Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Неврозоподобное заикание, в отличие от невротического, развивается постепенно и без  видимой связи с какими-либо внешними обстоятельствами. Течет такое заикание или стационарно, как бы «на одной ноте», или равномерно усиливаясь, но без характерных для невротического заикания постоянных колебаний и неустойчивости в проявлении симптомов. «Светлые» промежутки здесь отсутствуют. Психические симптомы выражены значительно меньше, чем при невротическом заикании, к тому же они не имеют прямой связи с определенными ситуациями речевого общения. Преодолеть неврозоподобное заикание значительно труднее, чем невротическое.[24]

Итак, неврозоподобное  заикание – это остатки апраксических  нарушений при поражении головного  мозга. Апраксия – нарушение произвольных движений(определенной позы или артикуляции) – ребенок не может выполнить  то или иное движение конечностями, либо языком и губами. Поражаются кинетические и кинестатические звенья. Поиск позы П-П-П (петух) – это проявление и является заиканием (клоническое). Если больной не может переключиться, то возникает тоническое заикание. При этом отмечается недостаточность работы в организации иннервации в постцентральной и кинетико-кинестетических зонах. Это и является механизмом неврозоподобного заикания.

Главным в неврозоподобном заикании, его  патогенетической основой, является нарушение  темпа речи (тахилалия, брадилалия, дислалия).[32]

Итак, в  основе невротического заикания лежит  логофобия – боязнь речи, а неврозоподобного – нарушение темпа речи. Внешне эти виды заикания проявляются одинаково.

Что касается причин возникновения заикания, то можно сделать вывод, что факторов возникновения заикания множество. Это и биологические, и социальные, и психологические факторы. Можно  сказать однозначно, что дети дошкольного  возраста в силу своей эмоциональной  возбудимости и неподготовленности к переработке внешних воздействий  окружающей среды больше, чем взрослые, подвержены бурным эмоциональным реакциям. В этот период функция речи, как  самая хрупкая, может пострадать в первую очередь.

Все, описанные  выше, симптомы заикания весьма непостоянны  и изменчивы. Так, для психических  симптомов заикания характерно их сознательное и «вторичное» происхождение  – они как бы надстраиваются над  физическими симптомами. Их наличие  существенно осложняет общую  картину заикания и затрудняет его  преодоление. Раз возникшее заикание во многих случаях постепенно «обрастает»  психическими симптомами, напоминая  в этом отношении катящийся и  все увеличивающийся в своих  размерах снежный ком. По этой причине  очень важно не ожидать полного  развития всей симптоматики заикания, а постараться преодолеть его  на самой ранней стадии, до появления  психических симптомов, то есть еще  в дошкольном возрасте. Именно поэтому  так важно было рассмотреть симптоматику заикания.

 

1.3 Методы преодоления  темпо – ритмических нарушений  у заикающихся дошкольников

 

Становлению современного комплексного подхода  к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов  и путей преодоления этого  заболевания. Многочисленность, а иногда и недостаточная эффективность  этих методов объясняются сложностью и многообразием проявлений самого заикания и уровнем знаний о его  природе.

При анализе  существующих методов преодоления  заикания представляется целесообразным рассматривать их в зависимости  от характера рекомендуемых средств  воздействия на заикающегося – медицинского или педагогического. В одном  случае это лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические), в другом – меры воспитания и  обучения (дидактические приемы) и, наконец, в третьем – различные  сочетания лечебного и педагогического  воздействия.[29]

Терапевтические средства для преодоления заикания применялись в разной степени  и формах во все времена, начиная  с древнейших (Гиппократ, Аристотель, Цельс, Гален, Авиценна, Меркуриалис, Кленке, Лихтенгер и др.). Как правило, терапевтические средства не являлись исчерпывающими в лечении заикания, а лишь в той или иной степени  дополняли его.

Хирургический метод лечения заикания применялся с I века нашей эры до середины ХIХ века, пока окончательно не утвердилось мнение о его бесполезности и опасности использования (Антилл, Эгинский, Фабриций, Дионис, Диффенбах, Пети, Бонне и др.). Хирургический метод появился в результате понимания заикания как следствие патологического строения артикуляционного аппарата или недостаточной иннервации мышц языка. Неэффективность этого метода и, главное, возникновение нового этапа в понимании патогенеза заикания как невротического расстройства положили конец использованию хирургического вмешательства при заикании.

В литературе по вопросам преодоления заикания встречаются  также многочисленные указания на необходимость  использования облегчающих и  корригирующих речь ортопедических средств и различных двигательных упражнений. Использование механических приспособлений с ортопедической целью  восходит еще к Демосфену, который, по описанию Плутарха, успешно применял для лечения собственного заикания инородные предметы (морские камешки), держа их под языком во время речевых  упражнений. Впоследствии, специалисты  применяли, при лечении заикания, различные механические приспособления: язычную вилку; язычный нажиматель и распорку для губ; накладки на оба  ряда зубов, деревянную пластинку в  форме дуги под язык; скобу из китового уса на нижние зубы и т.д.[29]

Ортопедические  приспособления, однако, не имели самостоятельного значения в лечении заикания и  рекомендовались как дополнительные средства.

Лечение заикания, как собственно и любого заболевания, немыслимо рассматривать  без учета оздоровляющего воздействия  личности врача на больного, бесед  с ним о сущности заболевания  и путях его преодоления, без  создания определенных условия для  благоприятного лечения, поддержания  веры в его положительный исход, убеждения в необходимости активного  участия больного в лечебном процессе и т.д. Следовательно, всем без исключения методам преодоления заикания свойственно было в разной степени направленное психотерапевтическое воздействие на психику заикающегося.

С появлением взглядов на заикание как на невротическое  расстройство некоторые авторы стали  предавать первостепенное значение в его преодолении психотерапевтическому  воздействию (Бертран, Шультесс, Лагузен, Меркель, А.Либман, Г.Д.Неткачев, Фрешельс и др.). Сторонники психологического направления в преодолении заикания видели в нем, прежде всего психическое  страдание, поэтому при выборе средств  воздействия на заикающегося, они, прежде всего, учитывали влияние этих средств на его психику.

Сторонники  только дидактических приемов воспитания правильной речи у заикающегося рекомендовали  системы разнообразных и последовательно  усложняемых речевых упражнений, охватывающих как отдельные элементы речи, так и речь в целом (Соран  Эфесский, Целий Аврелиан, Орибазий, Итар, Ли, Коэн, Денгардт, А.Гуцман, А.Куссмауль, Андрес, Гимиллер и др.).

Изолированное применение мер педагогического  или лечебного характера при  лечении заикания, безусловно, обедняло лечебное воздействие на больного. Поэтому независимо от названия метода лечения почти каждый из них включает в разной степени и в разной форме элементы и педагогического, и медицинского характера.

Однако  многоплановость корригирующего воздействия  на речь заикающегося в прошлом –  это обычно примитивное (с современных  позиций) стремление соединить разные лечебно-педагогические средства. Это  стремление нельзя отождествлять с  комплексным подходом преодоления  заикания, применяемым в настоящее  время. Указания на необходимость комплексного воздействия и серьезные попытки  его применения при заикании мы впервые  встречаем в трудах отечественных  авторов – И.А.Сикорского (1889) и  И.К.Хмелевского (1897). Многоплановость  лечебного воздействия, по И.А.Сикорскому, впервые стала комплексной системой преодоления заикания. Эту систему  мы рассмотрим ниже.[17]

Итак, в  литературе по вопросам преодоления  заикания описываются следующие  методы: терапевтические средства, хирургический метод, ортопедические средства, психотерапевтическое воздействие, дидактические приемы воспитания. Изолированное  применение данных методов, как показало время, обедняет лечебное воздействие  на больного. Только комплексное применение данных методов имеет эффективное  воздействие.

 

1.4 Комплексные системы  воздействия при заикании у  детей дошкольного возраста

 

Становлению современного комплексного подхода  к преодолению заикания предшествовала разработка ряда различных методов  и путей преодоления этого  заболевания.

Указание  на необходимость комплексного воздействия  и попытки его применения встречаются  уже в трудах отечественных авторов  – И. А. Сикорского (1889) и его ученика  И. К. Хмелевского (1897). В лечении заикания они включали систему упражнений для дыхания, голоса, артикуляции, различных  форм речи; психотерапевтическое воздействие  в виде создания соответствующих  условий, окружающих заикающегося; медикаментозное  лечение, физиотерапию и двигательные упражнения. Многоплановость лечебного  воздействия по И. А. Сикорскому впервые  стала комплексной системой преодоления  заикания.[4, 17, 29]

Под современным  комплексным подходом к преодолению  заикания понимается лечебно – педагогическое воздействие на разные стороны психофизического состояния заикающегося разными  средствами и разными специалистами.[29]

В комплекс лечебно – педагогических мероприятий  для заикающихся детей входят лечебные препараты и процедуры, психотерапия, логопедические занятия, лечебная физкультура и ритмика, воспитательные мероприятия. Цель этих тесно переплетающихся и дополняющих  друг друга мероприятий – устранение или ослабление судорог и сопутствующих  расстройств голоса, дыхания, моторики; оздоровление и укрепление нервной  системы и всего организма  в целом; избавление ребенка от неправильного  отношения к своему речевому дефекту, от психологических наслоений в  виде страха, конфузливости за свою неполноценную речь; перевоспитание его личности.

Логопед, как основной специалист по борьбе с дефектами речи, в целом организует содружественную медико-педагогическую работу необходимых специалистов (врачей, воспитателей, ритмиста, инструктора по ЛФК, музыкального работника), использующих свои методы и средства при воздействии на заикающихся. Другими словами, логопед пользуется консультациями и соответствующей помощью разных специалистов в своей коррекционно-воспитательной работе с заикающимися.

Опыт  работы с заикающимися позволяет  заключить, что весь лечебно –  педагогический комплекс по характеру  его воздействия условно можно  разделить на две составные части: лечебно – оздоровительную и  коррекционно-воспитательную.

Основной  задачей лечебно – оздоровительной  работы, которую преимущественно  проводит и направляет врач, является укрепление и оздоровление нервной  системы и физического здоровья заикающегося, устранение и лечение  отклонений и патологических проявлений в их психофизическом состоянии (ослабление или снятие речевых судорог, расстройств вегетативной нервной  системы, нарушений моторики).

Основной  задачей коррекционно-воспитательной работы, которую преимущественно  проводит и направляет логопед, является устранение речевых дефектов (перевоспитание неправильной речи) и психологических  изменений у заикающихся.

До 1930 года логопедическая помощь оказывалась  заикающимся, в основном, подросткам и взрослым. А в 1930 году В. А. Гиляровский  обосновывает положение о том, что  лечить заикание нужно в детском  возрасте. Наиболее подходящей формой организации помощи заикающимся  детям дошкольного возраста, по его  утверждению, является «детская площадка»  или полустационар, так как дети должны ежедневно общаться с родителями и в то же время получать комплексное  лечебное воздействие.

В 1931 году в Москве открываются ясли для  заикающихся детей, где логопедическая работа проводилась Е. Ф. Рау, и полустационар, где работала Н. А. Власова. [4, 17, 26]

Авторами  впервые выработаны принципы комплексного метода реабилитации заикающихся:

  • проведение медико – психолого-педагогического обследования до начала работы;
  • коррекционное воздействие направляется не только на речь заикающегося, но и на состояние всего организма ребенка, а также на его личность;
  • логопедической работе должен предшествовать охранительный речевой режим;
  • развитие навыка плавной речи включает постепенное усложнение степени самостоятельности речи.

В основу первой отечественной методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста. Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау (1959) положено использование коррекционных приемов  в зависимости от разной степени  речевой самостоятельности детей, а именно: от сопряженной формы  речи до спонтанной. Все занятия  с заикающимися детьми распределены по степени нарастающей сложности  на три этапа.

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием