Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

2)подобраны  диагностические методики для  выявления особенностей темпо-ритмических  нарушений речи у заикающихся  дошкольников Г.А.Власовой, которая  учитывает все параметры, необходимые для эффективной помощи заикающимся.

3)рассмотрены  комплексные методики по преодолению  заикания. К ним относятся методики  Н.А.Власовой и Е.Ф. Рау, Н.А.Чевелевой,  В.И.Селиверстова, И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер,  Л.П.Успенской, В.В.Цвынтарного. Подобрана  методика коррекционной работы  по преодолению темпо-ритмических  нарушений заикающихся дошкольников  В.И.Селиверстова.

4) Сделан  сравнительный анализ по состоянию  преодоления темпо-ритмических нарушений  у заикающихся дошкольников, сформированных  в две группы, с одной из  которых проводилась коррекционная  работа по методике В.И.Селиверстова. Анализ показал успешные результаты в группе, с которой проводился курс логопедических занятий и отсутствие результатов преодоления заикания в группе, с которой курс занятий не проводился.

Заикание  – одна из сложнейших проблем логопедии  как в теоретическом, так и  в практическом аспектах.

Недостаточная представленность в современной  методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной. Исходя из вышесказанного, мы знаем как  важно знание психолого-педагогической характеристики для преодоления  темпо-ритмических нарушений у  заикающихся дошкольников. Именно поэтому  важно дальнейшее изучение психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников, ведь именно в дошкольный период легче  всего исправить нарушения речи.

 

 

Список  используемой литературы

 

  1. Арутюнян Л.З. Как лечить заикание. – М., 1993. – 368с.
  2. Арутюнян Л.З. Мифы о рецидивах заикания // Логопедия. 2006. №4. – с.53-56

3. Белякова  Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.

4.Белякова  Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия:  Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.

5. Большакова  С. Е. Речевые нарушения у  взрослых и их преодоление.  –М., 2002. – 160 с.

6. Винарская  Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная  фонетика. Книга для логопедов.-Томск, 2001. – 246с. 

7. Власова  Н.А. Логопедическая работа с  заикающимися. – М., 1999. – 624с.

8. Волкова  Г. А. Логопедическая ритмика:  Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная  педагогика).

9. Волкова  Г. А. Методика психолого-логопедического  обследования детей с нарушениями  речи. Вопросы дифференциальной  диагностики: Учебно-методическое  пособие. – СПб., - 2005. – 144с.

10. Выгодская  И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.  Устранение заикания у дошкольников  в игровых ситуациях. Книга  для логопеда. – М., 1993. – 246с.

11. Заикание  у подростков: Кн. для логопеда: Из  опыта работы/ Е. В. Богданова,  М. И. Буянов, Т. В. Калошина  и др.; Сост. М. И. Буянов. – М., 1989. – 175с.

12. Казбанова  Е.С. Развитие темпо-ритмических  организаций детской речи как  способ профилактики заикания // Логопед. 2005. №6. – с.28-37

13. Калягин  В. Если ребенок заикается.  – СПб., 1998. – 168с.

14. Кузнецов  И.Н. Научное исследование: Методика  проведения и оформление. – М., 2004. – 432с.

15. Кузьмин  Ю.И., Коробков Г.А.Оценка тяжести  речевых нарушений при заикании: Метод. Рекомендации. – Л., 1991. –  13с.

16. Леонова  С.В. Клинико-психолого-педаогическая  характеристика заикающихся школьников. // Логопед. 2004, №2. – с.70-76

17. Леонова  С. В. Психолого-педагогическая  коррекция заикания у дошкольников: учеб. пособие для высш. учеб. заведений., - М., - 2004. – 128с. – (Коррекционная  педагогика).

18. Логопедия.  Методическое наследие: Пособие  для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под  ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. –  М., 2003. – Кн.2: Нарушения темпа  и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с. 

19. Логопедия/  Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской.  – М., 1998. – 480с.

20. Миссуловин  Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение  картины возникновения и течения  заикания, особенности коррекционной  работы: Учебное пособие. – СПб., 2002. – 320с.

21. Морозова  Н. Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002. – 192с.

Неткачев  Г.Д. Заикание. Новый психологический  способ лечения. – М., 1999. – 288с.

22. Основы  логопедии / Под ред. Т.В.Волосовец.  – М., 2000. – 200с.

23. Основы  логопедии с практикумом по  звукопроизношению / Под ред. Т.В.  Волосовец. – М., 2002. – 200с.

24. Парамонова  Л. Г. Логопедия для всех. –  М., 2002. – 333с. – (Как воспитать  гения).

25. Поварова  И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. 2006.№1. – с.12-31

26. Поварова  И.А. Практикум для заикающихся.  Учимся говорить правильно и  красиво. – СПб., 1999. – 380с.

27. Поварова  И.Л. Коммуникативные нарушения  в структуре субъективного отражения  качества жизни заикающихся // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. – с.34-37

28. Резниченко  Т.С. Чтобы ребенок не заикался. – М., 2000. – 122с.

29. Селиверстов  В. И. Заикание у детей: Психокоррекционные  и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб. пособие для студ. высш. и средн. пед. учеб. заведений., - М., 2000. – 208с. – (Коррекционная педагогика).

30. Соловьева  Е. Н. Путь к преодолению  заикания. Система занятий. –  СПб., 2002. – 112с.

31. Хрестоматия  по логопедии. Т.1 / Под ред. Л.С.Волковой  и В.И.Селиверстова. – М., 1997. –  376с.

32. Цвынтарный  В. В. Радость правильно говорить. – М., 2002. – 111с.

Шевцова Е.Е., Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая коррекция в комплексной системе  лечения заикания// Логопедия. 2005. №3. – с.49-57

33. Чевелева  Н.А. Преодоление заикания у  детей. – М., 2001. – 120с.

34. Шилова  Е. А., Замотаева С. А. Как  работать с заикающимися дошкольниками.  Календарный план и конспекты  занятий в логопедической группе  детского сада. – М., 2004. – 128с.

35. Яковлев  С.Б. Логопедическая работа по  коррекции заикания дошкольников // Практическая психология и логопедия. 2006. №4. – с.37-40

36. Ястребова  А.В., Воронова Г.Г. Обследование  детей с заиканием // Методы  обследования речи детей / Под  ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270с.

 

 

Приложение 1

 

Схема обследования детей с заиканием

 

Анкетные данные

Фамилия, имя ребенка _________________________________________

Дата  рождения _______________________________________________

Дата  обследования ____________________________________________

Возраст ______________________________________________________

Домашний  адрес, телефон ______________________________________

Из какого детского сада, поликлиники направлен __________________

_____________________________________________________________

Дата  поступления в логопедическую группу ______________________

_____________________________________________________________

(дата, номер  протокола МППК, от какого числа)

 

Диагноз районной МППК______________________________________

Сведения о родителях

Мать: образование, профессия___________________________________

Отец: образование, профессия___________________________________

Жалобы  родителей ____________________________________________

Речь  родителей ________________________________________________

_____________________________________________________________

Построение  фраз (грамотное, нет), интонационно –  ритмическое оформление фраз (правильное, нет)

Наследственные  заболевания (наличие семейного  заикания)__________

_____________________________________________________________

Общий анамнез

От какой  беременности ребенок ________________________________

Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет

Как протекала  беременность: в 1половину _______________________

Во 2 половину ________________________________________________

Заболевания _________________________________________________ краснуха, грипп, сахарный диабет, токсоплазмоз, заболевания печени, почек, токсикоз и др.

Травмы ______________________________________________________

Явления угрожающего выкидыша _______________________________

Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.

Роды _______________________________________________________

Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.

Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция

Длительность  родов: первые – более 20 часов, повторные  – более 12 часов

Травмы  во время родов _________________________________________

Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль  у ребенка

Состояние ребенка в момент рождения __________________________

Закричал  сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой

 

Резус –  фактор _______________ Совместимость __________________

Врожденные  пороки __________________________________________

Вес и  рост ребенка ____________________________________________

Когда принесли кормить _______________________________________

как ребенок  взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались  срыгивания

До какого времени грудное вскармливание________________________

Состояние ребенка в грудном возрасте___________________________

Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и  др.

Перенесенные  заболевания на 1-м месяце жизни___________________

Заболевания на 1-м году жизни_________________________________

Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет________________

Травмы  головы_______________________________________________

Закрытие  родничка____________________________________________

Нервно-психическое  здоровье матери, отца________________________

Заболевания у родственников___________________________________

Данные о развитии речи

Время появления  и особенности гуления, лепета____________________

Понимание речи с_____________________________________________

Первые  слова с_______________________________________________

Первая  фраза с________________________________________________

Темп  речи____________________________________________________

С какого времени речь стала средством  общения со взрослыми, сверстниками_________________________________________________

Дефекты слоговой структуры слов________________________________

Пропуски, замены, перестановки, повторения

Какие звуки  долго произносил неправильно (этот симптом может провоцировать  судороги в речи из-за лишнего напряжения артикуляторных мышц на неправильно  произносимых звуках. Повышенный тонус  мышц возникает вследствие того, что  ребенок стремится приблизить свое произношение к воспринимаемым им звукам речи)____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Особенности формирования моторики

Удержание головы с____________________________________________

Развитие  движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с___________ Движение со спины на бок с_________, со спины на живот с _____________

Стал  сидеть без поддержки с ____________________________________

Первые  попытки самостоятельно подтянуться, ухватившись за пальцы взрослого_______________________________________________________

Стал  тянуться за высокорасположенными предметами с _____________

Стал  самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с_________

Ходил ровно, с пробежками, падал с_____________________________

Моторные  навыки: одеться с _______, раздеться  с __________________,

Застегнуть  пуговицу с ____________, зашнуровать ботинки  с ________

Характер  нарушения моторики: излишне подвижен, суетлив, некоординирован в движениях, выполняет их с широкой амплитудой, двигательное беспокойство; или заторможен, нетороплив, несвоевременная переключаемость  движений с _______________________________________

Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка  переучивания левшества_____

Развитие подражательности

Действия  с игрушками по показу взрослого  с______________________

Действия  с игрушками по словесной инструкции с _________________

Подражание  разнообразным показываемым действиям  с_____________

Воспроизведение данного образца по показу с _____________________

Воспроизведение данного образца по слову с _____________________

Развитие взаимоотношений

Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился  взять у него игрушку с ____________________________

Стал  проявлять эмоциональное отношение  к другим детям, интересовался их действиями с ______________________________________

Выражение эмоционального отношения к другому  ребенку в речи с ________________________________________________________________

Выражение положительного отношения к детям  в действиях с _______

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием