Задания
для детей пяти лет и шестого
года жизни:
- пробежать, затем проскакать на обеих ногах, на одной ноге по заданию (от стула к окну, от окна к двери и др.);
- остановиться по сигналу (бубен, хлопок в ладоши, слово «стой») после ходьбы, пробежки, прыжков;
- установка связи между сигналом и действием: тихие удары в бубен – ходьба на носочках, громче – на полной ступне, громко – пробежка, нет ударов – остановиться;
- бросить мяч логопеду через круг и в ответном броске поймать;
- правой рукой взять обруч, поставить на пол и поворачивать его от себя, чтобы обруч крутился;
- прыгнуть на носках двумя ногами в обруч, лежащий на полу, и выпрыгнуть из обруча;
- руки с флажками вперед, назад, вверх, в них (по команде логопеда);
- держа руки над головой, переложить из одной руки в другую три ленточки поочередно;
- то же самое с пятью ленточками.
Задания
для детей шести лет и седьмого
года жизни:
- задания, предлагаемые детям 5 – 6 лет;
- присесть, покатать мяч на полу от руки к руке, встать, подняв мяч;
- ударять мяч ладонью об пол и считать до пяти;
- взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду;
- пробежать, на бегу бросая и ловя мяч;
- прокатить обруч вперед двумя руками, поднять над головой, надеть на себя, присесть и положить его на пол, выпрямиться и выпрыгнуть из обруча;
- завязать ленту узлом, бантом.
В ходе исследования
моторики детей 2 – 7 лет мы фиксировали:
- координацию рук, ног (правильная, замедленная, нет координации);
- чувство равновесия (есть, нет);
- осанку (правильная, неправильная);
- объем выполнения движений (полный, неполный);
- переключение движений (своевременное, замедленное, отсутствует);
- самостоятельность выполнения (полная, с помощью взрослого);
- сопутствующие движения (есть, нет);
- наличие леворукости, амбидекстрии;
- мимические движения (нормальные, амимичность, гиперкинезия мышц лица, синкнезии, т. е. дополнительные движения, сопровождающие основное, - слабо или ярко выраженные).
Данные
исследования моторной функции заикающегося
ребенка мы обобщилм по следующим параметрам.
Нормальная
моторика:
- сформирована статическая координация движений: умеет по заданию и произвольно фиксировать некоторое время нужную позу;
- сформирована динамическая координация движений: движения четкие, уверенные, целенаправленные, взаимосвязанные в различных видах моторной активности (в беге, прыжках, подскоках, пробежках, хлопках, покачиваниях тела, размахиваниях руками в такт шагам и т. д.);
- вполне сформированы мелкие движения кисти и пальцев рук;
- выразительна и эмоциональная мимика лица.
Нарушения
моторики:
- повышенная двигательная активность, расторможенность и наличие некоординированных движений с широкой амплитудой колебаний, выраженная зависимость моторики от эмоциональных переживаний;
- моторная напряженность , скованность и некоординированность движения, неловкость, пассивность, зависимость указанных нарушений от степени переживания дефекта. Какой – либо ситуации, от наличия логофобии.
Для исследования
подражательности предлагали детям разного
возраста следующие задания:
Задания
для детей трех лет – четвертого
года жизни:
- повторить за логопедом предложения из 3 – 4 слов;
- по образцу подобрать однородные предметы по форме (шарик, яйцо);
- нанизать кольца пирамидки, подбирая их по величине (6 – 7 колец);
- построить из кубиков воротца;
- отобрать две одинаковые куклы из четырех;
- подобрать два контурных одинаковых рисунка, например, два яблока из фруктов, двух зайцев из животных.
Задания
для детей четырех лет –
пятого года жизни:
- повторить за логопедом фразу из пяти слов;
- по образцу собрать и разобрать пирамидку по кольцу, называя действия: «Я надеваю (снимаю) синий кружок»;
- построить домик, забор, воротца из строительного материала;
- раскрасить кисточкой контурное изображение (яблоко, вишню, солнце).
Задания
для детей пяти лет – шестого
года жизни:
- по образцу разыграть с помощью игрушек небольшой сюжет после трехкратного показа и рассказа логопедом. Например: «У Саши папа летчик, Он часто летает на север. Однажды он привез Саше медвежонка. Саша с мамой поили его молоком. Когда медвежонок подрос, его отдали в зоопарк». Игрушки: самолет, куклы (мама, папа, сын, мишка).
Задания
для детей шести лет – седьмого
года жизни:
- после показа и рассказа логопеда разыграть с фигурками настольного театра отрывок из любой знакомой сказки.
Таким образом
мы зафиксировали:
- подражание полное;
- подражание творческое (дети внесли дополнительные детали в показ действия и другие обороты речи в рассказ, ничего не опустив из данного образца);
- подражание неполное (дети не до конца выполнили увиденное и услышанное задание, опустив часть его);
- отказ от подражания.
Для исследования
импресивной речи предлагали следующие
задания:
Задания
для детей двух лет – третьего
года жизни:
- показать по словесной инструкции логопеда различные предметы обстановки комнаты, вещи личного обихода;
- выполнить поручение по речевой инструкции, например: «Возьми куклу», «Принеси мяч» и т. д.
Задания
для детей трех лет – четвертого
года жизни:
- показать по словесной инструкции предметы обстановки, вещи личного обихода и др.; показать по словесной инструкции предметы той или иной формы (круглое яблоко, квадратный стол), величины (большой шкаф, маленький стул), того или иного цвета (красный шар, зеленый огурец0; выполнить поручения по речевой инструкции, например: «Возьми шарик и положи на стол», «Встань и подойди к окну»;
- ответить на вопросы по содержанию небольшого рассказа (для выяснения понимания содержания). Например, можно прочитать следующий текст: «У Миши был серый котик. Хвост у котика пушистый, глазки зеленые, лапки мягкие. Миша давал ему молока и каши. А котик кашу не любил, просил мяса. Котик был ленивый, не хотел мышей ловить. Хорошо мышам. Котик молока полакает и спит на солнышке. Вот плутишка!»;
- ответить на вопросы: Кто был у Миши? Какой у котика хвост? Глазки? Лапки? Чем Миша кормил котика? Что просил котик? Почему мышам было хорошо? Какой был котик?
Задания
для детей четырех лет –
пятого года жизни:
- показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета; ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания).
Задания
для детей пяти лет – шестого
года жизни:
- показать по речевой инструкции логопеда игрушки, кукол – персонажей сказок, предметы обихода, предметы разной величины, формы и цвета;
- ответить на вопросы по содержанию программной сказки или рассказа (для выяснения понимания содержания);
- показать по сюжетным картинкам времена года, диких и домашних животных.
Задания
для детей шести лет – седьмого
года жизни:
- показать понимание и знание слов, обозначающих величину, форму и цвет предмета, понимание и знание времен года (с использованием сюжетных картинок);
- показать понимание и знание праздников, основных профессий (с использованием сюжетных картинок);
- ответить на вопросы по содержанию программного рассказа, газетной статьи.
Исследование
экспрессивной речи
Задания
для детей двух лет – третьего
года жизни:
- назвать окружающие предметы, игрушки;
- показать язык широкий, узкий, зубы, облизать языком губы, вытянуть губы вперед и т.д. (предложить выполнить одиночные движения и серию движений для всех последующих возрастных групп);
- рассказать сказку, например, «Курочка Ряба»;
- описать несложную сюжетную картинку;
- рассказать об игрушке;
- прочитать стихотворение.
Задания
для детей трех лет – четвертого
года жизни:
- назвать предметы обстановки, вещей личного обихода, качеств предметов, овощей, фруктов, ягод (цвет, величина, форма, вкус);
- побеседовать с ребенком на тему, интересную для детей этого возраста;
- рассказать по картинке;
- прочитать стихотворение.
Задание
для детей четырех лет –
пятого года жизни:
- побеседовать с ребенком о семье, его игрушках, любимых сказках, мультфильмах;
- пересказать известную сказку;
- назвать за логопедом предметные и простые сюжетные картинки (отраженная речь);
- рассказать стихотворение вместе с ребенком (сопряженная речь);
- поиграть с ребенком в лото, домино на сопряженной речи.
Задания
для детей пяти лет – шестого
года жизни:
- побеседовать с ребенком об известных ему овощах, фруктах, машинах, профессиях и т. д. (по логическим группам слов);
- сравнить, отвечая на вопросы логопеда, два предмета, рассказав об их сходстве и различии (например, двух кукол);
- назвать за логопедом сюжетные картинки;
- вместе с логопедом дать описание, какой – нибудь игрушки в игре «Игрушка – сюрприз»: развернув пакет, ребенок рассматривает игрушку, а затем по образцу логопеда вместе с ним называет игрушку и описывает ее качества (например, мягкую игрушку – медвежонка).
Задания
для детей шести лет – седьмого
года жизни:
- составить несколько предложений по сюжетным картинкам типа «Что делает?» Например, «Мальчик ловит рыбу», «Девочка кормит котенка», «Бабушка вяжет носки»;
- показать инсценировку знакомой сказки, используя фигурки настольного театра;
- побеседовать с ребенком о детских передачах, книгах, его друзьях, о семейных праздниках и т. п.;
- повторить за логопедом предложения небольшого текста;
- вместе с логопедом назвать и выполнить действие, например, с мозаикой: «Я взял красный кружок. Я взял еще один красный кружок…» – «Получился цветок».
В ходе исследования
речи ребенка фиксировали:
- особенности внимания заикающегося (внимательный, сосредоточенный, отвлекаемый, неусидчивый, раздражительный, истощаемый, негативный);
- форму судорог (клоническая, тоническая, смешанная: клоно-тоническая, тоно-клоническая);
- вид судорог (дыхательный, голосовой, артикуляторный, смешанный: дыхательно-голосовой, дыхательно-артикуляторный, артикуляторно-голосовой и т. д.);
- степени выраженности заикания: легкая – ребенок активен в деятельности, заикание не влияет на общительность, легкий контакт со сверстниками, со взрослыми, судороги наблюдаются только в самостоятельной речи; средняя – активность в деятельности снижена, заикание повлияло на общительность ребенка, со взрослыми и детьми вступает в контакт неохотно, судороги имеются в самостоятельной, вопросно – ответной, отраженной речи; тяжелая – ребенок пассивен в деятельности, необщителен, контакт только при побуждении со стороны взрослого, судороги во всех видах речи.
- проявления заикания (количество судорог, их сила и длительность) в различных формах речи: в самостоятельном рассказе, в рассказе по картинке, в беседе, в пересказе прочитанного логопедом текста, в вопросно-ответной речи, при чтении стихотворения во время отраженной, сопряженной и шепотной речи;
- состояние дыхательной функции: ритм (нормальный, ускоренный, замедленный), Характер вдоха (нормальный, укороченный, слишком глубокий, во время речи), характер выдоха (соответствует количеству слов во фразе, укороченный, слишком быстрый выдох), характер дыхания (диафрагмально-брюшное, диафрагмальное, поверхностное);
- состояние, строение и подвижность артикуляторного аппарата: аномалии в строении губ, челюстей, зубов, языка, твердого и мягкого неба (нет, есть, какие).