Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 21:58, дипломная работа
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию. В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая характеристика заикающихся дошкольников
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные методики преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального обучения
Столичная финансово – гуманитарная академия
Факультет: психологии, педагогики и права
Специальность: Логопедия
Дипломная работа
Тема: «Особенности логопедической работы по преодолению темпо-ритмических нарушений у дошкольников с заиканием»
Студент: Гераськина
Наталья Владимировна
Научный руководитель:
И. И. Прокудина
Орск, 2008г.
Содержание
Введение
Глава1. Психолого – педагогический аспект преодоления темпо – ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
1.1 Психолого-педагогическая
характеристика заикающихся
1.2 Причины, симптомы и виды заикания
1.3 Современные
методики преодоления темпо –
ритмических нарушений у
1.4 Комплексные системы воздействия при заикании у детей дошкольного возраста
Выводы по первой главе
Глава 2. Выявление особенностей темпо – ритмических нарушений у аикающихся дошкольников
2.1 Организация и методика проведения обследования темпо – ритмических нарушений
2.2 Обследование речи детей по методике Г.А.Волковой
2.3 Обработка и анализ результатов обследования
Выводы по второй главе
Глава 3.Коррекционно – логопедическая работа по преодолению темпо – ритмических нарушений
3.1 Методика преодоления темпо-ритмических нарушений (по методике В.И.Селиверстова)
3.2 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы
Выводы по третьей главе
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Заикание
является одним из распространенных
речевых нарушений, которое характеризуется
сложным симптомокомплексом и в
ряде случаев невысокой
Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Она интенсивно изучалась и освещалась в литературе на протяжении всего ХХ в. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Н. Г. Неткачева, В. А. Гиляровского.
Начиная с 1994 года, регулярно проходят международные симпозиумы, посвященные только проблеме заикания. Эти научные конгрессы собирают специалистов всего мира. Издается международный журнал «Fluency Disorders» («Нарушение плавности»), также посвященный проблеме заикания. Активный интерес ученых разных стран свидетельствует о ее актуальности.
В отечественной
логопедии разработан оригинальный
подход к оценке клинической картины
заикания. Выделение двух форм заикания
– невротической и
В связи
с этим в общей проблеме заикания
особое место занимает дошкольный возраст.
Тщательно проведенная
Вместе с тем: недостаточная представленность в современной методической литературе психолого-педагогической характеристики заикающихся дошкольников делает нашу проблему актуальной
От логопеда
требуется не только знание практических
приемов коррекции речи при заикании,
но и понимание целостной
Объект: преодоление темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
Предмет: коррекционно-педагогический процесс на логопедических занятиях по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников
В соответствии с предметом исследования ставим следующую цель работы: выявить и обосновать особенности преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Гипотеза: преодоление темпо-ритмических нарушений речи у заикающихся дошкольников будет протекать успешно, если:
-определены
основные направления и
Исходя из цели и гипотезы данного исследования, можно выделить следующие задачи:
1)теоретически
обосновать психолого-
2)подобрать
диагностические методики для
выявления особенностей темпо-
3)рассмотреть
комплексные методики по
4) осуществить
сравнительный анализ динамики
преодоления темпо –
Методологической основой иссле
теория познания; идея о роли активности субъекта в деятельности; философские положения о социальной, деятельностной и творческой сущности личности; субъектно-деятельностный, средоориентированный, целостный, коррекционно-педагогический подходы к преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Теоретической основой исследования выступили: труды В.И.Селиверстова, Г.А.Волковой, С.В.Леоновой, Н.А.Власовой.
Исследование проводилось с 2004 по 2008 годы и включало три этапа:
На первом этапе (май – июль 2007г.) осуществлялся анализ психолого-педагогической литературы по проблеме преодоления темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников, изучалось состояние исследуемой проблемы в педагогической практике в МУЗ «Адамовская ЦРБ».
Основные методы исследования: анализ научной литературы, изучение педагогического опыта, наблюдение, анкетирование, беседа, прогнозирование, констатирующий эксперимент.
На втором этапе (июль – август 2007г.) разрабатывалась стратегия исследования, уточнялась гипотеза, апробировались педагогические условия на практике посредством учебно-методического комплекса; обосновывались критерии и показатели сформированности понятия о преодолении темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников.
Основные методы исследования: теоретическое моделирование, диагностические методики (тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности), формирующий эксперимент.
На третьем этапе исследования (август – февраль 2008г.) обрабатывались и обобщались полученные количественные и качественные результаты; уточнялись выводы; проводилось оформление результатов исследования.
Основные методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация материала, методы математической статистики и обработки результатов исследования, контрольный эксперимент.
Научная новизна исследования:
Теоретическая значимость исследования:
Практическая значимость исследования:
- реализована на практике методика В.И.Селиверстова по преодолению темпо-ритмических нарушений у заикающихся дошкольников;
- реализована
методика Г.А.Волковой по
Глава 1. Психолого – педагогический
аспект преодоления темпо –
1.1 Психолого-педагогическая
Как известно,
речевой дефект типа заикания не ограничивается
только судорожными спазмами мышц,
участвующих в акте речи, т. е. не
является только двигательным расстройством,
хотя и весьма сложным по своему
патогенезу. Неврологический механизм
заикливой речи в ряде случаев
осложняется рядом психолого-
В литературе
эти личностные особенности чаще
трактуются как психические сдвиги
по типу вторичных реакций на свою
речевую неполноценность (С. И. Павлова).
Большинство авторов дают суммарную
характеристику указанных особенностей
без необходимой
И. А. Сикорский
(1889) первым называет заикание детской
болезнью, обосновывая это тем, что
начало заикания у детей еще не
закончилось. Характеризуя заикающихся
детей, он делит их на две группы.
К первой группе (таких заикающихся
большинство) он относит детей, которые
начали заикаться «внезапно и
бурно» в результате острой психотравмы.
Для этой же группы детей характерны
преждевременное развитие речи, обширный,
не соответствующий возрасту запас
слов, правильное синтаксическое оформление
высказываемой мысли. Ко второй группе
он отнес детей, начавших заикаться
вследствие травмы черепа, инфекционных
заболеваний. Они отличаются поздним
развитием речи и замедленным
постепенным началом заикания.[
В. А. Гиляровский (1932) указывает на то, что изучение заикания должно быть связано прежде всего с исследованиями заикающихся в период развития речевой функции, который в то же время является и наиболее уязвимым для возникновения заикания. Он же отмечает, что наличие заикания может влиять на формирование у ребенка психоастенического склада личности.
Более поздние
исследования, посвященные изучению
периода возникновения