность, желание уйти от общения со сверстниками, неуверенность в себе, нерешительность. У остальных 22 детей наблюдалось желание общаться с логопедом, сверстниками, другими взрослыми. Эти дети инициативны в общении.

Наглядно  данные анализа обследования внесены  в таблицу (см. Приложение 3).

На основе данной таблицы мы сформировали 2 группы, состав которых прилагается (см. Приложение 4) по 10 заикающихся детей с одинаковыми речевыми дефектами в каждой группе.

Итак, в  результате обследования мы разбили  детей на две группы, которые классифицировали по следующим признакам: одинаковые особенности анамнеза, развития речи, моторики, одинаковое время возникновения  симптомов заикания. То есть каждую пару детей с одинаковыми особенностями  развития мы разбивали на две группы, один ребенок попадал в первую группу, другой – во вторую.

Краткая характеристика групп:

Дети, составляющие группы характеризуются следующими особенностями речевого дефекта:

- появление  заикания в возрасте от 2 до 6 лет;  его причины лежат в психической  травме;

- большая  ситуативная зависимость заикания (запинки в эмоционально значимых ситуациях и их отсутствие в игре наедине с собой).

- наличие  сопутствующих движений и вегетативных  реакций в эмоционально-значимых  ситуациях.

Уровень общего речевого и психомоторного развития этих групп заикающихся дошкольников соответствует возрастной норме. Такие  проявления характеризуют невротическую  форму заикания. Как правило, эти  ребята успевают по «Программе воспитания и обучения в детском саду». Наряду с большими потенциальными возможностями, они имеют ряд негативных личностных особенностей, которые мешают им реализоваться  в среде сверстников.

Педагогическое  воздействие на этих детей заключается  в укреплении эмоционально-волевой  сферы, воспитании веры в себя и в  свою способность говорить плавно и  правильно. Этому способствуют особые условия: индивидуальная психотерапия, работа с родителями и воспитателями  по созданию необходимого микроклимата дома и в детском саду, оптимизация  режимных моментов.

 

Выводы по второй главе

 

Обобщая материал второй главы, можно сделать  следующие выводы:

- для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;

- изучить  методику обследования, в частности,  методику Г.А.Волковой. Рассмотренная  методика обследования дала нам возможность всесторонне обследовать ребенка, установить причины, симптомы, вид заикания;

- проведенное  обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат  в психической травме, то есть  можно констатировать невротический  вид заикания. Среди симптомов  отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых  ситуаций.

 

 

Глава 3. Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо –  ритмических нарушений

 

3.1 Методика преодоления темпо  – ритмических нарушений (по  методике В.И.Селиверстова)

 

Логопедические  занятия, направленные на преодоление  темпо-ритмических нарушений мы проводилт по методике В.И.Селиверстова. Эта методика подходит для данных условий, так как рассчитана на лечение заикающихся дошкольников в специальных медицинских учреждениях. Также данная методика рассчитана на сравнительно небольшой отрезок времени, который удовлетворяет нас в рамках преддипломной практики. Итак, методика В. И. Селиверстова [6, 29] преимущественно рассчитана на работу с детьми в медицинских учреждениях. Занятия с заикающимися детьми проводились 4 раза в неделю по 40 – 60 минут каждое. Нами было проведено 32 занятия. Коррекционная работа проходила в 3 периода: подготовительный, тренировочный, закрепительный. Рассмотрим эти периоды.

Подготовительный  период (8 занятий) предполагал: щадящий  режим в домашних условиях (спокойная  обстановка, твердый режим, ограничение  речевого общения; оздоровительные  мероприятия; использование только тех видов речи, в которых не проявляются судороги, то есть осуществлялся  индивидуальный подход.

Кроме того, дети заучивали специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего  проговаривания, которые составлялись нами в соответствии с возрастом ребенка. Обязательно было включение речевых зарядок (произнесение вслух гласных звуков, стихотворных текстов, проговаривание автоматизированных рядов – счет, дни недели), упражнений на сопряженно-отраженном виде речи, шепотная, ритмизованная речь.

Тренировки  проводились с учетом разных условий: при различном положении ребенка (сидя, стоя, в движении); в разных видах деятельности (лепка, рисование); в разных дидактических играх.

Тренировочный период (22 занятия) включал: развитие активного  внимания, памяти и других психических  функций; дальнейшее формирование лексико-грамматической стороны речи; включение в работу тех видов речи, в которых у  ребенка были запинки.

Осуществлялся постепенный переход от ответов  на вопросы к спонтанной речи, от тихой речи к громкой, от спокойных  занятий к эмоциональным. Использовались подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных навыков  переносилось в жизненные ситуации (магазин, прогулка). Активно использовалась помощь родителей.

Закрепительный  период (6 занятий) включал: закрепление  навыков свободной, плавной речи в повседневной деятельности; использование  бесед, рассказов, ролевых, творческих игр.

Большое значение придавалось работе с родителями. Родители посещали открытые логопедические занятия на всех этапах коррекционных занятий. Речевые упражнения предлагались с учетом степени самостоятельности речи, ее громкости, ритмичности, структуры; с учетом обстановки и видов деятельности ребенка, в процессе которых происходит его речевое общение. В. И. Селиверстов особо подчеркивает значение индивидуального подхода. В условиях логопедической работы с группой детей формы речевых упражнений выбирались для каждого ребенка отдельно.

В соответствии с данной системой предусматривалось  регулярное и обязательное использование  магнитофона на всех этапах работы. Это позволяло детям активизировать внимание на речевых ошибках, как  собственных, так и на ошибках  других детей.

Курс  логопедических занятий по методике В.И.Селиверстова был полностью реализован. Занятия мы проводили по разработанной примерной схеме логопедического занятия (см. Приложение 5). Конспект одного из занятий прилагается (см. Приложение 6).

Сделав  анализ занятия, конспект которого мы прилагаем в Приложении 6, мы пришли к выводу, что данное занятие посвящено  словообразованию. Структурно оно состояло из 9 этапов, которые были взаимосвязаны  и взаимообусловлены, а также  подчинены теме и целям занятия.

Таким образом  занятие представляет собой логически  законченную структуру. В ходе занятия  мы использовали разнообразные обучающие, развивающие и коррекционные  приемы с опорой на различные анализаторы:

- тактильный: игра «Волшебный мешочек».

- зрительный:

1) разложить  продукты в нужную посуду;

2) при  обучении навыку синтеза морфем  с использованием картинок-символов;

3) в задании  «Кто самый внимательный» (при  создании путаницы в продуктах  и посуде – разложить правильно);

4) в упражнении  на снятие мышечного напряжения (сопряженность действий).

- слуховой:

1) постепенное  усложнение инструкций от 1-ой  к 2-м, 3-м ступенчатым;

2) формирование  операции вычленения частицы  НИЦА в словах;

3) изменение  линейного ряда из 5-ти элементов.

- речедвигательный:

1) воспитание  плавной, интонированной речи;

2) четкое  проговаривание слов на протяжении  всего занятия.

Также в  занятие мы включили задания, направленной на развитие регулирующей функции речи:

  1. Посредством постепенного усложнения инструкции от 1-ой к 2-м, 3-м ступенчатым;
  2. Использование проблемной ситуации, основанной на схожести звукового облика слов (лимонница, грибница на являются посудой);
  3. Использовали конфликтную ситуацию (противоречие инструкции и непосредственного впечатления, упражнение «Бревнышки-веревочки»).

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием