Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:09, контрольная работа
Глава II Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества. Следует определить, что же такое «ненадлежащее качество товара».
Закон не дает прямого определения понятия «ненадлежащее качество», приводя лишь формулировки таких понятий, как «недостаток» и «существенный недостаток». Вероятно, законодатель подразумевает, что товар «ненадлежащего качества» – это товар, имеющий «недостаток» или «существенный недостаток».
ФГБОУ ВПО «ОМГУ ИМ. Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО
ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА
Контрольная работа по Особенной части ГК РФ
Вариант - 1
Выполнила: студентка 2 курса
ускоренной очно-заочной формы обучения
группы ЮЮБ-221-С
А.В. Денисова
Эл. адрес:denicenka@mail.ru
Проверил:
доц.,к.ю.н. К. В. Храмцов
Омск – 2013
Глава II Закона РФ «О защите прав потребителей» устанавливает права потребителя, которому продан товар ненадлежащего качества. Следует определить, что же такое «ненадлежащее качество товара».
Закон не дает прямого определения
понятия «ненадлежащее
Недостаток – это «несоответствие товара обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном им порядке, или условиям договора, или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых потребитель поставил в известность продавца при заключении договора, либо образцу или описанию, при продаже товаров по образцам». Исходя из этого, качество товара следует считать ненадлежащим, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков. Недостаток считается существенным, если он неустраним либо не может быть устранен без несоразмерных затрат времени, а также если он выявляется неоднократно либо проявляется вновь после устранения, или другие подобные недостатки. Значит, если товар имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, то качество товара следует считать ненадлежащим, а товар – имеющим существенный недостаток [ком].
Понятие «стандарт» определено
в законе и означает, что товар
(работа, услуга) должен соответствовать
обязательным требованиям к качеству,
установленным в
Однако не все требования могут быть установлены
в нормативной документации. Именно поэтому
несоответствие товара обычно предъявляемым
требованиям к качеству рассматривается
как его недостаток. Поскольку действующее
законодательство не дает четкого определения
понятию «обычно предъявляемые требования»,
необходимо исходить из изучения потребительского
рынка и обобщения информации. Например,
потребитель приобрел мебельный гарнитур,
в котором, как оказалось после сборки,
цвет различных частей абсолютно не гармонирует
друг с другом. Строго говоря, это не является
нарушением стандартов, однако исходя
из обычно предъявляемых потребителями
требований к качеству данного товара,
разная окраска частей гарнитура может
быть расценена как недостаток и повлечь
предусмотренную законом ответственность.
И наконец, качество товара должно соответствовать условиям договора. В законодательстве предусматривается принцип свободы договора, и поэтому договор между сторонами может предусматривать какие-либо особенности передаваемого товара (работы, услуги) по сравнению с установленными законодательством обязательными требованиями. Допустим, заключен договор на пошив одежды. При заключении договора стороны согласовали фасон. Любое отступление от фасона будет расцениваться как недостаток выполненной работы, несмотря на то что изделие в целом соответствует по качеству и требованиям стандартов и обычно предъявляемым требованиям.
Под существенным недостатком
товара (работы, услуги) закон понимает
такой недостаток, который делает
невозможным или недопустимым использование
товара (работы, услуги) в соответствии
с его целевым назначением, либо
который не может быть устранен,
либо который проявляется после
устранения, либо для устранения которого
требуются большие затраты, либо
вследствие которого потребитель в
значительной степени лишается того,
на что он был вправе рассчитывать
при заключении договора.
Итак, существенным является недостаток,
который делает невозможным или недопустимым
использование товара(работы, услуги)
в соответствии с его целевым назначением.
Это условием может толковаться настолько
широко, что практически любой недостаток
может быть расценен как существенный.
Не менее широко можно
трактовать еще один критерий существенности,
который определен законом как
недостаток, для устранения которого
требуются большие затраты. Не существует
какого-либо единого определения
«больших» затрат. Для одной семьи
большими являются затраты на устранение
недостатков товара в 10 000 рублей, другую
не смутят расходы в миллион рублей.
Если обратиться к правилам, применяемым
при определении значительности
причиненного ущерба в уголовном
законодательстве, то критерием существенности
является соотношение суммы ущерба
и заработка потерпевшего. Каким
образом будет определяться значительность
затрат при определении существенности
недостатка в каждом конкретном случае,
может решить только судебная практика.
Последний и, может быть, самый сложный
критерий устанавливает, что существенным
является недостаток, вследствие которого
потребитель в значительной степени лишается
того, на что он был вправе рассчитывать
при заключении договора. Если большинство
ранее упоминавшихся критериев более
применимы к определению качества товаров,
то рассматриваемый признак позволяет
определить существенность недостатков
в оказанной услуге. Например, потребитель
отправляется в туристическую поездку.
Возле гостиницы, в которой его поселили,
идет строительство. Вместо предполагаемого
отдыха человек в течение двух недель
вынужден слушать звуки строительных
машин. Таким образом, комфортный отдых,
на который потребитель рассчитывал, отправляясь
на курорт, был сорван, а следовательно,
услуга предоставлена с существенными
недостатками.
2. Содержание обязательства
по принятию товара на ответственное хранение.
Ответственное хранение возникает тогда, когда покупатель (получатель) в соответствии с законом, иными правовыми актами или договором поставки отказывается от переданного ему поставщиком товара. Принятие товара на ответственное хранение возможно в двух ситуациях.
В одних случаях речь идет о взаимоотношениях с транспортной организацией, когда грузополучатель в силу закона обязан принять груз на ответственное хранение, а нормы об ответственном хранении содержатся в транспортных уставах и кодексах. В зависимости от вида транспорта несколько отличаются основания для принятия груза на ответственное хранение. Так, в соответствии с п. 1 ст. 42 Транспортного устава железных дорог (ТУЖД) при перевозке железнодорожным транспортом грузополучатель обязан принять груз от железнодорожной станции на ответственное хранение в случаях прибытия в адрес грузополучателя груза, поставка которого не предусмотрена договором между грузоотправителем и грузополучателем, или груза, наименование которого не соответствует наименованию, указанному в транспортной железнодорожной накладной. При перевозке автомобильным транспортом (при междугородных перевозках и при централизованном вывозе грузов со станций железных дорог, из портов (с пристаней) и аэропортов) на ответственное хранение принимается только груз, не предусмотренный договором (абз. 4 п. 72 Устава автомобильного транспорта (УАТ)). Грузополучатель вправе отказаться от получения поврежденного или испорченного груза только в том случае, если будет установлено, что качество груза вследствие его порчи или повреждения изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного использования такого груза в соответствии с первоначальным назначением (п. 2 ст. 111 Воздушного кодекса, п. 2 ст. 42 ТУЖД, абз. 5 п. 72 УАТ).
В других случаях речь идет
о регулировании
При этом следует иметь в виду, что товар получен покупателем (в том числе и от транспортной организации) и находится в фактическом обладании покупателя (получателя).
В соответствии с ГК РФ покупатель вправе отказаться от переданного товара и его оплаты, а если он оплачен – потребовать возврата денежной суммы в следующих случаях:
а) при передаче меньшего количества товара, чем определено договором (п. 1 ст. 466);
б) при передаче товаров в ассортименте, не соответствующем договору (п. 1 ст. 468);
в) при передаче наряду с
товарами, ассортимент которых
Право на отказ от товара принадлежит покупателю и в том случае, если по истечении установленного им срока продавец не передает или отказывается передать относящиеся к товару принадлежности или документы (ст. 464).
В ст. 514 ГК РФ установлен единый правовой режим ответственного хранения. Принимая товар на ответственное хранение, получатель (покупатель) обязан:
а) обеспечить его сохранность всеми доступными средствами с учетом требований, предъявляемых к хранителю по нормам договора о хранении, при этом хранитель не признается профессиональным;
б) незамедлительно уведомить поставщика (отправителя) о принятии товара на ответственное хранение.
По получении уведомления последний в свою очередь обязан в разумный срок вывезти товар или распорядиться им. Если поставщик в этот срок не распорядится товаром, покупатель вправе реализовать товар или возвратить его поставщику. При этом независимо от дальнейшей судьбы товара покупатель вправе потребовать от поставщика возмещения необходимых расходов, понесенных им в связи с принятием мер по сохранности товара.
Если же поставщик не распорядился товаром, то наряду с возмещением расходов по хранению, в зависимости от того, какое было принято решение, покупатель имеет право на возмещение расходов по возврату товара либо по его реализации. Скоропортящийся товар подлежит реализации на месте.
Для покупателя более целесообразной является реализация товара, принятого на ответственное хранение, а не его возврат продавцу.
3. Ответственность сторон по договору энергоснабжения.
Ответственность сторон договора энергоснабжения определена статьей 547 ГК РФ: в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб (ч. 2 ст. 15 ГК РФ).
Для энергоснабжающих организаций и для потребителей установлены единые основания имущественной ответственности за нарушение договорных обязанностей. В соответствии с п. 3 ст. 401 ГК РФ энергоснабжающие организации и абоненты в случае нарушения своих договорных обязанностей несут ответственность независимо от наличия их вины, если иное не предусмотрено законом или договором. Гражданским законодательством определена равная ответственность сторон договора энергоснабжения; взыскание упущенной выгоды, вызванное нарушением условий договора энергоснабжения, не предусмотрено, в отличие от общего правила гражданско-правовой ответственности, стороны несут ответственность независимо от наличия их вины.
Существуют два исключения из общего правила. Если условия договора нарушает гражданин, он отвечает перед энергоснабжающей организацией только за виновное поведение.
В соответствии с пунктом 2 статьи 547 ГК РФ, в отличие от общего основания ответственности, закрепленного пунктом 3 статьи 401 ГК РФ, если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины. Если перерыв был обусловлен необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации (п. 2 ст. 547 ГК РФ), энергоснабжающая организация может быть признана невиновной и освобождена от ответственности [6]
Учитывая данное обстоятельство, И. Г. Цибирова обращает внимание потребителей энергии на следующие основные моменты [5]:
1. Временное и незначительное ограничение подачи электрической энергии (мощности) потребителям при снижении запасов топлива на тепловых и атомных электростанциях и гидроресурсов гидравлических электростанций не освобождает энергоснабжающие организации от установленной ГК РФ ответственности за невыполнение договорных обязательств.
2. Несоблюдение требований Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 664, влечет обязанность энергоснабжающей организации возместить потребителю причиненные убытки.
3. Энергоснабжающая организация, допустившая перерыв в подаче энергии без соответствующего предупреждения, обязана возместить потребителю ущерб, причиненный указанными действиями, если перерыв не был связан с необходимостью принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии в системе энергоснабжающей организации.
4. Перерыв в подаче или ограничение подачи энергии, произошедшее вследствие технической аварии в сетях или на установках энергоснабжающей организации, вызванной обстоятельствами, не отнесенными договором или правилами энергоснабжения к форс-мажорным, влечет обязанность энергоснабжающей организации возместить причиненные убытки.
Согласно п. 1 ст. 547 ГК РФ сторона, нарушившая обязательство (как энергоснабжающая организация, так и абонент), обязана возместить причиненный этим реальный ущерб. Следовательно, ответственность обеих сторон ограничена возмещением реального ущерба, упущенная выгода не может быть взыскана.
Информация о работе Контрольная работа по Особенной части ГК РФ