Стратегический план маркетинга предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 22:02, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы в связи с развитием в нашей стране рыночных отношений, значительно возрос интерес к маркетингу как к концепции рыночного управления. После осознания руководством предприятия того, что в условиях рынка управлять предприятием на основе прежних принципов невозможно, начинается переориентация деятельности предприятия на использование концепции маркетинга как философии и совокупности практических приемов управления предприятием в условиях рыночных отношений. Огромными темпами развивается конкуренция и состязательность рыночного процесса. Это создает условия для активного использования маркетингового подхода к решению управленческих и производственно – сбытовых задач с целью укрепления конкурентоспособности фирмы.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….4
РАЗДЕЛ 1. Описание стратегической миссии предприятия………………...6
1.1 Общая характеристика предприятия……………………………….......6
1.2 Определение отрасли деятельности предприятия, целей и задач……………………………………………………………………………..9
1.3 Описание сферы деятельности отраслевого маркетинга, приёмов и методов маркетинга, которые используются на предприятии……………..13
РАЗДЕЛ 2. Описание микро- и макросреды фирмы………………………..16
2.1 Характеристика микросреды предприятия…………………………..16
2.1.1 Анализ потребителей и особенности их поведения на рынке…………………………………………………………………………...18
2.1.2 Анализ поставщиков ресурсов и их влияние на деятельность предприятия…………………………………………………………………...19
2.1.3 Анализ маркетингових посредников и их роль в функционировании предприятия …………………………………………....20
2.1.4 Анализ контактних аудиторий предприятия и их влияние на формирование имиджа предприятия ………………………………………..21
2.2 Характеристика макросреды предприятия…………………………..22
РАЗДЕЛ 3. Маркетинговый анализ деятельности предприятия…………...25
3.1. Анализ динамики сбыта предприятия (для порта - грузооборота).....................................................................................................25
3.2. Анализ структуры сбыта предприятия (для порта- грузооборота).....................................................................................................27
3.3 . Построение матрицы «Доля рынка – рост рынка»………………...30
3.4 . SWOT- анализ предприятия………………………………………....39
РАЗДЕЛ 4. Маркетинговый анализ конкурентной среды ………………...45
4.2 Описание приоритетных конкурентов………………………………45
4.3 Анализ динамики и структуры сбыта конкурентов (для порта – грузооборота)………………………………………………………………….47
4.4 Анализ конкурентоспособности предприятия……………………….54
РАЗДЕЛ 5. Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………….58
5.1 Маркетинговые стратегии роста………………..…………………….58
5.2 Маркетинговые стратегии конкурентного преимущества…...…….61
5.3 Выбор маркетинговой стратегии предприятия……………………...67
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ………………………………………………69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………71

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МАРКЕТИНГ.doc

— 569.50 Кб (Скачать)

Рис. 1 Дерево целей

Предметом деятельности предприятия является:

- погрузочно-разгрузочные работы по обработке транспортных средств;

- перевалка и транспортно-экспедиторское обслуживание экспортных, импортных, каботажных грузов, складских операций, хранение грузов;

- лоцманские проводки судов, предоставление судам причалов, плавсредств;

- услуги телефонной, телеграфной, радиосвязи;

- услуги по подготовке кадров рабочих специальностей;

- услуги контроля за состоянием окружающей среды;

- агентирование грузовых и пассажирских судов;

- гидротехнические работы по расширению созданной за счет моря территории с целью увеличения пропускной способности порта;

- ремонтное и техническое обслуживание транспортных средств, перегрузочной техники;

- бункеровочные, буксировочные операции;

- регулирование движения судов по Керчь - Еникальскому каналу (КЕК);

- спасательные операции;

- разрешение судам на прохождение по КЕК.

 

 

1.3 Описание сферы деятельности  портового маркетинга, приёмов и  методов маркетинга, использующихся предприятием

В условиях жёсткой  конкуренции и постоянно меняющихся внешних и внутренних условиях порту  необходимо применять динамичный подход к маркетингу.

Развитие  портового хозяйства в Украине  проходит в условиях обостряющейся  конкуренции между портами (как  национальными, так между портами  Причерноморских стран).

Основное  содержание маркетинговой деятельности заключается в организации и управлении производственно-сбытовой и торговой деятельностью предприятий.

Если рассматривать  порт как экономическую систему, в которой осуществляется преобразование ресурсов, то портовый маркетинг должен функционировать как на входе  системы (приобретение ресурсов), так и на её выходе (реализация продукции, услуг, работ пользователям).

Следовательно, портовый маркетинг должен обеспечить прямые контакты с поставщиками ресурсов для их получения на наиболее приемлемых условиях, чтобы произвести продукцию, работы, оказать услуги с наименьшими затратами.

С другой стороны, портовый маркетинг во всём комплексе  деятельности портов является единственным направлением, которое позволяет  напрямую контактировать с пользователями.

Через маркетинг  порты должны узнавать о потребностях пользователей и поддерживать с ними тесные связи.

Необходимо  отметить, что должна быть согласованность  целей маркетинга и общих целей  существования организации, т.е. её миссии.

В отношении  украинских портов можно сказать, что  их главная цель - свести к минимуму затраты на прохождение грузов через порт (снижение себестоимости) и формирование на этой базе приемлемых тарифов; обеспечение оптимальных сроков прохождения и вместе с тем повышение добавленной стоимости грузов. Общая цель позволяет конкретизировать цели портового маркетинга: привлечение большего числа грузопотоков для обеспечения максимальной загрузки каждого конкретного порта, а также поиск необходимых ресурсов, обеспечивающих деятельность порта по минимально возможным ценам.

Некоторые порты в качестве общей цели могут ставить извлечение максимальной прибыли, диверсификацию портовой деятельности (т.е. выход на новые рынки, предоставление более широкого спектра услуг и пр.).

Портовый  маркетинг имеет три главных  направления своего развития, которые определяют его структуру и задачи. К этим направлениям относят: информационное, исследовательское и рекламно-пропагандистское развитие.

Наши порты  давно не ориентируются на традиционные, стивидорные услуги. Почти каждый порт предоставляет собой многоотраслевое хозяйство, удельный вес стивидорных услуг в нём может не превышать и половины доходов. Но, вместе с этим, в наши порты «теряют грузы», процедура таможенного и других видов досмотра настолько несовершенна, что занимает много времени и нет смысла увеличивать производительность порта, сокращать время обработки грузов, т.к. таможня может стать серьёзной преградой на пути быстрого следования грузовых партий.

И это всё  в то время, когда во всём мире с  помощью последних достижений науки  и средств связи пытаются минимизировать время доставки. Уже существуют системы доставки «от двери до двери», когда документы на грузы можно прислать до поступления их в порт, когда существует понятие интермодальных (смешанных перевозок),операторы которых берут на себя ответственность по перевозке в рамках единых тарифов с использованием различных видов транспорта.

В наших портах имеются и другие недостатки, среди  которых непроизводительные простои, использование старой материально-технической  базы. Всё это делает порты малопривлекательными для грузовладельцев, и порты их теряют.

На данном этапе развития главная цель портового  маркетинга заключается в минимизации  затрат времени на прохождение грузов через порт, формирование приемлемой тарифной политики. Возможны и дополнительные цели, но вышеупомянутые являются первоочерёдными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2

ОПИСАНИЕ МАКРО - И  МИКРОСРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

2.1 Характеристика микросреды  предприятия.

 

Маркетинговая среда  порта состоит из микросреды и  макросреды. 

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение к деятельности порта. К ним относятся:

- подразделения самой  фирмы;

- поставщики;

- маркетинговые посредники;

- клиентура;

- конкуренты;

- контактные аудитории.

Подразделения самой  фирмы (порта) - это различные филиалы и дочерние предприятия, которые подчиняются законам и правилам порта Керчь. Их цели и задачи соответствуют целям и задачам порта в целом.

Поставщики - это хозяйственные  единицы и отдельные лица, обеспечивающие порт материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных услуг. Чтобы производить свою основную деятельность порт должен закупать рабочую силу, топливо, оборудование, электроэнергию и прочие, которые нужны для продолжения его функционирования.

Маркетологи должны следить  за наличием необходимых ресурсов, для непрерывной деятельности порта. Для порта Керчь поставщиками являются грузовладельцы, судовладельцы, также биржи труда и прочие подобные организации.

Маркетинговые посредники - это фирмы помогающие порту продвигать, распространять его услуги среди клиентуры. К маркетинговым посредникам относятся:

1) Торговые посредники - это фирмы, которые помогают  порту найти клиентов

2) Фирмы, осуществляющие складирование и перемещение товаров - помогают порту создавать запасы грузов, ожидающих погрузки и продвигать их от места отправки до места назначения.

3) Агентства по оказанию  маркетинговых услуг - фирмы, которые  проводят маркетинговые исследования, осуществляют организацию средств  рекламы, а также, это консультационные  фирмы по маркетингу, которые помогают порту более эффективно продвигать свои услуги на рынок.

4) Рекламные агентства  - фирмы, которые организовывают  различные рекламные компании, акции которые помогают порту более эффективно реализовывать свои услуги

Порту необходимо тщательно изучать своих клиентов. Он может выступать на пяти типах клиентурных рынков.

1. Потребительский рынок  - отдельные лица и домохозяйства,  приобретающие услуги для личного  потребления.

2. Рынок производителей - организации, приобретающие услуги  для использования их в процессе производства.

3.Рынок промежуточных  продавцов-организации, приобретающие  услуги для последующей перепродажи  их с прибылью для себя.

4. Рынок государственных  учреждений - государственные организации,  приобретающие услуги для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.

Конкуренты - это другие порты, которые облают лучшими характеристиками и портовыми мощностями.

Контактная аудитория - это любая группа, которая проявляет  реальный или потенциальный интерес  к организации. Рассматривают:

- благотворные контактные  аудитории

- искомые контактные  аудитории

- нежелательные контактные  аудитории.

 

2.1.1 Анализ потребителей  и особенности их поведения

Анализ потребителей — процесс исследования и осознания  потребительских трендов, мировых потребительских рынков, моделей предсказания структуры приобретения и потребления. Анализ потребителей направлен порта на изучение вкусов, дифференциацию структуры потребностей по группам потребителей, выявление неудовлетворительных потребностей, мотивов предпочтения потребителем тех или иных товаров.

Поведение потребителей определяется как действия, которые  предпринимают люди во время приобретения, потребления товаров и услуг, а также освобождения от них. Говоря упрощенно, поведение потребителей традиционно понимается как выяснение того, "почему люди покупают" — в том смысле, что продавцу легче разрабатывать стратегии влияния на потребителей, когда он знает, почему покупатели приобретают определенные товары или марки.

В определение поведения  потребителей включено несколько видов действий — приобретение, потребление и освобождение.

Приобретение относится  к действиям, ведущим к покупке  и включающим покупку или заказ  продукта. Некоторые из этих действий включают поиск информации относительно особенностей продукта и выбора, оценку альтернативных товаров или марок и собственно покупка.

Портовые услуги –  это особый вид товара, здесь потребитель  также играет решающую роль в развитии порта и формировании прибыли.

Маркетинговые службы предприятия  должны осуществлять анализ потребителей портовых услуг с целью выявления наилучшей стратегии развития порта и сбыта продукции.

 

 

2.1.2. Анализ поставщиков  ресурсов и их влияние на  деятельность предприятия

Поставщиками  порта являются различные фирмы, а также отдельные лица, предоставляющие предприятию как материальные ресурсы, то  есть перегрузочное оборудование и технику, топливо, электроэнергию и другое, так и человеческие ресурсы, то есть рабочую силу, обеспечивающую сам процесс предоставления портом услуг.

Они оказывают сильное воздействие на деятельность порта, зависимость: при повышении ими цен на необходимые порту оборудование, технику, топливо или электроэнергию  стоимость предоставляемых портом услуг также будет повышаться, что может негативно сказаться на его конкурентоспособности.

С другой стороны, чем выше качество оборудования и  рабочей силы, тем выше будет и  качество продукции порта, что положительно скажется на его конкурентоспособности. Важно иметь альтернативных поставщиков.

Выбор поставщиков - задача сложная и ответственная. Опыт показывает, что менять поставщика - процедура болезненная с непредсказуемыми последствиями. Если все же связи нарушаются или поставщик оказывается несостоятельным, то следует обратиться к выбору нового поставщика. Однако этот шаг должен быть тщательно взвешенным. К новому поставщику следует сразу предъявлять повышенные требования. Считается, что лишиться поставщика легко, труднее найти нового.

Эффективность снабжения  сырьем, материалами, комплектующими изделиями, рабочей силой во многом зависит от знания всех возможных поставщиков и их потенциала, умения работать с ними в непосредственном контакте.

 

      1. Анализ маркетинговых посредников и их роль  функционировании предприятия

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие порту в  продвижении, сбыте и распространении его услуг среди клиентуры. К ним относятся торговые посредники, фирмы-специалисты по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения. Торговые посредники - это деловые фирмы, помогающие порту подыскивать клиентов.

Широкая сеть маркетинговых  посредников способна оказать помощь фирме в продвижении и сбыте  ее продукции.

Агентства по оказанию маркетинговых услуг – различные  рекламные агентства, организации  средств рекламы и консультационные фирмы по маркетингу - помогают порту точнее продвигать его услуги на подходящие для него рынки.

Порт может  выполнять все необходимые работы и самостоятельно, однако, если же руководство  принимает решение о необходимости  воспользоваться услугами специальных фирм, необходимо тщательно изучить экономическую целесообразность этих мероприятий. Агентства по оказанию маркетинговых услуг влияют на конкурентоспособность порта, которая определенным образом зависит от проводимой ими рекламной кампании (если это рекламные агентства), от информации о состоянии рынка и предложенных стратегий поведения в данной ситуации (если это консультационные фирмы).

Информация о работе Стратегический план маркетинга предприятия