Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа
В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71
Севастопольский морской торговый порт
Порт расположен в Севастопольской бухте, расположенной на юго-западном побережье Крымского полуострова.
Мощности порта позволяют перерабатывать 600 тыс. т грузов в год.
Ежегодно порт обрабатывает около 260 тыс. т, из них 230 тыс. т – навалочные и насыпные грузы. Основные грузопотоки: навалочные, металлопрокат, лес, тарно-штучные и пакетированные грузы.
Порт выполняет погрузочно-разгрузочные работы, складские и транспортно-экспедиторские операции, перевозки грузов и пассажиров морским и автомобильным транспортом, прием пассажирский и грузовых судов, буксировочные операции.
В порту имеется один грузовой район в Малом Инкермане, в устье реки Черной. Общая площадь грузового района 4,8 га. Длина причала 112 м. Площадь открытых складских площадок 3600 кв. м.
Лоцманская проводка осуществляется круглосуточно и обязательна для судов вместимостью 500 БРТ и более. От лоцманской проводки могут быть освобождены только рейсовые пассажирские суда и суда технического флота, капитаны которых имеют на это разрешение капитана порта.
4.3 Анализ динамики
и структуры грузооборота конку
Экономический грузооборот характеризует общее количество грузов, проходящих за определенный период через причалы порта и перегружаемых на рейде, независимо от того, чьими силами и средствами осуществляется погрузка или выгрузка.
Темпы роста определяются по следующей формуле:
Среднегодовой темп роста определяется по формуле:
,
где n – количество лет в анализируемом периоде.
Объём грузооборота для порта Одесса представлен в таблице 4.1:
Таблица 4.1
Объём грузооборота Севастопольского порта по видам груза, тыс. т
Вид груза |
Года | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Лом |
29,8 |
5,3 |
34,5 |
11,6 |
20,7 |
Нефтепродукты |
82,5 |
55,2 |
127,3 |
212 |
79 |
Строительные материалы |
135 |
162,9 |
173,8 |
132 |
150,4 |
Расчеты темпа роста для Севастопольского порта проводятся для данных видов грузов, результаты занесены в таблицу 4.2
Таблица 4.2
Динамика грузооборота Севастопольского порта
Вид груза |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Тр среднегод. |
Лом |
- |
17,79 |
650,94 |
33,62 |
178,45 |
91,29 |
Нефтепродукты |
- |
66,91 |
230,62 |
166,54 |
37,26 |
98,92 |
Строительные |
- |
120,67 |
106,69 |
75,95 |
113,94 |
102,74 |
Показатели темпа роста по грузу лом отображают, что в 2008 году было достигнуто 17,79%. Наибольший темп роста был достигнут в 2008 году и он равен 650,94%. В 2010 году виден значительный упадок до 33,62%, а в 2011году увеличение до 178,45%.
Показатели темпа роста по нефтепродуктам свидетельствуют о том, что в 2008 году темп роста достиг 66,91%, затем виден всплеск до 230,62% (2009 год), и постепенное падение- 2010 год-166,54% и 2011 год-37,26%. Наибольшее значение темпа роста наблюдается в 2009 году.
Показатели темпа роста по строительным отображают колебания на протяжении рассматриваемого периода, т.к. в 2008 году темп роста равен 120,67 %, в 2009 году видно его снижение до 106,69 %, в 2010 все также происходит снижение до 75,95%, а 2011 год характерен возрастанием до 113,94 %. Наибольшего значения темп роста достиг в 2008 году-120,67%.
Рис.4.1 График динамики грузооборота Севастопольского порта
Аналогичные расчёты проведём и для другого порта конкурента – Ялтинского порта. Результаты представлены в таблицах 4.3 и 4.4
Таблица 4.3
Объём грузооборота Ялтинского порта по видам груза, тыс. т
Вид груза |
Года | ||||
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Лом |
- |
- |
- |
- |
- |
Нефтепродукты |
- |
- |
- |
- |
- |
Строительные материалы |
260,6 |
227 |
147,7 |
106,2 |
171,3 |
Таблица 4.4
Динамика грузооборота Ялтинского порта
Вид груза |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Тр среднегодовой |
Лом |
- |
- |
- |
- |
- | |
Нефтепродукты |
- |
- |
- |
- |
- | |
Строительные |
- |
87,11 |
65,07 |
71,90 |
161,30 |
90,04 |
Показатели темпа роста по строительным материалам на протяжении рассматриваемого периода свидетельствуют о том, что в 2009 году происходит снижение значения темпа роста по сравнению с 2008 годом, соответственно с 87,11 до 65,07%. В 2010 году наблюдается возрастание до 71,90%, а в 2011 году происходит всплеск показателя до 161,30 %,соответственно данное значение является максимальным на протяжении анализируемого периода.
Рис. 4.2 График динамики грузооборота Ялтинского порта
Рассчитываем удельный вес каждого груза в общем грузообороте Севастопольского порта по формуле:
D=Qi/ΣQ *100%,
D –удельный вес груза в общем грузообороте;
Qi – количество i-го груза;
ΣQ – общий грузооборот порта
Рассчитаем удельный вес нефтепродуктов в общем объёме грузооборота в 2007 году.
D2007 (нефтепр) =82,5/6640,6*100%=1,24%
Таблица 4.5
Удельный вес груза в общем грузообороте Севастопольского порта
Грузы/года |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Лом |
10,11 |
1,92 |
9,48 |
4,34 |
4,31 |
Нефтепродукты |
1,24 |
0,60 |
1,78 |
3,59 |
1,13 |
Строительные |
1,41 |
1,74 |
3,64 |
2,89 |
2,64 |
Рис.4.3 Структура грузооборота порта по видам груза в 2007 году, %
Проанализировав структуру грузооборота Севастопольского морского торгового порта в 2007 г можно сделать вывод о том, что наибольшую долю рынка в общем грузообороте занимают строительные материалы (соответственно: 34 %) , на втором месте находятся черные металлы – 21%, следует за ними уголь – 20%. Лом и нефтепродукты находятся в последних рядах, соответственно 7% и 8%.
Рис.4.4 Структура грузооборота порта по видам груза в 2011 году, %
Проанализировав структуру грузооборота Севастопольского морского торгового порта в 2011 году , можно сделать вывод о том, что наибольшую долю рынка в общем грузообороте в данном году занимают строительные материалы (соответственно: 39 %) , на втором месте находится уголь – 30%, следует за ними черные металлы – 20%. Лом и нефтепродукты находятся в последних рядах, соответственно равны 5%.
С данной диаграммы видны изменения по сравнению с 2007 годом. Уголь улучшил свои позиции – с 20% до 30%, а нефтепродукты и лом снизили свою позицию с 7% и 8% до 5%.
Рассчитываем удельный вес каждого груза в общем грузообороте Ялтинского порта .
D2007 (строит) =260,6/9559,1 *100%=2,73%
Полученные результаты представлены в таблице 4.6
Таблица 4.6
Удельный вес груза в общем грузообороте Ялтинского порта
Грузы/года |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
Лом |
- |
- |
- |
- |
- |
Нефтепродукты |
- |
- |
- |
- |
- |
Строительные |
2,73 |
2,43 |
3,09 |
2,33 |
3,01 |
Рис.4.5 Структура грузооборота порта по видам груза в 2007 году, %
По данной диаграмме видно, что строительные материалы являются единственным грузом, который перевозится данным портом, и он занимает 100% .
Рис.4.6 Структура грузооборота порта по видам груза в 2011 году, %
По данной диаграмме видно, что строительные материалы являются единственным грузом, который перевозится данным портом, и он занимает 100% . Однако следует сказать, что произошел спад грузооборота по сравнению с 2007 годом. Он снизился с 260,6 до 171,3 тыс.т.
Обычно под
Конкурентоспособность - не показатель, уровень которого можно вычислить для себя и для конкурента, а потом победить. Прежде всего - это философия работы в условиях рынка, ориентирующая на:
- понимание нужд потребителя и тенденций их развития;
- знание поведения и возможностей конкурентов;
- знание состояния и тенденций развития рынка;
- умение создать такой
товар и так довести его
до потребителя, чтобы
Анализ конкурентоспособности порта осуществляется в такой последовательности.
Общий рыночный индекс развития (ОРИР)
,
где - общий объем грузооборота по состоянию на конечный год;
- общий объем грузооборота по состоянию на начальный год.
Индивидуальный рыночный индекс развития (ИРИР)
где Qjtкон - объем грузооборота по состоянию на конечный год;
Рыночный потенциал порта (РПП)
РПП=(Qjt*ОРИР)/100%.
Конкурентоспособность порта (КСП)
где Qj - объем грузооборота j-го порта по состоянию на i-й год;
- общий объем грузооборота по состоянию на i-й год.
Индекс рыночной активности порта (ИРАП)
ИРАП=((КСПj(ti): КСПj(tбаз))-1)*100. (4.5)
Коэффициент использования рыночного потенциала (КИРП)
КИРП= Qj(ti):РПП.
С помощью этих формул рассчитываем показатели, используя таблицу 4.1 «Объёмы грузооборота морских торговых портов Украины, тыс.т»
Объёмы грузооборота морских торговых портов Украины, тыс.т
Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия