Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Острая  травма – сильный, внезапный, в основном однократный психический шок, вызванный  аффективной (эмоциональной) реакцией. Чаще эта реакция испуга или страха. Именно вскоре после перенесения  острой психической травмы или на фоне хронических конфликтных ситуаций у многих детей появляются запинки  судорожного характера. Л. Я. Миссуловин (1988) делит случаи острого психического травмирования на 8 основных групп:

1. Психотравма  была нанесена домашними и  дикими животными, птицами, пресмыкающимися  и другими представителями животного  мира.

2. Психотравмы  получены в результате пожаров,  бомбежек, обстрелов, транспортных  катастроф (без физических травм), сильных звуковых раздражителей,  пугающих явлений природы (гроза,  землетрясение, наводнение и т.  п.). Особенность определенной части  заикающихся этой группы заключается  в том, что часто они пугаются  не столько самого события,  сколько реакции окружающих взрослых, показывающих ребенку опасность  сложившейся ситуации.

3. Психотравмы  нанесены детям в результате  различных зрелищных мероприятий  (театр, цирк, кино, зоопарки т.  д.), а также в результате чтения и рассказывания страшных историй, случаев. Этих детей характеризуют раннее психическое и речевое развитие, повышенная впечатлительность, возбудимость, тревожность и мнительность. 4. Психотравма нанесена людьми, находящимися в состоянии алкогольного опьянения. Среди таких лиц преобладают родители, страдающие хроническим алкоголизмом. Когда виновниками развивающегося заикания становятся не близкие родственники, а находящиеся в нетрезвом состоянии знакомые и посторонние лица, в этом случае одномоментное травмирующее воздействие нередко оказывается еще более сильным и глубоким, так как оно обычно бывает неожиданным и направлено на ребенка, который ранее с подобными явлениями мог никогда не сталкиваться. 5. Психотравма связана с физической травмой. Не всегда физическое травмирование детей сопровождается психической травматизацией, а возникновение эмоционального срыва так же обусловливается не тяжестью физической травмы. В этих случаях эмоциональное состояние ребенка во многом зависит от поведения взрослых. В эту же группу входят заикающиеся, которые получили нервное потрясение, связанное с тем, что они в детстве тонули и остались в живых только благодаря помощи окружающих.

6. Заикание  развилось вследствие ятрогении  (негативных реакций на приход  в лечебное учреждение и вид  людей в белых халатах, неправильного  поведения врача). 7. Заикание возникло в результате дидактогении (случаи педагогических ошибок, допущенных педагогом детских учреждений). 8. Заикание возникло в результате неожиданной смерти близких людей на глазах ребенка.

В настоящее  время условно выделяются две  группы симптомов, находящиеся в  тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические). К  физиологическим симптомам относятся  речевые судороги, нарушения ЦНС  и физического здоровья, общей  и речевой моторики. К психологическим  – феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Основным  симптомом заикания являются, возникающие  в процессе устной речи или при  попытке ее начать, речевые судороги. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения), силе тяжести.

Принято выделять два основных типа речевых  судорог: тонические и клонические.

Тонические  речевые судороги проявляются в  виде насильственного резкого повышения  тонуса мышц, захватывающего сразу  насколько мышечных групп (языка, губ, щек и др.). Отмечается большое напряжение в лице заикающегося (рот полуоткрыт или, наоборот, губы плотно сомкнуты), общая скованность всего тела (напряжение в мышцах плечевого пояса). В речи наблюдается длительная пауза, остановка (с…тол).

Клонические речевые судороги проявляются в  виде насильственного многократного, ритмичного сокращения мышц речевого аппарата. При этом в речи наблюдаются  повторения звуков или слогов (с-с-с-стол, па-па-па-парта). Обычно определяют смешанный  тип судорог, когда тонические и  клонические судороги наблюдаются  у одного заикающегося (тоно – клонический  тип или клоно – тонический по преобладающему типу судорог).

По локализации  судороги могут быть дыхательные, голосовые, артикуляционные.

Дыхательная инспираторная судорога характеризуется  внезапным резким вдохом в процессе речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Чаще они  внешне малозаметны и сопровождаются ощущениями чувства напряжения в  груди. Дыхательная экспираторная  судорога характеризуется внезапным  резким выдохом в процессе речи. Воздух шумно и резко проходит через раскрытую голосовую щель. Сопровождается ощущениями напряжения мышц брюшного пресса, сжатия грудной  клетки, нехватки воздуха.

Голосовая смыкательная судорога возникает в  момент резкого смыкания голосовых  складок, препятствуя прохождению  воздуха. В речи наблюдается полное отсутствие звука, молчание. При длительной смыкательной голосовой судороге лицо заикающегося напряжено, присутствует ощущение чувства напряжения в области  гортани, груди, брюшных мышц. Вокальная  судорога возникает в виде повышения  тонуса голосовых мышц. В речи наблюдается  необычная продолжительность вокализации  гласного звука. При попытке произнесения гласного звука может возникать  толчкообразный гортанный спазм  и тогда речь прерывается в  виде дрожащего прерывистого звука. Для этой судороги харктерна открытая ротовая полость и ритмическое отбрасывание или опускание головы. Судороги голосового аппарата возникают обычно в момент произнесения гласных звуков.

Артикуляционные судороги разделяют на лицевые (губы, нижняя челюсть), язычные и судороги мягкого неба. Одной из наиболее часто наблюдаемых судорог является смыкательная судорога губ. Она характерна уже для ранних этапов развития заикания. Этот вид судорог проявляется  в виде спазма круговой мышцы рта, в результате чего губы сильно сжимаются. При этом нарушается произнесение губных звуков. Язычные судороги составляют вторую группу судорог артикуляционного аппарата и наблюдаются при произнесении звуков, в артикуляции который  принимает участие язык. Они могут  возникать в различных группах  мышц – судороги кончика языка, его  корня, подъязычная судорога. Реже встречаются  судороги мягкого неба, которые придают  звукам нозализованный оттенок.

В клинической  картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются  смешанные судороги: дыхательно –  артикуляционные, дыхательно – голосовые, артикуляционно –голосовые и т. д.

В симптоматике заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Физиологическое дыхание  заикающихся, как правило, поверхностное, ритм его неустойчив и легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение  речевого дыхания выражено сильнее. Нередко заикающиеся говорят  на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Координация дыхания, голосообразования  и артикуляции нарушается у них  даже в процессе плавной речи.

При заикании так же наблюдаются сопутствующие  движения, которые сопровождают речь (кивательные движения головой, покачивание  туловищем, потирание пальцев рук). Эти движения не носят эмоционально – выразительный характер, а являются насильственными (напоминая гиперкинезы) или носят маскировочный (уловочный) характер. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко усиливается потоотделение, краснеет или белеет кожа лица, учащается сердцебиение, т. е. проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.

При хроническом  течении заикания практически все  заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки  типа: «а», «э – э», «вот это», «вот». Такое явление называется эмболофразией, а сами слова эмболами.

Еще одним  характерным симптомом заикания является страх перед речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения  речевых судорог, боязнь речевого общения. Чаще всего логофобия начинает проявляться  с подросткового возраста. Логофобия  нередко приводит к ограничению  речевого общения, замкнутости или, наоборот, агрессии. Такие факторы  осложняют речевое, эмоциональное  и психологическое состояние  заикающихся.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные  определения и термины.

Значительные  расхождения так же наблюдаются  в определении формы или вида заикания. Н. Gutsman (1898), Е. Froschels (1953) различали клоническую, клонотоническую, тоноклоническую, тоническу формы заикания и рассматривали их как выражение прогрессирующего развития этого нарушения речи.

В 80–е года примерно такая же классификация  указана в работе В. И. Селиверстова (1979), который выделяет клоническую, тоническую и смешанную формы  заикания. Е.Ф. Рау (1964) отмечает, что  заикание бывает двух видов: клоническое  и тоническое. М. Е. Хватцев (1959, 1966) говорит  о клонических и тонических речевых  судорогах, а по локализации судорог  выделяет три вида заикания: дыхательное, голосовое и артикуляторное. В своих работах О. В. Правдина (1969,1973), В. М. Шкловский (1966,1979,1985,1994), Б. Д. Карвасорский (1980), в зависимости от локализации речевых судорог клонического, тонического или смешанного типа выделяются три формы заикания: артикуляционная, голосовая и дыхательная. В речевой клинической картине заикания обычно наблюдается преобладание той или иной формы либо диагностирование всех трех компонентов, что дает возможность говорить о смешанной форме речевого нарушения.

М.И.Буянов и Б.З.Драпкин (1973) предложили дифференцировать заикание на невротическое, неврозоподобное  и смешанное. Клиническая и этиопатогенетическая обоснованность подобного разграничения  была заложена в работах Н.М.Асатиани, Л.И.Беляковой, Н.А.Власовой, В.В.Ковалева, В.С.Кочергиной и других отечественных  исследователей речевых нарушений.[5]. Характеристика видов заикания, согласно дифференциации М.И.Буянова и Б.З.Драпкина представлена в виде таблицы 1:

 

Таблица 1

Речевая активность

Невротическое заикание

Резко снижена

Неврозоподобное заикание

Как правило, повышена

Неврозоподобноезаикание с невротическими наслоениями

Высокая до появления невротических  наслоений, затем падает

1

2

3

4

Локализация судорог

 

 

Темп речи

 

Звукопроизношение

 

 

Выразительность

Речи

 

 

 

 

Психомоторика (включая логомоторику)

 

 

Раздувание крыльев носа во время  речи (симптом Фрешельса)

 

Сопутствующие движения

 

Фиксация на трудных звуках

 

 

 

Дислексия, дисграфия, дискалькулия

 

Течение заикания

 

 

 

 

 

 

 

Целенаправленность в преодолении  речевых нарушений

Преимущественно дыхательно-вокальные

 

Различный

 

Без особенностей

 

 

Различная

 

Без выраженных особенностей

 

 

Типичен

 

 

 

 

Часты. Характер их изменчив

 

Выражена

 

 

Редки

 

 

 

 

Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих  переживаний.

 

 

 

 

 

 

Обычно высокая, порой чрезмерная

Преимущественно в артикуляционном  аппарате

Тахилалия

 

Часто дислалия, иногда дизартрия

 

 

Речь невыразительная, монотонная, глуховатая

 

 

Неуклюжесть, плохой почерк, вялая  мимика, скованность и однообразие  движений

 

 

Непостоянен

 

Очень часты. Стереотипны.

 

Слабее, чем при невротическом  заикании

 

 

Часты

 

 

Более или менее постоянное, с  периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой  нагрузки, соматического состояния

 

Резко снижена

Во всех группах мышц, связанных  с речью

 

Тахилалия

 

Различное

 

 

Как и при неврозоподобном заикании

 

 

 

Различная, но чаще похожая на ту, что  бывает при неврозоподобном заикании

 

Непостоянен

 

 

 

 

Постоянны и чаще всего однообразны

 

Более или менее выражена

 

 

 

Часты

 

 

 

Зависит от психофизиологического  состояния, поэтому волнообразное

 

 

 

 

 

 

Недостаточная


 

 

В.В. Цвынтарный, Л.Г. Парамонова предлагают дифференциацию заикания на невротическую и неврозоподобную [24,32]

Невротическое заикание обычно развивается на фоне уже ранее имевшегося у ребенка  невроза. Такие дети еще до появления  заикания отличаются повышенной впечатлительностью, эмоциональной неустойчивостью, нарушениями  сна, аппетита и т.п. В качестве ближайшей  причины заикания здесь чаще выступает  какая-либо психическая травма, играющая роль «последней капли». В дальнейшем такое заикание обычно «обрастает»  психическими симптомами – постепенно появляются фобии, уловки, переживания  по поводу имеющегося дефекта и т.п. Течение заикания волнообразное, со сменяющими друг друга ослаблениями и усилениями симптоматики, что вообще типично для невротических расстройств.

Характерной особенностью невротического заикания является и то, что при нем не обнаруживается признаков органического  поражения головного мозга. Это  свидетельствует о функциональном характере нарушения. Об отсутствии «органики» говорит и ранний «анамнез»: как правило, здесь не отмечается выраженной патологии в протекании беременности и родов у матери, а также отклонений в раннем, общем и речевом развитии ребенка.[24]

На фоне общеневротических нарушений выступают  признаки невротического поражения  речи, среди которых часто встречается  логофобия (навязчивый страх речи). Логофобия заключается в том, что после психической травмы возникает напряженное ожидание невозможности произнести звук, слово, фразу, предложение. Логофобия всегда непостоянна: в психотравмирующей  ситуации она более бросается  в глаза. В знакомой и нетравмирующей – может отсутствовать. Выраженность логофобии порой бывает столь  заметной, что ребенок не способен вообще что-либо сказать. Иными словами, развивается молчание, обусловленное  страхом перед речью. Это нарушение  именуется логофоботическим мутизмом. Он проявляется лишь в психотравмирующих  ситуациях.

Логофобия, как один из главнейших и распространенных патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к мутизму, но и к невротическому заиканию. Нневротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движениями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, вытекающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротического заикания лежит логофобия.[32]

Неврозоподобное заикание, как явствует из названия, лишь подобно невротическому, похоже на него по своим внешним проявлениям, но в основе его лежат совсем иные причины. В данном случае в процессе специальных исследований у детей  обнаруживаются признаки поражения  головного мозга. В пользу этого  свидетельствует и осложненный  ранний анамнез (неблагополучное протекание беременности и родов у матери, множественные заболевания ребенка  в раннем детстве, запаздывание в  речевом развитии, когда фразовая речь нередко появляется лишь в трехлетнем возрасте).

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием