Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Острая
травма – сильный, внезапный, в основном
однократный психический шок, вызванный
аффективной (эмоциональной) реакцией.
Чаще эта реакция испуга или страха.
Именно вскоре после перенесения
острой психической травмы или на
фоне хронических конфликтных
1. Психотравма
была нанесена домашними и
дикими животными, птицами,
2. Психотравмы
получены в результате пожаров,
3. Психотравмы
нанесены детям в результате
различных зрелищных
6. Заикание
развилось вследствие
В настоящее
время условно выделяются две
группы симптомов, находящиеся в
тесной взаимосвязи: биологические (физиологические)
и социальные (психологические). К
физиологическим симптомам
Основным симптомом заикания являются, возникающие в процессе устной речи или при попытке ее начать, речевые судороги. Судороги бывают различными по типу, локализации (месту возникновения), силе тяжести.
Принято выделять два основных типа речевых судорог: тонические и клонические.
Тонические
речевые судороги проявляются в
виде насильственного резкого
Клонические речевые судороги проявляются в виде насильственного многократного, ритмичного сокращения мышц речевого аппарата. При этом в речи наблюдаются повторения звуков или слогов (с-с-с-стол, па-па-па-парта). Обычно определяют смешанный тип судорог, когда тонические и клонические судороги наблюдаются у одного заикающегося (тоно – клонический тип или клоно – тонический по преобладающему типу судорог).
По локализации судороги могут быть дыхательные, голосовые, артикуляционные.
Дыхательная
инспираторная судорога характеризуется
внезапным резким вдохом в процессе
речевого высказывания, что приводит
к необоснованной паузе. Чаще они
внешне малозаметны и сопровождаются
ощущениями чувства напряжения в
груди. Дыхательная экспираторная
судорога характеризуется внезапным
резким выдохом в процессе речи.
Воздух шумно и резко проходит
через раскрытую голосовую
Голосовая
смыкательная судорога возникает в
момент резкого смыкания голосовых
складок, препятствуя прохождению
воздуха. В речи наблюдается полное
отсутствие звука, молчание. При длительной
смыкательной голосовой судороге лицо
заикающегося напряжено, присутствует
ощущение чувства напряжения в области
гортани, груди, брюшных мышц. Вокальная
судорога возникает в виде повышения
тонуса голосовых мышц. В речи наблюдается
необычная продолжительность
Артикуляционные
судороги разделяют на лицевые (губы,
нижняя челюсть), язычные и судороги
мягкого неба. Одной из наиболее
часто наблюдаемых судорог
В клинической картине заикания, особенно при хронификации речевого дефекта, чаще встречаются смешанные судороги: дыхательно – артикуляционные, дыхательно – голосовые, артикуляционно –голосовые и т. д.
В симптоматике заикания неизменно присутствуют расстройства дыхания. Физиологическое дыхание заикающихся, как правило, поверхностное, ритм его неустойчив и легко нарушается при эмоциональном напряжении. Нарушение речевого дыхания выражено сильнее. Нередко заикающиеся говорят на вдохе, либо в фазе полного выдоха. Координация дыхания, голосообразования и артикуляции нарушается у них даже в процессе плавной речи.
При заикании так же наблюдаются сопутствующие движения, которые сопровождают речь (кивательные движения головой, покачивание туловищем, потирание пальцев рук). Эти движения не носят эмоционально – выразительный характер, а являются насильственными (напоминая гиперкинезы) или носят маскировочный (уловочный) характер. В процессе речевого высказывания у заикающихся резко усиливается потоотделение, краснеет или белеет кожа лица, учащается сердцебиение, т. е. проявляются вегетативные реакции, которые наблюдаются и у нормально говорящих в состоянии сильного эмоционального напряжения.
При хроническом течении заикания практически все заикающиеся используют в речи однообразные, многократно повторяющиеся на протяжении высказывания слова или звуки типа: «а», «э – э», «вот это», «вот». Такое явление называется эмболофразией, а сами слова эмболами.
Еще одним характерным симптомом заикания является страх перед речью, боязнь звуков или слов, которые наиболее трудны для произнесения заикающимся. Страх речи называется логофобией. Логофобия включает в себя навязчивые переживания, страх возникновения речевых судорог, боязнь речевого общения. Чаще всего логофобия начинает проявляться с подросткового возраста. Логофобия нередко приводит к ограничению речевого общения, замкнутости или, наоборот, агрессии. Такие факторы осложняют речевое, эмоциональное и психологическое состояние заикающихся.
В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные определения и термины.
Значительные расхождения так же наблюдаются в определении формы или вида заикания. Н. Gutsman (1898), Е. Froschels (1953) различали клоническую, клонотоническую, тоноклоническую, тоническу формы заикания и рассматривали их как выражение прогрессирующего развития этого нарушения речи.
В 80–е года примерно такая же классификация указана в работе В. И. Селиверстова (1979), который выделяет клоническую, тоническую и смешанную формы заикания. Е.Ф. Рау (1964) отмечает, что заикание бывает двух видов: клоническое и тоническое. М. Е. Хватцев (1959, 1966) говорит о клонических и тонических речевых судорогах, а по локализации судорог выделяет три вида заикания: дыхательное, голосовое и артикуляторное. В своих работах О. В. Правдина (1969,1973), В. М. Шкловский (1966,1979,1985,1994), Б. Д. Карвасорский (1980), в зависимости от локализации речевых судорог клонического, тонического или смешанного типа выделяются три формы заикания: артикуляционная, голосовая и дыхательная. В речевой клинической картине заикания обычно наблюдается преобладание той или иной формы либо диагностирование всех трех компонентов, что дает возможность говорить о смешанной форме речевого нарушения.
М.И.Буянов
и Б.З.Драпкин (1973) предложили дифференцировать
заикание на невротическое, неврозоподобное
и смешанное. Клиническая и
Таблица 1
Речевая активность |
Невротическое заикание Резко снижена |
Неврозоподобное заикание Как правило, повышена |
Неврозоподобноезаикание с невротическими наслоениями Высокая до появления невротических наслоений, затем падает |
1 |
2 |
3 |
4 |
Локализация судорог
Темп речи
Звукопроизношение
Выразительность Речи
Психомоторика (включая логомоторику)
Раздувание крыльев носа во время речи (симптом Фрешельса)
Сопутствующие движения
Фиксация на трудных звуках
Дислексия, дисграфия, дискалькулия
Течение заикания
Целенаправленность в |
Преимущественно дыхательно-вокальные
Различный
Без особенностей
Различная
Без выраженных особенностей
Типичен
Часты. Характер их изменчив
Выражена
Редки
Волнообразное, выраженность заикания зависит от выраженности психотравмирующих переживаний.
Обычно высокая, порой чрезмерная |
Преимущественно в артикуляционном аппарате Тахилалия
Часто дислалия, иногда дизартрия
Речь невыразительная, монотонная, глуховатая
Неуклюжесть, плохой почерк, вялая мимика, скованность и однообразие движений
Непостоянен
Очень часты. Стереотипны.
Слабее, чем при невротическом заикании
Часты
Более или менее постоянное, с периодами ухудшения, зависящими от степени переутомления, речевой нагрузки, соматического состояния
Резко снижена |
Во всех группах мышц, связанных с речью
Тахилалия
Различное
Как и при неврозоподобном заикании
Различная, но чаще похожая на ту, что бывает при неврозоподобном заикании
Непостоянен
Постоянны и чаще всего однообразны
Более или менее выражена
Часты
Зависит от психофизиологического состояния, поэтому волнообразное
Недостаточная |
В.В. Цвынтарный,
Л.Г. Парамонова предлагают дифференциацию
заикания на невротическую и
Невротическое
заикание обычно развивается на фоне
уже ранее имевшегося у ребенка
невроза. Такие дети еще до появления
заикания отличаются повышенной впечатлительностью,
эмоциональной неустойчивостью, нарушениями
сна, аппетита и т.п. В качестве ближайшей
причины заикания здесь чаще выступает
какая-либо психическая травма, играющая
роль «последней капли». В дальнейшем
такое заикание обычно «обрастает»
психическими симптомами – постепенно
появляются фобии, уловки, переживания
по поводу имеющегося дефекта и т.п.
Течение заикания волнообразное, со
сменяющими друг друга ослаблениями
и усилениями симптоматики, что вообще
типично для невротических
Характерной
особенностью невротического заикания
является и то, что при нем не
обнаруживается признаков органического
поражения головного мозга. Это
свидетельствует о
На фоне
общеневротических нарушений
Логофобия, как один из главнейших и распространенных патогенетических механизмов логоневроза, приводит не только к мутизму, но и к невротическому заиканию. Нневротическое заикание, обусловленное логофобией, обычно сочетается с невротическими тиками и невротическими синкинезиями (сопутствующими движениями), которые имеют ту же динамику, что и все расстройства, вытекающие из логофобии. Из этого следует, что в основе невротического заикания лежит логофобия.[32]
Неврозоподобное
заикание, как явствует из названия,
лишь подобно невротическому, похоже
на него по своим внешним проявлениям,
но в основе его лежат совсем иные
причины. В данном случае в процессе
специальных исследований у детей
обнаруживаются признаки поражения
головного мозга. В пользу этого
свидетельствует и осложненный
ранний анамнез (неблагополучное протекание
беременности и родов у матери,
множественные заболевания