Стратегический план маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

К числу кредитно-финансовых учреждений относятся банки, кредитные  компании, страховые компании и прочие организации, помогающие порту финансировать различные финансовые сделки или страховать себя от риска в связи с производимыми портом финансовыми операциями. Т.е. это различные банки и другие предоставляющие кредиты организации, к помощи которых порт может прибегнуть в случае необходимости в дополнительных финансовых средствах; а также компании, страхующие риски. Их влияние на деятельность порта прослеживается через установление ими процентных ставок на кредиты, сумм страховых взносов и т.д.

2.1.4  Анализ контактных аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия.

 

В состав маркетинговой  среды входят и различные контактные аудитории.

Контактная аудитория - это любая группа, которая проявляет  реальный или потенциальный интерес  к порту или оказывает влияние на его способность достигать поставленных целей.

Контактная аудитория  может либо способствовать, либо противодействовать усилиям порта по обслуживанию рынков.

Благотворная аудитория - группа, интерес которой к порту  носит очень благотворный характер.

Искомая аудитория - та, чьей заинтересованности порт ищет, но не всегда находит (например, средства массовой информации).

Нежелательная аудитория - группа, интереса которой порт старается  не привлекать, но вынуждена считаться  с ним, если он проявляется.

Контактными аудиториями  порта являются финансовые круги (банки, акционеры и др.), СМИ, государственные  органы, общественные организации, местная  и широкая публика, а также  сотрудники самого порта. Наибольшее влияние  в данном случае оказывают государственные органы и принимаемые ими решения, законы, поскольку именно этим будет определятся привлекательность порта для различных грузовладельцев. Также важно для порта расположение собственных работников, т.к. если они положительно настроены по отношению к организации, в корой работают, повышается производительность их труда и создается благоприятный имидж компании и в других контактных аудиториях, расположения которых ищет порт (финансовые круги, местная и широкая публика, СМИ).

2.2 Характеристика макросреды предприятия

Маркетинговая макросреда предприятия – совокупность активных субъектов и сил, действующих  за пределами фирмы и влияющих на возможности руководства службой  маркетинга устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного делового сотрудничества. Будучи изменчивой, налагающей ограничения и полной неопределённости, она сильно влияет на деятельность фирмы.

Порт и его поставщики, маркетинговые посредники, клиентура, конкуренты и контактные аудитории  функционируют в рамках более обширной макросреды сил, которые либо открывают новые возможности, либо грозят порту новыми опасностями. Эти силы представляют собой те самые «не поддающиеся контролю» факторы, за которыми Керченский

порт должен внимательно  следить и на которые должен реагировать.

Демографическая среда

Демографическая среда  НМТП представляет большой интерес, поскольку рынки состоят из людей. Мы остановимся на наиболее существенных демографических тенденциях.

Рост численности населения  сопровождается и ростом человеческих нужд, которые бизнесу необходимо удовлетворить. А это означает рост рынков при наличии достаточной покупательной способности. Однако если покупательная способность окажется недостаточной, наступит спад и произойдет сужение рынков. Прогнозируя будущее, при сохраняющихся тенденциях, скорее всего грузооборот будет увеличиваться,  и наш порт будет расти, предоставляя новые рабочие места и увеличивая доходы.

Экономическая среда

В Украине экономическая  ситуация нестабильна, спад деловой  активности, высокий уровень безработицы и высокие ставки учетного процента и т. п. – все это мешает Керченскому порту нормально работать и развиваться.

Говоря о природной  среде НМТП, мы интересуемся ценами на энергию, состоянием окружающей среды  и вмешательством государства в этот процесс.

Для политической среды  характерны: законодательное регулирование  предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны  государственный учреждений и рост числа групп по защите интересов  общественности.

Культурная среда объединяет силы, социальные институты, которые воздействуют на основные ценности, убеждения, предпочтения.

Таким образом, макросреда среда для  Керченского морского торгового порта представляет собой сложный процесс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3

Маркетинговый анализ деятельности пОРТА

3.1 Анализ динамики сбыта предприятия(для порта-грузооборота) Керчь

Анализ грузооборота порта предполагает построение таблиц общего грузооборота порта за 5 лет, определение темпа роста грузооборота по годам, а также среднегодовых  темпов роста.

Таблица 3.1

Объём грузооборота Керченского  порта по видам груза, тыс. т

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

8,3

12,4

15,2

23,6

27,7

Нефтепродукты

369,9

157

2,8

425,4

1119

Строительные материалы

2,4

0,6

6,3

27

15,9


Темп роста определяется по следующей формуле:

                                           (3.1)

где Qі – текущее значение показателя;

      Q0 –значение показателя предыдущего года.

Темп прироста определяется по следующей формуле:

                                                (3.2)

 

Средний темп роста определяется по следующей формуле:

,                                          (3.3)

где n – количество лет в анализируемом периоде.

Тр2008 (лом) = (12,4/369,9)*100% = 3,4%

 

52,31

Аналогичные расчеты  проводятся для остальных видов  грузов, результаты занесены в таблице 3.2 .

Таблица 3.2

Расчеты темпа роста  для грузооборота порта Керчь, в %

Вид груза

2007

2008

2009

2010

2011

Средний темп роста

Тр лом.

-

3,4

122,6

155,3

117,4

2,43

Тр неф.

-

42,4

1,8

15192,9

263,0

1,58

Тр строит

-

25,0

1050,0

428,6

58,9

1,24


 

Показатели темпа по лому гласят о том, что рост груза виден в 2009году по сравнению с 2008,соттветственно 122,6% и 3,4 % ,а также в 2010г по сравнению с 2009годом, соответственно 155,3% и 122,6%. В 2011 году наблюдается спад по сравнению с 2010 годом (117,4% и 155,3 %).Наибольшего значения темп роста достиг в 2010 году – 155,3 %, наименьшего в 2008 году -3,4 %.

Показатели темпа роста  по нефтепродуктам отражают следующее: наблюдается падение темпа роста  в 2009 году по сравнению с 2008 годом, соответственно 1,8% и 42,4%. В 2010году наблюдается достаточно резкий всплеск темпа роста с 1,8%(2009 год) до 15192,9%. Этот показатель является максимальным темпом роста среди остальных годов. В 2011 году происходит падение до 263%. Минимальное значение наблюдается в 2009 году – 1,8%.

Показатели темпа роста  по строительным указывают на: резкий всплеск темпа роста в 2009 году по сравнению с 2008,соответственно 1050,0% и 25%. 2010 год отмечается падением темпа  роста до 428,6%, а 2011 – 58,9%. Максимальное значение было достигнуто в 2009 году – 1050,0%,минимальное в 2008 году – 25%.

Таблица 3.3

Расчеты темпа прироста

Вид груза

2007

2008

2009

2010

2011

Тр лом.

-

-96,6

22,6

55,3

17,4

Тр неф.

-

-57,6

-98,2

15092,9

163,0

Тр строит

-

-75,0

950,0

328,6

-41,1


 

Рис. 3.1. График динамики грузооборота Керченского порта

3.2 Анализ структуры грузооборота портов

На основании исходных данных проведем оценку структуры грузооборота по конкретным видам груза. Исходные данные представлены в таблице 3.4

 

 

 

 

Таблица 3.4

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

8,3

12,4

15,2

23,6

27,7

Нефтепродукты

369,9

157

2,8

425,4

1119

Строительные материалы

2,4

0,6

6,3

27

15,9

ВСЕГО

4911,6

4293

4720,2

4859

6273,2


Рассчитаем удельный вес грузов в общем объёме грузооборота –  их долю.

УВ=Qi/SQ,                                                       (3.4)

                                                                           

где Qi – количество і-го груза;

           SQ – общий грузооборот.

Проведем расчет показателя на примере нефтепродуктов:

УВ=369,9/4911,6=0,0753

Результаты расчетов структуры грузооборота приведены в табл.3.5.

Таблица 3.5

Структура грузооборота, %

Показатели

Годы

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

0,17

0,29

0,32

0,49

0,44

Нефтепродукты

7,53

3,66

0,06

8,75

17,84

Строительные

0,05

0,014

0,13

0,56

0,25


 

Проанализировав структуру  грузооборота за 5 лет видно, что  в 2007 году наибольший удельный вес занимали нефтепродукты, среди анализируемых видов груза, соответственно 7,53%.

В 2008 году все также  нефтепродукты остаются лидерами -3,66%,на 2-ом месте лом – 0,17 %, на 3-ем месте строительные – 0,014%.

 А вот в 2009 преобладающим  грузом оказался лом – 0,32%,а  нефтепродукты потеряли свою лидирующую позицию – 0,06%, 3-е место занимают строительные – 0,013%.

Но с приходом 2010 года нефтепродукты восстанавливают свою позицию, что отражает 8,75 % в общем объеме грузооборота, на 2-ом месте оказываются строительные – 0,56%, на 3-ем лом – 0,49%.

2011 год характерен достаточно высоким, по сравнению с другими годами, процентом перегрузки нефтепродуктов – 17,84,2-е место занимает лом – 0,44%, 3-е строительные – 0,25%.

Рис.3.2 Структура грузооборота порта по видам груза в 2007 году, %

Рис.3.3 Структура грузооборота порта по видам груза в 2011 году, %

Проанализировав структуру грузооборота Керченского морского торгового порта за 5 лет можно сделать вывод о том, что наибольшую долю рынка в общем грузообороте  в 2007-2008 гг.занимают нефтепродукты (соответственно: 7,53% и 3,66%) ,а на протяжении 2009 года виден спад грузооборота нефтепродуктов и повышение, по сравнению с 2008г., лома – 0,32%. Структура строительных грузов на протяжении пяти лет была практически неизменной, максимальное значение можно наблюдать в 2010 г. и она равна 0,56%.

 

3.3 Построение матрицы «Доля рынка – Рост рынка»

 

Для построения матрицы  «Доля рынка – Рост рынка» необходимо выполнить расчеты с помощью следующих формул.

Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия