Особенности работы психолога в ВУЗе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:28, лекция

Краткое описание

Для нормальной работы психолога, как минимум, нужен совмещенный кабинет на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью.

Файлы: 1 файл

Особенности работы психолога в ВУЗе.doc

— 38.00 Кб (Скачать)

Особенности работы психолога  в ВУЗе

 

Руководствуясь проектом «Концепции развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации», психологическая служба-центр (или сопровождение профессиональной подготовки будущих педагогов), реализуется, как осуществление социально-психологической поддержки студентов, преподавателей и сотрудников ВУЗа, то есть как оказание психологической, консультативной, методической помощи участникам образовательного процесса; апробацию и внедрение эффективных психологических технологий, инновационных и авторских форм и методов психологической работы; практическую психологическую подготовку студентов учреждения к профессиональной педагогической деятельности в свете поставленных задач.

Служба-центр проводит особую психологическую работу по оформлению деятельности, общения, сознания и личности студента, а это значит:

содействие профессионально-личностному  развитию студентов через раскрытие  их творческого и профессионального  потенциала;

осуществление психологического просвещения студентов и сотрудников колледжей, распространение и внедрение в практику образования и воспитания студентов достижений психологической науки;

гармонизация социально-психологического климата образовательного пространства колледжа;

формирование у студентов стереотипа здорового образа жизни;

содействие социальной адаптации и повышению конкурентоспособности  студентов на рынке труда;

первичная профилактика аддитивного поведения студентов.

В содержание работы по психологическому сопровождению включены вопросы самопознания, способов решения задач развития, формирования психологических техник работы над собой, выработки собственного стиля деятельности и поведения и в целом психологическую готовность к педагогической деятельности.

Очерченный круг задач, несомненно, может быть решен только благодаря системному подходу. Система направлений работы службы психологического сопровождения студентов в большинстве учреждений в настоящее время сложилась и традиционно включает:

психологическое просвещение;

психодиагностику;

психологическое консультирование и психологическую профилактику.

Однако наполнение содержания обусловлено спецификой будущей  профессии и в достаточной  мере определяется профессиограммой. При этом в нашей работе задействовано  и такое направление, как самоизучение (с последующим самоотчетом студента).

Служба психологического сопровождения при определении  содержания работы и ее инструментария исходит из учета возраста студентов и их студенческого «стажа». Психологическое сопровождение образовательного процесса предусматривает:

содействие  успешной адаптации первокурсников к условиям образовательного пространства колледжа;

диагностику когнитивной  деятельности студентов и разработку рекомендаций по ее развитию;

индивидуальное  психологическое консультирование студентов по вопросам оптимизации учебной деятельности;

оказание конкретной помощи студентам, преподавателям, сотрудникам  в решении учебных задач.

Работая с первокурсниками  в адаптационный период, психолог измеряет их психологический возраст  для выявления группы ребят с подростковыми характеристиками и студентов с высоким коэффициентом реализованности, который, должен привлечь внимание психологов.

Определяя ведущие  репрезентативные системы студентов, психолог помогает им в организации  их познавательной деятельности. И, конечно, интересны ценностные ориентации студентов.

Вторые курсы, которые имеют репутацию переломных, педагог-психолог рассматривает на предмет их социальной адаптивности и профессионально важных качеств.

Непременное условие - индивидуальные консультации: разъяснение каждому студенту его результатов, планирование работы по развитию его дефицитарных показателей, то есть уже с первого курса у студента необходимо формировать психологическую готовность к профессиональной деятельности.

Форма развивающей работы также достаточно традиционна - это тренинги. При этом интересной находкой считаю привлечение к их проведению старшекурсников. Они выступают в качестве хороших помощников небольшого по численности штата психологов. Другим позитивным результатом взаимодействия старшекурсников с первокурсниками становится эффект сотрудничества, формирования товарищеских отношений, несомненно, составляющих основу корпоративности учреждения.

Важная особенность системного подхода - работа службы психологического сопровождения с преподавателями  и сотрудниками ВУЗа.

Смысл работы в упреждении проблем - именно этому педагог-психолог должен научить студентов. Знание своих  индивидуальных и личностных особенностей позволит прогнозировать им последствия  поступков и действий, понимать закономерные связи между ними. Подобное понимание лежит в основе достижения психологического здоровья и безопасности будущего специалиста. Успех решения поставленной задачи психологическая служба-центр видит в:

разработке и внедрении  в ВУЗе системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса;

изучении и оптимизации  психологического климата в педагогическом и студенческом коллективах;

обучении студентов практическим психологическим методам и методикам (в том числе психодиагностики, психокоррекции, развития интеллектуального и творческого потенциала детей), ориентированным на достижение опережающего уровня психолого-педагогической подготовки будущих воспитателей;

 

формировании  у будущих специалистов практических умений и навыков профессионального  самопознания и саморегуляции; умений и навыков эффективного профессионального общения;

помощи в решении психологических  проблем, связанных с адаптацией к обучению в ВУЗе и профессиональным становлением личности, а также проблем  личного характера;

психологическом консультировании по проблемам профессиональной деятельности;

проведении научных исследований по актуальным для образования проблемам, разработке и внедрению активных методов обучения, совершенствованию  содержания и методов психологической  подготовки будущих высококвалифицированных специалистов;

информационно-просветительская работа;

поведенческой терапии студентов  и сотрудников;

обеспечении системы психолого-педагогического  патроната, консультирования кураторов  студенческих групп.

Организация работы психолога

Наконец, многие направления его деятельности (психотерапевтическая, коррекционная, консультативная, тренинг) требуют наличия специфических условий.

Для нормальной работы психолога, как  минимум, нужен совмещенный кабинет  на 12-15 мест, оборудованный телефоном, компьютером, закрытым шкафом для хранения психодиагностических методик и результатов исследований. Можно представить оптимальные условия для работы психолога: из шумного коридора вы входите в уютную комнату. Шкафы задрапированы мягкой, в тон мебели тканью. Звучит тихая музыка. Здесь техника, необходимая для физиологических замеров, цветомузыкальное устройство, видеоаппаратура, автоматизированное рабочее место психолога с постоянно пополняющимся фондом психодиагностических методик, архив, возможность просмотра картотеки данных, составления справок и заключения психологической экспертизы. Рабочая часть кабинета скрыта от посетителей перегородкой или мягкой шторой. Общие размеры кабинета 5х6х3 м.

В плане-сетке на неделю, который  составляется на основе перспективного плана, заявок педколлектива, администрации, отражается все содержание деятельности психолога. На каждый день определяется конкретный объем работы. Один день в неделю отводится для самообразования и обработки материалов психодиагностики.

ПЛАН РАБОТЫ ПСИХОЛОГА НА ДЕНЬ

(из недельного  плана-сетки)

-10 Целевое посещение урока.

-12 Психологическое исследование

-12 Групповая консультация  для педагогов

-13 Лекция «Педагогика  сотрудничества и развития».

-17 Индивидуальные консультации  для родителей студентов.

Беседа со студентом по вопросу: «Направленность на предстоящую профессиональную деятельность»


Информация о работе Особенности работы психолога в ВУЗе