Стратегический план маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

 

Севастопольский морской  торговый порт

Порт расположен в Севастопольской бухте, расположенной  на юго-западном побережье Крымского полуострова.

Мощности порта  позволяют перерабатывать 600 тыс. т  грузов в год.

Ежегодно порт обрабатывает около 260 тыс. т, из них 230 тыс. т – навалочные и насыпные грузы. Основные грузопотоки: навалочные, металлопрокат, лес, тарно-штучные и пакетированные грузы.

Порт выполняет  погрузочно-разгрузочные работы, складские  и транспортно-экспедиторские операции, перевозки грузов и пассажиров морским  и автомобильным транспортом, прием  пассажирский и грузовых судов, буксировочные  операции.

В порту имеется  один грузовой район в Малом Инкермане, в устье реки Черной. Общая площадь  грузового района 4,8 га. Длина причала 112 м. Площадь открытых складских  площадок 3600 кв. м.

Лоцманская проводка осуществляется круглосуточно и  обязательна для судов вместимостью 500 БРТ и более. От лоцманской проводки могут быть освобождены только рейсовые пассажирские суда и суда технического флота, капитаны которых имеют на это разрешение капитана порта.

  

4.3 Анализ динамики  и структуры грузооборота конкурентов

Экономический грузооборот  характеризует общее количество грузов, проходящих за определенный период через причалы порта и перегружаемых на рейде, независимо от того, чьими силами и средствами осуществляется погрузка или выгрузка.

Темпы роста определяются по следующей формуле:

                                             (4.1)    

Среднегодовой темп роста  определяется по формуле:

,                                           (4.2) 

где n – количество лет в анализируемом периоде.

 

Объём грузооборота для порта Одесса представлен в таблице 4.1:

Таблица 4.1

Объём грузооборота Севастопольского порта по видам груза, тыс. т

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

29,8

5,3

34,5

11,6

20,7

Нефтепродукты

82,5

55,2

127,3

212

79

Строительные материалы

135

162,9

173,8

132

150,4


 

Расчеты темпа роста для Севастопольского порта проводятся для данных видов грузов, результаты занесены в таблицу 4.2

Таблица 4.2

Динамика грузооборота Севастопольского порта

Вид груза

2007

2008

2009

2010

2011

Тр среднегод.

Лом

-

17,79

650,94

33,62

178,45

91,29

Нефтепродукты

-

66,91

230,62

166,54

37,26

98,92

Строительные

-

120,67

106,69

75,95

113,94

102,74


 

Показатели темпа роста  по грузу лом отображают, что в 2008 году было достигнуто 17,79%. Наибольший темп роста был достигнут в 2008 году и он равен  650,94%. В 2010 году виден значительный упадок до 33,62%, а в 2011году увеличение до 178,45%.

Показатели темпа роста  по нефтепродуктам свидетельствуют  о том, что в 2008 году темп роста достиг 66,91%, затем виден  всплеск до 230,62% (2009 год), и постепенное падение- 2010 год-166,54% и 2011 год-37,26%. Наибольшее значение темпа роста наблюдается в 2009 году.

Показатели темпа роста  по строительным отображают колебания  на протяжении рассматриваемого периода, т.к. в 2008 году темп роста равен 120,67 %, в 2009 году видно его снижение до 106,69 %, в 2010 все также происходит снижение до 75,95%, а 2011 год характерен возрастанием до 113,94 %. Наибольшего значения темп роста достиг в 2008 году-120,67%.

Рис.4.1 График динамики грузооборота Севастопольского порта

Аналогичные расчёты  проведём и для другого порта конкурента – Ялтинского порта. Результаты представлены в таблицах 4.3 и 4.4

Таблица 4.3

Объём грузооборота Ялтинского  порта по видам груза, тыс. т

Вид груза

Года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

-

-

-

-

-

Нефтепродукты

-

-

-

-

-

Строительные материалы

260,6

227

147,7

106,2

171,3


 

Таблица 4.4

Динамика грузооборота Ялтинского порта

Вид груза

2007

2008

2009

2010

2011

Тр среднегодовой

Лом

-

-

-

-

 

-

Нефтепродукты

-

-

-

-

 

-

Строительные

-

87,11

65,07

71,90

161,30

90,04


 

Показатели темпа роста  по строительным материалам  на протяжении рассматриваемого периода свидетельствуют  о том, что в 2009 году происходит снижение значения темпа роста по сравнению с 2008 годом, соответственно с 87,11 до 65,07%. В 2010 году наблюдается возрастание до 71,90%, а в 2011 году происходит всплеск показателя до 161,30 %,соответственно данное значение является максимальным на протяжении анализируемого периода.

Рис. 4.2 График динамики грузооборота Ялтинского порта

 

Рассчитываем удельный вес каждого груза в общем  грузообороте Севастопольского порта по формуле:

 

D=Qi/ΣQ *100%,                                              (4.3)

D –удельный вес груза в общем грузообороте;

Qi – количество i-го  груза;

ΣQ – общий грузооборот порта

 

Рассчитаем удельный вес нефтепродуктов в общем объёме грузооборота в 2007 году.

D2007 (нефтепр) =82,5/6640,6*100%=1,24%

Таблица 4.5

Удельный вес груза  в общем грузообороте Севастопольского порта

Грузы/года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

10,11

1,92

9,48

4,34

4,31

Нефтепродукты

1,24

0,60

1,78

3,59

1,13

Строительные

1,41

1,74

3,64

2,89

2,64


 

Рис.4.3 Структура грузооборота порта по видам груза в 2007 году, %

Проанализировав структуру грузооборота Севастопольского морского торгового порта в 2007 г можно сделать вывод о том, что наибольшую долю рынка в общем грузообороте занимают строительные материалы   (соответственно: 34 %)  , на втором месте находятся черные металлы – 21%, следует за ними уголь – 20%. Лом и нефтепродукты находятся в последних рядах, соответственно 7% и 8%.

Рис.4.4 Структура грузооборота порта по видам груза в 2011 году, %

Проанализировав структуру грузооборота Севастопольского морского торгового порта в 2011 году , можно сделать вывод о том, что наибольшую долю рынка в общем грузообороте  в данном году  занимают строительные материалы   (соответственно: 39 %)  , на втором месте находится уголь  – 30%, следует за ними черные металлы – 20%. Лом и нефтепродукты находятся в последних рядах, соответственно равны 5%.

С данной диаграммы  видны изменения по сравнению  с 2007 годом. Уголь улучшил свои позиции  – с 20% до 30%, а нефтепродукты и  лом снизили свою позицию с 7% и 8% до 5%.

 

Рассчитываем удельный вес каждого груза в общем  грузообороте Ялтинского порта .

D2007 (строит) =260,6/9559,1 *100%=2,73%

Полученные результаты представлены в таблице 4.6

 

 

Таблица 4.6

Удельный вес груза  в общем грузообороте Ялтинского порта

Грузы/года

2007

2008

2009

2010

2011

Лом

-

-

-

-

-

Нефтепродукты

-

-

-

-

-

Строительные

2,73

2,43

3,09

2,33

3,01


 

 

Рис.4.5 Структура грузооборота порта по видам груза в 2007 году, %

По данной диаграмме  видно, что строительные материалы  являются единственным грузом, который  перевозится данным портом, и он занимает 100% .

Рис.4.6 Структура грузооборота порта по видам груза в 2011 году, %

По данной диаграмме  видно, что строительные материалы  являются единственным грузом, который  перевозится данным портом, и он занимает 100% . Однако следует сказать, что произошел спад грузооборота по сравнению с 2007 годом. Он снизился с 260,6 до 171,3 тыс.т.

4.4 Анализ  конкурентоспособности порта

Обычно под конкурентоспособностью товара понимают некую относительную  интегральную характеристику, отражающую его отличия от товара-конкурента и, соответственно, определяющую его привлекательность в глазах потребителя.

Конкурентоспособность - не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего - это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:

- понимание нужд потребителя  и тенденций их развития;

- знание поведения  и возможностей конкурентов;

- знание состояния  и тенденций развития рынка;

- умение создать такой  товар и так довести его  до потребителя, чтобы потребитель  предпочел его товару конкурента.

Анализ конкурентоспособности  порта осуществляется в такой  последовательности.

Общий рыночный индекс развития (ОРИР)

,                                            (4.1)                                     

где - общий объем грузооборота по состоянию на конечный год;

      - общий объем грузооборота по состоянию на начальный год.

Индивидуальный рыночный индекс развития (ИРИР)

 

                                               

,                             (4.2)

где Qjtкон - объем грузооборота по состоянию на конечный год;

      Qjtнач - объем грузооборота по состоянию на начальный год.

Рыночный потенциал  порта (РПП)

 

                                РПП=(Qjt*ОРИР)/100%.                                            (4.3)

 

Конкурентоспособность порта (КСП)

 

                             

,                                                   (4.4)

где Qj - объем грузооборота j-го порта по состоянию на i-й год;

      - общий объем грузооборота по состоянию на i-й год.

Индекс рыночной активности порта (ИРАП)

                       ИРАП=((КСПj(ti): КСПj(tбаз))-1)*100.                               (4.5)

Коэффициент использования рыночного потенциала (КИРП)

                                    КИРП= Qj(ti):РПП.                                                 (4.4.14)

 

С помощью этих формул рассчитываем показатели, используя таблицу 4.1 «Объёмы грузооборота морских торговых портов Украины, тыс.т»

Объёмы грузооборота морских торговых портов Украины, тыс.т

Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия