Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа

Краткое описание

Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.

Оглавление

Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Негосударственное образовательное учреждение.docx

— 145.71 Кб (Скачать)

Отмечали –

параметры движений:

  • наличие или отсутствие движения;
  • активность (расторможенность, заторможенность);
  • объем (полный, неполный);
  • точность выполнения;
  • длительность (способность удерживать органы в заданном положении);
  • темп движений (норма, замедленный, ускоренный);
  • замена движения (синкнезии).

Состояние звукопроизношения. Определяли нарушения  звукопроизношения по механизмам: дислалия или стертая дизартрия.

По форме: моторное, сенсорное, смешанное нарушение.

По проявлению: сигматизм, ротацизм, ламбдацизм, йотацизм, дефекты заднеязычных звуков, дефекты  озвончения, дефекты смягчения.

По объему: мономорфное, полиморфное нарушение;

Состояние просодических компонентов речи: темп речи (нормальный, ускоренный, замедленный), ритм (нормальный, аритмия), сохранение пауз (норма, деление слов, слогов паузой, судорогой), голос (сила голоса – громкий, слабый, тихий, мерцающий, затухающий, высота голоса – высокий, низкий, нормальный, тембр голоса – сиплый, хриплый, резкий, с металлическим оттенком, с носовым оттенок, особое внимание обратить на наличие мягкой или твердой  атаки голоса), внятность речи (внятная, отчетливая, смазанная, неясная).

Состояние фонематического анализа, синтеза  и фонематических представлений

Простой фонематический анализ

Выделение ударного гласного на фоне слова (у  заикающихся детей, начиная с 4 – 5 лет). Инструкция: «Слышишь ли ты звук [А] в слове Аня? Звук [О] в слове Оля? Звук[У] в слове утка?»

Выделение согласного звука на фоне слова, начиная  с 5 лет. Инструкция: «Слышен ли звук [С] в слове сани?»

Выделение согласного звука из слова. Инструкция: «Какой согласный звук ты слышишь  в слове шапка?»

Сложный фонематический анализ

Начиная с шестилетнего возраста, у заикающихся  детей исследовали сложные формы  фонематического анализа. При этом ребенку предлагали:

  • определить место согласного звука в слове, сначала в начале, конце, середине слова; определить место звука в слове по отношению к другим звукам, например: «Какой звук слышен после звука [М] в слове мак? Какой звук находится на третьем по счету месте в слове каша?»;
  • определить последовательность звуков в слове, например: «Какой звук находится между звуками [И], [А] в слове лиса?»; «Назови соседей звука [К] в слове рука»

Начиная с возраста от 5 до 7 лет, ребенку предлагали:

  • определить количество звуков в словах, например: «Сколько звуков в словах рак, лапа, кошка?»;
  • дифференцировать звуки по противопоставлению: звонкие – глухие, мягкие – твердые, свистящие – шипящие, заднеязычные – переднеязычные, сонорные [Р] - [Л] и др.

Фонематический синтез

Составление слова из последовательно данных звуков, начиная с пяти летнего  возраста. Инструкция: «Послушай звуки [Д], [О], [М], поставь их рядом и скажи, какое слово у тебя получилось».

Фонематические представления

Начиная с пяти летнего возраста, ребенку  предлагали для выполнения следующие  задания:

  • подобрать слово на заданный звук. Например: «Назови слово со звуком [Ш] или со звуком [Р]» и т. д.;
  • разложить в два ряда предметные картинки, названия которых начинаются с оппозиционных звуков, например: [С] - [Ш], [Ч] - [Ц], [З] - [Ж], [Р] - [Л] и др.;
  • из общего количества картинок отобрать только те, названия которых начинаются на определенный звук. Перед ребенком раскладывается ряд из 10 – 12 картинок из разных логических групп слов, среди которых есть картинки со звукос [С] - куртка, стакан, шапка, помидор, собака, яблоко, свекла, чашка, сковорода, пирамидка, сумка, сова. Ребенку предлагается внимательно посмотреть на картинки, подумать и отложить в сторону картинки со звуком [С].

Исследование состояния лексики

В ходе обследования мы исследовали способность детей:

  • начиная с трехлетнего возраста, называть предметы окружающей обстановки;
  • начиная с четырехлетнего возраста, называть предметные картинки с изображениями предметов, действий, качеств и признаков. Предметы и картинки могут быть подобраны по темам: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, части тела человека, животные, растения, профессии людей, виды природы, времена года;
  • называть действия по предъявленному предмету, картинке: «Доктор что делает?» – ребенок отвечает на вопрос, называет действие. Другой вариант этого приема: Например, логопед показывает ребенку картинки с изображениями животных, птиц, предметов, а ребенок называет глагольное слово: щука (плавает), ласточка (летает), кузнечик (прыгает), змея (ползает), собака (лает), медведь (рычит), корова (мычит), лошадь (ржет), баран (блеет) и т. д.

Детям 6 – 7 лет предлагали более сложное задание: назвать ряд предметов (или их изображений) одним общим словом. Например, логопед показывает ребенку чашку, стакан, блюдце, тарелку, вазу и задает вопрос: «Как назвать все эти предметы одним словом?» или «Как назвать одним словом клубнику, землянику, смородину, крыжовник, чернику?».

Исследовали грамматический строй  речи

На данном этапе обследования мы предлагали заикающимся  детям в возрасте от 4 до 7 лет выполнить  следующие задания:

  • составить рассказ по серии сюжетных картинок;
  • преобразовать имена существительные из единственного числа во множественное с использованием предметных картинок. Например, шар – шары, топор – топоры, дом – дома, белка – белки, лист – листья, окно – окна, стул – стулья, рука – руки и т. п.;
  • согласовать прилагательное с существительным, используя предметные картинки. Перед ребенком раскладываются три картинки, например, «красный шарф, красная шапка, красное пальто», и он называет их, или «зеленый огурец, зеленая елка, зеленое дерево»;
  • по речевой инструкции логопеда выполнить задания типа: «Положи кубик в коробку», «Поставь маленький кубик на большой», «положи этот листик поб картинку с изображением дерева», «Возьми игрушку из коробки», «Держи пушинку (снежинку) над столом», «Пройди и встань у окна», «Возьми мячик с полки», «Подойди к столу», «Поставь собачку около будки», «Выйди из кабинета и выгляни из-за двери», «Достань мячик из-под стола», «Перешагни через шнур»;
  • найти на картинках по заданию логопеда различное расположение предметов в зависимости от предлога. Можно использовать картинки с изображениями двух предметов в разных положениях, например, будки и собаки, пчелы и цветы, ложки и стаканы, облака и солнышко, стрекозы и листы.

Инструкция: «Покажи картинку, на которой изображена (нарисована) собака в будке; … собака перед будкой; … собака за будкой; … собака на будке; … собака около  будке».

У заикающихся  детей в возрасте от 5 до 7 лет проверяли  способность употребления в речи предлогов В, НА, ПОД, ИЗ, НАД, У, С, К, ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ЧЕРЕЗ.

Исследовали способности словообразования

При исследовании способности словообразования мы использовали следующие задания:

Образование уменьшительно – ласкательной формы  имени существительного. Например, ребенку показывали две предметные картинки с изображениями предметов разной величины: ложка – ложечка, кукла – куколка, дом – домик.

Образование формы родительного падежа имен существительных  множественного числа: дома – домов, стулья – стульев, руки – рук, окна – окон, пальцы – пальцев. Сумки  – сумок, яблоки – яблок и т. д. Ребенку давали слова в именительном падеже множественного числа, и предлагали ответить на вопрос: «Много чего?». Логопед: «В саду растут яблони, вишни». Подумай  и скажи: «В саду растет много чего?» - «Яблонь, вишен». Или: «На столе  стоят чашки и стаканы». Подумай  и скажи: «На столе стоит много  чего?» – «Чашек и стаканов».

Образование прилагательного от имени существительного. Логопед: «Стул из дерева. Какой стул?»  – «Деревянный». «Лопата из железа. Какая лопата?» – «Железная». «Стакан из стекла. Какой стакан?»  – «Стеклянный». «Платье из шелка. Какое платье?» – «Шелковое». «Портфель из кожи. Какой портфель?»  – «Кожаный». «Дом из кирпича. Какой  дом?» – «Кирпичный».

Образование глаголов движения с помощью приставок. Логопед показывал ряд простых  сюжетных картинок и предлагал сказать  о движущемся предмете. Например, самолет  улетает, прилетает, отлетает, облетает, перелетает.

Согласование  числительных «два» и «пять» с  существительными: дом, жук, ведро, шар, рыбка.

Исследовали характер игровой деятельности

При исследовании характера игровой деятельности обращали внимание на следующие моменты.

  • Характер возникновения игры (самостоятельный; по подсказке взрослого в начале, в конце или в ходе игры).
  • Склонность ребенка к определенным играм: дидактической, подвижной, игре – драматизации, творческой (ролевой или конструктивной).
  • Какие темы волнуют заикающегося ребенка в его играх.
  • Как любит играть заикающийся ребенок: один, с небольшой группой детей, в коллективной игре.
  • Комментирует ребенок свои действия в играх или же играет молча.
  • Доводят ли заикающиеся дети игру до конца без вмешательства взрослого или нет.
  • Устойчива ли тема игры или меняется: начали играть в одну игру, не закончив ее, перешли к другой, затем к третьей и т. д.
  • Что мешает заикающимся детям осуществлять свой игровой замысел: неумение играть, конфликты из-за ролей, отсутствие навыка коллективного общения, судорожная речь и прочее.
  • Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляют дети в играх и как: соответственно замыслу или случайно.
  • Кто и как проявил выдумку в игре, если это обстоятельство имело место.
  • Какие конфликты и из-за чего возникают в играх. Как они разрешаются: самими детьми (отметить при этом состояние ребенка) или с помощью взрослых.
  • Каковы приемы руководства игрой: а) совместная игра взрослого с детьми: как долго и в какой период воспитания речи; б) договоренность взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второстепенных ролях.

Взаимоотношения детей в играх. В процессе наблюдения за детьми в творческих, сюжетно-ролевых  играх выяснили: умение детей предложить или принять тему игры, распределить роли; степень участия в приготовлении игрового места; умение вносить или принимать предложения в ходе игры и согласовывать свою деятельность с замыслом сверстников; взаимоотношения детей в играх: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства.

Общественное  поведение детей в играх. В  процессе целенаправленного наблюдения за самостоятельными играми заикающихся детей и в специально организованных играх выясняли: предпочитает заикающийся ребенок играть в одиночестве, в играх рядом (когда двое детей играют каждый в свою игру и действия их не смешиваются) или в играх в коллективе; предпочитает ли ребенок игры на основе механического взаимодействия с игрушками, на основе личного интереса к сверстнику по игре.

Влияние правил игр на общественное поведение. Провели с группой заикающихся  детей из 4 – 5 человек 10 игр с правилами (5 игр дидактических и 5 игр подвижных).

Учитывали следующее:

  • ребенок сам выполняет правила игры, требует выполнения правил от других детей, устанавливает новые правила;
  • характер взаимоотношений детей в игре: главенство – подчиненность, частичное главенство – подчиненность, отношения равенства;
  • отношения ребенка к выигрышу и роль этого отношения для характера выполнения правил игры: стремление к выигрышу является самоцелью, которая ведет к нарушению правил, или же стремление к выигрышу согласуется с выполнением правил, и соблюдение правил стимулирует быстрый выигрыш.

Степень игровой активности. Проводили целенаправленное наблюдение за поведением заикающихся детей в самостоятельных творческих играх, после этого уточняли, к какой из следующих групп, выявляющих степень игровой активности, относится ребенок.

Группа А – дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную другим. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.

Группа Б – дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтую при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают ее правила.

Информация о работе Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием