Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:28, лекция
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью.
Особенности работы психолога в ВУЗе
Руководствуясь проектом
«Концепции развития системы психологического
обеспечения образования в
Служба-центр проводит особую психологическую работу по оформлению деятельности, общения, сознания и личности студента, а это значит:
содействие профессионально-
осуществление психологического просвещения студентов и сотрудников колледжей, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки;
гармонизация социально-
формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни;
содействие социальной
адаптации и повышению
первичная профилактика
аддитивного поведения
В содержание работы по психологическому сопровождению включены вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к педагогической деятельности.
Очерченный круг задач, несомненно, может быть решен только благодаря системному подходу. Система направлений работы службы психологического сопровождения студентов в большинстве учреждений в настоящее время сложилась и традиционно включает:
психологическое просвещение;
психодиагностику;
психологическое консультирование
и психологическую
Однако наполнение содержания обусловлено спецификой будущей профессии и в достаточной мере определяется профессиограммой. При этом в нашей работе задействовано и такое направление, как самоизучение (с последующим самоотчетом студента).
Служба психологического сопровождения при определении содержания работы и ее инструментария исходит из учета возраста студентов и их студенческого «стажа». Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает:
содействие успешной адаптации первокурсников к условиям образовательного пространства колледжа;
диагностику когнитивной деятельности студентов и разработку рекомендаций по ее развитию;
индивидуальное
психологическое консультирован
оказание конкретной помощи студентам, преподавателям, сотрудникам в решении учебных задач.
Работая с первокурсниками в адаптационный период, психолог измеряет их психологический возраст для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности, который, должен привлечь внимание психологов.
Определяя ведущие репрезентативные системы студентов, психолог помогает им в организации их познавательной деятельности. И, конечно, интересны ценностные ориентации студентов.
Вторые курсы,
которые имеют репутацию
Непременное условие - индивидуальные консультации: разъяснение каждому студенту его результатов, планирование работы по развитию его дефицитарных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.
Форма развивающей работы также достаточно традиционна - это тренинги. При этом интересной находкой считаю привлечение к их проведению старшекурсников. Они выступают в качестве хороших помощников небольшого по численности штата психологов. Другим позитивным результатом взаимодействия старшекурсников с первокурсниками становится эффект сотрудничества, формирования товарищеских отношений, несомненно, составляющих основу корпоративности учреждения.
Важная особенность системного
подхода - работа службы психологического
сопровождения с
Смысл работы в упреждении проблем - именно этому педагог-психолог должен научить студентов. Знание своих индивидуальных и личностных особенностей позволит прогнозировать им последствия поступков и действий, понимать закономерные связи между ними. Подобное понимание лежит в основе достижения психологического здоровья и безопасности будущего специалиста. Успех решения поставленной задачи психологическая служба-центр видит в:
разработке и внедрении в ВУЗе системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;
изучении и оптимизации психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах;
обучении студентов
формировании у будущих специалистов практических умений и навыков профессионального самопознания и саморегуляции; умений и навыков эффективного профессионального общения;
помощи в решении
психологическом консультировании по проблемам профессиональной деятельности;
проведении научных
информационно-просветительская работа;
поведенческой терапии студентов и сотрудников;
обеспечении системы психолого-
Организация работы психолога
Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.
Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5х6х3 м.
В плане-сетке на неделю, который составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.
ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА ДЕНЬ
(из недельного плана-сетки)
-10 Целевое посещение урока.
-12 Психологическое исследование
-12 Групповая консультация для педагогов
-13 Лекция «Педагогика сотрудничества и развития».
-17 Индивидуальные консультации для родителей студентов.
Беседа со студентом по вопросу: «Направленность на предстоящую профессиональную деятельность»