Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Задания для детей пяти лет и шестого  года жизни:

  • пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стула к окну, от окна к двери и др.);
  • остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;
  • установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен – ходьба на носочках, громче – на полной ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться;
  • бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
  • правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;
  • прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
  • руки с флажками вперед, назад, вверх, в них (по команде логопеда);
  • держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно;
  • то же самое с пятью ленточками.

Задания для детей шести лет и седьмого года жизни:

  • задания, предлагаемые детям 5 – 6 лет;
  • присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;
  • ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти;
  • взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;
  • пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
  • прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;
  • завязать ленту узлом, бантом.

В ходе исследования моторики детей 2 – 7 лет мы фиксировали:

  • координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации);
  • чувство равновесия (есть, нет);
  • осанку (правильная, неправильная);
  • объем выполнения движений (полный, неполный);
  • переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует);
  • самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого);
  • сопутствующие движения (есть, нет);
  • наличие леворукости, амбидекстрии;
  • мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкнезии, т. е. дополнительные движения, сопровождающие основное, - слабо или ярко выраженные).

Данные  исследования моторной функции заикающегося ребенка мы обобщилм по следующим параметрам.

Нормальная  моторика:

  • сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу;
  • сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, подскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т. д.);
  • вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;
  • выразительна и эмоциональная мимика лица.

Нарушения моторики:

  • повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;
  • моторная напряженность , скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Какой – либо ситуации, от наличия логофобии.

Для исследования подражательности предлагали детям разного возраста следующие задания:

Задания для детей трех лет – четвертого года жизни:

  • повторить за логопедом предложения из 3 – 4 слов;
  • по образцу подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо);
  • нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6 – 7 колец);
  • построить из кубиков воротца;
  • отобрать две одинаковые куклы из четырех;
  • подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных.

Задания для детей четырех лет –  пятого года жизни:

  • повторить за логопедом фразу из пяти слов;
  • по образцу собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: «Я надеваю (снимаю) синий кружок»;
  • построить домик, забор, воротца из строительного материала;
  • раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).

Задания для детей пяти лет – шестого  года жизни:

  • по образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик, Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка).

Задания для детей шести лет – седьмого года жизни:

  • после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.

Таким образом  мы зафиксировали:

  • подражание полное;
  • подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца);
  • подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его);
  • отказ от подражания.

Для исследования импресивной речи предлагали следующие  задания:

Задания для детей двух лет – третьего года жизни:

  • показать по словесной инструкции логопеда различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;
  • выполнить поручение по речевой инструкции, например: «Возьми куклу», «Принеси мяч» и т. д.

Задания для детей трех лет – четвертого года жизни:

  • показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), величины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец0; выполнить поручения по речевой инструкции, например: «Возьми шарик и положи на стол», «Встань и подойди к окну»;
  • ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содержания). Например, можно прочитать следующий текст: «У Миши был серый котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!»;
  • ответить на вопросы: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик?

Задания для детей четырех лет –  пятого года жизни:

  • показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания).

Задания для детей пяти лет – шестого  года жизни:

  • показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета;
  • ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);
  • показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.

Задания для детей шести лет – седьмого года жизни:

  • показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок);
  • показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);
  • ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.

Исследование  экспрессивной речи

Задания для детей двух лет – третьего года жизни:

  • назвать окружающие предметы, игрушки;
  • показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп);
  • рассказать сказку, например, «Курочка Ряба»;
  • описать несложную сюжетную картинку;
  • рассказать об игрушке;
  • прочитать стихотворение.

Задания для детей трех лет – четвертого года жизни:

  • назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус);
  • побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста;
  • рассказать по картинке;
  • прочитать стихотворение.

Задание для детей четырех лет –  пятого года жизни:

  • побеседовать с ребенком о семье, его игрушках, любимых сказках, мультфильмах;
  • пересказать известную сказку;
  • назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь);
  • рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряженная речь);
  • поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи.

Задания для детей пяти лет – шестого  года жизни:

  • побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов);
  • сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их сходстве и различии (например, двух кукол);
  • назвать за логопедом сюжетные картинки;
  • вместе с логопедом дать описание, какой – нибудь игрушки в игре «Игрушка – сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку – медвежонка).

Задания для детей шести лет – седьмого года жизни:

  • составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»;
  • показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра;
  • побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.;
  • повторить за логопедом предложения небольшого текста;
  • вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…» – «Получился цветок».

В ходе исследования речи ребенка фиксировали:

  • особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);
  • форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая);
  • вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т. д.);
  • степени выраженности заикания: легкая – ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи; средняя – активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно – ответной, отраженной речи; тяжелая – ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи.
  • проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;
  • состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, ускоренный, замедленный), Характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное);
  • состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием