Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
2)подобраны
диагностические методики для
выявления особенностей темпо-
3)рассмотрены
комплексные методики по
4) Сделан
сравнительный анализ по
Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Недостаточная
представленность в современной
методической литературе психолого-педагогической
характеристики заикающихся дошкольников
делает нашу проблему актуальной. Исходя
из вышесказанного, мы знаем как
важно знание психолого-педагогической
характеристики для преодоления
темпо-ритмических нарушений у
заикающихся дошкольников. Именно поэтому
важно дальнейшее изучение психолого-педагогической
характеристики заикающихся дошкольников,
ведь именно в дошкольный период легче
всего исправить нарушения
Список используемой литературы
3. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. – М., 1998. – 486с.
4.Белякова Л. И., Дьякова Е. А. Логопедия: Заикание // Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений., -М., - 2003. – 208 с.
5. Большакова С. Е. Речевые нарушения у взрослых и их преодоление. –М., 2002. – 160 с.
6. Винарская Е.Н., Богомазов Г.М. Возрастная фонетика. Книга для логопедов.-Томск, 2001. – 246с.
7. Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися. – М., 1999. – 624с.
8. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для высш. учеб. заведений., - М., - 2003. – 272с. – (Коррекционная педагогика).
9. Волкова
Г. А. Методика психолого-
10. Выгодская
И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П.
Устранение заикания у
11. Заикание у подростков: Кн. для логопеда: Из опыта работы/ Е. В. Богданова, М. И. Буянов, Т. В. Калошина и др.; Сост. М. И. Буянов. – М., 1989. – 175с.
12. Казбанова
Е.С. Развитие темпо-
13. Калягин В. Если ребенок заикается. – СПб., 1998. – 168с.
14. Кузнецов И.Н. Научное исследование: Методика проведения и оформление. – М., 2004. – 432с.
15. Кузьмин
Ю.И., Коробков Г.А.Оценка тяжести
речевых нарушений при
16. Леонова
С.В. Клинико-психолого-
17. Леонова
С. В. Психолого-
18. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студ. дефектол. факультетов пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой: В 5 кн. – М., 2003. – Кн.2: Нарушения темпа и ритма речи: Заикание. Брадилалия. Тахилалия. – 432 с.
19. Логопедия/ Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. – М., 1998. – 480с.
20. Миссуловин
Л. Я. Патоморфоз заикания. Изменение
картины возникновения и
21. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание. – М., 2002. – 192с.
Неткачев Г.Д. Заикание. Новый психологический способ лечения. – М., 1999. – 288с.
22. Основы логопедии / Под ред. Т.В.Волосовец. – М., 2000. – 200с.
23. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / Под ред. Т.В. Волосовец. – М., 2002. – 200с.
24. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. – М., 2002. – 333с. – (Как воспитать гения).
25. Поварова И.А. Особенности формирования просодики в онтогенезе и дизонтогенезе (на примере заикания) // Логопедия. 2006.№1. – с.12-31
26. Поварова
И.А. Практикум для
27. Поварова
И.Л. Коммуникативные
28. Резниченко
Т.С. Чтобы ребенок не
29. Селиверстов
В. И. Заикание у детей:
30. Соловьева Е. Н. Путь к преодолению заикания. Система занятий. – СПб., 2002. – 112с.
31. Хрестоматия по логопедии. Т.1 / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М., 1997. – 376с.
32. Цвынтарный
В. В. Радость правильно
Шевцова Е.Е.,
Воробьева Е.В. Психолого-педагогическая
коррекция в комплексной
33. Чевелева Н.А. Преодоление заикания у детей. – М., 2001. – 120с.
34. Шилова
Е. А., Замотаева С. А. Как
работать с заикающимися
35. Яковлев
С.Б. Логопедическая работа по
коррекции заикания
36. Ястребова А.В., Воронова Г.Г. Обследование детей с заиканием // Методы обследования речи детей / Под ред. п. Г.В. Чиркиной. – М., 2003. – 270с.
Приложение 1
Схема обследования детей с заиканием
Анкетные данные
Фамилия,
имя ребенка ______________________________
Дата
рождения ______________________________
Дата
обследования ______________________________
Возраст
______________________________
Домашний
адрес, телефон ______________________________
Из какого детского сада, поликлиники направлен __________________
______________________________
Дата поступления в логопедическую группу ______________________
______________________________
(дата, номер протокола МППК, от какого числа)
Диагноз
районной МППК__________________________
Сведения о родителях
Мать: образование,
профессия_____________________
Отец: образование,
профессия_____________________
Жалобы
родителей ______________________________
Речь
родителей ______________________________
______________________________
Построение фраз (грамотное, нет), интонационно – ритмическое оформление фраз (правильное, нет)
Наследственные заболевания (наличие семейного заикания)__________
______________________________
Общий анамнез
От какой
беременности ребенок ______________________________
Возраст матери при рождении ребенка: до 35 лет, после 35 лет
Как протекала беременность: в 1половину _______________________
Во 2 половину
______________________________
Заболевания
______________________________
Травмы
______________________________
Явления
угрожающего выкидыша ______________________________
Течение родов: в срок, в 8 мес, в 7 мес, в 6 мес.
Роды ______________________________
Нормальные, срочные, досрочные, стремительные, обезвоженные и др.
Стимуляция: механическая, химическая, электростимуляция
Длительность родов: первые – более 20 часов, повторные – более 12 часов
Травмы
во время родов ______________________________
Переломы, кровоизлияния, родовая опухоль у ребенка
Состояние ребенка в момент рождения __________________________
Закричал сразу, нет, через несколько минут, наличие асфиксии: синей, белой
Резус – фактор _______________ Совместимость __________________
Врожденные
пороки ______________________________
Вес и
рост ребенка ______________________________
Когда принесли
кормить ______________________________
как ребенок взял грудь, как и сколько сосал, спал во время кормления, наблюдались срыгивания
До какого
времени грудное вскармливание_
Состояние
ребенка в грудном возрасте____
Спокоен, беспокоен, вял, криклив, плаксив и др.
Перенесенные заболевания на 1-м месяце жизни___________________
Заболевания
на 1-м году жизни_________________________
Заболевания ребенка от 1 года до 3 лет, после 3 лет________________
Травмы
головы________________________
Закрытие
родничка______________________
Нервно-психическое здоровье матери, отца________________________
Заболевания
у родственников_______________
Данные о развитии речи
Время появления и особенности гуления, лепета____________________
Понимание
речи с_____________________________
Первые
слова с_______________________
Первая
фраза с_______________________
Темп
речи__________________________
С какого
времени речь стала средством
общения со взрослыми, сверстниками__________________
Дефекты
слоговой структуры слов________________
Пропуски, замены, перестановки, повторения
Какие звуки
долго произносил неправильно (этот
симптом может провоцировать
судороги в речи из-за лишнего напряжения
артикуляторных мышц на неправильно
произносимых звуках. Повышенный тонус
мышц возникает вследствие того, что
ребенок стремится приблизить свое
произношение к воспринимаемым им звукам
речи)_________________________
______________________________
Особенности формирования моторики
Удержание
головы с_____________________________
Развитие движений рук: брал бутылочку с молоком, предметы с___________ Движение со спины на бок с_________, со спины на живот с _____________
Стал
сидеть без поддержки с ______________________________
Первые
попытки самостоятельно подтянуться,
ухватившись за пальцы взрослого_____________________
Стал тянуться за высокорасположенными предметами с _____________
Стал самостоятельно сидеть и ложиться из положения сидя с_________
Ходил ровно,
с пробежками, падал с_______________________
Моторные навыки: одеться с _______, раздеться с __________________,
Застегнуть пуговицу с ____________, зашнуровать ботинки с ________
Характер
нарушения моторики: излишне подвижен,
суетлив, некоординирован в движениях,
выполняет их с широкой амплитудой,
двигательное беспокойство; или заторможен,
нетороплив, несвоевременная
Правша, левша, амбидекстр, была ли попытка переучивания левшества_____
Развитие подражательности
Действия с игрушками по показу взрослого с______________________
Действия с игрушками по словесной инструкции с _________________
Подражание разнообразным показываемым действиям с_____________
Воспроизведение данного образца по показу с _____________________
Воспроизведение данного образца по слову с _____________________
Развитие взаимоотношений
Специфическая реакция на других детей: улыбался, тянулся к другому ребенку, стремился взять у него игрушку с ____________________________
Стал
проявлять эмоциональное
Выражение
эмоционального отношения к другому
ребенку в речи с ______________________________
Выражение положительного отношения к детям в действиях с _______