Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

В ходе занятия  мы давали детям упражнения на развитие внимания, памяти, логического мышления (не изолировано, в тесной взаимосвязи  с темой и целями занятия).

Также в  занятии мы использовали много разнообразных  игровых моментов, в которых дети были активными участниками.

В целом  можно сделать вывод, что занятие  достигло своих целей. Лексический  материал, который мы предложили на занятии детям, был ими усвоен и закреплен.

 

3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы

 

В результате проведенной коррекционной работы со второй группой детей по методике В. И. Селиверстова было вновь проведено  обследование, как вторая группа детей, так и первая группа, с которой  логопедическая работа не проводилась.

Анализ  обследования дал следующие результаты:

К. Денис  – в результате анализа развития речи до проведенного курса логопедических занятий было выявлено ускорение  темпа речи. В результате повторного обследования выявилось заметное улучшение, ускорение темпа речи наблюдалось  только в случае волнения, эмоциональной  напряженности.

М. Лиза – до курса логопедических занятий  наблюдались судорожные запинки  в речи. Благодаря проведенной  работе у Лизы также выявилось  улучшение. Судорожные запинки встречались  в редких случаях, причем причиной запинок  не являлось волнение и эмоциональные  всплески, ребенок заторможен и быстро утомляется. Все же можно констатировать положительные результаты в преодолении  заикания.

С. Ира  – девочка заторможена в двигательно-координационной  деятельности, что заметно осложняло  работу. Видимо это и стало причиной отсутствия сдвига в преодолении  заикания. Также заметны запинки  в контекстных монологах, как и при первичном обследовании.

Г. София  – у девочки наблюдалось несоблюдение пауз. В результате проведенной работы и повторного обследования речи наблюдалось  улучшение. Девочка осознанно следила  за соблюдением пауз в речи. Были даны рекомендации родителям, которые  в конечном итоге должны привести к закреплению полученного результата и устранению дефекта. К тому же София  характеризовалась явным нестремлением  к общению. Повторное обследование показало, что девочка охотно общается, хотя и не выступает инициатором  разговора.

В. Настя - у девочки при первичном обследовании наблюдалось ускорение темпа речи, напряженная мимика. При повторном обследовании Настя стала говорить более спокойно, заметно спала напряженность мимики. Речь Насти стала медленнее.

Ц. Ира  – у девочки при первичном  обследовании наблюдались судорожные запинки в речи. Так как Ира  стремилась к общению, работа с ней  проводилась успешно, поэтому при  повторном обследовании судорожные запинки исчезли. В результате речь Иры стала плавной, без видимых  нарушений.

В. Антон  – при первичном обследовании у мальчика наблюдались нарушения  в произношении звука [л]. Согласно методике В. И. Селиверстова для Антона был  разработан план индивидуальных занятий. Повторное обследование Антона показало, что мальчик произносит звук [л], то есть работе в этом направлении можно дать положительную оценку. Заикание у мальчика преодолеть не удалось. Вероятно, основные усилия были направлены на преодоление нарушения звука [л], а преодолению заикания должного внимания уделено не было.

Р. Оля  – у девочки при первичном  обследовании наблюдались частые дополнительные вдохи в речи. После занятий дыхательной гимнастикой частые дополнительные вдохи прекратились.

С. Даша – при первичном обследовании наблюдались нарушения ритма  речи. Благодаря коррекционной работе по методике В. И. Селиверстова речь Даши стала более плавной, что и  выявилось при повторном обследовании. Родителям девочки были даны рекомендации продолжать посещение логопункта для  полного преодоления ритмических  нарушений речи Даши.

М. Сергей – у мальчика наблюдались затруднения  в конструировании связных высказываний. В результате экспериментальной  работы словарный запас у Сергея обогатился. Мальчику явно нравилось, что он может быстро подобрать  необходимые слова, в результате чего его мимика стала более выразительной. Повторное обследование показало значительные улучшения в конструировании  связных высказываний.

Итак, при  вторичном обследовании выяснилось, что значительные улучшения в  преодолении темпо-ритмических нарушений  наблюдались у 8 детей. У 2 детей в  преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в  преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при  повторном обследовании наблюдалось  заметное улучшение в преодолении  нарушения темпа речи. Речь девочки  была ускоренной, а при повторном  обследовании речь стала более плавной. Как выяснилось, причиной улучшения  стала включение в процесс  преодоления заикания родителей девочки, которые самостоятельно постарались исправить нарушения речи дочери.

Качественный  анализ обследования двух групп представлен  в виде круговой диаграммы.

Мы наглядно видим, что проделанная коррекционная  работа показала положительные результаты. Следовательно, выбранная методика, по которой проводилась опытно-экспериментальная  работа, эффективна.

 

Группа 2:



 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа 1:


 

 

 

 

 


 

 

1 – Количество  детей, у которых изменений  в преодолении заикания не  обнаружено

2 – количество  детей, у которых обнаружены  существенные улучшения в преодолении  заикания 

 

Выводы по третьей главе

 

Для опытно-экспериментальной  работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью  реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с детьми, даны рекомендации родителям после каждого занятия.

Были  сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались  дети с одинаковыми симптомами и  нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась со второй группой детей. Первая группа не участвовала  в курсе логопедических занятий  по данной методике.

При вторичном  обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических  нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в  преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при  повторном обследовании наблюдалось  заметное улучшение в преодолении  нарушения темпа речи.

Стало быть, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась экспериментальная  коррекционная работа, эффективна.

 

 

Заключение

 

Дошкольный  возраст занимает особое место в  проблеме заикания. Именно в этом возрасте, в случае своевременно проведенной  предупредительной и коррекционной  работы, построенной на всестороннем учете факторов, изучив историческое становление и разработку методов  преодоления заикания можно существенно  снизить процент заикающихся  школьников, подростков и взрослых.

Традиционные  классические и современные исследования показывают теснейшую взаимосвязь  заикания с психофизическим состоянием заикающегося, с его личностью.

В литературе симптоматика заикания описана достаточно полно. Но до сих пор, при описании одних и тех же симптомов, во многих работах используются различные  определения и термины.

Значительные  расхождения также наблюдаются  в классификации видов заикания.

- для эффективности коррекционной работы с заикающимися детьми необходимо правильно организовать обследование заикающихся детей;

- изучить  методику обследования, в частности,  методику Г.А.Волковой. Рассмотренная  методика обследования дает возможность  всесторонне обследовать ребенка,  установить причины, симптомы, вид  заикания;

- проведенное  обследование 37 заикающихся показало, что причины заикания лежат  в психической травме, то есть  можно констатировать невротический  вид заикания. Среди симптомов  отмечались сопутствующие движения, зависимость заикания от эмоционально-значимых  ситуаций. Среди современных комплексных методов преодоления заикания мы рассмотрели методику Н.А.Власовой и Е.Ф.Рау, которая является первой отечественной методикой логопедической работы с детьми дошкольного возраста. В основу этой методики положено использование коррекционных приемов и зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. Это методика используется по сей день.

Широко  используется методика устранения заикания в процессе ручной деятельности Н.А.Чевелевой.

Позже С.А.Миронова предложила систему обучения заикающихся  детей постепенному овладению навыками свободной речи. Эта методика разработана  для детских дошкольных учреждений в соответствии с «Программой  воспитания и обучения детей в  детском саду», что очень облегчает  работу логопеда.

Методика  В.И.Селиверстова, напротив, рассчитана на работу с заикающимися детьми в  медицинских учреждениях.

Многие  работы посвящены вопросу устранения заикания в процессе игровой деятельности. В частности, методика Г.А.Волковой; И.Г.Выгодской, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенской; а также методика Е.Ю.Рау.

Выделить  какую-либо методику и сказать, что  она является «лучшей» сложно, так  как каждая методика предназначена  для работы с заикающимися детьми в разных условиях: в дошкольных учреждениях, в медицинских учреждениях, в домашних условиях.

Для опытно-экспериментальной  работы мы выбрали методику В.И. Селиверстова. На практике данная методика была полностью  реализована, в том числе была проведена индивидуальная работа с  детьми, даны рекомендации родителям  после каждого занятия.

Были  сформированы две группы по 10 детей. В обеих группах наблюдались  дети с одинаковыми симптомами и  нарушениями речи. Работа по методике В.И.Селиверстова проводилась с экспериментальной  группой детей. Контрольная группа прнимала участие на констатирующем и контрольном этапах эксперимента.

При вторичном  обследовании выяснилось, что значительные улучшения в преодолении темпо-ритмических  нарушений наблюдались у 8 детей. У 2 детей в преодолении заикания существенных сдвигов не произошло.

Что касается первой группы, то вторичное обследование показало отсутствие изменений в  преодолении заикания у 9 детей. У 1 ребенка, в частности у А. Ксении, при  повторном обследовании наблюдалось  заметное улучшение в преодолении  нарушения темпа речи.

Значит, выбранная методика В.И.Селиверстова, по которой проводилась экспериментальная  коррекционная работа, эффективна.

Итак, мы выявили и обосновали особенности  преодоления темпо-ритмических нарушений  у заикающихся дошкольников. Среди  особенностей можно назвать своевременно проведенную предупредительную  и коррекционную работу, построенную  на всестороннем учете факторов. Стало  быть, поставленная цель, а именно: выявить  и обосновать особенности преодоления  темпо-ритмических нарушений у  заикающихся дошкольников, в ходе экспериментальной деятельности, достигнута.

Определимся, достигнута ли гипотеза.

В работе определены основные направления и  содержание коррекционно-логопедической работы по преодолению темпо-ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников. К ним относятся:

- первичное  обследование заикающихся детей  (по методике Г.А.Волковой);

- анализ  результатов первичного обследования  и планирование дальнейшей работы, формирование двух групп детей  с одинаковыми симптомами и  нарушениями речи;

- коррекционная работа со второй группой детей по методике С.И.Селиверстова;

- контрольный  анализ обследования обеих групп  детей (по методике Г.А.Волковой), сравнение результатов.

Также обеспечена целевая направленность коррекционно-логопедических занятий по преодолению темпо-ритмических  нарушений у заикающихся дошкольников. Для этого была изучена и реализована  на практике методика В.И.Селиверстова, которая удовлетворяла условиям опытно-экспериментального исследования в нашей работе.

Преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников протекало  успешно, следовательно: положения  гипотезы были подтверждены.

В работе решены поставленные задачи:

1)теоретически  обоснованы психолого-педагогические  особенности заикающихся дошкольников, темпо-ритмические нарушения у  заикающихся дошкольников. К ним  относятся теснейшая взаимосвязь  заикания с психофизическим состоянием  заикающегося (особенно с эмоционально-волевой  сферой), с его личностью в целом,  с его отношениями и установками  на окружение. Это определяет  необходимость осуществления психолого-педагогического  подхода в изучении и коррекции  заикания.

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием